"Горячие сердца " Лучшая дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи.
учебно-методический материал

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

      Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического и духовно - нравственного воспитания детей и молодёжи, её основных компонентов и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания обучающихся, как важнейшей ценности, одной из основ духовно - нравственного единства общества.

      Программа представляет собой согласованный по срокам выполнения комплекс нормативных, правовых, организационных, научно - исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач патриотического воспитания детей и молодёжи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Целинская средняя общеобразовательная школа № 8»

________________________________________________________________________________

347760, Ростовская область, посёлок Целина, 3 линия, 111 тел. 8-8-6371-9-19-79

 

        

                                                                                                                                        "Утверждаю".

                                                                                                             Директор школы __________ Л.А. Щербак

"Горячие сердца "

Лучшая дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи.

Срок реализации: 4 года

       Возраст детей: 7-18 лет       C:\Users\User\Desktop\9b93defa-b2c7-4c07-83b9-d854150103f7.jpg                         

                     

                          Разработчики:

                              Юнкина И.С.,

                                                                       учитель русского языка и литературы,

                                   Винокурова Н.А,

                                                                     учитель изобразительного искусства

п. Целина

2022 г.

Оглавление:

  1. Пояснительная записка___________________________________________________3
  2. Актуальность программы_________________________________________________5
  3. Этапы реализации программы_____________________________________________7
  4. Направления воспитательной работы_______________________________________8
  5. Основные принципы программы___________________________________________11
  6. План основных мероприятий по духовно – нравственному развитию и воспитанию

Обучающихся___________________________________________________________15

  1. Формы взаимодействия___________________________________________________26
  2. Ожидаемые результаты___________________________________________________28
  3. Оценка эффективности реализации программы_______________________________29
  4. Используемая литература_________________________________________________30

Пояснительная записка

День памяти –
Победы праздник,
Несут венков
Живую вязь,
Тепло букетов
Красок разных,
Чтоб не терялась
С прошлым связь.
И плиты скорбные согреты
Цветов дыханьем полевым.
Прими, боец,
Как дар, всё это
Ведь это нужно
Нам,
Живым.

         Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

      Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического и духовно - нравственного воспитания детей и молодёжи, её основных компонентов и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания обучающихся, как важнейшей ценности, одной из основ духовно - нравственного единства общества.

      Программа представляет собой согласованный по срокам выполнения комплекс нормативных, правовых, организационных, научно - исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач патриотического воспитания детей и молодёжи.

 Программа духовно-нравственного воспитания школьников построена с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования, развития ученического самоуправления.  

       Она является основой для воспитания и социализации школьников с учетом культурно-исторических российских ценностей, запросов обучающихся и их родителей, регионального сообщества. Стандарт устанавливает, что программа воспитания и социализации должна быть направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским и общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России. Воспитание и социализация, согласно Стандарту должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни.

     В процессы духовно-нравственного развития, учащегося необходимо включать все субъекты воспитания и социализации детей и молодежи: семью, институты государства и гражданского общества, традиционные российские религиозные организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ. В основе организации учебно-воспитательного процесса лежит национальный воспитательный идеал, понимаемый как высшая цель образования, высоконравственное представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.

     Важнейшие ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

  Программой предусматривается: реализация мер по всемерному повышению роли семьи в духовно-нравственном становлении растущей личности; выявление позитивного опыта духовно-нравственного воспитания, разработка эффективных технологий взаимодействия семьи и школы, обеспечение сотрудничества в решении нравственно-воспитательных задач; повышение роли научно-теоретического знания в оперативном решении актуальных проблем и задач.

Актуальность программы

        Сегодня, для России, нет более важной идеи, чем патриотизм. Считаем, что для того, чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет. Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа, души. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейной чести, о патриотических делах родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины. Это хорошие уроки мужества для подрастающего поколения. Ведь в настоящее время эта проблема очень актуальна.

