Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся общеобразовательной организации
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_duhovno-nravstvennogo_vospitaniya.docx | 122.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОВГОРТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
629643, ЯНАО, Шурышкарский район, п. Овгорт, ул. Кооперативная – 5 тел. 8-34994-3-40-80
Регистрационный номер работы
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Овгортская ШИСОО»
____________И.И.Яхин
(подпись, печать)
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Срок реализации: 4 года
Возраст детей: 6 – 18 лет
Автор: Украинцева О.В., учитель английского языка, методист
2018
Защита прав и интересов детей, воспитание подрастающего поколения
в духе патриотизма и непреходящих духовных, моральных ценностей – основа нравственного благополучия общества и уверенного развития страны.
Президент Российской Федерации В.В. Путин
Пояснительная записка
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся общеобразовательной организации (далее Программа) разработана в соответствии с Программой развития МБОУ «Овгортская школа интернат среднего общего образования» в соответствии с ФГОС, Законом-273 «Об образовании в РФ», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Настоящая программа не дублирует вышеназванные документы и, являясь существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана дать детям не только теоретические знания, но и побудить практическую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций в жизненном пространстве.
Разработчик программы: учитель английского языка, методист Украинцева О.В.
Сроки реализации Программы: 2018 – 2022 гг.
База реализации Программы: работа осуществляется в ходе учебно-воспитательного процесса на базе МБОУ «Овгортская школа-интернат среднего общего образования» Тюменской области, Ямало-Ненецкого автономного округа.
Проблема:
Актуальность проблемы на социальном уровне обусловлена изменениями характера человеческого жизнеобеспечения, ростом социальной значимости образования, социальным заказом на воспитание у подрастающего поколения ценностных отношений к явлениям, процессам, результатам в образовании и воспитании.
Одновременно с этим одной из важнейших тенденций современного образования в общеобразовательной организации, определенной нормативными документами - Законом «Об образовании», «Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 15 декабря 2010 года, и социальным заказом общества является направленность образовательного процесса на успешную личность в процессе обучения и воспитания, которая характеризуется высокими нравственными и гражданскими качествами. Устанавливаются требования к результатам освоения программы основного общего образования (личностные, метапредметные и предметные) и указываются виды деятельности, в которых главная задача - развитие личности ученика, повышение качества образования.
В этой связи необходимо формирование учебно-познавательных мотивов у учащихся, устойчивой активности, проявления инициативности, самостоятельности, гражданского самосознания, общественной нравственности.
Цель Программы: На основе системного и личностно-деятельностного подходов воспитать высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, успешного гражданина России.
Задачи Программы:
- Формирование в коллективе культуры межличностных отношений и совместной деятельности (воспитанников и педагогов), овладение общечеловеческими нормами этикета.
- Развитие общей культуры обучающихся, в том числе через приобщение к обычаям и традициям своего народа.
- Воспитание гражданственности и патриотизма.
- Повышение социальной активности обучающихся, повышение их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива, решении вопросов школьной жизни.
- Развитие способностей и таланта обучающихся, готовности их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
- Расширение сетевого взаимодействия с муниципальным ЦВиДОТ, культурными и образовательными учреждениями ЯНАО.
- Сотрудничество с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.
Направления работы по Программе:
- Гражданско-патриотическое воспитание
- Духовно-нравственно воспитание
- Экологическое воспитание и здоровый образ жизни
- Работа с родителями
- Занятия внеурочной деятельности
- Правовое воспитание, профилактическая работа, АНТИНАРКО, безопасность жизнедеятельности
Планируемые результаты освоения Программы:
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- воспитание: патриотизма, уважительного отношения к родной земле, гордость за результаты своего труда; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края; чувства ответственного отношения за судьбы других людей;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, которое соответствует современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
В области общественных отношений духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся должно обеспечить:
- осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
- развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
- понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
- бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
- законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок.
В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся должно содействовать:
- формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;
- укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
- повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
- повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;
- укреплению национальной безопасности.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию).
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться давать адекватную оценку своей работе и деятельности своих одноклассников.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Уметь анализировать и синтезировать; находить из всего многообразия материала главное и существенное.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: уметь аргументировать.
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
-Изучение мировоззренческого и нравственного содержания в курсах предметов биологии, химии, истории, обществознания, литературы и др.;
- Знать историю и культуру своей страны.
- Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.
- Расширение представлений о большой и малой Родине, родном крае, округе, патриотизме.
