"Гражданско-патриотическое воспитание детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната"
материал

Лобанова Ольга Павловна

Цели и задачи :

 

-- Формирование у несовершеннолетних чувства патриотизма, любви к   Родине, чувства гордости за страну и свой народ.

-- Формировать  у воспитанников духовно - нравственных качеств личности.

-- Воспитывать у несовершеннолетних неприятие агрессии, насилия и  войны.

-- Воспитание культуры межличностных отношений.

-- Развивать чувство уважения к старшему поколению.

-- Познакомить воспитанников с Государственной символикой РФ.

-- Расширить знания детей об истории родного края.

-- Раскрыть значение понятия «малая Родина».

-- Познакомить воспитанников с военным прошлым страны.

-- Познакомить с  православными традициями русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdansko-patrioticheskoe_vospitanie.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

     Один из важнейших вопросов, который стоит сегодня перед школой, – возрождение духовных традиций России с очень чёткой фиксацией в сознании ребёнка таких понятий, как Родина, Отечество, Отчизна, родной край, гражданин, патриот, герой, ветеран войны и труда.

     Воспитание и обучение должно быть построено так, чтобы ребёнок, выросший в нашей стране, не стал человеком, которого абсолютно не волнует судьба своей Родины. Именно школа – то место, где возможно целенаправленное воспитание граждан и патриотов России, людей, которые будут гордиться своей Родиной, а значит, когда это будет необходимо, смогут ее защитить.
    В нашу коррекционную школу-интернат приходят разные дети: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания, передать наследие нравственных и эстетических ценностей родной культуры. Это совсем не просто, приходится преодолевать ряд трудностей и проблем: недостаточный уровень культурологических знаний и познавательной активности, заинтересованности, потребности участвовать во внеурочной и внеклассной работе. А ведь именно 
внеурочная деятельность имеет ярко выраженные воспитательные функции, общественно полезную направленность, обладает возможностью гражданско-патриотического воспитания.
    Патриотизм начинается с привязанности человека к родному дому, школьному коллективу, ближайшему окружению. Среда, в которой воспитывается и развивается школьник, оказывает огромное влияние на его внутренний мир, на формирование преданности и любви к своему окружению, к школе, к отечеству. Воспитанники нашей группы из разных семей, а у многих вообще нет семьи. Зачастую для этих ребят сотрудники школы-интерната и одноклассники – это и есть семья.

      Большая работа по гражданско – патриотическому воспитанию учащихся ведется и в нашем образовательном учереждении.

      На каждый учебный год я составляю план коррекционно – воспительной работы с воспитанниками по данному направлению, с учетом возраста детей, опираясь на календарь знаменательных дат.

     

Цели и задачи которые я ставлю перед собой это: 

-- Формирование у несовершеннолетних чувства патриотизма, любви к   Родине, чувства гордости за страну и свой народ.

-- Формировать  у воспитанников духовно - нравственных качеств личности.

-- Воспитывать у несовершеннолетних неприятие агрессии, насилия и  войны.

-- Воспитание культуры межличностных отношений.

-- Развивать чувство уважения к старшему поколению.

-- Познакомить воспитанников с Государственной символикой РФ.

-- Расширить знания детей об истории родного края.

-- Раскрыть значение понятия «малая Родина».

-- Познакомить воспитанников с военным прошлым страны.

-- Познакомить с  православными традициями русского народа.

 

      В своей работе по гражданско-патриотическому воспитанию детей я использую разные методы и формы: тематические беседы, оформление стендов, праздничные концерты, конкурсы рисунков и викторины. Просмотр тематических документальных и художественных фильмов, занятия с показом презентаций. Разучивание игр, стихов, песен, танцев.

     Формирование краеведческих знаний при знакомстве с родным городом и ее историей в настоящее время актуально. Чтобы воспитать гражданские качества необходимо развить в детях любовь к истории родного края, его природе, сформировать положительное отношение к культурным и моральным ценностям, которые веками накапливались и оберегались нашим народом, раскрывая значение понятия «малая Родина». Для этого мною проводились беседы «Моя малая Родина», «История возникновения города в котором мы живем», экскурсии по городу. Для яркости впечатлений  и поддержания интереса воспитанников     использовала  наглядный материал: фотографии, видеоматериал.