     На протяжении многих лет со времён многочисленных перемен, начавшихся в нашей стране и продолжающихся в настоящее время, проблема патриотического воспитания школьников остаётся нерешённой. Получили широкое распространение такие негативные качества, как равнодушие, эгоизм, агрессивность. Забываются многовековые традиции народов, молодёжь теряет интерес к историческому прошлому России и своей малой Родине. Особую тревогу вызывает неправильное отношение подростков к здоровому образу жизни. Среди них всё более распространяется алкоголизм и возрастает наркозависимость. В этих условиях школа остаётся основным инструментом, способным остановить распространение данных «болезней».

Цель программы: создание и совершенствование системы патриотического   воспитания в школе для формирования социально - активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к   Отечеству, своему народу.

Задачи программы:

- Воспитание у обучающихся любви и уважения к родному краю.

- Подъём духовной и нравственной культуры подрастающего поколения.

- Создание условий для творчества обучающихся, их гражданского становления и формирование активной жизненной позиции.

- Приобщение обучающихся к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково- исследовательской деятельности.

- Изучение и пропаганда национальных традиций, культуры.

- Повышение качества патриотического воспитания в школе.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Исходя из задач, можно выделить необходимость способствовать тому, чтобы воспитывающая среда была как можно более разнообразной, вариативной. Программа воспитания «Воспитание гражданина России» должна помочь ребенку строить свою жизнь и после окончания школы. Реализация программы позволит создать условия для освоения нравственных ценностей и самоопределения школьника.

Для этого необходимо создать возможности для погружения ребенка в каждую из этих сфер. Именно эту задачу решают различные воспитательные направления программы:

-  учебная деятельность;

- здоровьесбережение;

- правовое воспитание;

- эколого - краеведческое воспитание;

- нравственно-эстетическое воспитание;

- трудовое воспитание;

- взаимодействие с родителями.

Этапы реализации Программы

Срок реализации программы: 2022– 2025 г.

I этап: проектный – 2022 -2025 учебный год.

Цель:

подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.

3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический – 2020 – 2021 учебные годы.

Цель:

реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию.

Задачи:

 1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

2. Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.

3. Развивать ученическое самоуправление.

4. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.

5. Расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными учреждениями города. 6. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

7. Проводить мониторинг реализации программы.

8. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический – 2021-2022 учебный год.

Цель:

анализ итогов реализации программы.

Задачи:

1. Обобщить результаты работы школы.

2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

3. Спланировать работу на следующий период.

         В ходе работы по предлагаемой программе дети осваивают различные виды деятельности: проблемную, поисково-исследовательскую, коммуникативную, творческую.

Направления воспитательной работы:

 Культура (воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание))

- Представления о душевной и физической красоте человека.

- Формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества.

- Интерес к чтению, произведениям искусства, концертам, выставкам, музыке, к занятиям художественным творчеством.

- Бережное отношение к памятникам архитектуры и искусства.  

- Изучение православной культуры и её традиций на примерах малой Родины.

Наша Родина (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)

- Знания о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах.

- Знания о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение.

- Изучение истории своего села, района, края в ходе поисково-исследовательской работы.

- Проведение экскурсий, походов, встреч с ветеранами войны и труда, интересными людьми.

- Проведение мероприятий, посвященных памятным датам истории;

работа по благоустройству здания и территории школы, территории села путем проведения субботников и трудовых десантов.

- Поддержание культурных традиций школы и села в ходе участия школьников в традиционных праздниках, конкурсах, выставках.

Семья (семейные ценности)

- Приобщение обучающихся к культуре православия и её традициям.

- Формирование чувства любви к людям, сострадания, ответственности, милосердия.

- Утверждение семейных ценностей, знакомство с семейными устоями.

- Представление об ответственности каждого члена семьи за жизнь, здоровье и воспитание.

- Умение отвечать за свои поступки.

-  Негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Труд (воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни)

-  Представления о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества.

- Уважение к труду и творчеству старших и сверстников.

- Представления об основных профессиях.

- Ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

-  Представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества.

- Умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий, умение соблюдать порядок на рабочем месте.

- Бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.

- Отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Экология и мы (воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде)

- Развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе.

- Ценностное отношение к природе и всем формам жизни.

- Элементарный опыт природоохранительной деятельности.

- Бережное отношение к растениям и животным.

