«Модель организации досуга детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной среды школы-интерната в соответствии с требованиями ФГОС»
материал на тему

Под досуговой деятельностью - мы понимаем составную часть учебно-воспитательного процесса в школе - интернате, одну из форм организации свободного времени обучающихся, воспитанников. Внеурочная деятельность помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_doklad.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РМ

ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей

сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья»

ДОКЛАД

НА СЕМИНАР ПО ДЕФЕКТОЛОГИИ

«Модель организации досуга детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной

среды школы-интерната в соответствии с требованиями ФГОС»

Подготовила: Овечкина И.А.

Инсар, 2018


Любой ребенок в процессе своей досуговой деятельности сталкивается с различными сферами общественной жизни. Посредством досуга он познает мир литературы, искусства, техники, спорта, природы, по собственному влечению занимается различными видами полезной деятельности.

Так что же такое детский досуг? В отечественной науке до сих пор нет общепринятого определения.

Досугом называется деятельность, отношения, состояние ума.  Ф. С. Махов, А.Т. Куракин, В.В. Фатьянов отождествляют досуг со свободным временем, Б. Э. Вульфов, Л. Н. Николаева, М. М. Поташник - с внешкольной и внеклассной работой, Л. К. Балясная, Т. В. Сорокина - с внеучебным временем. В условиях интернатного учреждения досуг целесообразно отождествлять с внеурочной деятельностью.

 Под досуговой деятельностью - мы понимаем составную часть учебно-воспитательного процесса в школе - интернате, одну из форм организации свободного времени обучающихся, воспитанников. Внеурочная деятельность помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении.

Досуговая деятельность - это не только биолого-физиологическая потребность детского организма в отдыхе, т.е. досуг выполняет не только психофизиологическую функцию, но и социокультурную, которая характеризуется следующим:  

  • ей свойственна целенаправленность и продуманность;
  • осуществляется в свободное время ребенка и протекает как индивидуально, так и коллективно;
  • ее отличает относительная свобода (в зависимости от состояния здоровья и самочувствия ребенка) выбора досуговых мероприятий и намерений взрослых (программ) связанных с саморазвитием (что чаще всего носит непроизвольный характер), общением, оздоровлением на основе добровольности, активности, инициативы, как отдельного ребенка, так и различных групп;
  • она обусловлена региональными особенностями, традициями и характеризуется многообразием видов досуговой деятельности на основе разнообразных интересов ребят;
  • способствует познанию детьми культуры и искусства, формированию их базовой культуры через творческую деятельность родителей (взрослых), основанной на культурологических знаниях, духовной культуре; развитию творческой деятельности ребенка;
  • досуговая деятельность всегда носит этико-эстетическую норму культуры поведения и формирует у ребенка такие качества, как человечность гуманность, порядочность и увлеченность.

Поэтому развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством творческой деятельности стимулирует их креативное развитие. В искусстве и музыке проявляются неречевые формы общения, которые дополняют, корригируют и расширяют вербальный опыт ребенка или заменяют его.

Исходя из видов культурно-досуговой деятельности, которые многообразны, и их можно классифицировать, следующим образом:  

  • отдых (активный и пассивный);
  • развлечения (распространены три вида развлечений по степени активности участия детей: дети являются только слушателями или зрителями, дети - непосредственные участники, участники и взрослые и дети);
  • праздники (народные и фольклорные, гоударственно- гражданские, международные, православные, бытовые и семейные);
  • самообразование (целенаправленная познавательная деятельность: чтение литературы, экскурсии, посещение театров и музеев и т.д.);
  • творчество.

Досуговая деятельность должна строится таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, по своим возможностям был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни. 

Досуг способен объединить и отдых, и труд. Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми с ОВЗ фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, преодолевать личные недостатки. Досуг в существенной степени ответственен за формирование характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и д.р.

Досуг способен стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в реабилитации детей с нарушениями интеллекта. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку с ОВЗ реализовать то лучшее, что в нем есть.

Вернёмся к вопросу, что же такое внеурочная деятельность?

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированная основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность -образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

  Целью  внеурочной деятельности является -создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Внеурочная деятельность решает следующие задачи:

  •  обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Для организации внеурочной деятельности необходимо соблюдать  определенные условия:

  • родительский запрос;
  •  наличие учебно-материальной базы;
  •  наличие укомплектованных штатов и подготовленных кадров;
  •  соблюдение СанПиНов, требований к сменности занятий и составлению расписания;
  •  ОУ самостоятельно выбирает формы, средства и методы организации внеурочной деятельности в соответствии с уставом и с Законом РФ «Об образовании»                        

Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стали:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся;
  • оптимизация учебной нагрузки обучающихся;
  • преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • выбор деятельности на основе личных интересов и склонностей ребёнка с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности и они тесно связаны с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе.

Основные направления и формы организации внеурочной деятельности

В соответствии с Учебным планом время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет: в младших классах 1-3 класс 404 часа на1 класс 132 часа, на 2-3 класс 136 часов в год. Распределение часов осуществляется следующим образом: недельная нагрузка ― 4 ч,

Внеурочная деятельность в школе-интернате организуется по  следующим направлениям развития личности:

  • коррекционно-развивающее,
  • нравственное,
  • спортивно-оздоровительное,
  • общекультурное,
  • социальное

По этим направлениям проходят занятия 1-3 классах «Школа здоровья», «Развитие речи», «Азбука добра», «Знакомые-ненакомцы».

