программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - Россиянин"
методическая разработка на тему

Кулешова Татьяна Николаевна

программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - Россиянин"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennaya_programma.docx88.35 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Цуканово-Бобрикская основная общеобразовательная школа» Льговского района Курской области

fg3

ПРОГРАММА

Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи

«Я - Россиянин»

ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА

КУЛЕШОВА Т.Н.

2016

Структура программы:

  I.  Пояснительная записка .

  II.  Нормативно-правовая база.

  III.  Цель и задачи программы.

  IV.  Сроки и этапы реализации программы.

  V.  Участники реализации программы.

VI. Основные направления развития духовно-нравственного  и гражданско-патриотического    воспитания обучающихся.

VII. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи

VIII. Основное содержание духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи

IX. Виды деятельности и формы занятий

X. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодёжи

XI. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся

XII. Планируемые результаты духовно-нравственного и гражданско-патриотического    воспитания обучающихся.

  I.  Пояснительная записка.

Образование – это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня – не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества.

Прежде всего, духовная личность – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Духовный человек – это гражданин и патриот с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Добрый и отзывчивый, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием.

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций, к устойчивому развитию.

В этих условиях особую значимость приобретает задача консолидации общества на основе демократических ценностей, гражданского патриотизма.

Патриотизм, как нравственное чувство и совокупность социально-политических отношений является мощным фактором, необходимым условием для защиты национально-политических интересов, для достижения успеха в международной конкуренции, для сохранения и укрепления российской цивилизации.

Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства.

По этой причине система духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания, имеющая прочные, проверенные временем традиции, нуждается в совершенствовании, в соответствии с новыми реалиями.

2. Нормативно-правовые документы, приказы и программы муниципального, регионального  и Российского уровней:

-Конституция Российской Федерации;

-Всеобщая Декларация прав человека;

-Конвенция о правах ребенка;

-Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 года;

-Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2015 года;

-Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

-Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года №599;

-Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» от 1 июня 2012 года №761;

-Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. №2148-р;

-Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 – 2015 годы» от 5 октября 2010 г. №795

- Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”.

Типового положения об общеобразовательном учреждении,

-Устава МБОУ   «Цуканово-Бобрикская основная общеобразовательная школа»  Льговского   района Курской области

-санитарно-эпидемиологических правил и норм (СанПиН 2.4.4. 1251-03).

-Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.


III. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель:    Патриотическое, гражданское и духовно-нравственное воспитание учащихся посредством создания социально-педагогической среды, ориентированной на  традиционные нравственные и культурные ценности.  

Для достижения этой цели в процессе воспитательной работы в школе необходимо решить следующие задачи:

1)      формирование комплекса организационно-методического, информационно-просветительского обеспечения системы гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в школе;

2)      осуществление комплекса мер по просвещению родителей в вопросах гражданского, духовно-нравственного становления и воспитания детей;

3)      интегрирование духовно-нравственного содержания в социально-педагогические и другие гуманитарные программы, реализуемые в школе;

4)      реализация комплекса мер по социальному служению, развитию милосердия и благотворительности;

5)      реализация системы мер по подготовке, просвещению и повышению квалификации педагогических кадров и других специалистов в области духовно-нравственного воспитания;

6)      реализация комплекса мер по профилактике правонарушений.

IV. Реализация программы рассчитана на 3 лет.

Сроки реализации (продолжительность, начало и окончание)

январь 2016 года- декабрь 2018 года.

 V. Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся школы, коллектив педагогов и родителей.

Комплексная программа формирующая и развивающая у учащихся гражданственность и патриотизм как важнейшие духовно-нравственные и гражданско-патриотическое воспитания детей и молодежи  МБОУ «Цуканово-Бобрикская основная  общеобразовательная школа» на 2015 - 2017 года, представляет педагогическое прогнозирование, моделирование, умение соединить реальность с перспективами развития детского коллектива.      С  учетом социального заказа общества школе, опоры на внешние и внутренние возможности школы в решении стоящих перед ней проблем, особенностей и возможностей воспитанников.   Программа  направлена на формирование у обучающихся  способности рефлексивно адаптироваться к требованиям общества. Целью ее создания являлось объединение  всех педагогических усилий в рамках школьного  образовательного процесса по воспитанию нравственности и гражданственности  обучающихся.