Здоровье

- Приобщение всех учащихся к различным формам физической культуры путем привлечения их в спортивные секции, оздоровительные группы, спортивные состязания.

- Организация интересного и плодотворного досуга во внеурочное время путем проведения различных спортивно-массовых мероприятий.

- Осуществление мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и антинаркотической пропаганде.

Человек (воспитание нравственных чувств и этического сознания)

- Представления о базовых национальных российских ценностях, различение хороших и плохих поступков.

- Знания правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

- Представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.

- Уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим.

- Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.

- Бережное, гуманное отношение ко всему живому.

- Знание правил поведения, культуры речи.

- Представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы.

- Отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Юные таланты

- Приобщение всех учащихся к творческой деятельности через систему урочной и внеурочной деятельности – проведение смотров, творческих отчетов, конкурсов и праздников.

Забота

- Оказание посильной помощи ветеранам войны и труда, престарелым людям и инвалидам путем проведения тимуровской работы и акций под девизом “Спешите делать добро”.

Основные принципы программы:

Основные принципы, на которых строится Программа

1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств. 3. Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.

4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

5. Преемственность. Патриотическое воспитание школьников продолжается и в старшей школе.

Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности с помощью следующих инструментов.

Направления

Виды деятельности и формы занятий с обучающимися

1

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Беседы, чтение книг, просмотр фильмов, изучение предметов, предусмотренных базисным учебным планом, на плакатах, картинах, презентациях (с использованием новых технологий);

-в процессе экскурсий, путешествий по историческим и памятным местам,

 изучения основных и вариативных учебных дисциплин;

-сюжетно-ролевые игры, творческие конкурсы, праздники,

-посильное участие в социальных проектах,

-проведение бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, встреч с ветеранами и военнослужащими;

-встречи и беседы с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

2

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

 -Подготовка бесед, экскурсий, участие в творческой деятельности - подготовка вечеров и мероприятий;

- выставки;

-проведение экскурсий в места богослужения, встреч с религиозными деятелями;

-проведение внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения,

-беседы, классные часы, просмотр учебных фильмов, наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей;

-обучение совместной деятельности;

-посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе;

-беседы о семье, о родителях и прародителях;

-проведение открытых семейных праздников, выполнение презентаций к мероприятиям и классным часам и творческих проектов, проведение мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

3

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Экскурсии по поселку, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями, встречи с представителями разных профессий;

-беседы о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей;

- проведения внеурочных мероприятий, раскрывающих перед старшеклассниками широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;

-презентации учебных и творческих достижений, стимулирование творческого учебного труда, предоставление обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде;

- участие в разработке и реализации различных проектов;

-занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, деятельность трудовых и творческих общественных объединений в учебное, и в каникулярное время;

-встречи и беседы с выпускниками своей школы, знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

4

Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

-На уроках физической культуры, беседы, просмотр учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий;

-беседы о значении зарядки, занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;

-в спортивных секциях школы, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований;

- поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;

-беседы с педагогами образовательного учреждения, медицинскими работниками, родителями (законными представителями).

5

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

-Изучение учебных дисциплин, проведение бесед по экологическому воспитанию;

-экскурсии, прогулки по родному краю;

-высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, создание и реализация индивидуальных и коллективных природоохранных проектов;

-посильное участие в экологической деятельности по месту жительства;

-участие в конкурсах рисунков, поделок, олимпиадах, конференциях.

6

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

-Изучения учебных дисциплин, посредством знакомства с лучшими произведениями искусства на выставках, по репродукциям, учебным фильмам;

-изучение вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, посещение концертов;

- знакомство со стихотворениями местных поэтов, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;

-беседы о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх;

-проведение выставок художественного творчества, музыкальных вечеров, культурно-досуговых программ,

-участие в художественном оформлении кабинетов.

