Дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников "Мысли. Образы. Чувства"
рабочая программа по литературе (10, 11 класс)

Рыбакова Светлана Викторовна

Цель ДОП "Мысли. Образы. Чувства" - создание условий для успешного развития духовно-нравственных ценностных ориентаций у подростков средствами русской художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mysli._obrazy._chuvstva.docx55.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКОГО «ШКОЛА №3»

_________________________________________________________________________

601800, г. Юрьев-Польский, ул. Горького, д. 5                    8 (49246) 2 34 05

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

«МЫСЛИ. ОБРАЗЫ. ЧУВСТВА»

Среднее общее образование

(10-11 классы, 16-18 лет)

Срок реализации 2 года

Автор-составитель Рыбакова С.В.,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

г. Юрьев-Польский

2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Духовное просвещение и воспитание                                        

перерождает душу, открывает ей цель жизни

и вселяет сознание долга.

Патриарх Московский и всея Руси  

Алексий II

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» обозначена приоритетная задача в сфере воспитания детей – «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».

Огромную роль в духовно-нравственном воспитании, развитии чувства патриотизма и гражданственности играет русская литература, призванная дать представление о духовном богатстве русского языка, красоте и выразительности русской речи. Внимание к слову, его лексическому и духовному значению, его «жизни» среди других слов и художественной роли в тексте является необходимым условием для осознания школьниками родного языка как высшей духовной ценности, национально-культурного достояния.

Приобщение к слову великой русской литературы, проникновение в тайну слова, постижение его глубинного смысла – залог становления эмоционально богатой, высоко духовной личности.

Дополнительная общеразвивающая программа «Мысли. Образы. Чувства», адресованная учащимся 10-11 классов общеобразовательной школы, не только знакомит с произведениями художественной литературы, но и предполагает опыт коммуникации, диалога с поэтом, включает школьника в духовный поток русской культуры, открывает общечеловеческие ценности бытия, формирует нравственное мировосприятие и национальное самосознание. Программа побуждает задуматься о смысле жизни, поиске Бога, справедливости и правде; призывает вместе с авторами пройти жизненные перипетии, испытав падение и восстание; услышать призыв к освобождению от мирской суеты.

Программа направлена на овладение подростками личностными, коммуникативными, регулятивными и познавательными универсальными действиями, предопределяющими дальнейшее саморазвитие и самосовершенствование.

Подростковый возраст является одним из основных периодов развития и формирования ценностно-смысловой сферы личности.  Русская художественная литература, пропитанная православно-ценностным содержанием и обладающая огромным потенциалом эффективного, позитивного воздействия на растущую личность, в полной мере содействует духовно-нравственному становлению школьников, их подготовке к самостоятельной жизни, приобщению к высшим общечеловеческим и христианским ценностям.

Программа «Мысли. Образы. Чувства» является актуальной и своевременной. Изучение содержания программы учащимися старших классов средней школы имеет практический, личностно-ориентированный характер. На этой ступени обучения старшеклассники обобщают полученные ранее знания. Содержание программы помогает приобрести четкие векторы направленности в дальнейшем духовно-интеллектуальном развитии, укрепить практический опыт применения своих знаний как в личной, так и в общественной жизни. Данная программа необходима подросткам в качестве живого и действенного ориентира на пути становления личности.

Программа, направленная на развитие аналитических навыков, стимулирует инициативу и самостоятельность учащихся, способствует реализации и развитию творческих способностей, соответствует индивидуальным образовательным запросам школьников.

Произведения для аналитической работы отобраны с учетом их познавательных, нравственных и эстетических функций. В предлагаемых для анализа художественных текстах запечатлен не только родной язык, но и история, культура, особенность и неповторимость России.

Инновационный характер программы определяется отбором произведений. Обучающимся для аналитической работы предлагаются поэтические тексты, существенно расширяющие границы школьной программы. Следует отметить и нововведение при подведении итогов реализации программы (создание собственных поэтических текстов).

Цель дополнительной общеразвивающей программы – создание условий для введения подростков в традиционную для нашего Отечества систему духовно-нравственных ценностей средствами русской   художественной литературы, которая всецело коренится в православном мировоззрении.