Формы организации внеурочной деятельности разнообразны и их выбор определяется образовательной организацией: экскурсии, кружки, секции, соревнования,  праздники, общественно полезные практики, смотры-конкурсы, викторины, беседы, культпоходы в театр, фестивали, игры (сюжетно-ролевые, деловые и т.п), туристические походы и т. д.

Школа самостоятельно выбрала приоритетные направления внеурочной деятельности, определила формы её организации с учетом реальных условий, особенностей обучающихся, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).   На данных занятиях происходит приобретение обучающимися с умственной отсталостью социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия.                                                              

Хотелось бы конкретно остановится на коррекционно-развивающем направлении внеурочной деятельности.

В системе внеурочной деятельности проводится коррекционно-развивающая работа, предусматривающая организацию и проведение занятий, способствующих социально-личностному развитию обучающихся с умственной отсталостью, коррекции недостатков в психическом и физическом развитии и освоению ими содержания образования. Коррекционно-развивающее направление представлено коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными занятиями), ритмикой. Согласно требованиям ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью  и примерной АООП (вариант 1) были определены соотношение часов, отводимых на каждый вид коррекционно-развивающих занятий и ритмику, исходя из общего количества часов. На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики,   укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью. В ходе психокорреционных занятий осуществляется психолого-педагогическое воздействие, направленное устранению отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. Основные направления работы: познавательная сфера (формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов); эмоционально-личностная сфера (гармонизация пихоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля); коммуникативная сфера и социальная интеграция (развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения). На логопедических занятиях работа проводится в следующих направлениях: развитие всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи, развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), обогащение словарного запаса, коррекция нарушений чтения и письма, развитие коммуникативной стороны речи, расширение представлений об окружающей действительности. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме. Был осуществлен выбор курсов для групповых занятий, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании заключения психолого-педагогической медико-социальной комиссии и индивидуальной программы реабилитации.

Результативность внеурочной деятельности предполагает: приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия. Планируемые результаты внеурочной деятельности.

 В результате реализации программы внеурочной деятельности  должно обеспечиваться достижение обучающимися с умственной отсталостью: воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл,  некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, любви к близким и уважения к окружающим, пережил и прочувствовал нечто как ценность);  

эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.).

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням. 

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися с умственной отсталостью социальных знаний (о Родине, о ближайшем  окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательной организации, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой обучающийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов—получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование  социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательной организации, в открытой общественной среде.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся.  У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся с умственной отсталостью.

Проведя анализ современной психолого-педагогической литературы и нормативных документов, можно сделать вывод, что внеурочная деятельность — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Трудно переоценить роль такой формы досуговой деятельности, как коллективное творческое дело, которое направлено на коррекцию  коммуникативных связей обучающихся, воспитанников, формирует осознание себя как члена группы. Немаловажное значение имеют игровые технологии, т.к.   игра – одна из главных форм работы с детьми с нарушением интеллекта.   Она пробуждает у обучающихся, воспитанников познавательный интерес, ребенок  в процессе игры учится управлять собой, происходит коррекция эмоционально-волевой сферы, помогает решать проблемы личностного и профессионального самоопределения.

Таким образом, цель внеурочных занятий для детей с нарушением интеллекта можно сформулировать как развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей. Участие данной детей во внеурочной деятельности также положительно влияет на развитие и формирование базовых учебных действий (БУД).

Прежде всего, это касается таких БУД, как коммуникативные и регулятивные. Формирование коммуникативных базовых учебных действий позволяет ребенку с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) развивать социальную компетентность,  формировать продуктивные формы взаимодействия с социумом путем учета позиции других людей, партнера по общению или деятельности; умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, частично интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с субъектами общения. Формирование регулятивных базовых учебных действий обеспечивают ребенку с ОВЗ развитие произвольного поведения, направленного на организацию своей учебной деятельности.

Таким образом, можно отметить что, согласно ФГОС, организация занятий по направлениям внеурочной (досуговой) деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Данная деятельность позитивно влияет на весь процесс обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (опыт работы)«Практико-ориентированные задания на уроках математики, направленные на формирование жизненных компетенций у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации модели АГРОШКОЛА»

Основным направлением развития коррекционной школы сегодня является поворот обучения к ребенку. В Федеральном Законе об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, одной из актуальных зада...

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ ПО ДЕФЕКТОЛОГИИ

Добро творить,Как воздухом дышать, -Потребность, людямДанная от Бога.Лучами сердцаМир отогревать,И отдавать, и не считать,Что отдал много…”Марианна Озолиня...

Общие подходы к преподаванию дисциплин «Естествознание» и «Окружающий мир» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС

Аннотация. В статье речь идет о применении особых подходов к обучению умственно отсталых детей на примере дисциплин «Естествознание» и «Окружающий мир» в условиях реализации ФГ...

"Гражданско-патриотическое воспитание детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната"

Цели и задачи : -- Формирование у несовершеннолетних чувства патриотизма, любви к   Родине, чувства гордости за страну и свой народ.-- Формировать  у воспитанников духовно - н...

«Модель организации досуга детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной школы-интерната в соответствии с требованиями ФГОС

Любой ребенок в процессе своей досуговой деятельности сталкиваетсясразличными сферами общественной жизни. Посредством досуга он познает мир литературы, искусства, техники, спорта, природы, ...