Формирование и развитие творческих способностей у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
статья на тему

Дедяева Галина Александровна

     Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это особые дети в работе с которыми развитие творческих способностей имеет немаловажное значение. Занятие творческим трудом, изобразительной  деятельностью является для них средством коррекции недостатков, имеет лечебное воздействие, способствует их социализации.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование и развитие творческих способностей у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

     Актуальность.

     Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это особые дети в работе с которыми развитие творческих способностей имеет немаловажное значение. Занятие творческим трудом, изобразительной  деятельностью является для них средством коррекции недостатков, имеет лечебное воздействие, способствует их социализации.  Для детей важен сам процесс творчества, от него они получает прилив сил и удовольствия, уходят проблемы, стресс. Изделия, к которым прикасались руки детей, приобретают неповторимость. Предметно-практическая деятельность наиболее доступна и понятна для детей с умственной отсталостью. Разнообразие видов деятельности обеспечивает работу всех процессов головного мозга, наилучшим образом влияет на развитие личности, что является целью современного образования.

D:\Галя флешка\ПРОЕКТ подарок ветерану\Новая папка\DSCN4257.JPG

Цель: развитие творческого и личностного потенциала детей с умственной отсталостью.

Задачи:

  • создать условия для развития творческой активности детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность;
  • формировать умения и навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги, совершенствовать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования и цветоведения;
  • обогащать словарь ребенка специальными терминами, развивать умения следовать устным инструкциям;
  • развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, художественный вкус, творческие способности и фантазии детей, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;
  • развивать познавательные интересы, аналитико-синтетические способности ребенка, возможности сравнивать и обобщать;
  • воспитывать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

Тематика мероприятий составляется по индивидуальным возможностям и способностям детей, предусматривается уровень имеющихся умений и навыков, самостоятельности, умение контактировать в коллективе. Дифференцированный подход позволяет индивидуализировать сложные изделия: подготовленным, имеющим опыт детям предлагаются сложные работы, слабым с плохо развитой моторикой даются простые задания. В тоже время обучающий и развивающий смысл мероприятия сохраняется. Все это помогает уберечь воспитанников от страха перед трудностями, приучить, не бояться озвучивать и воплощать свои идеи и замыслы.

    Формы проведения мероприятий разнообразны, это и экскурсии, путешествия, игры, беседы, практические занятия.

    Применение вовремя занятия игр, сюрпризных моментов, загадок, сказок, стихотворений, пословиц способствует психологической разгрузки, будит фантазию, положительно влияет на развитие интеллектуальных способностей.

     Организуя мероприятия, руководствуюсь следующими методами.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  •  словесный - устное изложение материала, беседа, рассказ.
  •  наглядный -  показ иллюстраций, презентаций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.
  •  практический  - выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
  •  репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа детей

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
  • групповой – организация работы в группах.
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и другие.

 Формы работы:

  • индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
  • групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
  • коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)

    Бумага.

     Здесь пределу творчества нет конца. Сколько всего интересного, красивого и полезного можно смастерить из, казалось бы, такого простого материала.

     Не только увлекательна, но и познавательна любая работа с бумагой, будь это вырезание или плетение. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку.

D:\Галя флешка\ПРОЕКТ подарок ветерану\Новая папка (3)\DSCN4047.JPG    D:\Галя\фотки мама\Новая папка\Новая папка\DSCN5265.JPG

     Аппликация способствует развитию творческих способностей, стимулирует сенсорное развитие, чувство света, формы, глазомер, ориентировку в пространстве.  Выполняем аппликационные работы из различного материала, как плоскостные, так и объемные.

F:\Новая папка\DSC_0235.JPG          F:\Новая папка\DSC_0238.JPG            D:\Галя\Новая папка\IMG_20161126_075537.jpg

D:\Галя\фотки мама\Новая папка\Новая папка\DSCN5257.JPG 

 

    Торцевание – достаточно новая и интересная техника, она привлекает детей своей красочностью воздушностью. Выполняем как плоскостное, на бумаге так и объемное торцевание и на пластилине. Техника выполнения не очень сложная вполне доступна для детей с умственной отсталостью.

F:\Новая папка\DSCN4270.JPG          http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/1_798260c27d933601352a196827a92aa6.jpg.jpg

     Квиллинг,  бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

F:\Новая папка\DSC_0261.JPG       C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC_0051.jpg

      Оригами – искусство складывания бумажных фигурок. Оригами имеет многостороннее воздействие на детей: это и развитие мелкой моторики, и всех психических процессов. Воспитывает усидчивость, самостоятельность, целеустремлённость, активность ребёнка.

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Новая папка (3)\IMG_20161203_113715.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Новая папка (3)\IMG_20161203_113831.jpg  C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Новая папка (3)\IMG_20161203_113638.jpg

     Пейп-арт – бумажное искусство. Эта техника (нить из салфеток) придумана в 2006 году Татьяной Сорокиной.

     Пейп-арт  работает с дешёвым, бросовым материалом, тем самым даёт вторую жизнь уже отжившим предметам.

    Работа в данной технике влияет на проявление фантазии, творческих способностей, развивать внимание, речь, память, мелкую моторику рук; формирует самостоятельность, ответственность, аккуратность.

D:\Галя\картинки  папка (3)\P1010240.JPG    D:\Галя\картинки  папка (3)\P1010261.JPG  D:\Галя\новогодние шары\P1010221.JPG

D:\Галя\картинки и поделки\буклет\Новая папка\P1010144.JPG    http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/9555_bd381cc1c7a6ce41612d6959e2fa0953.jpg.jpg

F:\Новая папка\DSCN3276.JPG                                      D:\Галя флешка\спец фото\P1010462.JPG

D:\Галя флешка\спец фото\DSCN4248.JPG

     Лепка из глины развивает мышление, воображение, фантазию, мелкую моторику рук. Глина благодатный материал, маленькие комочки творят  чудеса, рука становиться тверже, движения точнее.