Задачи программы:

  1. Духовно-нравственное развитие личности на основе отечественных ценностей и традиций.
  2. Воспитание чувства патриотизма, гражданственности, сопричастности к духовному наследию предков.
  3. Формирование у школьников общего представления о традиционном миропонимании, характеризующем христианское сознание.
  4. Формирование представления о православно-ценностном содержании русской литературы.
  5. Формирование коммуникативного и эстетического потенциалов обучающихся.

Стихи обозначенных в программе авторов – это подлинное восприятие действительности и воплощение чуткости. Отобранные литературные произведения способны увлечь юных читателей, взволновать их мысли и чувства. Лучшие образцы русской поэзии побуждают школьников переосмыслить свою жизнь и свои поступки, способствуют просветлению души и нравственному перерождению личности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Программа «Мысли. Образы. Чувства» состоит из 2 модулей. На изучение каждого модуля отводится 1 год (по 34 часа в 10 и 11 классах).

Программа предполагает систематизацию знаний по теории литературы и практическое овладение анализом поэтического текста.

Программа носит концентрический характер: каждый год знания по темам углубляются и расширяются.

Программа, призванная обеспечить приобретение необходимых умений и навыков в деятельности, связанной с усвоением и воспроизводством духовно-нравственных ценностей русской литературы, может быть использована учителями русского языка и литературы общеобразовательных учреждений, а также педагогами дополнительного образования детей.

Основные направления программы:

Духовно-нравственное.

Гражданско-патриотическое.

Культурно-познавательное.

Эстетическое.

Основные принципы программы:

Принцип диалогического общения.

Принцип системно-деятельностной организации обучения и воспитания.

Принцип следования нравственному примеру и ориентации на идеал.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты:

  • ценностное отношение к миру;
  • утверждение духовно-нравственных ценностей своего народа;
  • осознание себя гражданином России;
  • понимание личностного смысла христианских ценностей, осознание их социальной значимости;
  • развитие нравственных чувств и этического восприятия мира;
  • осознанная мотивация к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию.

Метапредметные результаты:

  • развитие аналитического подхода к осмыслению изучаемого материала;
  • умение выбирать и использовать различные источники знаний, анализировать, обобщать и представлять их в форме развернутого ответа;
  • формирование целостной картины мира;
  • умение анализировать и духовно осмысливать прочитанные тексты;
  • умение выстраивать связное монологическое высказывание.

Предметные результаты:

  • целостное восприятие художественного произведения;
  • понимание идеи произведения и авторской позиции;
  • определение композиционных особенностей поэтического текста;
  • распознавание средств выразительности речи и определение их роли в тексте;
  • умение выявлять православно-ценностное содержание русской художественной литературы;
  • создание собственного поэтического текста.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

МОДУЛЬ 1

10 класс

Раздел I. Духовно-нравственные ценности

в русской литературе XIX века (12 часов)

Тема 1.1. А. Пушкин. «Дар напрасный, дар случайный…». «В часы забав иль праздной скуки…» (2 часа).

Предмет беседы: смысл жизни.

Раскрываемые духовные понятия: вера, любовь, благоговение.

Опустошенное состояние души лирического героя («Дар напрасный, дар случайный…»). Стихотворение митрополита Филарета «Не напрасно, не случайно» как духовный посыл Пушкину. Просветление души, победа над мятежными страстями высших духовных сил благоговения. Преображение лирического героя («В часы забав иль праздной скуки…»).

Ключевые цитаты для обсуждения:

«Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?»

«Цели нет передо мною: сердце пусто, празден ум, и томит меня тоскою однозвучный жизни шум». «И ныне с высоты духовной мне руку простираешь ты… Твоим огнем душа палима отвергла мрак земных сует…».

Восприятие, истолкование, оценка произведений. Рефлексия.

Тема 1.2.  И. Аксаков. «За престолы в мире…» (2 часа).

Предмет беседы: человек и любовь.

Раскрываемое духовное понятие: любовь.

Любовь ко всему сущему. Любовь к Богу. Утверждение любви лирическим героем.

Ключевые цитаты для обсуждения:

«За престолы в мире пусть льют бранну кровь; я на тихой лире буду петь любовь». 

«Не любя на свете, лучше умереть».

Восприятие, истолкование, оценка произведения. Рефлексия.

Тема 1.3.  М. Лермонтов. «Небо и звезды» (2 часа).

Предмет беседы: красота мира и человеческие пороки.