Этапы реализации программы:
I этап январь – март 2018 г. – подготовительный – выявление состояния проблемы и обоснование ее актуальности, разработка нормативных документов, тщательный анализ психолого-педагогической литературы, учебных пособий, дополнительных источников, которыe освещают проблему: результативность, организация времени на выполнение работы, познавательная активность, познавательный интерес, мотивированноcть; разработка дополнений к Программе; рассмотрение и ее утверждение.
II этап апрель 2018 – апрель 2022гг. – формирующий – внедрение Программы, выработка умений и навыков, предусмотренных Программой. создание инструментария для отслеживания текущих результатов.
III этап май – декабрь 2022 г. – итогово-обобщающий – подведение итогов работы по Программе, обработка материала, его обобщение, синтез, сравнение и систематизация, уточнение полученных выводов, внедрение результатов в практику общеобразовательной организации.
Планируемая деятельность реализации Программы по направлениям
№ | Содержание работы | Сроки исполнения | Ответственный | Результат |
Гражданско-патриотическое воспитание | ||||
1 | Месячник военно-патриотического воспитания (по отдельно разработанному плану) | Ежегодно, февраль | Зам. директора по ВР Педагог-организатор Учителя физкультуры и ОБЖ Члены Штаба «АРМиЯ» Тренеры ДЮСШ | Аналитическая справка по итогам месячника, приказ |
2 | Единый тематический урок «Освобождение Сталинграда» Линейка, посвященная Дню памяти воинов-интернационалистов 3. Уроки мужества | февраль | Педагог-организатор Кл. руководители Учителя истории | Справка по итогам проведения, информация на сайте школы |
3 | Торжественная линейка, посвященная Дню памяти воинов-интернационалистов | февраль | Педагог-организатор Члены Штаба «АРМиЯ» Классные руководители | Выступление на торжественной линейке |
4 | Классные часы «День воссоединения Крыма с Россией» | март | Классные руководители | Презентации, постеры |
3 | Участие в районной акции «Я – гражданин России» | Февраль – март | Зам. директора по ВР Педагоги доп. образования Воспитатели интерната-семейного типа | Создание проектов, буклетов, постеров |
4 | Участие в районном туре регионального этапа международного литературно-художественного конкурса для детей и юношества «Гренадеры, вперед!» | Февраль – май | Зам. директора по ВР Педагоги доп. образования Учителя Воспитатели интерната-семейного типа | Творческие работы, слайды, презентации |
5 | Мероприятия, посвященные Дню Победы в Великой Отечественной войне:
| Ежегодно: Февраль –май 9 мая 9 мая 3 – 8 мая | Зам. директора по ВР Педагог-организатор Классные руководители Музыкальный руководитель Библиотекарь | Аналитическая справка по итогам проведения, изготовление гирлянды памяти, Георгиевской ленточки |
6 | Участие в районном этапе окружного конкурса творческих работ «Осторожно, огонь!» | Февраль - март | Организатор ОБЖ педагоги доп. обр. Кл. руководители Учитель ИЗО | Творческие работы, проекты |
7 | Участие в районном заочном туре конкурса «Овеянные славою флаг наш и герб» | Март - апрель | Педагоги Воспитатели интерната-семейного типа | Творческие работы |
8 | Книжные выставки, беседы, посвященные Дню памяти и скорби | Июнь | Руководитель школьного летнего оздоровительного лагеря Воспитатели интерната-семейного типа | Отчет о работе, коллаж |
9 | Книжная выставка, информационные часы, викторины, посвященные Дню государственного флага России | Август – сентябрь | Классные руководители, учителя истории, библиотекарь, воспитатели ИСТ | Отчеты кл. руководителей Справка по итогам проведения |
10 | Единый классный час «Урок России»
| Сентябрь | Кл. руководители библиотекарь, воспитатели ИСТ | Фотовыставка, презентации, флешмоп |
11 | Мероприятия, посвященные Дню народного единства:
| Октябрь – ноябрь | Педагог-организатор Классные руководители Члены Штаба «АРМиЯ» Библиотекарь | Отчеты классных руководителей Справка по итогам проведения |
12 | Участие в районной социально-патриотической акции «День призывника» | Ноябрь | Учителя физической культуры, ОБЖ Члены Штаба «АРМиЯ» | Справка |