План основных мероприятий
по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся

 «Наша Родина»

Цель

Задачи

Мероприятия

Организация занятий духовно-нравственной направленности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности школьников

Содействия ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе или деревне; в селе — в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира; понимание прав и свобод личности развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, основ здорового образа жизни

Помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей; формирование патриотизма, активной гражданской позиции

Обогащение знаниями, о малой и большой Родине, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности

Формирование нравственной основы личности творческих способностей, повышение уровня духовной культуры приобретение основных навыков поведения в социуме

Фестиваль «Моя любимая и неповторимая Родина»

Выставка-витраж «Наша Родина»

Коллаж «С чего начинается родина»

Изготовление стенда «Моя малая Родина»

Диспут «Что значит любить Родину?»

Инсценирование патриотической песни «Если б не было войны …»

Вечер «Я – гражданин России»

Вечер «Что для меня значит – быть гражданином России»

Классные часы, общешкольная линейка «Символы нашей Родины»

Флэш-моб «Мы – едины, мы – не победимы»

Классные часы «Наша Родина – Россия»

Беседа «Мои земляки»

Викторина «Золотое кольцо России»

Заочная экскурсия «две столицы»

Интересные факты из газет и журналов о моей стране, крае, городе.

Встреча с интересными людьми

Классные часы «Символы Российских городов»

Конкурс презентаций о городах России.

Конкурс презентаций «Край, в котором я живу»

Конференция «Чем и кем славен мой город?»

 «Семья»

Воспитывать у детей и подростков чувство патриотизма, формировать у подрастающего поколения верность Родине, готовность к служению Отечеству и его вооруженной защите.

Укрепление связи поколений путем проведения совместных мероприятий для детей и взрослых членов их семей

2) Развитие интереса и потребности в сохранении достоверности исторического прошлого своей семьи

Поисковая операция «Как образовалась моя семья»

Презентации «Семья в нашей жизни»

Утренник «Мои родители»

Праздничный концерт «Моя мама»

Вечер с родителями «Мой отец»

Презентации «Женские судьбы в моей семье»

Презентации «Мужские судьбы в моей семье»

Поисковая операция «Забытые члены семьи»

Презентации «Жертвы в истории моей семьи»

Презентации «Кто пострадал из-за моих родственников?»

Исследовательские проекты «На судьбу кого из родственников похожа моя судьба?»

 Классные часы «Мое место в семье?»

Классные часы «Что может помочь или помешать мне изменить отношения в семье?»

Сундучок семейных традиций «Дерево жизни семьи» По итогам выполненных заданий провести итоговую конференцию.

Утренник «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать»

Изготовление панно «Моя семья»

«Самые родные для нас слова: мама, Родина, семья»

КТД «Семейный альбом»

«За что уважают в семье и обществе

«Моя семья в годы Великой Отечественной войны.

КТД «Мама, папа, я – очень дружная семья»

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Рассказы детей о членах семьи из личного опыта, традиции и праздники моей семьи «Моя родня»

Поисковые операции: «Истории создания своей семьи», «Как образовалась моя семья»

 «Юные таланты»

Формирование у учащихся высокого патриотического сознания, чувства гражданского долга, готовности к выполнению важнейших конституционных обязанностей, формирование профессионально значимых качеств, умение и готовности их проявления в различных сферах жизни общества.

Пробуждение у детей и подростков живого неподдельного патриотизма, воспитание истинных патриотов России.

Воспитание преданности Родине 

Сформирование уважения к боевому прошлому России 

Воспитание основы гражданского сознания, гуманного отношение к окружающим людям 

Формирование уважение к труду, к людям труда, трудовым традициям 

Воспитывать мужество, стойкость, отвагу 

Изучать духовное и культурное наследие России

Подготовить к службе в Российской Армии 

Почётный караул у Вечного огня «Пост

Митинг «День победы»

Акция «Вахта памяти»

Самодеятельный концерт «Мы – патриоты своей Родины»

Кл. часы и презентации «Наш посёлок в годы Великой Отечественной войны»

Общешкольные линейки «Салют, Победа!»

Создание банка данных «Летопись родного края», «Летопись школы». Оформить материалы в альбом. Собрать материалы о выпускниках прошлых лет (Оформить в альбом)

Презентации «Великие подвиги защитников Родины в годы ВОВ (герои-земляки)»

Встречи с тружениками тыла ВОВ

Проведение экскурсий в воинские части

Уроки мужества, посвящённые знаменательным датам истории.