     Работая с глиной попытались стать гончарами мастерами –игрушечниками, где учились не только превращать обыкновенную глину в весёлые игрушки, подарки, сувениры, но также узнали где берут глину, какими свойствами она обладает, какие существуют глиняные промыслы. Расписывали готовые работы.

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Новая папка (3)\IMG_20161203_113422.jpg          C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Новая папка (3)\IMG_20161204_110704.jpg

   Пластилинография – способствует снятию мышечного напряжения, развивает воображение, пространственное и художественное мышление, побуждает к самостоятельности, будит фантазию.

F:\Новая папка\DSC_0234.JPG        F:\Новая папка\DSC_0243.JPG           F:\Новая папка\DSC_0240.JPG

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Новая папка (3)\IMG_20161203_113342.jpg              C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Новая папка (3)\IMG_20161203_113403.jpg 

F:\Дедяева Г.А\DSC_1283.JPG              C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Новая папка (3)\IMG_20161203_114019.jpg

D:\Галя флешка\Новая папка (2)\DSCN3692.JPG    F:\Новая папка\P1010444.JPG

 Природный материал как нельзя лучше подходит для развития творческих способностей детей.

  Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то всё можно оживить и дать как бы вторую жизнь.

  Во время экскурсий и прогулок старалась, чтобы дети не остались равнодушными, проходя мимо, листика похожего на бабочку или шишки похожей на сову. А как украсила зима-волшебница деревья, словно кружево.

D:\Галя\разное\Новая папка (2)\DSCN5591.JPG                        D:\Галя\Новая папка\IMG_20160922_200013.jpg

 

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Новая папка (3)\IMG_20161204_131753.jpg                  D:\Галя\Новая папка\IMG_20160923_195121.jpg

     Изображение природы в рисунках также способствует проявлению детьми творческих способностей.  Работа здесь строится по следующему плану: непосредственное наблюдение живой природы, подкрепление этих наблюдений уточняющими беседами; просмотр картин и иллюстраций; знакомство с лучшими поэтическими образами описания природы.

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Новая папка (3)\IMG_20161204_122417.jpg                 C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Новая папка (3)\IMG_20161204_122341.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Новая папка (3)\IMG_20161204_122357.jpg                  C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Новая папка (3)\IMG_20161204_122428.jpg

Игра «Загадочный рисунок» развивает мышление, фантазию, творческие способности; воспитывает настойчивость и выдержку.

На основе начатого рисунка дети рисуют свои.

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Новая папка (3)\IMG_20161203_115158.jpg                   C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Новая папка (3)\IMG_20161203_114429.jpg

 Мягкая игрушка развивает вкус, фантазию, способствует творческому выражению индивидуальности.

F:\КОНКУРС 16-17\Проект Подарок своими руками\Фото поделки  на МОСКВУ\DSC_0029.JPG       D:\Галя\Новая папка\IMG_20161126_075626.jpg

                   

Много работ дети выполняют для конкурсов как школьных, так и всероссийских.

F:\Дедяева Г.А\DSC_0042.JPG        D:\Галя\НОВЫЙ ГОД  Галя\дедяева\DSC_0915.JPG

D:\Галя\Новая папка\IMG_20160926_200038.jpg                  D:\Галя флешка\ПРОЕКТ подарок ветерану\Нсалфетки\DSCN4239.JPG

Развитие творческих способностей у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) формирует инициативность, самостоятельность, учит жить по законам красоты, способствует успешной социализации и является одним из важнейших компонентом воспитания в интересах, человека, общества, государства.

Литература

  1. Аппликация и бумагопластика. – М.: АРТ, 2008. - 164с., ил.
  2. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. – М.:
  3. Новая Москва, 1925.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Спб.: СОЮЗ, 1997.
  5. Горичева В.С. «Сделаем сказку из глины» - Ярославль: Академия развития, 1998
  6. Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160с., ил.
  7. http://tutknow.ru/
  8. http://webdiana.ru/
  9. http://zaxvatu.net/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития творческих способностей у детей с умственной отсталостью

В материале собран теоретический материал об особенностях развития творческих способностей у детей с умственной отсталостью на уроках технологии....

Методическая разработка (опыт работы)«Практико-ориентированные задания на уроках математики, направленные на формирование жизненных компетенций у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации модели АГРОШКОЛА»

Основным направлением развития коррекционной школы сегодня является поворот обучения к ребенку. В Федеральном Законе об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, одной из актуальных зада...

"Формирование и развитие творческих способностей у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".

Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это особые дети в работе с которыми развитие творческих способностей имеет немаловажное значение. Занятие творческим трудом, изобр...

Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Мастер класс для педагогов  «Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...

Выступление на семинаре по дефектологии «Развитие читательских интересов у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»

Работа с книгой, занимающая ведущее место в системе обучения ребёнка с ограниченными интеллектуальными возможностями, способствует не только его читательскому развитию, но и приводит к заметным...

Формирование и развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями

Современное общество предъявляет все более высокие требования к человеку. Однако в последнее время обозначилась тенденция к увеличению количества детей, имеющих сложности биологического и социального ...

Педагогический опыт "Игровые технологии развития математических способностей младших подростков , имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения)"

В опыте описаны игровые технологии развития математических способностей младших подростков , имеющих умственную отсталость....