VI. Основные направления развития духовно-нравственного и гражданско-патриотического    воспитания обучающихся.

Общие задачи духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Каждое из направлений духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи  обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.

Организация духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи  обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

·Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

·Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

·Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

·Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

·Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

VII. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи

Воспитательная система  школы охватывает весь педагогический процесс, объединяя  обучение, внеурочную, внеклассную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. При этом целенаправленному развитию личности в воспитательной системе школы способствует соблюдение ряда общечеловеческих принципов и педагогических походов воспитания, которые являются основанием образования и организации всей жизнедеятельности школьников. Значимую роль среди них занимают принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Нравственная ценность отбора содержания обучения является также важнейшим принципом воспитательной работы образовательного учреждения. Так, тематика уроков литературного чтения и внеурочной деятельности касается проблем культуры поведения, нравственного выбора, оценки положительных и отрицательных поступков героев художественных произведений. Работа с фольклорными формами призвана зарождать чувство гордости перед историей и культурой народов России, осознание вклада национальных культур в создание и развитие общей культуры российского общества как поликультурного явления. Уроки по предметам «Окружающий мир», «Литературное чтение», региональный компонент школы призваны раскрыть многообразие культурных ценностей (традиций, верований, обрядов, трудовой деятельности и пр.) разных народов, проживающих в нашей стране; воспитывать толерантность, уважительное отношение к другой культуре и религии.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли школы должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Принцип личностно-ориентированная система влияний на младшегошкольника: учёт особенностей развития личности каждого учащегося, уровня сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций. 

Принцип соответствия требованиям современного общества и общественно значимым ценностям. Применительно к первой ступени школы реализация этого принципа обеспечивает отказ от идеологического отбора содержания образования; признание демократического стиля общения обучающихся и учителя; раскрытие перед учащимися роли культуры в развитии общества.

Принцип разнообразия и альтруистичности реализуется посредством организации разнообразной деятельности детей: младшие школьники принимают участие в подготовке и организации труда, игр, общения, которые направлены на помощь, содействие, сопереживание объектам окружающего мира и проявление альтруистических чувств и бескорыстных поступков. Школьники участвуют в следующих общешкольных мероприятиях:

 «Помоги ближнему своему» — участие в помощи пожилым и больным людям, проживающим в микрорайоне (покупка и доставка продуктов; несложный бытовой труд; чтение прессы и т.п.);

 «Братья наши меньшие» — забота о животных уголка природы школы;

 «Вырастим цветы для мам и бабушек» — труд по выгонке тюльпанов и нарциссов к празднику 8 Марта.

Принцип учёта потребности обучающихся данной социальной группы, их социальные роли. Процесс воспитания должен быть организован таким образом, чтобы дети осваивали социальные роли, с которыми они впервые сталкиваются в школьной жизни: «ученик», «член классного (школьного) коллектива», «одноклассник», «участник деятельности». Программа работы школы опирается на особенности контингента обучающихся, их этнический состав, уровень познавательных интересов.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь? Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:

·общеобразовательных дисциплин;

·произведений искусства;

·периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

·духовной культуры и фольклора народов России;

·истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

·жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;

·общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

·других источников информации и научного знания.

Решение этих задач предполагает, что при разработке предметных программ и учебников в их содержании должны гармонично сочетаться специальные и культурологические знания, отражающие многонациональный характер российского народа.

Таким образом, содержание разных видов учебной, семейной, общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательного процесса и всего уклада школьной жизни. Ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё содержание образования, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина. Система идеалов и ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Обучающийся испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних.

Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании личности.

Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни обучающегося множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, истории и духовно-нравственной культуре народов Российской Федерации, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной, ответственной жизни как из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемые при общении обучающихся с людьми, в жизни которых есть место духовному служению и моральному поступку.

Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.

Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребёнка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке — совесть, его нравственное самосознание.

Духовно-нравственное развитие и воспитание должны преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание младших школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее. В условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости детей их собственное.

Будущее превратилось в реальную проблему: они его недостаточно осознают, потому что мало действуют, нередко «застревают» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе — внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребёнком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой — бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.

