Эффективные формы работы по формированию духовно-нравственной и патриотической компетентности обучающихся
материал

Якуба Анна Георгиевна

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области “Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Отрадный”

Эффективные формы работы по формированию духовно-нравственной и патриотической компетентности обучающихся

Подготовила: Якуба А.Г.

                                               2023г.

У нас не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма.

Патриотизм является единственной национальной идеей в России.

Владимир Путин,

президент Российской Федерации

   

   В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Изменения, которые сегодня происходят в России, обостряют все социальные проблемы: политические, экономические, религиозные, военные и др. Нестабильная экономическая и социальная обстановка приводит к сильному расслоению общества: с одной стороны, большим миграционным процессам и с другой - настоящим Героям на передовой СВО, обострению национальных противоречий и объединению всех народностей для помощи мобилизованным.

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Каждый, кто задумывается о будущем Отечества и о сегодняшнем положении дел, понимает острую необходимость укрепления единства, независимости, жизнеспособности, обороноспособности России, восстановления народного духа и национального самоопределения.

Неприкосновенный запас России – это наши дети, дети Отчизны! Воспитание подрастающего поколения - вопрос стратегический без всяких метафор. Это вопрос сохранения и преумножения самого главного потенциала страны, более важного, чем все ее материальные богатства. А для того, чтобы осуществлять духовно-нравственное патриотическое воспитание, нужно отчетливо понимать: патриотами чего должны стать наши дети, защитниками каких ценностей и каких идеалов. Потому что и в геополитическом, и в культурном, и в экономическом, и в идеологическом и, даже, в бытовом направлениях - в отношении России давно и методично проявляется недружественная экспансия. Время поставило перед школой необходимость скорректировать, а в чём-то пересмотреть свои педагогические позиции, внести изменения в содержание и формы работы со школьниками в связи с обострением духовно – нравственной атмосферы в обществе.  

В последние годы слово «патриотизм» часто встречается в общественных дискуссиях и в речах политиков. И это понятно: роль и значение патриотизма всегда возрастает в переломные периоды истории, когда общественное развитие требует повышенного напряжения сил его граждан, их единства и сплочённости. Патриотизм, как известно, – это не только любовь к Родине, но и уважение к своему государству, к нации, к президенту как гаранту, к армии как защитнице.

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой патриотизм определяется как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». В «Словаре живого великорусского языка» В. Даля написано: патриот – «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизною, отечествен ник или отчизне». Патриотизм – это ревностное, деятельное отношение к родине, стремление что-то сделать для её блага, для её процветания. Термин «патриотизм» происходит от греческого «потряс», что в переводе означает «земля отцов; место рода; родина». Самобытность народа, его неповторимый облик, нравственный и культурный багаж - все это восходит к историческому опыту и национальным корням. Для России, как и для многих стран бесспорным является тот факт, что именно в религиозных традициях формировались искусство, образ мышления, становление науки и собственно государственность. И ведущая роль в формировании народа на нашей земле вне всякого обсуждения принадлежит Православию. Разве мыслима Россия без Андрея Рублева и Сергия Радонежского, без святых благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского, без монастырей, давших начало образованию, ставших оплотом патриотизма и воинской доблести, без Святителей, вдохновлявших народ на ратные подвиги и жертвенное служение Отечеству? И если мы хотим, чтобы молодое поколение было поколением граждан России, а не поколением граждан мира, то должны понимать: подросток, живущий в стране, где само Государство обязано Православию своим происхождением и становлением, имеет право знать правду об истории, культуре и традиции своего народа, имеет право стать сопричастным опыту предков, имеет право быть воспитанным в духе бережного, внимательного и уважительного отношения к собственным истокам, этическому и эстетическому наследию. Когда мы вообще говорим о воспитании, не следует вести речь лишь о совокупности информации или эрудиции, или поведенческих навыков. Следует в первую очередь позаботиться о формировании духовно, нравственно и интеллектуально здорового человека, о выборе ценностных ориентиров.

     Президент Российской Федерации В.В.Путин отметил: «Без Христианства, без Православия, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому сегодня, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы нашей жизни, очень важно, очень полезно и своевременно возвратиться к этим первоистокам... Для России это принципиальный вопрос, и, опираясь на Православные принципы, мы в состоянии будем укреплять нашу страну сегодня и в будущем».