Мероприятия месячников, посвящённых разгрому немцев под Москвой и Дню Защитника Отечества (конкурсы рисунков, плакатов, видеороликов и презентаций, различные спортивные соревнования и т.д.).

Традиционный конкурс инсценированной военно-патриотической песни, посвященный Дню защитника Отечества

Линейки, посвящённые Дню Победы.

Декада, посвященная уральскому добровольческому танковому корпусу

Проведение экскурсий к памятникам воинам, в музеи посёлка:

«Целинский краеведческий музей»

Фестиваль «Подвиг народа в Великой Отечественной войне

Тематический вечер «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой»

Диспут «Подвиг не рождается сразу. Для этого... нужно щедрую душу иметь "

Вечер «Защита Родины есть и защита своего достоинства»

Изготовление стенда «Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою»

Классный час «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни...»

Устный журнал «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства...»

Классные часы:

«Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг»

«Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни»

«Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом...»

«Тема мужества на страницах русской литературы»

«Любовь и война на страницах русской литературы»

Беседа: «Что значит быть счастливым в своей стране»

Участие в конференциях:

«Отечество славлю, которое есть»

«Шаг в будущее»

«В ответственности за будущее»

«Забота»

Оказание позитивного влияния на подростков при выборе ими жизненных ценностей. Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.

Формирование сплоченного деятельного коллектива волонтеров

Популяризация идей добровольчества в школьной среде, осуществление рекламно-информационной деятельности

Развитие социальной системы, создание оптимальных условий для распространения волонтерского движения и активизации участия, учащихся в социально-значимых акциях и проектах

Вовлечение учащихся в проекты, связанные с оказанием социально-психологической и социально-педагогической поддержки различным группам населения

Создание и использование межрегиональных связей с другими общественными (волонтерскими) организациями для совместной социально-значимой деятельности

Организация обучающих семинаров для участников волонтерского движения;

Воспитание у учащихся активной гражданской позиции, формирование лидерских и нравственно-этических качеств, чувства патриотизма и др.

Групповые занятия волонтеров для воспитанников

Изготовление плакатов, презентаций

Оформление информационного стенда

Акции волонтеров

Листовки

Игры

Викторины

Спортивные мероприятия.

Вахта памяти

»

Акция «Щедрая палитра ветерана» (классные часы с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны)

Акция «Дом без одиночества» (поздравление н

Акция «Почта Победы»

Трудовой десант (оказание адресной помощи) «Ветеран живёт рядом»

Операция «Чистый обелиск» (работа по благоустройству воинских захоронений, обелиска, увековечивающих память о погибших при защите Отечества)

Акция «Согреем ладони, разгладим морщины» (организация и проведение концертных программ)

Акция «Материнские сердца» (поздравление женщин с международным Днём матери)

«Мы разные, но мы вместе» - акция, посвящённая Международному Дню инвалида)

Приглашение ветеранов ВОВ, тружеников тыла на внеклассные мероприятия, классные часы

Акция «Дом, в котором я живу» (благоустройство дворов)

Операция «Творим добро своими руками» (изготовление поздравительных открыток к праздничным датам)

«Дом без одиночества» (поздравление на дому)

Акция «Зажечь факел души» (проведение совместных мероприятий, игровых программ и праздников)

Акция «Георгиевская лента»

Акция «Уютный двор»

Акция «Забота»

Акция «Письмо солдату»

Акция «Ветеран живет рядом»

Акция «Служу Отечеству»

 «Здоровье»

Формирование в учащихся качеств не восприятия негативной информации, устойчивости к негативным призывам, умения отличить истинные и ложные цели

Научить правилам безопасности в интернет

Научить самостоятельности и независимости в восприятии новой информации

Организовать систематические опросы учащихся по вопросам интернет коммуникаций и иных средств общения

Организовать систему работы школы по формированию психологической безопасности учащихся    

1. Классные часы:

«Что такое манипуляции и как не стать их жертвой»

«Защита от хищения личной информации»

«Если тебя запугивают»

«Криминализация Интернета»

«День душевного тепла»

«Лишь жить в себе самом умей - есть целый мир в душе твоей»

Фестиваль «День здоровых эмоций»

«Эмоциональная устойчивость»  

Панорама мероприятий:

«День дружбы и примирения»

«День доброты и внимания»

«День понимания и единства»

«Понимание — начало согласия»

«Психологическая безопасность ОС»

«Молодежные субкультуры».