13 | Сотрудничество с сельским краеведческим музеем, СДК | Постоянно в течение года | Педагог-организатор Классные руководители | Экскурсии Внекл. мероприятия |
14 | Участие во Всероссийском конкурсе проектов на лучшую организацию работы педагогов по патриотическому воспитанию среди учащихся «Растим патриотов России» | В течение года | Зам. директора по ВР Педагог-организатор Классные руководители | Участие в конкурсе Создание проектов |
15 | Организация волонтерского движения по оказанию помощи ветеранам труда, детям ВОВ, участникам локальных войн и конфликтов | В течение года | Педагог-организатор Члены Штаба «АРМиЯ» Классные руководители | Создание отряда волонтеров |
16 | Знакомство с правилами гражданского поведения с целью обучения распознаванию гражданских и антигражданских поступков в ходе различных мероприятий: «Что значит любить Родину?», «Что общего у меня с моими друзьями, одноклассниками, моими односельчанами, моей страной?», «Что я могу сделать полезного для своей школы, класса, страны?», «Мой идеал?», «Как поступить, если ты столкнулся с несправедливостью?», «Народы, проживающие в моей стране» | В течение года | Педагог-организатор Классные руководители Воспитатели интерната-семейного типа Кадеты | Отчеты классных руководителей |
17 | Экскурсии и заочные путешествия по примерной тематике: «Герои Великой Отечественной войны в памяти нашего края», «Патриотизм в дни мира», «Культурное наследие предков в музеях нашего края» и т.д. | В течение года | Педагог-организатор Классные руководители Воспитатели интерната-семейного типа Члены Штаба «АРМиЯ» | Отчеты классных руководителей |
19 | Ознакомление с деятельностью этнокультурных центров разных народов России | В течение года | Педагог-организатор Классные руководители Педагоги доп. Образования Работники школьного музея | Отчеты классных руководителей, педагогов доп. образования |
20 | Ролевые игры, моделирующие ситуации гражданского выбора, требующие выхода из национальных, религиозных, общественных конфликтов | В течение года | Педагог-организатор Классные руководители Воспитатели интерната-семейного типа | Отчеты классных руководителей |
21 | День рождения Ямала. Фестиваль культур «Все краски Ямала». | Декабрь | Зам. директора по ВР Педагог-организатор Классные руководители Педагоги доп. образования | Справка по итогам проведения |
Духовно-нравственное воспитание | ||||
1 | День знаний. Классные часы (игры, конкурсы, праздники, викторины, круглый стол и т. п.) | 1 сентября | Классные руководители Кадетский класс | Отчеты классных руководителей |
2 | Праздник «День рождения школы» | 15 сентября | Педагог-организатор Классные руководители | Справка о проведении |
3 | Акция «Теплые ладони»
Новогодние сувениры своими руками | В течение года | Педагог-организатор Члены Штаба «АРМиЯ» Классные руководители Воспитатели интерната-семейного типа | Справка по итогам проведения |
4 |
| 5 октября | Педагог-организатор Члены Штаба «АРМиЯ» | Справка по итогам проведения |
5 | «Посвящение в первоклассники». «Посвящение в пятиклассники». | Октябрь | Педагог-организатор Классные руководители Члены Штаба «АРМиЯ» | Справка по итогам проведения |
6 | КТД «Праздник осени» | Октябрь | Педагог-организатор Классные руководители Члены Штаба «АРМиЯ» | Справка по итогам проведения КТД |
7 | КТД, посвященное Дню матери | Ноябрь | Педагог-организатор Классные руководители Члены Штаба «АРМиЯ» | Справка по итогам проведения КТД |
8 | Знакомство с правилами нравственного поведения, обучение распознаванию плохих и хороших поступков, черт характера в ходе различных добрых дел (мероприятий): «Что мне доставляет радость?», «Что во мне вызывает злость?», «За что мне стыдно?», «Чем я горжусь?», «Я стараюсь изменить себя в лучшую сторону» и т.д. | В течение года | Педагог-организатор Классные руководители Воспитатели интерната-семейного типа | Отчеты классных руководителей |
9 | Новогодние представления | Декабрь | Зам. директора по ВР Педагог-организатор Классные руководители | Справка по итогам проведения |
10 | Книжная выставка «Времена года» | 4 раза в год | Библиотекарь | Библиографические часы |
11 | КТД «Татьянин день» | Январь | Педагог-организатор Классные руководители Члены Штаба «АРМиЯ» | Справка по итогам проведения КТД |