Раскрываемые духовные понятия: красота, доброта, любовь.

Душевные страдания лирического героя в несовершенном мире. Осуждение человеческих пороков.

Ключевые цитаты для обсуждения:

«Чисто вечернее небо, ясны далекие звезды, ясны, как счастье ребенка…».

«Люди друг к другу зависть питают; я же, напротив, только завидую звездам прекрасным, только их место занять бы хотел».

Восприятие, истолкование, оценка произведения. Рефлексия.

Тема 1.4.  Н. Некрасов. «Пророк» (2 часа).

Предмет беседы: человек и общество.

Раскрываемые духовные понятия: доброта, самопожертвование, любовь.

Образ пророка в стихотворении Пушкина «Пророк». Сила истины, правда слова. Образ пророка в стихотворении Некрасова. Бескорыстное служение обществу. Готовность человека пожертвовать жизнью ради других, ради идеи добра и любви. Спор лирического героя с невидимым собеседником, оппонентом.

Ключевые цитаты для обсуждения:

 «Не хуже нас он видит невозможность служить добру, не жертвуя собой». 

«Жить для себя возможно только в мире, но умереть возможно для других!»

Восприятие, истолкование, оценка произведения. Рефлексия.

Тема 1.5. Ф. Тютчев. «Эти бедные селенья» (2 часа).

Предмет беседы: судьба и облик России.

Раскрываемые духовные понятия: терпение, вера.

Бедная, смиренная в своей наготе Россия представляет собой воплощенный идеал богочеловека – Христа, Царя небесного, познавшего Россию и благословившего ее на праведный и страдальческий путь. 

Ключевые цитаты для обсуждения:

«Край родной долготерпенья, край ты русского народа!»

«Всю тебя, земля родная, в рабском виде Царь небесный исходил, благословляя».

Восприятие, истолкование, оценка произведения. Рефлексия.

Тема 1.6. А. Хомяков. «Подвиг» (2 часа).

Предмет беседы: человек и подвиг.

Раскрываемые духовные понятия: терпение, вера, доброта.

Вера человека в себя. Прославление лирическим героем воли и мужественности.

Ключевые цитаты для обсуждения:

 «С верой доброй и смелой ты за подвиг берись…».

«Есть у подвига крылья, и взлетишь ты на них… выше мраков земных…».

Восприятие, истолкование, оценка произведения. Рефлексия.

Раздел II. Духовно-нравственные ценности

в русской литературе XX века (12 часов)

Тема 2.1. А. Коринфский. «Вера – свет жизни» (2 часа).

Предмет беседы: человек и вера.

Раскрываемое духовное понятие: вера.

Отсутствие в человеке веры ведет к нравственному падению и нравственной гибели.

Ключевые цитаты для обсуждения:

«Рабы безволья своего – противоставить ничего не можем мы своим порокам».

«Где веры нет, – там свет погас, там тьма нахлынула потоком…».

Восприятие, истолкование, оценка произведения. Рефлексия.

Тема 2.2. А. Блок. «На поле Куликовом» (2 часа).

Предмет беседы: судьба России, ее прошлое, настоящее и будущее.

Раскрываемые духовные понятия: терпение, вера, любовь.

Обращение к истории страны. Образ современной России, находящейся на перепутье. Тревога за будущее родины.

Ключевые цитаты для обсуждения:

 «О, Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!» 

«И вечный бой! Покой нам только снится…».

«Не может сердце жить покоем, недаром тучи собрались. Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал. – Молись!»

Восприятие, истолкование, оценка произведения. Рефлексия.

Тема 2.3. С. Есенин. «Богатырский посвист» (2 часа).

Предмет беседы: Родина и народ.

Раскрываемые духовные понятия: вера, надежда, любовь.

Вера в свой народ. Прославление богатырской силы русского мужика.

Ключевые цитаты для обсуждения:

«Сказали ангелы солнышку: “Разбуди поди мужика, красное, потрепи его за головушку, дескать, беда для тебя надвигается опасная”».

«Побросали немцы шапки медные, испугались посвисту богатырского…    Правит Русь праздники победные, гудит земля от звона монастырского».

Восприятие, истолкование, оценка произведения. Рефлексия.

Тема 2.4.  А. Ахматова «Не с теми я, кто бросил землю…» (2 часа).

