Главные вкладки

    Статья на тему "Развитие духовно - нравственных качеств личности в процессе обучения на уроках английского языка"
    статья по английскому языку по теме

    Гараева Динара Борисовна

    В данной статье нами проводится обзор наиболее доступных и применяемых технологий, методов и приемов в обучении языку, с помощью которых можно работать над развитием качеств личности. Данная задача перекликается с требованиями ФГОС к результатм обучения, где во главу угла поставлены личностные резуультаты. В частности, мы иллюстрируем свою информацию примерами из личной практики, раскрываем темы, в ходе которых идет особенно активно достижение личностных результатов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_duhovno.docx21.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие духовно - нравственных качеств личности в процессе обучения на занятиях английского языка

    Гараева Динара Борисовна

    Учитель английского языка

    СОШ № 175, г. Казань

    Со школьной скамьи педагогического института мы чётко заучиваем истину: «Целью учебно-воспитательного процесса является формирование гармоничной, всесторонне развитой личности …».

    Многие отечественные педагоги отмечали значимую роль духовно-нравственного воспитания школьников, подчёркивая его значимость наравне с учебной целью. Так, К.Д. Ушинский, заложивший научные основы педагогической мысли в России, особенно подчёркивал роль духовного и нравственного воспитания как основы развития индивидуальности, личности. В статье “О нравственном элементе в воспитании” он утверждал, что нравственность не есть необходимое последствие учёности и умственного развития. Этическое воспитание важнее, чем развитие ума вообще, наполнение головы знаниями. Можно добавить, что образование ума невозможно без развития нравственного сознания и опыта претворения в жизнь нравственных ценностей и устремлений.

    Безусловно, на уроках мы преследуем несколько целей. Центральная цель – учебная, что должны усвоить учащиеся к концу уроку, чему научиться. Однако каждый рефлексирующий педагог знает, что на уроке у него есть и другие цели. Это и воспитательная цель. Наша миссия – воспитать, сформировать личность, способную успешно жить в современном обществе. Для этого необходимо иметь набор ценностей и качеств в своём багаже.

    Итак, в процессе всего образовательного процесса формируются и развиваются такие духовно-нравственные качества личности школьника, как доброта и отзывчивость по отношению к людям, искренность, умение тонко чувствовать, сопереживать и помогать друг другу в трудной ситуации, открытость, чуткость, толерантность.

    Перед современным учителем стоит задача использовать в духовно-нравственном воспитании как традиционные метода, формы и приёмы, так и современные. Так как я работаю в младшем звене, хотелось бы сделать упор на методы, применяемые с младшими школьниками. В первую очередь  традиционные методы духовно-нравственного воспитания школьников.

    Для методики начального обучения предлагается следующая классификация методов:

    1. метод устного изложения знаний (рассказ учителя, объяснение, сообщение учителя, беседа);

    2. метод работы с печатным словом (объяснительное чтение материала);

    3. метод наглядного обучения.

    А современными считаются различные формы деятельности, направленные на развитие соответствующих качеств личности. Это формы взаимодействия: групповые, парные. В процессе парной и групповой работы воспитывается чувство ответственности за выполнение задания, учащиеся привыкают помогать друг другу и осуществлять контроль над товарищем, а это развивает внимание, способствует развитию чувства коллективизма. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения.

    Такие формы особенно удачно применяются на уроках английского языка, так как говорение и говорение во взаимодействии с другими участниками учебно-воспитательного процесса типично для предмета английского языка.

    Итак, перейдём к собственному опыту использования некоторых форм духовно-нравственного развития школьников на примере обучения по УМК М.З.Биболетовой «Enjoy English”.

    Так, в УМК для 2 класса заложены базовые темы, формирующие нравственную личность. Во-первых, в учебном процессе российские школьники и дети стран изучаемого языка, представлены в ситуациях, которые позволяют на доступном для младших школьников уровне обсуждать такие вопросы, как любовь к своей семье, здоровый образ жизни, трудолюбие, почитание родителей, забота о старших и младших, отношение к учебе, интерес к творчеству в разных его проявлениях.

       Так, например, работая по теме “Моя семья” в 2 классе, учащиеся изучают родословную своей семьи, а затем предоставляют проекты генеалогических деревьев. Ребята с большим интересом работают над  проектом. Составляя родословную, школьники учатся любить, ценить и уважать своих близких и родных. Это работа, кроме того, дает большой воспитательный эффект. Учащиеся начинают ощущать связь истории своей семьи с историей родины.     Более глубоко тема семьи и семейных ценностей затрагивается в 4 классе при изучении раздела «Having a Good Time With Your Family». При изучении данной темы идет формирование осознанности младших школьников частью своей семьи, ее традиций, устоев и обычаев. В рамках данной тематики ребята обсуждают следующие вопросы: Being happy together! What do you do to help your family? Let us try to be polite.

       На уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстра-лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации.

       Так например, в 3 классе ребятам предлагается подумать над здоровым образом жизни. Например, вот одно из таких заданий: Прочитай статью из газеты доктора Хелса «Would You Like to Be Healthy?». Скажи, что ты должен делать, чтобы быть здоров. После работы над данной темой я предлагаю учащимся составить рассказ, что они должны и не должны делать, чтобы быть здоровыми. Теме распорядка дня, также уделяется внимание в 3 классе. В процессе обсуждения данной темы, у ребят формируется представление о правильном, хорошо спланированном дне. Ребята рассказывают не только о том, что они делают каждый день, но также они составляют сообщения о распорядке дня членов своей семьи, что учит их внимательно и уважительно относиться к членам  своей семьи.