12 | КТД, посвященное Дню святого Валентина | Февраль | Педагог-организатор Классные руководители Члены Штаба «АРМиЯ» | Справка по итогам проведения КТД |
13 | Конкурс рисунков «Защитники Отечества»
| февраль | Педагог-организатор Классные руководители Члены Штаба «АРМиЯ» | Выставка рисунков |
14 | Акция «Открытка солдату» | февраль | Педагог-организатор Классные руководители Члены Штаба «АРМиЯ» | Творческие работы |
15 | Литературно – музыкальный вечер «Прекрасных женщин имена» | Март | Педагог-организатор Классные руководители Члены Штаба «АРМиЯ» | Справка по итогам проведения |
16 | Конкурс чтецов, посвященный Всемирному Дню поэзии. | Март | Библиотекарь Классные руководители Учителя-словесники | Справка по итогам проведения |
17 | Неделя детской книги «Книга – мой лучший друг» Конкурс рисунков «Космонавтика» | Апрель | Библиотекарь Классные руководители Члены Штаба «АРМиЯ» | Справка по итогам проведения КТД |
18 | 1 апреля – Международный день птиц. | Апрель | Педагог-организатор Классные руководители Члены Штаба «АРМиЯ» | Справка по итогам проведения мероприятия |
19 | Выставка рисунков, фотографий «Процветай, земля» | Апрель | Педагог-организатор Классные руководители Педагоги доп. обр. | Выставка |
20 | Творческий отчет школы | Апрель | Зам. директора по ВР Педагог-организатор Педагоги доп. обр. Воспитатели интерната-семейного типа Музыкальный руководитель | Справка по итогам проведения, приказ |
21 | 24 апреля – Международный день солидарности молодежи. | Апрель | Педагог-организатор Классные руководители Члены Штаба «АРМиЯ» | Справка по итогам проведения |
22 | «Международный день музеев» | Май | Директор поселкового музея, работники музея школы | Посещение музея |
23 | КТД, посвященное Дню семьи | Май | Педагог-организатор Классные руководители Члены Штаба «АРМиЯ» | Справка по итогам проведения КТД |
24 | Праздник Последнего звонка | Май | Зам. директора по ВР Педагог-организатор Классные руководители Музыкальный руководитель Воспитатели интерната-семейного типа | Справка по итогам проведения |
25 | Коллективно-творческие дела (театральные вечера, художественные выставки и т.п.) с примерной тематикой: «Честь и совесть в жизни людей», «Кого мы называем героем» в поговорках, пословицах, рассказах моего народа» и т.п. | В течение года | Педагог-организатор Классные руководители Педагоги доп. Образования Музыкальный руководитель Воспитатели интерната-семейного типа | Отчеты Справка о проведении |
26 | Ролевые игры, моделирующие экономические, производственные ситуации; совместные проекты с родителями «Труд моих родных» | В течение года | Педагог-организатор Классные руководители | Отчеты классных руководителей, выставка |
27 | Знакомство с художественными идеалами, ценностями в ходе различных добрых дел: - классные часы, беседы: «Красота спасет мир», «Что такое хорошо, а что плохо?», «Какой поступок мы называем некрасивым «Говори правильно », «Мелодии родного языка»; - занятия в творческих кружках – опыт самореализации в художественном творчестве; - встречи-беседы с людьми творческих профессий; - совместное участие учеников и родителей в выставках семейного народного творчества, литературных гостиных, музыкальных кафе. | В течение года | Педагог-организатор Классные руководители Педагоги доп. образования Воспитатели интерната-семейного типа | Отчеты о работе, выставки,фото-коллаж |
Экологическое воспитание и здоровый образ жизни | ||||
1 | Утренняя гимнастика и физкультурные минутки, гимнастика для глаз | Ежедневно | Учителя-предметники | Справка по результатам проверки |
2 | Знакомство с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи в ходе различных добрых дел (мероприятий): «Режим дня», «Вредные и полезные для здоровья привычки», «Вкусная и полезная еда», «Курение-вред», «Зависимость от компьютерных игр, телевидения», «Словом можно помочь человеку, а можно навредить» и т.д.)?» | В течение года | Педагог-организатор Классные руководители Медработник школы | Отчеты о работе |
3 | Участие в проведении Международного дня борьбы со СПИДом (конкурсное сочинение, конкурс постеров, рисунков, тестирование, беседа врача).