Предмет беседы: человек и власть, человек и борьба.

Раскрываемые духовные понятия: верность, честь, стойкость духа.

Лирический герой – сильная личность, способная стойко переносить трудности, не желающая поступаться своими моральными принципами и готовая к борьбе.

Ключевые цитаты для обсуждения:

«Не с теми я, кто бросил землю на растерзание врагам».

«Полынью пахнет хлеб чужой».

Восприятие, истолкование, оценка произведения. Рефлексия.

Тема 2.5. М. Цветаева. «Благословляю ежедневный труд…» (2 часа).

Предмет беседы: человек и его устремления.

Раскрываемые духовные понятия: милосердие, скромность, трудолюбие.

Отринув житейские мелочи, лирический герой сосредоточивается на самом главном – приятии мудрых принципов, по которым создан Божий мир. Важность духовной миссии.

Ключевые цитаты для обсуждения:

«Благословляю ежедневный труд... Господню милость – и Господень суд…».

«Ещё, Господь, благословляю – мир в чужом дому – и хлеб в чужой печи».

Восприятие, истолкование, оценка произведения. Рефлексия.

Тема 2.6. Э. Асадов. «О смысле жизни» (2 часа).

Предмет беседы: смысл жизни.

Раскрываемые духовные понятия: вера, любовь, доброта, милосердие, сострадание.

Отрицание лирическим героем лжи, жестокости, предательства, равнодушия. Утверждение лучших человеческих качеств.

Ключевые цитаты для обсуждения:

«… в каждом земном пороке, пусть так или сяк, но таится ложь».

«И в том я свое назначенье вижу, чтоб биться с ней каждым своим стихом».

Восприятие, истолкование, оценка произведения. Рефлексия.

Раздел III. Духовно-нравственные ценности

в современной русской литературе (10 часов)

Тема 3.1.  А. Дементьев. «Мир держится на добрых людях…» (2 часа).

Предмет беседы: человеческие пороки и добродетели.

Раскрываемые духовные понятия: доброта, сострадание, милосердие. Отрицание лирическим героем человеческих пороков. Утверждение добродетелей.

Ключевые цитаты для обсуждения:

«…если доброты не будет, то ничего не будет на земле».

«Так пусть в нас совесть не убудет и правда не сорвется вниз…».

Восприятие, истолкование, оценка произведения. Рефлексия.

Тема 3.2. Ю. Мориц. «Лето» (2 часа).

Предмет беседы: человек и природа, нравственный выбор.

Раскрываемые духовные понятия: добро и зло, любовь и отвага.

Мир природы и мир человека. Как они взаимосвязаны? Изменения в природе отражаются на внутреннем состоянии человека.

Ключевые цитаты для обсуждения:

«Прекрасные сласти давали в саду: соблазны и страсти, луну и звезду».

«Перо и бумага, любовь и отвага – на чашах качаются зло и добро».

Восприятие, истолкование, оценка произведения. Рефлексия.

Тема 3.3. Ю. Лощиц. «Серый день» (2 часа).

Предмет беседы: радость жизни, красота буден.

Раскрываемые духовные понятия: скромность, красота, благодарность.

Умение радоваться жизни, благодарно принимать каждый новый день.

Ключевые цитаты для обсуждения:

«Застенчивый на вид… день серый норовит пройти малозаметно».

«И, благодарен, нем, вдруг видишь, что Господня рука сняла совсем между тобой и всем преграду на сегодня».

Восприятие, истолкование, оценка произведения. Рефлексия.

Тема 3.4. Поэт-праведник земли Владимирской – В. Улитин. «Заклинание» (2 часа).

Предмет беседы: человек и доброе слово.

Раскрываемые духовные понятия: сострадание, милосердие, доброта.

Человек нуждается в добрых словах. Для человека важно, когда его могут выслушать и понять.

Ключевые цитаты для обсуждения:

«Ты, пожалуй, пожалуйся мне; я, пожалуй, пожалуюсь тебе».

«Вот и буде нам горе – с полагоря!»

Восприятие, истолкование, оценка произведения. Рефлексия.

Тема 3.5. Встреча с протоиереем Д. Комчихиным. Беседа. Подведение итогов. Чтение учащимися своих стихотворений (2 часа).