 Российскаяземля   край  щедрой  природы,  незыблемых традиций  и богатой событиями истории. Все дальше в глубь истории  уходят  героические  и трагические события Великой Отечественной войны, но должны жить  в  нашей  памяти имена тех, кто ценой своей жизни  отстоял  честь,  свободу  и независимость нашей Родины.

Я знакомлю ребят с боевыми и трудовыми подвигами народа, Российской и Советской армии, воспитываю у учащихся чувство гордости за подвиги разных поколений защитников Отечества и стремление подражать им.

Для этого мной с воспитанниками проведен  ряд мероприятий:

Беседы «День героев отечества», «России верные сыны», «Юные герои антифашисты».Презентация «Беслан»

Беседа и возложение цветов к мемориалу павшим воинам.

     Я изучаю с воспитанниками  историю возникновения Государственной символики России. Знакомлю с православными традициями русского народа, с народными промыслами, с истоками  национальной культуры, с русским фольклором, народно-прикладным искусством. Знакомлю ребят с правами и обязанностями гражданина РФ.

     Много интересного узнали воспитанники о полетах человека в космос. Каждая такая беседа сопровождалась показом  презентации.

Например: Занятие «12 апреля- День Космонавтики»; викторина на тему: «Космическое путешествие».

     Проводила  занятие с показом презентации «Герб, Флаг, гимн, Конституция РФ».

     Формирование гражданственности идет через воспитание нравственности, которое направлено на формирование системы практических знаний о нормах и правилах поведения в обществе, воспитание чувства чести и благородства.

     Гражданско – патриотическое воспитание тесно переплетается с морально – нравственным воспитанием.С воспитанниками группы проводила беседы на темы:«Дружба. Кого можно назвать другом?» 

«Искусство общения».

«Я и другие».

«Золотое правило нравственности».

«О вежливости и культуре»,

«Мои дела и поступки как человека и гражданина».

«Дружбой дорожить умей».

     В рамках православного воспитания, которое также переплетается с гражданским воспитанием,  мы проводили праздник «Светлое пасхальное воскресенье»

     С целью приобщения воспитанников к  православным традициям русского народа, знакомства с русским фольклором и народно – прикладным искусством, проводила беседы на эту тему.   

     Ведя работу по гражданско – патриотическому воспитанию  я решаю задачу воспитания ребенка как личности, всесторонне развитой, умеющей ориентироваться в обществе, общаться с окружающими людьми, уважать себя, людей, любить свой народ, свою Родину, чувствовать и оберегать природу, видеть ее красоту, желание оберегать все, что окружает человека в жизни. Наши дети должны свободно общаться за пределами школы, иметь элементарные морально-этические нормы поведения и восприятия окружающей действительности.

ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья»

Выступление на семинаре по дефектологии.

"Гражданско-патриотическое воспитание детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната"

                                                Подготовил: воспитатель Лобанова О.П.

                                   

Инсар  2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (опыт работы)«Практико-ориентированные задания на уроках математики, направленные на формирование жизненных компетенций у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации модели АГРОШКОЛА»

Основным направлением развития коррекционной школы сегодня является поворот обучения к ребенку. В Федеральном Законе об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, одной из актуальных зада...

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ ПО ДЕФЕКТОЛОГИИ

Добро творить,Как воздухом дышать, -Потребность, людямДанная от Бога.Лучами сердцаМир отогревать,И отдавать, и не считать,Что отдал много…”Марианна Озолиня...

«Модель организации досуга детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной среды школы-интерната в соответствии с требованиями ФГОС»

Под досуговой деятельностью - мы понимаем составную часть учебно-воспитательного процесса в школе - интернате, одну из форм организации свободного времени обучающихся, воспитанников. Внеурочная деятел...

Общие подходы к преподаванию дисциплин «Естествознание» и «Окружающий мир» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС

Аннотация. В статье речь идет о применении особых подходов к обучению умственно отсталых детей на примере дисциплин «Естествознание» и «Окружающий мир» в условиях реализации ФГ...

«Модель организации досуга детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной школы-интерната в соответствии с требованиями ФГОС

Любой ребенок в процессе своей досуговой деятельности сталкиваетсясразличными сферами общественной жизни. Посредством досуга он познает мир литературы, искусства, техники, спорта, природы, ...