| Ежегодно | Классные руководители Учителя физкультуры Педагоги доп. образования Члены Штаба «АРМиЯ» Кадетский класс | Творческие работы |
4 | Акции «Скажем нет наркотикам!», «В здоровом теле – здоровый дух!». «Спорт вместо наркотиков» «Курить - здоровью вредить» «Твой выбор» | Ежегодно | Педагог-организатор Классные руководители Учителя физкультуры Медработник школы | Справка по итогам проведения |
5 | Игра «Суд над вредными привычками» | Октябрь - ноябрь | Педагог-организатор Классные руководители Медработник школы | Справка по итогам проведения |
6 | Проведение тренингов:
| Ежегодно | Педагог-психолог Классные руководители Медработник школы | Анкетирование, диагностика |
7 | Выставка плакатов по пропаганде здорового образа жизни | Ежегодно | Педагог-организатор Медработник школы Классные руководители Музыкальный руководитель Воспитатели интерната-семейного типа | Выставка |
8 | Организация пришкольного детского оздоровительного лагеря | Ежегодно | Зам. директора по ВР Руководитель пришкольного оздоровительного лагеря Медперсонал | Отчет о работе лагеря |
9 | Проведение мероприятий, посвященных следующим датам: - Всемирный день здоровья; - День борьбы против табакокурения; - Международный день борьбы против злоупотребления наркотиками; - Международный день толерантности и ненасилия; - Всемирный день борьбы со СПИДом. | Ежегодно
| Педагог-организатор Классные руководители Медработник школы | Справка по итогам проведения |
10 | Турниры по настольному теннису и пионерболу | Октябрь - ноябрь | Учителя физической культуры Тренеры ДЮСШ | Соревнования, турниры |
11 | Соревнования по баскетболу и волейболу | Ноябрь | Учителя физической культуры ДЮСШ | Справка по итогам, награды по результатам соревнований |
12 | Игра «Властелин горы» (0 – 4 классы) | Декабрь | Учителя физической культуры | игра |
13 | Северное многоборье | Декабрь | Учителя физической культуры ДЮСШ | Соревнования |
14 | Соревнования по дартсу (1 – 6 классы) | Январь | Учителя физической культуры ДЮСШ | Игра-соревнование |
15 | Национальное многоборье | Январь | Учителя физической культуры ДЮСШ | Соревнования |
16 | «Народный мяч» - игра (1 – 7 классы) | Январь | Учителя физической культуры ДЮСШ | Игра-соревнование |
17 | Преодоление полосы препятствий (5 – 8 кл.) | Февраль | Учителя физической культуры ДЮСШ | Состязания, грамоты и дипломы |
18 | Соревнования «Сынская лыжня» (1 – 11 классы) | Март | Учителя физической культуры ДЮСШ | Соревнования, справки, приказ, дипломы |
19 | Участие в районных соревнованиях по спортивным играм и по лыжным гонкам | Март | Учителя физической культуры ДЮСШ | Итоги соревнований – приказы, наградной |
20 | Участие в районной спартакиаде по игровым видам спорта среди уч-ся (совместно с районной ДЮСШ) | Апрель | Учителя физической культуры ДЮСШ | Итоги соревнований – приказы, наградной |
21 | Участие в окружном этапе соревнований «Президентские состязания» | Май | Учителя физической культуры | Итоги соревнований - приказы |
22 | Общешкольный день здоровья | Ежегодно 2 раза в год | Зам. директора по ВР Педагог-организатор Медработник школы Классные руководители ДЮСШ | Справка по итогам проведения |
23 | Знакомство с конкретными примерами, указывающими на их образ жизни, который или укрепляет или вредит здоровью | В течение года | Педагог-организатор Классные руководители Медработник школы | Отчеты о работе, справки |
24 | Встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни (путешественники, любители активного отдыха), сумевшими сохранить хорошее здоровье в сложной ситуации (преклонный возраст, травма и т.п.), с представителями профессий, предъявля-ющих высокие требования к здоровью, со спортсменами–любителями и профессионалами | В течение года | Педагог-организатор Учителя экологии и биологии Классные руководители Медработник школы Музыкальный руководитель Воспитатели интерната-семейного типа | Отчеты о работе, фоторепортаж |
25 | Знакомство с правилами бережного отношения к природе в ходе различных мероприятий, таких как - классные часы, беседы: «Бережное отношение к природе», «Нам птицы просигналили: «Подъем…» и т.д. - ситуативные игры; - проекты по изучению и охране природы родного края, - создание объявлений, рекламных листов, инструкций на тему «Береги природу» | В течение года | Педагог-организатор Классные руководители Педагоги доп. образования Музыкальный руководитель Воспитатели интерната-семейного типа | Отчеты о работе |
26 | Акция «Аллея выпускников» Экологический субботник «Чистый Овгорт» | Апрель-май | Педагог-организатор Классные руководители | Отчет на сайте школы |
Работа с родителями | ||||