Особенность программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования – это интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Содержание урочной деятельности представлено следующими предметными областями: филология (уроки русского языка, литературного чтения), обществознание и естествознание (уроки окружающего мира, географии, биологии), искусство (уроки музыки и изобразительного искусства), технология (уроки технологии).

Содержание внеурочной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления учащихся и создаёт условия для применения полученных знаний в разнообразной деятельности созидательного характера.

Духовно-нравственное воспитание продолжается в процессе внешкольной деятельности — системе внеурочной деятельности.

VIII. Основное содержание духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

·элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

·представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

·элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

·элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

·интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

·уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

·ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

·начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

·элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

·интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;

·стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

·любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

·уважение к защитникам Родины;

·умение отвечать за свои поступки;

·негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

·первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

·различение хороших и плохих поступков;

·представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

·элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

·уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

·установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

·бережное, гуманное отношение ко всему живому;

·знание правил этики, культуры речи;

·стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

·представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

·отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

·первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

·уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

·элементарные представления об основных профессиях;

·ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

·элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

·первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

·умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

·умение соблюдать порядок на рабочем месте;

·бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

·отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

·развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

·ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

·элементарный опыт природоохранительной деятельности;

·бережное отношение к растениям и животным.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

·представления о душевной и физической красоте человека;

·формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

·интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

·интерес к занятиям художественным творчеством;

·стремление к опрятному внешнему виду;

·отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

IX. Виды деятельности и формы занятий

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

Содержание

Формы воспитательной деятельности

Ключевые КТД

Сроки

(месяц)

Ответственные

Получение первоначального представления

-о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов

· о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Курской области, Льговского района

Учебные инвариантные и вариативные предметы, беседы, экскурсии, заочные путешествия, участие в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России;   классные часы, информационные стенды,

беседы, чтение книг, изучение предметов, предусмотренных базисным учебным планом

День правовых знаний

День России

Ноябрь декабрь

июнь

Зам.дир. по  УВР, кл. руководители  

Ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина

беседы, экскурсии, просмотр кинофильмов, путешествия  по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания, классные часы, информационные стенды,

изучение основных и вариативных учебных дисциплин

  День Победы – встречи с ветеранами, Акция «Вахта памяти»

сентябрь -май

Зам.дир. по  УВР, кл. рук.

Ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России

Беседы, сюжетно-ролевые игры, просмотр кинофильмов, творческие конкурсы, фестивали, праздники, экскурсии, путешествия, туристско-краеведческие экспедиции,  зкскурсии в музеи г.Льгова, классные часы, образования изучение вариативных учебных дисциплин.

Предметные недели, олимпиады с включением знаний краеведческой направленности,

в течение года

Зам.дир. по  УВР, кл. рук.  

Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников

Беседы , проведение классных часов, просмотр учебных фильмов, участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам.

День России

День Победы

День Матери

День Семьи

Акция «Вахта памяти», концерт для ветеранов ВОВ и жителей села  ко Дню Победы

Зам.дир. по УВР, кл. рук.  .  

Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина

Посильное  участие в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями, акции, выступления,   проведение спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества.

Встречи с ветеранами, тружениками тыла

День правовых знаний

в течение года

Зам.дир. по  УВР, кл. рук.  

Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни

Беседы, народные игры, организация и проведение национально-культурных праздников,

День Знаний

Совместные мероприятия с сельской библиотекой

Дни профилактики правонарушений.

Беседы   с обучающимися «Правила поведения в общественных местах», «Как не стать жертвой преступления, мошенничества»

в течение года

Кл. рук.

Развитие школьного самоуправления, в начальной школе «соуправления».

Участие в детских организациях, организация органов классного самоуправления, общешкольной структуры; совместное планирование работы, фестивали, школы актива, встречи с интересными людьми, круглые столы, игры, КТД.

Совместное планирование и организация деятельности.

Беседа

«Внешний вид о культуре говорит»

в течение года

Зам.дир. по  УВР, кл. рук.  

• ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению;

Планируемые результаты:

В школе создана система гражданско-патриотического и правового воспитания, способствующая осознанию детьми их принадлежности к судьбе своего Отечества, ответственных за себя и окружающую действительность, готовых и способных строить жизнь, достойную современного человека. В начальном звене школы начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладение следующими компетенциями:

Содержание

Формы воспитательной деятельности

Ключевые

КТД

Сроки

(месяц)

Ответственные

Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов

изучение учебных инвариантных и вариативных предметов, беседы, экскурсии, заочные путешествия, участие в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России

 Концерт  «День пожилого человека»

Посещение музеев   района и  области

Конкурс детского творчества  «Моя семья. Родословная»

Участие в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах  патриотической и краеведческой направленности

Январь,

Февраль,

Май

октябрь

в  течение года

Зам.дир. по  УВР, кл. рук.

Ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителей)  с деятельностью традиционных религиозных организаций

Проведение экскурсий в места богослужения, добровольное участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями, изучение предмета учебного плана «ОРКСЭ»     ( 4 класс)

Беседы, встречи

в течение года

Зам.дир. по  УВР, кл. рук.

Формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения,  приобретение опыта ролевого нравственного взаимодействия

Уроки, внеурочные мероприятия, ролевые игры, тренинги

игровые программы

Цикл бесед «Нравственность – жизненная ценность человека»

Игра по станциям «Ежели вы вежливы»

Кл.часы «Твори добро»

в  течение года

Зам.дир. по  УВР, кл. рук.

Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков

Беседы, классные часы, видеофильмы, наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей

 

Защита презентаций «Правила поведения»

Зам.дир. по  УВР, кл. рук.

Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения — овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;

Беседы, классные часы, ролевые игры, видеофильмы, наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей.

КТД  4 кл для 1 кл «Что такое хорошо, что такое плохо»

Операция  «Береги учебники»

 

Февраль

Март

апрель

Зам.дир. по  УВР, кл. рук.

Зам.дир. по  УВР, кл. рук.  

Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе

Акции, проекты, субботники, КТД

Операция  «Братья наши меньшие» в рамках акции «Неделя добра»

апрель

Зам.дир. по  УВР, кл. рук.

Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье

Участие в беседах о семье, о родителях и прародителях, встречи за круглым столом, посиделки бабушек

Посиделки

« Моя родословная»,

«Бабушкины рецепты»

Ноябрь,

март

Зам.дир. по  УВР, кл. рук.

Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье

проведение открытых семейных праздников, выполнение  и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведение других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями

Спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»

Защита презентаций «Родословная моей семьи»

Круглый стол совместно с родителями

«Традиции  моей семьи»

Декабрь

Февраль

октябрь

Зам.дир. по  УВР, кл. рук.

Зам.дир. по  УВР, кл. рук.

Развитие школьного самоуправления, в начальной школе «соуправления».

Участие в детских организациях, организация органов классного самоуправления, общешкольной структуры; совместное планирование работы, фестивали, школы актива, встречи с интересными людьми, круглые столы, игры, КТД.

Школьные линейки – итоги по результатам рейдов, тематические миниатюры

в течение года

Зам.дир. по  УВР, кл. рук.

  • воспитание чувства сопричастности и ответственности гражданина России, любви к Родине, краю, в котором живешь, желание сохранить традиции и культурные ценности своей земли; овладение определенными знаниями об истории, культуре;  

Планируемые результаты:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  •  нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  •  уважительное отношение к традиционным религиям;
  •  неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  •  способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  •  уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
  •  знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают первоначальные представления следующего содержания:

Содержание

Формы воспитательной деятельности

Ключевые

КТД

Сроки

(месяц)

Ответственные

Получение первоначальных представлений о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества.

Участие в экскурсиях по микрорайону, городу (с целью знакомства с различными видами труда).

Экскурсии на производственные предприятия (с целью ознакомления с различными профессиями, встречи с представителями разных профессий)

Организация и проведение презентаций  «Профессия моих родителей».

Субботники по благоустройству классных комнат

Экскурсии на предприятия к родителям

Встречи-беседы с родителями - людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;

 

 В течение года

Зам.дир. по УВР, кл. рук.

Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности.

Сюжетно-ролевые экономические игры, праздники труда, ярмарки, конкурсы.

Конкурсные, познавательно развлекательные, сюжетно-ролевые мероприятия «Много профессий хороших и разных!»

Зам.дир. по УВР, кл. рук.

Приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду

Презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставление обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде.