«Экстремизм в интернет сети»

Дебаты «Компьютер: возможные опасности»

«Культура»

- Представления о душевной и физической красоте человека.

- Формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества.

- Изучение православной культуры и её традиций на примерах малой Родины.

создание условий для возникновения радости, эстетических переживаний, уверенности и других нравственных чувств

Проведение культурно-краеведческих встреч «Моя малая Родина»

Разработка уроков, связанных с использованием материалов школьной музейной экспозиции

Проведение фестиваля презентаций «Отчизны верные сыны» о героях Великой Отечественной войны

Проведение конференции по теме «Россия во Второй мировой войне»

Проведение конкурса рефератов «Наши знаменитые земляки»

Школьные и муниципальные конкурсы чтецов и литературно-музыкальных композиций «Строки, опаленные войной!»

КТД «От Земли до звезд»: цикл мероприятий, посвященных полету Ю.А. Гагарина в космос.

Выставка книг в библиотеке «Слава армии родной!»

«Экология и мы»

- Осуществление мероприятий по пропаганде бережного отношения к окружающей среде, среди которых – экологические праздники, викторины, конкурсы в рамках Дней защиты от экологической опасности.

уход за памятниками и мемориалами; посадка и уход за зелёными насаждениями; трудовые десанты с целью поддержания чистоты и порядка на территории школы, в скверах, парках и улицах посёлка.

Проведение трудовых акций по уборке пришкольной территории

Трудовая вахта памяти по уборке памятников военной истории

«Труд»

-  Представления о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества.

-  Представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества.

ознакомление с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формирование уважительного отношения к людям труда.

Классные часы, беседы: «Мой дом - наведу порядок в нем», «Без труда ничего не даётся», «Роль знаний в выборе профессии», «Мир профессий и твое место в нем», «Способность к труду - главное качество человека».

Проведение конкурсов, месячников и декад: «Самая чистая школа»

«Самый чистый класс»

«Самая оригинальная клумба»

Трудовой десант ко Дню   Победы

Круглый стол «Куда пойти учиться»

Трудовая акция «Поможем малышам»

«Человек»

- Представления о базовых национальных российских ценностях, различение хороших и плохих поступков.

- Представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.

получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов

получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий;

участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);

участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий,

усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях)

Беседа посвященных воспитанию учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам «Здравствуйте все, или как жить в ладу с собой и миром» 

Цикл классных часов по правовой грамотности «Наши права и обязанности»:

«Российская Конституция – основной закон твоей жизни», «Ваши права, дети», «Имею право» и т.д.

Организация посещений на дому пенсионеров, тружеников тыла и ветеранов ВОВ, нуждающихся в помощи

Изучение уровня воспитанности учащихся, их нравственных приоритетов, развития классных коллективов


Совместная деятельность МБОУ ЦСОШ №8, семьи и общественности

по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

     Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства. В формировании нравственного уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. 

     Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно нравственного развития и воспитания, обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива образовательного учреждения.

Формы взаимодействия:

     Участие представителей общественных организаций и объединений, а также традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования;

реализация педагогической работы указанных организаций и объединений с обучающимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования и одобренных педагогическим советом образовательного учреждения и родительским комитетом образовательного учреждения;

     Система работы с родителями (законными представителями) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся старшего школьного возраста основана на следующих принципах:

совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;

сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

опора на положительный опыт семейного воспитания.

Формы работы с родителями:

анкетирование;

беседа;

консультации;

посещение семьи,

 проведение совместных часов общения, классных часов, вечеров, экскурсий, походов классного руководителя, родителей и детей, родительские собрания на духовно-нравственные темы;  

лекторий для родителей;

 открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

 вечера вопросов и ответов;

 проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары);

 факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;  

индивидуальные консультации специалистов;

наглядные виды работы: информационные стенды для родителей,

папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;  

ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;  

 совместные с родителями праздники, спектакли.