   Патриотическое воспитание в школе – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств: чувства любви к своей Отчизне, чувства гордости за то, что родился в великой стране, чувства благодарности своему народу за его свершения, чувства уважения к историческому наследию Родины. 

   Еще в одном из своих выступлений Президент России В.В. Путин сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».

   Поэтому сегодня от школы и педагогов требуется усиления внимания к формированию у обучающихся духовно-нравственного патриотического сознания. Детство – благодатная пора, чтобы привить чувство любви к Родине, к своему краю, где ребенок родился, где все ему кажется родным и дорогим сердцу. Чтобы взрастить истинных патриотов, важно учесть психологические особенности развития наших обучающихся.  Поэтому при знакомстве детей с жизнью своей страны, историей своего народа важно опираться на конкретные и доступные возрастному восприятию факты и события.  Например, рассказывая младшим школьникам об истории Родины, попросите составить их свою родословную. Задание поможет достичь сразу двух целей: Совместная деятельность детей и их родителей способствует получению положительных эмоций, развитию навыков взаимодействия, снижению чувства тревожности у младших школьников Знакомясь со своими корнями, узнавая о жизни предков, ребята лучше познают историю своей Родины. Исторические события становятся им понятнее и ближе, будучи окрашенными искренними переживаниями. Конкретность мышления, присущая младшим школьникам, препятствует осознанию сущности общественных явлений. Родина для них – это место, где они родились и живут, ее границы очерчены ближайшим окружением. Поэтому патриотическое воспитание в школе начинают с воспитания: Любви и уважения к своим родным и близким – к маме и папе, к бабушке и дедушке, к братьям и сестрам. Любви к своей малой родине – к дому, где он живет со своими родными, к деревьям, растущим во дворе, к озеру, на которое они ходят купаться. Уважения к близкому окружению – к людям, которые живут рядом и делают его жизнь лучше: к пекарю, который печет хлеб и вкусные булочки, к врачу, который лечит больных, к педагогу, который учит читать и писать.

Педагогам, работающим с учащимися начальной школы, следует придерживаться следующих принципов: повышенная эмоциональность учащихся начальной школы диктует потребность опираться на их чувства и эмоции, облекать знания о Родине и ее истории в яркие образы. Мероприятия, посвященные патриотическому воспитанию, должны быть наглядными и интересными. Ребенку важно эмоционально пережить то, о чем рассказывает педагог – в противном случае это не оставит следа в его душе.

При организации мероприятий в начальной школе необходимо принимать в расчет и повышенную активность детей: долгие беседы им в тягость, кипучая энергия требует активных действий. Эту потребность нужно использовать, давая школьникам общественно значимые поручения, приучая к труду на благо общества, позволяя участвовать в различных видах деятельности.

Учащиеся младших классов не так давно вышли из дошкольного возраста, и игра занимает в их жизни важное место. Поэтому в патриотическом воспитании необходимо широко применять игровые моменты. Важно не упустить время и вовлечь каждого ребенка в плодотворную деятельность, направленную на воспитание интереса к истории своего народа, к жизни своей страны, заботы об окружающих. Воспользуйтесь справочником: Примерные воспитательные события и мероприятия по патриотическому воспитанию учеников

Среди наиболее эффективных методов гражданско-патриотического воспитания я хочу выделить   проектную деятельность - как одно из самых эффективных средств воспитания.   Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жёсткий алгоритм действий, а выбирает творческий подход, но требует следования логике и принципам проектной деятельности. Работа над проектом позволяет выстроить решение задач по всем направлениям воспитательной программы в группе. Причём вместе с детьми переживать вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

 В проектной деятельности дети являются не пассивными объектами формирования знаний. Они становятся их активными добытчиками. Такие знания эмоционально окрашены, личностно значимы для ребёнка, а значит и отношение, формируемое на их основе носит более осознанный характер. Дети участвуя и, в определенных моментах, организуя деятельность по изучению…, усваивают правила поведения, затем применяют и присваивают в повседневной жизни.

Эффективные формы работы:

Беседы – способствуют формированию патриотических представлений путем разъяснений нравственных категорий, правил поведения в обществе, анализа событий и поступков других людей. Материалы для обсуждения берут из детской литературы, публикаций в периодических изданиях, событий, происходящих в жизни школьников.