Вовлечение во внеклассную и внеурочную деятельность

Проектно-исследовательские, творческие (художественные, литературные) работы учащихся.

Зам.дир. по УВР, кл. рук.

Приобретение начального опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе образовательного учреждения и взаимодействующих с ним учреждений дополнительного образования, других социальных институтов.

Занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа в творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность творческих общественных объединений.

Обустройство школьной территории; кабинета.

 

В течение года

Зам.дир. по УВР, кл. рук.

Приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома.

Самообслуживание, дежурство по классу, персональные выставки, презентации, творческие отчеты, проектная деятельность, устный журнал.

Выставки творческих работ «Моя главная обязанность»

апрель

Зам.дир. по УВР, кл. рук.

Участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни

Дискуссия, форум, вечер, час общения, классное собрание, собрание детей и родителей, поход, экскурсия, встречи с интересными людьми.

Вечер встречи с интересными людьми «За чашкой чая»

Осенние и весенние походы

Фотогалерея «Все работы хороши»

Ноябрь

Сентябрь,

Май

январь

Зам.дир. по УВР, кл. рук.

Планируемые результаты:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

Содержание

Формы воспитательной деятельности

Ключевые

КТД

Сроки

(месяц)

Ответственные

Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой

В ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов,  тематические классные часы, творческие работы учащихся, посещение краеведческого музея,

организация и проведение походов

Неделя экологии

Осенние и весенние походы

Осень

Ноябрь

Сентябрь

май

Зам.дир. по УВР, кл. рук

Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности

Экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц;

участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов

Акция «Сохрани дерево»

Проект «Экологический калейдоскоп»

Май

Март

Зам.дир. по УВР, кл. рук

Получение первоначального опыта эмоционально чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе

Экскурсии, прогулки, туристические походы и путешествия по родному краю

Игра – путешествие «Знаю ли я историю своего родного края?»

Акция  «Помоги птицам зимой»

Октябрь

декабрь

Зам.дир. по УВР, кл. рук

Усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой

При поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства.

Презентация

« Из жизни домашних животных»

сентябрь

Зам.дир. по УВР, кл. рук

Планируемые результаты:

• ценностное отношение к природе;

• первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

• элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

• первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

• личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

Содержание

Формы воспитательной деятельности

Ключевые

КТД

Сроки

(месяц)

Ответственные

Получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов родного края.

В ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий,    на объекты современной архитектуры, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам.

Организация экскурсий по музеям района

Совместные мероприятия с  библиотекой  (праздники, творческая деятельность ).

В течение года

Зам.дир. по УВР, кл. рук

Школьный библиотекарь  

Обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве школы и дома, городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду.

Разучивание стихотворений, знакомство с картинами, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах;

Конкурс стихов о природе, сочинений «Моя малая Родина»

сентябрь

Зам.дир. по УВР, кл. рук

Обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой

беседы «Делай добрые дела», «Чем красивы люди вокруг нас»,   беседы о прочитанных книгах, художественных фильмах, компьютерных играх;

Встречи с интересными людьми;

Участие в тематических экскурсиях в музей.

В течение года

апрель

Зам.дир. по УВР, кл. рук

Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества.

Творческие работы, выставки, проекты, ярмарки.

Участие в муниципальных   выставках  

Конкурс творческих работ в номинации  «Золотые руки»

Март – апрель

апрель

Зам.дир. по УВР, кл. рук

Планируемые результаты:

• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

• первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

• элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

• первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

• первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

• первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

• мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

X. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному  и гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодёжи

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования МБОУ «Цуканово-Бобрикская ООШ» осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива образовательного учреждения.