Групповые
• Родительские собрания; 

 Собрание Управляющего Совета школы; 

 Творческие отчеты; 

 Дни открытых дверей; 

  • Родительский лекторий;
  • Родительские конференции.
    Индивидуальные
    Тематические консультации; Переписка; Посещение на дому. 

Ожидаемые результаты

     Положительными результатами реализации программы должны стать:

- создание системы патриотического воспитания в школе; 

- внедрение в практику педагогической деятельности передовых форм и методов патриотического воспитания; 

- сохранение и развитие у школьников чувства гордости, любви к Родине, родному краю, школе; 

- формирование у школьников готовности к вооружённой защите Родины; 

- активизация интереса к углублённому изучению истории Отечества; 

- повышение интереса учащихся к военно-прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств; 

- расширение участия школьников в военно-прикладных и технических видах спорта; 

- воспитание у школьников уважения к подвигу отцов; 

- привлечение широкой общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников; 

- расширение и совершенствование информационной базы пропаганды патриотического воспитания в школе; 

- расширение методологической базы патриотического воспитания в системе образования;

- активизация творческого потенциала педагогов в деле патриотического воспитания.

Оценка эффективности реализации Программы

     Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей (индикаторов), включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, использование современных технологий воспитательного воздействия. В результате осуществления Программы ожидается:

- повышение эффективности патриотической работы;

- повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;

- формирование гражданской грамотности учащихся;

- внедрение новых форм работы в гражданско-патриотическое воспитание и повышение эффективности патриотической работы;

- обеспечение духовно-нравственного единства в школе, снижение степени идеологического противостояния, возрождение духовных ценностей школьников;

- развитие толерантности;

- улучшение условий для формирования патриотических чувств.

Количественными результатами реализации Программы должны стать:

- доведение числа систематически занимающихся патриотической работой школьников до уровня 50%;

- привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и как следствие снижение числа школьников, совершивших правонарушения;

- повышение уровня воспитанности и нравственности учащихся.

Используемая литература:

1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно- спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.

2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2001.- № 9.

3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения - российский путь развития. // Воспитание школьников. - 2012. - № 7.

4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2014.- № 9.

5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX века. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2012.- №

6. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая. - М.: 5 за знания,2015.

7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.

8. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2010.

9. Г.А. Коновалова. Патриотическое воспитание школьников в современных условиях. Новокузнецк, 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия как средство духовно-нравственного развития и гражданско-патриотического воспитания подростков гимназии.

Презентация подготовлена на основе опыта использования экскурсий в воспитании учащихся гимназии....

Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание учащихся как основа воспитательной работы школы

Духовно – нравственное и патриотическое становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.Сегодня мы прекрасно понимаем...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА (АДАПТИРОВАННАЯ) физкультурно-спортивной направленности «ОЛИМПИЯ» (для детей с ОВЗ) (продвинутый уровень)

Адаптивная физическая культура – это вид общей физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Основной целью адаптивной физической культуры, является максимально возможное разв...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА (АДАПТИРОВАННАЯ) физкультурно-спортивной направленности «ПРЕОДОЛЕНИЕ» (для детей с нарушениями слуха) (базовый уровень)

Сегодня остро стоит проблема физического воспитания детей с различными отклонениями в состоянии здоровья и, к сожалению, она не решена полностью.Дети с ограниченными возможностями здоровья меньше двиг...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА (АДАПТИРОВАННАЯ) физкультурно-спортивной направленности «ПРЕОДОЛЕНИЕ» (для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (базовый уровень)

Сегодня остро стоит проблема физического воспитания детей с различными отклонениями в состоянии здоровья и, к сожалению, она не решена полностью.Дети с ограниченными возможностями здоровья меньше двиг...

Дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников "Мысли. Образы. Чувства"

Цель ДОП "Мысли. Образы. Чувства" - создание условий для успешного развития духовно-нравственных ценностных ориентаций у подростков средствами русской художественной литературы....