МОДУЛЬ 2

11 класс

Раздел I. Духовно-нравственные ценности

в русской литературе XIX века (12 часов)

Тема 1.1. М. Херасков. «Прошедшее» (2 часа).

Предмет беседы: быстротечность жизни, бренность всего земного, жизнь после жизни.

Раскрываемое духовное понятие: чувство ответственности.

Человек отвечает перед самим собой и перед Богом за свои деяния. Хорошее и плохое сохраняется в веках. Что человек оставит после себя?

Ключевые цитаты для обсуждения:

«Все тщета в подлунном мире, исключенья смертным нет; в лаврах, в рубище, в порфире – всем оставить должно свет».

«В жизни будущей встречаем наши прежние дела в книге и добра, и зла».

Восприятие, истолкование, оценка произведения. Рефлексия.

Тема 1.2.  П. Вяземский. «Жизнь» (2 часа).

Предмет беседы: смысл жизни.

Раскрываемые духовные понятия: вера, любовь, благодарность.

Одухотворенное восприятие мира лирическим героем. Утверждение радости жизни, благодарности за жизнь Творцу.

Ключевые цитаты для обсуждения:

«Все прекрасно в Божьем мире…».

«Видеть духом, сердцем чтить – вот в чем жизни назначенье».

Восприятие, истолкование, оценка произведения. Рефлексия.

Тема 1.3. А. С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам…» (2 часа).

Предмет беседы: привязанности человека, корни его существования.

Раскрываемое духовное понятие: чувство любви к родине, к своим родным.

Внутренняя связь человека с родными местами и родными людьми – это духовные корни, связующее звено между прошлым и настоящим. Ключевые цитаты для обсуждения:

«Два чувства дивно близки нам… любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам».

«Животворящая святыня! Земля была б без них мертва…».

Восприятие, истолкование, оценка произведения. Рефлексия.

Тема 1.4. М. Лермонтов. «Два великана» (2 часа).

Предмет беседы: могущество Родины.

Раскрываемое духовное понятие: чувство патриотизма.

Изображение в аллегорической форме событий Отечественной войны 1812 года. Образы двух полководцев (Кутузова и Наполеона). Восхищение русским великаном, победившим иноземного великана. Старый русский великан – воплощение силы и мощи Руси.

Ключевые цитаты для обсуждения:

«И пришел с грозой военной трехнедельный удалец…».

«Но улыбкой роковою русский витязь отвечал; посмотрел – тряхнул главою… Ахнул дерзкий — и упал!»

Восприятие, истолкование, оценка произведения. Рефлексия.

Тема 1.5. Н. Некрасов. «Тишина» (2 часа).

Предмет беседы: родная природа, родной народ.

Раскрываемые духовные понятия: вера, надежда, любовь, трудолюбие, терпение, смирение.

Самое лучшее место на земле для русского человека – это родные просторы. Русский народ – народ-герой, народ-победитель, народ-труженик. Примирение человека с жизнью и собой, а главное – с Богом.

Ключевые цитаты для обсуждения:

«Не небесам чужой отчизны – я песни родине слагал!»

«Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор!»

«За личным счастьем не гонись и Богу уступай – не споря».

Восприятие, истолкование, оценка произведения. Рефлексия.

Тема 1.6. К. Феофанов. «Всегда мы чувствуем правдиво…» (2 часа).

Предмет беседы: человек и его отношение к правде.

Раскрываемые духовные понятия: чистота души и помыслов.

Неприятие лирическим героем лжи. Утверждение истины в многообразии жизни.

Ключевые цитаты для обсуждения:

«Всегда мы чувствуем правдиво, но ложно мыслим мы подчас…».

«… не мудрствуй ложно, не удивляйся ничему, – постигнуть сердцем все возможно непостижимое уму».

Восприятие, истолкование, оценка произведения. Рефлексия.

Раздел II. Духовно-нравственные ценности

в русской литературе XX века (12 часов)

Тема 2.1. А. Коринфский. «Вера» (2 часа).

Предмет беседы: человек и вера.

Раскрываемое духовное понятие: вера.

Верующий человек сильнее и духом, и телом. Он легче переносит жизненные невзгоды.

Ключевые цитаты для обсуждения:

«Блажен, кто верою святою свой дух возвысил, окрылил…».

«Тому не страшны испытанья…».

Восприятие, истолкование, оценка произведения. Рефлексия.