       При изучении английского языка в начальной школе, существенное место уделяется и современным проблемам бережного отношения к природе и природным ресурсам, осознанию необходимости сохранения разнообразия природы не только родной страны, но и всей планеты Земля, что закладывает основы формирования экологического сознания младших школьников.

       Эти темы затрагиваются в 4 классе, при изучении  раздела «Being Happy in the Country and in the City». В ходе изучения этого раздела обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки уважительного отношения к своей Родине, своей малой Родине, к своему селу. Воспитательный аспект таких уроков – это осознание понятия Родина, “малая Родина”, более глубокое осознание своей культуры.

       Помимо этого ребята учатся уважительно относиться к миру животных. На формирование связей человека и окружающего мира направлены такие задания, как:  Say what animals and people do for each other, Look at the pictures and say which animal is the most useful. Why?

        Школа осуществляет подготовку ребенка к последующему участию в процессе межличностного и межкультурного взаимодействия через обучение иностранному языку. При этом ее задача – воспитывать у ребенка толерантность, позитивное и заинтересованное восприятие иноязычной культуры и вместе с тем, развивать у школьников уважение по отношению к культуре собственного народа.

       Процесс восприятия иноязычной культуры идет через обогащение внутреннего опыта ребенка, путем формирования у него познавательных и коммуникативных навыков. Начиная первый урок английского языка в 2 классе, я спрашиваю ребят, а зачем они хотят выучить английский язык, для чего он им пригодится в будущем? Я рассказываю им о странах, где говорят на английском языке, столицах этих стран, и люди, каких национальностей живут в этих странах. Кроме этого, учебник Биболетовой М.З. знакомит учащихся 2 класса (в очень доступной форме, в Уроке 1) с интернациональными словами.

       Учебники Биболетовой М.З. насыщены фольклором, песнями, стихами и сказками художественной литературы на английском языке, которые  являются образцами иноязычной речи. Они развивают не только память, внимание, воображение и творческие способности, но и приобщают ученика к новым социокультурным знаниям. Знакомясь с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы у учащихся формируется дружелюбного отношение и толерантность к носителям другого языка.        Начиная со 2 класса содержание текстов, заданий и упражнений направлены на развитие идеи диалога культур России и изучаемых стран.

       Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих.

       Большими возможностями для формирования духовно-нравственного сознания обладают уроки, посвященные изучению традиций Нового года и Рождества в Англии и России, которым уделяется внимание на всех уровнях обучения  иностранному языку в начальной школе.

    Специфичной формой коллективного взаимодействия школьников на уроке английского языка является ролевая игра. Время от времени я использую этот метод на уроках. Младшие школьники легко вовлекаются в процесс. И развитие соответствующих  нравственных качеств происходит естественно, через другую деятельность.

    Так, добавив несколько реквизитов на уроке, урок оживляется. Много диалогов-ролевых игр по типу «Познакомься с учеником из другой страны». Мы пользуемся флажками англо-говорящих стран. Дети приобщаются к иноязычной культуре.

    Или же ролевые игры по этикету как нашей страны, так и англо-говорящих. Так, в УМК в 3-м классе мы разыгрываем ролевые игры «За столом», «У доктора» и др.

    В этих играх, так или иначе, в учащихся происходит процесс формирования нравственных качеств. Они учатся слушать, слышать, реагировать на собеседника, уважать его точку зрения; приобщаются к иноязычной культуре, в частности нормам поведения. Также вырабатывается понимание себя как личности, части социума, и в то же время интерес и уважение к окружающим.

     И, конечно, не последнюю роль играют проектная методика, обучения иностранным языкам. После изучения каждого раздела ребятам предлагается выполнить проект. Работа над проектом развивает не только творческие способности, но и воспитывает такие качества, как трудолюбие, настойчивость, инициативность; развивает волю, мышление, внимательность, воображение, память. В качестве проектов учащиеся делают и новогодние игрушки, и закладки, открытки, книжки-малышки, составляют меню для любимого героя и план каникул в волшебной стране, и многое другое.

    Специфика урока английского языка в том, что он насыщен активными формами коллективного взаимодействия. Наша задача как педагога – продумывая каждый урок, помнить, что в конце урока мы должны не только передать определённые знания и научить чему-то, в наших задачах – подобрать наиболее удачные формы работы на уроке, способствующие обогащению личности ученика.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение информационно - коммуникационных технологий в процессе формирования духовно - нравственных качеств личности воспитанников с ОВЗ

    «В воспитании ребёнка важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни, предметом собственных стремлений и личного счастья». И. В. С...

    Духовно-нравственное воспитание личности учащегося 5 класса на уроках английского языка с использованием современных ИКТ

    В статье рассматриваются основные направления духовно-нравственного воспитания личности учащегося 5 класса на уроках английского языка с использованием различных современных информационно-коммуникацио...

    «Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающегося в учебно-воспитательном процессе»

    Целью духовно-нравственного воспитания должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития. Эти цели конкретизируются в следующих задачах. 1. Воспитание цель...

    Статья по теме «Устное народное творчество как фактор развития духовно-нравственных качеств личности обучающихся»

    Духовно-нравственное воспитание является одним из приоритетных направлений в программе «Воспитания и социализации школьников». Духовно-нравственное воспитание в современных условиях &ndash...

    Из опыта работы «Формирование духовно-нравственных качеств личности посредством диалогового взаимодействия на уроках литературы»

            В условиях современного общества, перехода на новые образовательные стандарты необходимо создание условий для формирования внутреннего субъектного мира личности школ...