Сообщение на тему: Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время
статья на тему

Сысова Галина Павловна

Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить духовно- нравственному воспитанию  важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить детей от мира жестокости и грубости, познакомить ребенка с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия. Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_dukhovno-_nravstv.kachestv.docx31.26 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ШЕБЕКИНСКОГО РАЙОНА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Масловопристанская средняя общеобразовательная школа

Шебекинского района  Белгородской области»

Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся  через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время

Подготовила учитель православной культуры Сысова Галина Павловна

Маслова Пристань- 2012

Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся  через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время

     Для воспитания детей нужен не великий ум,

                                                                           А большое сердце-  способность к общению,

                                                К признанию равенства душ  

                                                                                                                                 С.Соловейчик

           Несмотря на наметившиеся позитивные тенденции социального характера, в настоящее время в нашей стране сохраняется обстановка, обусловленная кризисными явлениями в духовно- нравственной и социокультурной сферах общества. Это не могло не отразиться на духовном и нравственном здоровье человека (прежде всего подрастающего), которое вызывает сегодня особую тревогу, поскольку именно «питание духа» и образование нравов детей - важнейшая проблема национальной безопасности отдельно взятого государства и общечеловеческой безопасности на уровне земной цивилизации.

           Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.

        Составляющие духовной жизни человека: нравственная, эстетическая, религиозная.

По словам В.В. Зеньковского,  «все три составляющих духовной жизни находят свое выражение в чувствах, работе ума и активности»

 Таким образом, духовно-нравственное воспитание – это развитие у ребёнка:

 нравственной способности – к различению добра и зла;

 эстетической способности – к различению прекрасного и безобразного;

 религиозной способности – к различению истинного и ложного.

         Если же мы обратим свой взор к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. И чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания, необходимы духовно здоровая семья и школа.

        Нравственное формирование человека начинается с рождения. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьников.

        Какие же основные ориентиры духовно-нравственного воспитания в современной школе необходимо вычленить, какие интегративные понятия и характеристики обозначить в качестве идеальных оснований, к которым следует стремиться учащимся.

Мы считаем, что наиболее значимыми, как показывает педагогическая практика и её анализ, являются:

           Гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру.

           Ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями.

           Долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой.

           Совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека.

           Чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку.

           Гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе.

   Акцент на данные характеристики позволяет осмысливать школьникам, приобщаться в процессе воспитания и осваивать в соотнесении со своими проявлениями такие собирательные и образные понятия как:

           Культура чувств – умение и стремление к эмоциональному самопроявлению в горизонте меры и нравственности.

           Способность к нравственному усилию, как основание для самооценки, самоопределения и самосовершенствования.

           Чувство эмпатии – эмоциональное «чувствование» другого, соизмерение своего поведения в соответствии с состоянием другого человека. На основе способности к эмпатии развивается толерантность как терпимость к инакомыслию, вероисповеданию и соответствующему в связи с этим проявлению.

           Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы, уклада, которые бы способствовали духовному становлению ученика, пробуждали в нем желание делать добро.
           Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить духовно- нравственному воспитанию  важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить детей от мира жестокости и грубости, познакомить ребенка с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия. Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка.

        Мы считаем, что именно беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Самопознанию, самоусовершенствованию, умению остаться один на один с собственной душой, посвящена работа педагога, его специальные беседы. Мы призываем своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали, и никогда не противоречат истинным этическим нормам.

           Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы, уклада в школе, которые бы способствовали духовному становлению ученика, пробуждали в нем желание делать добро.
          Я на своих уроках православной культуры  и других занятиях  стараюсь, чтобы дети чувствовали себя психологически комфортно, не боялись высказывать свои мысли,   стараюсь находить подход к каждому. Использую любые ситуации,  моменты урока для воспитания нравственных качеств и эстетических чувств. Учу  детей жить в гармонии и согласии с самим собой, с другими людьми, с окружающим миром, быть терпимыми и добрыми к людям, стараюсь  воспитать у своих учащихся интерес к познанию, любовь к труду, уважение к чужому труду, формирую активную жизненную и гражданскую позицию на основе традиций русской культуры в различных аспектах:

а) культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры);

б) нравственно-этическом (нравственное православно - христианское учение о человеке, цели его жизни, смысле отношений с другими людьми, Богом, миром);

в) этнокультурном (на основе национальных православных традиций русского народа).

 Считаю, что основное назначение трудовой деятельности в школе и классе (уборка территории, наведение порядка в кабинетах, трудовые десанты в лес, к водохранилищу) состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление заботы о себе и окружающих. Трудовая деятельность в школе многофункциональна: происходит физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками, т.е. умение работать согласованно, намечать последовательность действий, производить корректировку цели.

         Основная наша цель – воспитательный эффект: помочь ребенку ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость от того, что его деятельность полезна окружающим.

        Духовно-нравственное воспитание нельзя решить только в рамках школьного образования. Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума: как взрослых, так и детей.

           Я считаю, что очень важно учить родителей воспитанию детей на родительских лекториях, привлекать их к участию в общешкольных делах.

          Только совместно, объединив усилия государства и общества, обратив особое внимание на семью, можно решить проблему появления нового здорового поколения XXI века, а значит, и процветания России.

          Образование - та сфера общественной жизни, где воспроизводится нация, где передается от поколения к поколению социально-культурный опыт, накопленный народом за века и тысячелетия его исторического развития.
           Дмитрий Сергеевич Лихачев в своих письмах писал: «В жизни надо иметь служение - служение какому-то делу. Пусть это дело будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.         В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта - самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе».

         Духовно-нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение :Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время

Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить духовно- нравственному воспитанию  важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога являе...

Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время

Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить духовно- нравственному воспитанию  важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога являе...

Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время

Духовно-нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения...

Статья на тему "Развитие духовно - нравственных качеств личности в процессе обучения на уроках английского языка"

В данной статье нами проводится обзор наиболее доступных и применяемых технологий, методов и приемов в обучении языку, с помощью которых можно работать над развитием качеств личности. Данная задача пе...

Из опыта работы «Формирование духовно-нравственных качеств личности посредством диалогового взаимодействия на уроках литературы»

        В условиях современного общества, перехода на новые образовательные стандарты необходимо создание условий для формирования внутреннего субъектного мира личности школ...