Тема 2.2. А. Блок. «Новая Америка (2 часа).

Предмет беседы: судьба Родины и судьба человека.

Раскрываемое духовное понятие: любовь к Родине.

Судьба лирического героя неразрывно связана с судьбой родной страны. Разные образы России. Новый портрет России, новая перспектива развития.

Ключевые цитаты для обсуждения:

«Ты стоишь под метелицей дикой, роковая, родная страна».

«На пустынном просторе, на диком ты все та, что была, и не та, новым ты обернулась мне ликом, и другая волнует мечта…».

Восприятие, истолкование, оценка произведения. Рефлексия.

Тема 2.3. С. Есенин. «Я снова здесь, в семье родной…» (2 часа).

Предмет беседы: человек и память об ушедших.

Раскрываемое духовное понятие: любовь к Родине, к родным и близким людям.

Человек любит свою малую родину и помнит о тех, кто похоронен на родной земле.

Ключевые цитаты для обсуждения:

«Я снова здесь, в семье родной, мой край задумчивый и нежный! Кудрявый сумрак за горой рукою машет белоснежной».

«Над куполом церковных глав тень от зари упала ниже».

«Молюсь дымящейся земле о невозвратных и далеких».

Восприятие, истолкование, оценка произведения. Рефлексия.

Тема 2.4. А. Ахматова. «Так не зря мы вместе бедовали…» (2 часа).

Предмет беседы: судьба поэта и судьба народа.

Раскрываемые духовные понятия: сочувствие, сострадание, верность.

Общественно-исторические катаклизмы. Осуждение общественного зла. Неразрывное единство судеб поэта и народа.

Ключевые цитаты для обсуждения:

«Так не зря мы вместе бедовали, даже без надежды раз вздохнуть».

«Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был».

Восприятие, истолкование, оценка произведения. Рефлексия.

Тема 2.5. Н. Заболоцкий. «О красоте человеческих лиц» (2 часа).

Предмет беседы: человек и красота.

Раскрываемые духовные понятия: красота, доброта, духовный свет.

Признание лирическим героем красоты внутренней, духовной.

Ключевые цитаты для обсуждения:

«Есть лица, подобные пышным порталам…».

«Есть лица – подобия жалких лачуг…».

«Другие – как башни, в которых давно никто не живет и не смотрит в окно».

«Есть лица – подобья ликующих песен. Из этих, как солнце, сияющих нот составлена песня небесных высот».

Восприятие, истолкование, оценка произведения. Рефлексия.

Тема 2.6. Э. Асадов. «Дневной свет» (2 часа).

Предмет беседы: спор о том, что (кто) важнее.

Раскрываемые духовные понятия: скромность, простота, красота.

Неприятие лирическим героем хвастовства, горделивости, зазнайства.

Ключевые цитаты для обсуждения:

«На стенке… плясали разноцветные лучи, хвалясь оригинальностью своею».

«Но тут, пробившись меж высоких туч… упал на стену яркий белый луч…».

«И если тех задиристых лучей, собрав, смешать в посудине одной, то выйдет свет, что людям всех нужней: как раз вот этот скромный свет дневной!».

Восприятие, истолкование, оценка произведения. Рефлексия.

Раздел III. Духовно-нравственные ценности

в современной русской литературе (10 часов)

Тема 3.1. А. Дементьев. «Я далёк от тусовок…» (2 часа).

Предмет беседы: человеческие пороки и добродетели.

Раскрываемые духовные понятия: доброта, любовь, чистота помыслов.

Обличение лирическим героем интриг и вражды, лицемерья и зла, власти денег.

Ключевые цитаты для обсуждения:

«Мы приходим на землю, чтоб любить и дружить…».

«…не верю в победу лицемерья и зла. И тянусь сердцем к свету, что Россия зажгла».

«… всю жизнь Божье слово охраняло меня».

Восприятие, истолкование, оценка произведения. Рефлексия.

Тема 3.2.  Ю. Мориц. «Я цветок назвала – и цветок заалел…» (2 часа).

Предмет беседы: человек и природа.

Раскрываемые духовные понятия: доброта, чуткость, любовь.

Мир прекрасен, если человек живет в гармонии с природой. Умение видеть красоту природы делает человека духовно богаче.