Час группы– мероприятие с четко выраженной воспитательной окраской, помогает сформировать у учащихся систему отношений к окружающему миру. Обладает несколькими функциями:  

  • Просветительская – пополняет багаж знаний об актуальных событиях в мире, стране, городе.
  •  Ориентирующая – способствует формированию четкой иерархии духовных и материальных ценностей, помогает оценивать мир.
  • Направляющая – предполагает воздействие на поведение воспитанников, определение ими жизненных целей.

Информационный час – один из эффективных методов гражданского и патриотического воспитания. Его ключевая задача – приобщение детей к общественно значимым событиям и явлениям, расширение знаний о том, что происходит в стране, формирование привычки работать с периодическими изданиями.

Устный журнал – коллективное мероприятие, которое состоит из нескольких выступлений на определенную тему. Цель – научить школьников работать в группе, формировать общественное мнение.

Экскурсии – тематическое мероприятие, которое играет особую роль в патриотическом воспитании. Помогает знакомить учащихся с объектами реальной жизни в естественной среде, оказывает на сознание детей гораздо большее воздействие, нежели обычные беседы или чтение книг. Благодаря экскурсиям ребята лучше узнают историю своего родного края, культуру и традиции своего народа, получают возможность ощутить себя частью культурного и социального пространства.

Путешествие – более масштабная разновидность экскурсии, при этом может быть, как реальным, так и виртуальным. С учетом возраста для младших школьников путешествия целесообразнее проводить в игровой форме, исследуя какой-либо объект, область знаний или событие.

Мероприятия и праздники – коллективное творческое мероприятие, приуроченное к какому-либо событию. Отличительные черты – насыщенность яркими эмоциями, многообразие деятельности, в которой дети могут принять участие, единое направление воспитательной работы.

Игры и игровые элементы используют для воспитания ценностных отношений к Родине, истории, обычаям и традициям своей страны. Огромное разнообразие игр позволяет реализовать множество задач в процессе патриотического воспитания. Используйте для этого познавательные, подвижные, русские народные, социально-педагогические и социально-психологические игры.

Коллективно-творческие мероприятия – подобные формы взаимодействия позволяют детям проявить свою активность, инициативность, способствуют формированию любви к Родине, заботы об окружающей среде, ответственности перед близкими людьми. 

Воспитание патриотизма в средней и старшей школе.

В начальной школе у детей начинают закладываться основы начала патриотизма, но без должной поддержки, без возможностей реализации в средних и старших классах этот процесс может затормозиться или сменить направление. Это особенно актуально на фоне растущих националистических настроений в российском обществе. В молодежной среде активизируется демонстративное поведение, негативизм, жестокость по отношению к более слабым. Чтобы не потерять поколение, представители которого готовы стать достойными гражданами России и истинными патриотами своей страны, патриотическому воспитанию в средней и старшей школе следует уделять серьезное внимание.

Основные цели патриотического воспитания в средней и старшей школе:

  1. Развитие в подростках гражданской ответственности, духовности, повышение их социальной активности, формирование качеств, необходимых для процесса созидания в интересах своей Родины.
  2. Сохранение преемственности поколений, базирующейся на примерах героического прошлого соотечественников, исторической памяти нашей страны.
  3.  Приобщение к культурному наследию, народным традициям, развитие у учащихся лучших патриотических качеств.

Патриотическое воспитание в средней и старшей школе ведется в нескольких направлениях. И для достижения поставленных целей потребуется решить следующие задачи:

  • Разработать эффективную систему патриотического воспитания, которая создать благоприятные условия для развития у подростков верности Отечеству, готовности служить государству и обществу, честно выполнять свой долг.
  • Утвердить в сознании учащихся патриотические взгляды, ценности и убеждения, развить уважение к историческому и культурному наследию России, повысить престиж государственной службы.
  • Обеспечить в образовательном учреждении постоянно действующую научно-методическую поддержку системы патриотического воспитания.
  • Сформировать у школьников активную жизненную позицию, потребность вести здоровый образ жизни, заботиться о других.