1 | Участие родителей в работе Управляющего Совета, родительских комитетов классов | В течение года | Администрация школы Классные руководители | Протоколы заседаний |
2 | Индивидуальные и тематические консультации | В течение года | Администрация школы Классные руководители Психолог, соц. педагог | Отчеты, справки |
3 | Общешкольные и классные родительские собрания | В течение года | Зам. директора по ВР Классные руководители, психолог, соц. педагог | Протоколы собраний |
4 | Анкетирование. Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (по П.В. Степанову) | В течение года | Педагог-психолог, кл. руководители Соц. педагог | Итоги диагностики |
5 | Дни творчества детей и их родителей | В течение года | Классные руководители Музыкальный руководитель Воспитатели интерната-семейного типа | Выставки, фотосессии |
6 | Дни открытых дверей для родителей | Ноябрь, апрель | Зам. директора по ВР Классные руководители Социальный педагог Музыкальный руководитель Воспитатели интерната-семейного типа | Справка по итогам проведения, фотоколлаж, приказ |
7 | Собрание опекунов | сентябрь | Социальный педагог,педагог-психолог | Протокол собрания |
8 | Участие родителей в организации и проведении внеклассных творческих дел | В течение года | Педагог-организатор Классные руководители | Отчеты, фоторепортаж |
9 | Участие родителей в спортивно-оздоровительных мероприятиях | В течение года | Педагог-организатор Классные руководители | Совместные игры |
Занятия внеурочной деятельности | ||||
1 | Работа школьной «Театральной студии» Художественно-эстетическое направление | В течение года | Руководитель Куртямова Т.В. | Выступления, спектакли, сценки |
2 | Работа танцевальной студии «Вдохновение» Художественно-эстетическое направление | В течение гола | Руководитель Элембаева Л.Н. | Постановка и показ танцев |
3 | «Музыкальный калейдоскоп» Художественно-эстетическое направление | В течение года | Руководитель Коробко С.Ю. | Концерты, выступления коллектива |
4 | «Вокальная студия» Художественно-эстетическое направление | В течение года | Руководитель Коробко С.Ю. | Концерты, выступления коллектива |
5 | Работа кружка «Художественная обработка древесины» Художественно-эстетическое направление | В течение года | Руководитель Родионов И.Э. | Выставки, участие в конкурсах |
6 | «Шахматы» Интеллектуальное направление | В течение года | Руководитель Рочева Н.Д. | Творческий отчет |
7 | «Умники и умницы» Интеллектуальное направление | В течение года | Руководитель Конева К.Е. | Участие в компетентностных олимпиадах и конкурсах |
8 | «Лего» Техническое направление | В течение года | Руководитель Рочева Н.Д. | Участие в технопарке |
9 | «Роботехника» Техническое направление | В течение года | Руководитель Рочева Е.Ю. | Участие в технопарке |
10 | «Логомиры» Техническое направление | В течение года | Руководитель Рочева Е.Ю. | Участие в технопарке |
11 | «Алгоритмика» Техническое направление | В течение года | Руководитель Рочева Е.Ю. | Участие в технопарке |
12 | «Компьютерная грамотность» Техническое направление | В течение года | Руководитель Побиянский В.И. | Компетентностные олимпиады и конкурсы |
13 | «Животноводство» Агроэкологическое направление | В течение года | Руководитель Лонгортова Е.И. | Обская сельскохозяйственная ярмарка, выставки продукции |
14 | «Агротехнология» Агроэкологическое направление | В течение года | Руководитель Лонгортова Е.И. | Обская сельскохозяйственная ярмарка, выставки продукции |
15 | «Народный истоки» Художественно-эстетическое направление | В течение года | Руководитель Лонгортова С.В. | Творческий отчет |
16 | «Патриоты Сыни» Военно-патриотическое и туристическое направление | В течение года | Руководитель Лонгортов А.Е. | Зачеты, выступления. соревнование |
17 | Спортивные игры. Спортивное направление | В течение года | Руководители: Конев И.К., Терентьев В.А. | Соревнования |
18 | Работа кружка «Язык предков» | В течение года | Руководитель Лонгортова С.В. | Творческий отчет |
19 | Работа кружка «Там, где живут куклы» | В течение года | Руководитель Мезрина М.В.. | Выставки работ, участие в конкурсах |
Правовое воспитание, профилактическая работа, АНТИНАРКО, безопасность жизнедеятельности | ||||
1 | Месячник безопасности детей. | 01.09.-24.09. | Зам. директора по ВР Социальный педагог | Инструктажи, беседы |
2 | Уточнение списков детей «особого внимания». | сентябрь | Зам. директора по ВР психолог | Итоги диагностики |
3 | Профилактические беседы участкового уполномоченного с учащимися, состоящими на учете ПДН и КДН | В течение года | Социальный педагог Классные руководители | Профилактические беседы |