При разработке и осуществлении программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования образовательное учреждение может взаимодействовать, в том числе на системной основе, с традиционными религиозными организациями, общественными организациями и объединениями гражданско-патриотической, культурной, экологической и иной направленности, детско-юношескими и молодёжными движениями, организациями, объединениями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные ценности и готовыми содействовать достижению национального педагогического идеала. При этом могут быть использованы различные формы взаимодействия:

·участие представителей общественных организаций и объединений, а также традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

·реализация педагогической работы указанных организаций и объединений с обучающимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и одобренных педагогическим советом образовательного учреждения и родительским комитетом образовательного учреждения;

·проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания в МБОУ «Цуканово-Бобрикская ООШ»

Основные формы взаимодействия школы и семьи по направлениям:

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

  • посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны;
  • привлечение родителей к подготовке и проведению праздников;
  • изучение семейных традиций;
  • организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
  • совместные проекты;

 Направление 2: Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

  • оформление информационного стенда «Информация для родителей»;
  • тематические общие родительские собрания;
  • участие родителей в работе совета школы;
  • организация субботников по благоустройству территории;
  • организация и проведение совместных праздников, экскурсионных походов, музеев;
  • изучение мотивов и потребностей родителей.

 Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

  • Праздники-игры по теме труда: ярмарки,
  • Организация экскурсия на производственные предприятия с привлечением родителей;
  • Участие в коллективно-творческих делах по подготовке трудовых праздников;
  • Организация встреч-бесед с родителями - людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;
  • Совместные проекты с родителями «Мы за чистоту села»; конкурс «Скворечник».

Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

  • Общешкольные, классные тематические  родительские собрания с привлечением специалистов.

 Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

  • Привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время  
  • Организация и проведение походов «Выходного дня».
  • Участие в акциях «Сохрани дерево»;
  • Участие в праздниках, акциях «Покорми птиц зимой».
  • Участие в реализации проекта по благоустройству школьного двора.

Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование   представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

  • Участие учащихся вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров.
  • Встречи-беседы с людьми творческих профессий;
  • Участие в художественном оформлении школьных классов, помещений школы к праздникам, мероприятиям.

         Кроме этого, одно из ключевых направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования МБОУ «Цуканово-Бобрикская ООШ» является повышение педагогической культуры родителей.

XI. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из ключевых направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального и основного общего образования.

Необходимо восстановление с учётом современных реалий накопленных в нашей стране позитивных традиций содержательного педагогического взаимодействия семьи и образовательного учреждения, систематического повышения педагогической культуры родителей (законных представителей).

Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, Федеральном  Законе «Об образовании в Российской Федерации».

Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должна быть основана на следующих принципах:

·совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;

·сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

·педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

·поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

·содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

·опора на положительный опыт семейного воспитания.

Знания, получаемые родителями (законными представителями), должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.

Содержание программ повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) должно отражать содержание основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей необходимо согласовывать с планами воспитательной работы образовательного учреждения. Работа с родителями (законными представителями), как правило, должна предшествовать работе с обучающимися и подготавливать к ней.

В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) могут быть использованы различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.

XII. Планируемые результаты духовно-нравственного  и гражданско-патриотического    воспитания обучающихся.

Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

·воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);

·эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).

При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций и т. д. — становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

·ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

·элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

·первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

·опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

·опыт социальной и межкультурной коммуникации;

·начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

·начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

·нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

·уважительное отношение к традиционным религиям;

·неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

·способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

·уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

·знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

·ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

·ценностное и творческое отношение к учебному труду;

·элементарные представления о различных профессиях;

·первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

·осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

·первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

·потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

·мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

·ценностное отношение к природе;

·первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

·элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

·первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

·личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

·первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

·первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

·элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

·первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

·первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

·первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

·мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

·имеют рекомендательный характер и могут уточняться образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся;

·являются ориентировочной основой для проведения неперсонифицированных оценок образовательной деятельности образовательных учреждений в части духовно-нравственного развития и воспитания, осуществляемых в форме аккредитационных экспертиз (при проведении государственной аккредитации образовательных учреждений) и в форме мониторинговых исследований.

Уровни результатов

Класс

1-й уровень

2-ой уровень

3-ий уровень

1 класс

Приобретение школьником социальных знаний. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями. Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

2-3 класс

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде.

4класс

Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Уровни деятельности

Основные направления воспитания и социализации   школьников, сложившихся в МБОУ «Цуканово-Бобрикская ООШ»

Направления

Задачи

Формы работы

Интеллектуально-познавательная деятельность

Развитие творческих способностей, познавательных интересов и кругозора ребят в учебной, коллективной и социальной игровой деятельности

1) Учебная познавательная деятельность:

2) Коллективная познавательная деятельность:

а) школьные олимпиады

б)игры: «Кенгуру», «Медвежонок», «Бульдог»;

в) предметные недели;

г) проведение КТД.