Ключевые цитаты для обсуждения:

 «Птицу я назвала – голос птицы запел…».

«День и час назвала… этот день наступил, этот час».

«Я еще назову кое-что из того, что пока безымянно, темно».

Восприятие, истолкование, оценка произведения. Рефлексия.

Тема 3.3. Ю. Лощиц. «Вечер тянет тени вдоль села (2 часа)

Предмет беседы: человек и история.

Раскрываемые духовные понятия: любовь, память, благодарность.

Все, что совершает человек, сохраняет история. Извечная связь поколений.

Ключевые цитаты для обсуждения:

«Птица не запомнит, где летела. Рыба позабыла, как плыла».

«Но в открытой книге мировой все уже записано любовно – все до имени, до буквицы, дословно…».

Восприятие, истолкование, оценка произведения. Рефлексия.

Тема 3.4.  Поэт-праведник земли Владимирской – В. Улитин. «Диалог». Встреча с поэтом (2 часа).

Предмет беседы: человек и добрый поступок.

Раскрываемые духовные понятия: доброта, чуткость, сострадание.

Добрые поступки необходимы людям. Чем больше в мире доброты, тем прекраснее этот мир.

Ключевые цитаты для обсуждения:

«Скажи мне, ангел, тихое слово – тише воды, ниже травы».

«Обними любого встречного человека. Вот тебе мое прозрачное слово».

Восприятие, истолкование, оценка произведения. Рефлексия.

Тема 3.5.  Встреча с протоиереем Д. Комчихиным. Беседа. Подведение итогов. Чтение учащимися своих стихотворений (2 часа).

Основные формы организации учебных занятий:

  • Литературный практикум (восприятие, истолкование, оценка произведения).
  • Творческая мастерская (создание собственного художественного текста).

Основные виды учебной деятельности:

  • Медленное чтение + комментирование.
  • Сравнительно-сопоставительное чтение.
  • Стиховедческий анализ лирического произведения.
  • Комплексный анализ произведения.
  • Интерпретация текста.
  • Создание собственного художественного текста.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела, темы

Количество часов

МОДУЛЬ 1 (10 класс)

Раздел I. Духовно-нравственные ценности

в русской литературе XIX века (12 часов)

1.1.

Введение. А. Пушкин. «Дар напрасный, дар случайный…». «В часы забав иль праздной скуки…»

2

1.2.

И. Аксаков. «За престолы в мире…»

2

1.3.

М. Лермонтов. «Небо и звезды»

2

1.4.

Н. Некрасов. «Пророк»

2

1.5.

Ф. Тютчев. «Эти бедные селенья…»

2

1.6.

А. Хомяков. «Подвиг»

2

Раздел II. Духовно-нравственные ценности

в русской литературе XX века (12 часов)

2.1.

А. Коринфский. «Вера – свет жизни»

2

2.2.

А. Блок. «На поле Куликовом»

2

2.3.

С. Есенин. «Богатырский посвист»

2

2.4.

А. Ахматова «Не с теми я, кто бросил землю…»

2

2.5.

М. Цветаева. «Благословляю ежедневный труд…»

2

2.6.

Э. Асадов. «О смысле жизни»

2

Раздел III. Духовно-нравственные ценности

в современной русской литературе  (10 часов)

3.1.

А. Дементьев. «Мир держится на добрых людях…»

2

3.2.

Ю. Мориц. «Лето»

2

3.3.

Ю. Лощиц. «Серый день»

2

3.4.

В. Улитин. «Заклинание»

2

3.5.

Встреча с протоиереем Д. Комчихиным. Подведение итогов

2

Всего: 34

МОДУЛЬ 2 (11 класс)

Раздел I. Духовно-нравственные ценности

в русской литературе XIX века (12 часов)

1.1.

Введение. М. Херасков. «Прошедшее»

2

1.2.

П. Вяземский. «Жизнь»

2

1.3.

А. С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам…»

2

1.4.

М. Лермонтов. «Два великана»

2

1.5.

Н. Некрасов. «Тишина»

2

1.6.

К. Феофанов. «Всегда мы чувствуем правдиво…»

2

Раздел II. Духовно-нравственные ценности

в русской литературе XX века (12 часов)

2.1.

А. Коринфский. «Вера»

2

2.2.

А. Блок. «Новая Америка»

2

2.3.