4 | Утверждение состава школьной службы сопровождения, планирование работы на новый год. | Сентябрь | Зам. директора по ВР Психолог Социальный педагог | Протокол заседания |
5 | Заслушивание на заседании Совета профилактики, службы сопровождения нарушителей учебной дисциплины и дисциплины в интернате | 1 раз в месяц, по заявлениям кл. руководителей | Зам. директора по ВР Социальный педагог Классные руководители | Протоколы заседаний |
6 | Посещение социальным педагогом и классным руководителем семей опекаемых детей | В течение года | Социальный педагог Классные руководители | Акт обследования |
7 | Классные часы «Права и обязанности» и по вопросам культуры безопасности жизнедеятельности, а также тренировки по действиям в случае пожаров, чрезвычайных ситуаций, угрозы террористических акций. | В течение года | Классные руководители, педагог ОБЖ | Беседы и классные часы |
8 | Изучение и повторение Семейного Кодекса | В течение года | Классные руководители | беседы |
9 | Заседание Совета профилактики по вопросам работы педагогов с неуспевающими школьниками | 1 раз в четверть | Зам. директора по ВР Психолог Социальный педагог | Протоколы заседаний |
10 | Анкетирование с целью изучения выполнения права учащихся на уважение их человеческого достоинства, свободу совести и информации, выражение своих взглядов и убеждений | В течение года | Психолог Классные руководители | Итоги диагностики |
11 | Изучение в классных коллективах статей Уголовного Кодекса, касающихся несовершеннолетних детей | В течение года | Классные руководители | беседы |
12 | Организация просмотра учащимися видеофильмов о вреде алкоголя, наркотиков | В течение года | Педагог-организатор Валеолог Классные руководители | Видеотека |
13 | Собеседование с классными руководителями о работе с опекаемыми детьми и детьми из неблагополучных семей | В течение года | Зам. директора по ВР Социальный педагог Педагог-психолог | справка |
14 | Анализ выполнения Устава школы учащимися, родителями, учениками за четверть, учебный год, планирование работы по ликвидации вскрытых недостатков | 1 раз в четверть В конце года | Зам. директора по ВР Социальный педагог Классные руководители | Справка |
15 | Единый урок ОБЖ с тренировкой эвакуации. | Октябрь | Педагог ОБЖ | Справка по итогам проведения |
16 | 10 декабря – День прав человека 12 декабря – День Конституции РФ | Декабрь | Зам. директора по ВР Педагог-организатор Классные руководители | Классные часы |
17 | Выпуск бюллетеня «Я и закон» | Декабрь | Педагог-организатор | |
18 | Самовоспитание – путь к совершенству. Информационный лекторий | В течение года | Классные руководители | Классные часы Портфолио уч-ся |
19 | Совесть – внутренний судья человека. Час - размышление | В течение года | Классные руководители | Классные часы |
20 | Учимся предотвращать и разрешать конфликты. Как прожить без конфликтов. Практикум | В течение года | Психолог Классные руководители | Классные часы беседы |
21 | Правовая азбука для подростков. Цикл бесед | В течение года | Психолог Классные руководители | беседы |
22 | «Мы выбираем- нас выбирают» защита проектов о профессиях | Март | Педагог-организатор Классные руководители | Справка по итогам проведения |
23 | Мотивы выбора профессии. Анкета | Январь | Педагог-психолог | Итоги диагностики |
24 | КЧ с психологом «Профилактика стресса» | февраль | Педагог-психолог | Кл.час |
25 | Учитесь властвовать собой. Мастерская общения | В течение года | Классные руководители Музыкальный руководитель Воспитатели интерната-семейного типа | Кл. часы Беседы Мастер-классы |
26 | Человек среди людей. Секреты общения | В течение года | Классные руководители Воспитатели интерната-семейного типа | Беседы Мастер-классы |
27 | Права гражданина России: до и после совершеннолетия | В течение года | Классные руководители | беседы |
Условия реализации программы:
- активизация самостоятельной деятельности учащихся (осознание целей своей деятельности; личностное принятие Программы, придание ей личного смысла; самоорганизация в распределении учебных действий во времени, самоконтроль в их выполнении; интерпретация необходимой учебной информации);
-соблюдение принципа ценностно-содержательного и духовно-нравственного наполнения учебно-воспитательного процесса (вовлечение учащихся в совместную познавательную деятельность, самостоятельную деятельность, стимулирование творческих способностей, максимальная опора на ведущие значимые виды деятельности);
-создание системы внеурочной деятельности и организация исследовательской работы;
-развитие школьного ученического самоуправления и обеспечение сотрудничества педагогического, ученического и родительского сообщества;
-организация традиционных школьных мероприятий и КТД.
