Статья по теме «Устное народное творчество как фактор развития духовно-нравственных качеств личности обучающихся»
статья (5 класс)

Румянцева Мария Алексеевна

Духовно-нравственное воспитание является одним из приоритетных направлений в программе «Воспитания и социализации школьников».

Духовно-нравственное воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс воспитания в каждом ученике гражданина и патриота, направленный на раскрытие способностей и талантов обучающихся, подготовку их к жизни в современном обществе.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.

Фольклор является неотъемлемой частью каждого народа, и он проявляется как в устно-поэтической форме, так и в духовной. На протяжении многих столетий создавались и передавались из поколения в поколение разнообразные фольклорные жанры, обряды, обычаи, верования.

 Устное народное творчество – отправная точка в мир художественного слова. Именно из произведений устного народного творчествамы постигаем духовную культуру предшествующих поколений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Устное народное творчество как фактор развития духовно-нравственных качеств личности обучающихся»

Духовно-нравственное воспитание является одним из приоритетных направлений в программе «Воспитания и социализации школьников».

Духовно-нравственное воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс воспитания в каждом ученике гражданина и патриота, направленный на раскрытие способностей и талантов обучающихся, подготовку их к жизни в современном обществе.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.

Фольклор является неотъемлемой частью каждого народа, и он проявляется как в устно-поэтической форме, так и в духовной. На протяжении многих столетий создавались и передавались из поколения в поколение разнообразные фольклорные жанры, обряды, обычаи, верования.

 Устное народное творчество – отправная точка в мир художественного слова. Именно из произведений устного народного творчествамы постигаем духовную культуру предшествующих поколений.

Перед нашим поколением стоит важная задача - сохранение исторической памяти. Лишь через связь с прошлым возможно осознание человеком идеи преемственности связи с наследием его предков, обычаями, жизненным укладом, культурой, развивает у школьников представление об Отечестве, долге, патриотизме.

В рамках программы духовно-нравственного воспитания на базе ГБОУ средняя школа № 298 Фрунзенского района реализуется программа внеурочной деятельности «Основы русского фольклора». Данная программа помогает определить содержание, основные пути развития духовно-нравственного и общекультурного воспитания и направлена на привитие чувства патриотизма, формирование исторических знаний об истории России, повышение уровня культуры каждого ребенка

Программа внеурочной деятельности «Основы русского фольклора» рассчитана на обучающихся 5 класса. 34 часа: 1 час в неделю.

Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма, что подразумевает воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории своей Родины.

Содержание программы предполагает изучение следующих разделов: «Славянская мифология», «Малые жанры русского фольклора», «Календарно-обрядовый фольклор», «Песенный фольклор», «Русские народные сказки», «Танцевальный фольклор».

Проверка результативности осваиваемой программы осуществляется путем диагностики, разработанной  старшим научным сотрудником Московского Института общего образования кандидатом филологических наук М.Ю. Новицкой.

Диагностика составлена таким образом, что она выявляет наличие знаний, умений, навыков на начало года и в конце года по вопросам: певческие навыки, игровые и танцевальные навыки, овладение фольклорным материалом. А так же диагностическая карта по ознакомлению школьников с отечественной историей и культурой: знание содержания сказок, малых фольклорных форм, народных праздников, игр, игрушек.

Зачетные занятия по каждому разделу программы являются своеобразным завершением освоения конкретных тем раздела, подведением итогов занятий в течение года с сентября по май.

Но, поскольку освоение традиционной культуры – это образ жизни, который включает в себя постепенную и целенаправленную организацию предметно-пространственной среды, внутреннее изменение каждого в процессе свободного принятия нравственных и эстетических ценностей народа, развития дружеских отношений между людьми, душевного и духовного общения между соотечественниками, то результативность занятий проявляется в  самостоятельных организациях сюжетно- ролевых игр, досугов, вечеров, развлечений.

«Свет, исходящий от сокровищ русских песен, обрядов, танцевальных движений всегда находится рядом с нами», – утверждает Л.Д. Назарова. Обращение к фольклорным истокам даёт возможность формировать в каждом обучающемся лучшие человеческие качества, такие как человеколюбие, честность, уважительное, бережное отношение к созданию рук человеческих, трудолюбие, настойчивость, целеустремлённость, умение доводить начатое дело до конца. «Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные интонации, органичная традиционная пластика – всё это способствует воспитанию чувства красоты, помогает заложить основы осознания каждым обучаемым себя как неотъемлемой частицы природы и общества. Элементы движения, включаемые в исполнение, позволяют точнее передать, а, следовательно, и освоить национальную народную характерность самовыражения. Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию ребёнка, позволяет активизировать его самые разнообразные творческие проявления».

Таким образом, включение в систему внеурочной деятельности программ духовно-нравственного направления с включением фольклорного материала даёт возможность расширить образовательное пространство для школьников и повысить уровень качества воспитательной работы в школе.

Список источников

1.  Гришина Г. Н.,  Петров В. М., Короткова Л. Д.  Сборники: Осенние, весенние, летние, зимние игры, забавы для детей. - М.:  Глобус, 1999 г.

2. Круглый год - русский календарь. -  М.: Правда, 1998 г.

3. Прыгунова Е. Н., Разумова И. А., Преподавание фольклора. - С.П., 2001 г.

4. Фольклор – музыка – театр. – М.: Владос, 1999 г.

5. Ерёмина О.А., Литературный кружок в школе. – М.: Просвещение, 2011 г.

6. Сборник «Фольклор народов России» в 2-х томах. –М.: Дрофа, 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме "Устное народное творчество" для учащихся 6 класса

Данную контрольную работу можно провести на уроке контроля знаний после изучения темы "Устное народное творчество" по литературе в 6 классе. Время выполнения - 40 минут....

Презентация по литературе в 6 классе на тему: "Устное народное творчество"

Закрепление знаний учащихся о жанрах устного народного творчества, расширние знаний об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства...

Педагогический проект: "Устное народное творчество как средство развития речи учащихся младших классов в условиях специальной коррекционной школы 8 вида"

      Народ издавна заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Веками строилась целая система традиционных правил, ...

«Устное народное творчество как фактор развития духовно-нравственных качеств личности обучающихся»

В статье приводится обоснование для включения в систему внеурочной деятельности программ духовно-нравственного направления с использванием фольклорного материала, что даёт возможность расширить образо...

«Устное народное творчество как фактор развития духовно-нравственных качеств личности обучающихся»

Статья рассказывает о том, почему включение в систему внеурочной деятельности программ духовно-нравственного направления с включением фольклорного материала даёт возможность расширить образовательное ...

Развитие духовно-нравственного, творческого потенциала личности на уроках технологии

На протяжении двух лет я также работаю над темой самообразования: «Развитие творческой личности на уроках технологии». Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является творч...

Статья: Технологический подход в преподавании биологии как фактор повышения мотивации и качества образования обучающихся.

В статье представлено теоретическое обоснование технологического подхода  как фактора повышения качества образования в процессе преподавания биологии.В статье обоснована необходимость применения ...