Спортивно-оздоровительная деятельность

1) Развитие у школьников правильного отношения к собственному здоровью;

2) Воспитание навыков и привычек санитарно-гигиенического поведения.

1) Участие в спортивных мероприятиях (школьных и городских);

2) Школьные дни здоровья;

Художественно-эстетическая деятельность

1) Воспитание у школьников уважения к научным и общечеловеческим ценностям;

2) Формирование культуры речи, поведения обучающихся в школе и в быту.

1) Посещение музея города;

2) Посещение   библиотеки;

3) Участие в   конкурсах..

4) Школьные вечера, праздники

Трудовая и профориентационная деятельность

1) Воспитание чувства ответственности за свой труд и уважение к труду других людей, умения трудиться, иметь привычку к труду.

1) Дежурство по  классу;

2) Уборка школьной территории;

3) Оформление внеклассных мероприятий.

Общественная деятельность, воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

1) Воспитание у школьников уважения к закону, развитие гражданской и социальной ответственности.

1) Уроки мужества, ознакомление с героическими страницами истории России;

2) Получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой - Гербом, Флагом РФ;

3 Получение знаний об истории малой Родины в школьном музее.

4) Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни.

Действия педагога, направленные на достижения воспитательных результатов

Класс

Особенности возрастной категории

Действия педагога

5-9

Получение  и развитие опыта самостоятельного общественного действия

 Потребность в самореализации, в общественном признании, в  желании проявить и реализовать свои потенциальные возможности, готовность приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности

Создание реальной возможности выхода в пространство общественного действия. Такой выход должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.

   Однако для запуска и осуществления процессов самовоспитания необходимо, прежде всего, сформировать у ребенка мотивацию к изменению себя и приобретение необходимых новых внутренних качеств. Без решения этой проблемы ученик попросту окажется вне пространства деятельности по самовоспитанию, и все усилия педагога будут тщетны.

В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный         подход и принцип сохранения целостности систем

Перечень воспитательных форм и мероприятий для обучающихся

Класс

Формы

Мероприятия

5-9 классы

Беседы

Классные часы

 

Участие в

 подготовке и проведении мероприятий,

конкурсов

Спортивные соревнования

Сюжетно-ролевые игры, учебно-исследовательские

Конференции

Проектная

деятельность

«Я и другие люди», «Что значит, быть нужным людям», «Мир человеческих чувств», «Путешествие в храм», «Россия-Родина моя!», «Государственное устройство России», «Мир профессий»

«А гражданином быть обязан», «Память сердца...», «Из истории семейной летописи», «Любимый курский край»,  цикл мероприятий «По страницам истории Отечества», «Мой  любимый  литературный герой», «Труд и воспитание характера», «Что значит быть полезным людям?»

Школьные   праздники и социально значимые мероприятия: «День школы», «Новогодняя сказка», Весенняя Неделя Добра; конкурсы рисунков «Осторожно, дети!» «Зимняя сказка», «Лучшая открытка» (к 23 февраля и 8 марта»); конкурс чтецов «Салют, Победа!»

Спортивные соревнования «Мама, папа, я-спортивная семья»,

«Масленица», «А, ну- ка, мальчики», «А, ну- ка, девочки», «Друг познается в беде», «Этикет»

Научно-практические конференции: «Науки юношей питают»,

«Юность науки», «Ступеньки в науку»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия как средство духовно-нравственного развития и гражданско-патриотического воспитания подростков гимназии.

Презентация подготовлена на основе опыта использования экскурсий в воспитании учащихся гимназии....

Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание учащихся как основа воспитательной работы школы

Духовно – нравственное и патриотическое становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.Сегодня мы прекрасно понимаем...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи

     Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи (далее  Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического восп...

«Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи»

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи (далее  Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Ф...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи "Воспитание патриота, гражданина, человека"

Данная программа представлена на республиканский конкурс "За нравственный подвиг учителя" В номинации: «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания д...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи «Имена Победы»

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи «Имена Победы», разработанная в рамках работы школьного краеведческого музея МБОУ СОШ с. Гордино, н...

"Горячие сердца " Лучшая дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи.

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации.    ...