Диагностика и мониторинг процесса и результатов духовно-нравственного развития
- Изучение уровня социальной адаптированности, нравственной воспитанности, их отношение к большой и малой Родине (Рожков М.И, «Методика для изучения социализированности личности»).
- Диагностика личностного роста: развитие гуманистических ценностных отношений школьников к миру, к окружающим, к себе
( П.В.Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова, «Диагностика личностного роста школьников»).
- Экспертный анализ и оценка организационных условий процесса духовно-нравственного развития школьников.
- Тестовая диагностика личностного роста школьника (П.В.Степанов).
- Диагностика удовлетворенности обучающихся жизнедеятельностью школы (методика Е.Н. Степанова).
- Диагностика удовлетворенности родителей результатами воспитания и обучения своего ребенка (методика Рожкова)
- Изучение сфер широты интересов школьников.(М.П. Нечаев «Диагностика воспитанности школьников»)
- Результативность участия школьников в творческих конкурсах, смотрах и фестивалях, в спортивных соревнованиях.
Методы работы:
- анализ передового педагогического опыта,
- педагогическое наблюдение,
- анализ результатов деятельности учащихся,
- интервьюирование,
- aнкетирование,
- тестированиe,
- количественная и качественная обработка данных.
Направления диагностики:
1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:
- общие сведения;
- способности;
- темперамент;
- тип личности в общении;
- самооценка;
- успешность в деятельности;
- уровень воспитанности.
2. Изучение межличностных отношений:
- социометрия;
- социально-психологический климат в классе;
- общие сведения;
- способности;
- темперамент;
- тип личности в общении;
- самооценка;
- успешность в деятельности;
- уровень воспитанности.
3. Формы диагностики:
- анкетирование;
- тестирование;
- наблюдение;
- беседы.
Ресурсное обеспечение Программы:
Нормативно-правовое
1. Закон РФ «Об Образовании»
2. Устав МБОУ «Овгортская школа-интернат среднего общего образования»
3. Программа развития школы на 2017-2022 гг.
Программно-методическое
1. Методические и дидактические материалы
2. Программы
Кадровое
1. Кадровый состав: администрация, учителя – предметники, классные руководители, учащиеся, родители, учреждения дополнительного образования, социальный педагог, психолог.
2.Повышением квалификации педагогов через систему курсов; самообразование.
3. Изучение опыта работы педагогов по данной теме
Материально-техническое
ПК, Интернат и школьная медиатека
Информационное
1.Создание банка данных методических материалов.
2. Издание методических публикаций, разработок, научных статей,
2. Создание банка достижений обучающихся.
Литература
- Дубовик, Л. Н. Методика диагностики уровня развития школьно-значимых функций у детей [Текст] / Л. Н. Дубовик // Специальная психология. – 2012. – № 1. – С. 55-66.
- Закон ЯНАО от 27 июня 2013 года № 55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе».
- Об образовании в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ : принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года // Новые законы и нормативные акты. – 2013. – № 5. – С. 2-168.
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Текст]: приказ М-ва образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г., № 1897 // Администратор образования. – 2011. – № 5. – С. 32-69.
- Письмо Департамента образования ЯНАО от 11. 09.2017г.№ 801-15-01/6705 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
- Студеникина, М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. – М.: Русское слово, 2012
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации: сайт. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/documents/922. – 20.02.2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия как средство духовно-нравственного развития и гражданско-патриотического воспитания подростков гимназии.
Презентация подготовлена на основе опыта использования экскурсий в воспитании учащихся гимназии....
Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание учащихся как основа воспитательной работы школы
Духовно – нравственное и патриотическое становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.Сегодня мы прекрасно понимаем...
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи (далее Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического восп...
программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - Россиянин"
программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - Россиянин"...
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся МКОУ Бобровская СОШ №2 «Я и Родина моя»
Данная работа содержит описание реализации программы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. В работе указаны цели, задачи, этапы и результаты работы школы по данном...
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся МБОУ «Замишевская СОШ» на 2016-2021 годы определяет систему работы образовательного учреждения по создан...
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи "Воспитание патриота, гражданина, человека"
Данная программа представлена на республиканский конкурс "За нравственный подвиг учителя" В номинации: «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания д...