С. Есенин. «Я снова здесь, в семье родной»

2

2.4.

А. Ахматова. «Так не зря мы вместе бедовали…»

2

2.5.

Н. Заболоцкий. «О красоте человеческих лиц»

2

2.6.

Э. Асадов. «Дневной свет»

2

Раздел III. Духовно-нравственные ценности

в современной русской литературе  (10 часов)

3.1.

А. Дементьев. «Я далек от тусовок…»

2

3.2.

Ю. Мориц. «Я цветок назвала – и цветок заалел…»

2

3.3.

Ю. Лощиц. «Вечер тянет тени вдоль села»

2

3.4.

В. Улитин. «Диалог». Встреча с поэтом

2

3.5.

Встреча с протоиереем Д. Комчихиным. Подведение итогов

2

Всего: 34

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  • Разработки занятий по темам программы.
  • Банк заданий и упражнений.
  • Раздаточный материал.
  • Инструктивные карточки и памятки.
  • Диагностические тесты.
  • Вспомогательная литература.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  • Компьютер с подключением к сети Интернет.
  • Наличие программного обеспечения: Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Office Picture Manager, Paint.
  • Мультимедиа-проектор.
  • Принтер.
  • Сканер.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Планируемые результаты программы за счет усвоения преподаваемых нравственных основ и сопутствующих сведений предполагают:

  • оздоровление внутреннего мира подростков и нравственного климата молодежной среды,
  • распространение нравственно-безупречного и ответственного поведения,
  • способность противостоять негативному воздействию социума и осуществлять нравственный выбор в соответствии с православными духовно-нравственными ценностями.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Буслакова Т. П. Как анализировать лирическое произведение: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2005.
  2. Доронина Т. В., Францова Н. В. Анализ стихотворения: Учебное пособие для учеников 10-11 кл. и абитуриентов. – М.: Экзамен, 2004.
  3. Злобина Т. А., Малиновский А. А. Читаем стихи: Учимся чувствовать, понимать, анализировать. – М.: Вербум-М, 2004.
  4. Каплан И. Е. Анализ произведений русской классики. – М.: Новая школа, 1997.
  5. Карсалова Е. В. Стихи живые сами говорят. – М: Просвещение, 2003.
  6. Кожинов В. В. Как пишут стихи. О законах поэтического творчества. – М.: Алгоритм, 2001.
  7. Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Айрис-пресс, 2003.
  8. Скоркина Н. М. Анализ лирического произведения в старших классах (восприятие, толкование, оценка). – Волгоград: Учитель – АСТ, 2002.
  9. Шапошникова В. В. И все души моей излучины: Методическое пособие по литературному анализу в 11 классе. – М.: Московский лицей, 2001.
  10. Шапошникова В. В. Открой мне глубокую тайну твою: Методическое пособие по литературному анализу для старших классов. – М.: Московский лицей, 2002.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Граник Г. Г., Шаповал С. А., Концевая Л. А., Бондаренко С. М. Литература: 8-11 кл. Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум. – М.: Образование от А до Я, 1999.
  2. Корнилов В. Н. Покуда над стихами плачут: Книга о русской лирике: Для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений. – М: Академия, 1997.
  3. Штильман С. Л. Учимся читать классику от заглавия до последней строки: Пособие для учителей и учащихся. – М.: Школьная пресса, 2002.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ

  1. Библиотека православной книги

https://azbyka.ru/fiction/

  1. Библиотека русской литературы

https://klassika.ru/

  1. Русские писатели и поэты

http://writerstob.narod.ru/

  1. Словарь литературоведческих терминов

https://rus-literary-criticism.slovaronline.com/

  1. Стихи классиков

https://rustih.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия как средство духовно-нравственного развития и гражданско-патриотического воспитания подростков гимназии.

Презентация подготовлена на основе опыта использования экскурсий в воспитании учащихся гимназии....

Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание учащихся как основа воспитательной работы школы

Духовно – нравственное и патриотическое становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.Сегодня мы прекрасно понимаем...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи

     Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи (далее  Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического восп...

программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - Россиянин"

программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - Россиянин"...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи "Воспитание патриота, гражданина, человека"

Данная программа представлена на республиканский конкурс "За нравственный подвиг учителя" В номинации: «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания д...

"Горячие сердца " Лучшая дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи.

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации.    ...