Воспитание патриотизма у подростков предполагает воздействие нескольких ключевых форм:

  • Убеждение – учащиеся 5-9-х классов предпочитают занимать позицию полноправных участников обучающего процесса. Поэтому наиболее продуктивным методом убеждения станут споры, дискуссии, заседания круглых столов. В этом возрасте подростки учатся отстаивать свое мнение.
  • Побуждение – побудить к нужным действиям помогает творческая деятельность: театральные постановки, художественные проекты, выставки и изготовление тематических стендов.
  • Приучение – обеспечивают с использованием коллективной деятельности, проводя с учащимися конкурсы, соревнования, командные игры и проекты. Важно помнить о том, что подростковый возраст – период формирования собственной системы ценностей и убеждений, время открытий, каждое из которых способно повлиять на личностное развитие школьника, становление его гражданской позиции. Патриотическое воспитание в средней и старшей школе характеризуется зрелостью и осознанным отношением учащихся к понятиям патриотизма. Подростка можно заставить выучить стихотворение или научить делать поделку. Но заставить любить свою Родину невозможно, поэтому развитию этого чувства необходимо посвятить очень много времени.

Работа с родителями.

Проблема с воспитанием патриотизма обостряется тем, что наши дети не только плохо знакомы с историей родного края, своей страны и народными традициями, но и зачастую проявляют равнодушие к близким людям, не приучены к проявлению сострадания. И в этом заметен дефицит работы с родителями, которых также важно приобщать к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Организуя взаимодействие с родителями учащихся, можно применять различные формы сотрудничества – как традиционные, так и нетрадиционные.

Наиболее востребованные из них:

  • Родительские собрания (в том числе и онлайн «Родительский университет») гражданско-патриотической направленности, посвященные семейным традициям, воспитанию патриотизма в семье и пр.
  • Совместная творческая и поисковая деятельность – оформление тематических выставок, поиск интересных сведений об истории родного города, экскурсии по знаменательным местам с фото- или видеокамерой. (Проект «Я познаю мир» девочки вели дневник, в котором записывали события)
  • Беседы, диспуты, тренинги и круглые столы, обсуждение и распространение семейного опыта. (притча «Не отдаляйтесь друг от друга…», история в блокадном Ленинграде)
  • Совместные встречи, проводимые в различных формах: подготовка к мероприятиям (пошив костюмов, изготовление поделок, сладостей), спортивные конкурсы, вечера народных игр и забав, посиделки, музыкальная гостиная.

При взаимодействии с родителями воспитанников целесообразно делать акцент на проведение досуговых форм, которые позволяют установить доверительный контакт между взрослыми и детьми. Это могут быть семейные просмотры и обсуждения фильмов, праздники и посиделки, выставки выходного дня, изготовление поделок, семейных журналов. Подобные мероприятия способствуют сближению родителей и их детей. Взаимодействие общеобразовательной организации и семьи важно выстраивать на основе принципа единства координаций усилий, а также принципа совместной деятельности педагога и семьи. Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме гражданско-патриотического воспитания, недостаточно одного лишь участия мам и пап в мероприятиях. Важно настроить их на совместную деятельность и по их завершении: она может выражаться в выполнении заданий по изготовлению костюмов, поделок, фотоальбомов, стенгазет, подготовке рисунков к тематической выставке и пр.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Эффективное патриотическое воспитание сегодня – это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность такого воспитания проявляется в системе отношений ребенка к действительности, его творческой самоотдаче. Показатель его действительности – убежденность, патриотическая направленность поступков и всей жизни воспитанников.

Результативность работы по патриотическому воспитанию измеряется степенью готовности и стремлением школьников к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания родной школы, родного Самарского края и малой родины – города Отрадного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно нравственного и гражданско - патриотического воспитания через внеклассную работу

Условия жизни на сегодняшний день способствуют тому, что большинству родителей приходится значительную часть времени проводить на работе. В результате нравственно-духовное воспитание школьников в семь...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся общеобразовательной организации

  Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи на 2018 – 2022 годы составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического...

Олимпийское образование как средство духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся гимназии.

Основная идея заключается в том, что учебно-воспитательный процесс в условиях образовательного учреждения должен реализовать свои функции не только в форме передачи детям определенных знаний, умений и...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся МБОУ «Замишевская СОШ» на 2016-2021 годы определяет систему работы образовательного учреждения по создан...

Использование эффективных приемов в процессе формирования духовно-нравственной личности

Сегодня духовно-нравственное воспитание нуждается в теоретическом осмыслении его методологических основ, разработке целостного подхода к ним. Наступил новый этап развития социума, связанный с изменени...

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся с ОВЗ на уроках чтения

В данной статье представлен опыт работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья ( с интеллектуальными нарушениями), по теме "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитан...