Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся МКОУ Бобровская СОШ №2 «Я и Родина моя»
материал на тему

Григорьева Жаннета Васильевна

Данная работа содержит описание реализации программы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. В работе указаны цели, задачи, этапы и результаты работы школы по данному направлению. Работа содержит подробное описание мероприятий, проводимых в школе в соответствии с традициями учебного заведения. Ценность представленных материалов заключается в авторском характере и документальном подтверждении проводимых мероприятий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БОБРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

                                                                                     

                                                                                              «Утверждаю»

                                           Директор МКОУ Бобровская СОШ №2

        __________/Н.И.Гайворонская                                      

Программа

духовно-нравственного  

и гражданско-патриотического

воспитания учащихся

МКОУ Бобровская СОШ №2

«Я и Родина моя»

Срок реализации: 5 лет

Возраст детей: 6-18 лет

                                                               Автор: заместитель директора по ВР

                                                         Григорьева Жаннета Васильевна

Бобров 2016

Паспорт  

программы духовно-нравственного и

гражданско-патриотического воспитания учащихся

МКОУ Бобровская СОШ№ 2

«Я и Родина моя»

Наименование  Программы

Программа  духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся  МКОУ Бобровская СОШ № 2 «Я и Родина моя»

Основание для  разработки

Концепция социального воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Воронежской области, Устав школы

Разработчик

Григорьева Жаннета Васильевна, заместитель директора по воспитательной работе

Основная цель Программы

Создание условий для формирования  и развития личности гражданина и патриота России, обеспечение соответствия его содержания новым историческим реалиям

Основные задачи  Программы

  • Разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий, сохранение и развитие потенциала школы духовно-нравственной и патриотической направленности;
  • Создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и условий ее успешной реализации;
  • Реализация системы программных мероприятий духовно-нравственной и  патриотической направленности,

включающие формирование у учащихся уважения к старшему поколению,  гордости за историю своей Родины, возрождение и сохранение культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;

  • Формирование у молодежи положительных мотиваций к прохождению военной службы;
  • Вовлечение учащихся в мероприятия с целью снижения уровня правонарушений и вредных привычек.

Сроки

реализации программы

Проектный этап - 2015- 2016 г.

        Аналитический этап -2016-2019 г.

        Заключительный этап-2020 г.

Исполнители мероприятий программы

Педагоги, учащиеся, родители

Система реализации и

контроля исполнения

Программы

Координацию деятельности по реализации программы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. Практическую работу осуществляют исполнители Программы: педагоги школы, учащиеся.

Ожидаемые результаты программы

  • совершенствование организационно-методической системы духовно-нравственного и патриотического воспитания;
  • создание условий для участия каждого школьника в работе по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию;
  • сохранение исторической памяти и развитие интереса к отечественной науке и ее видным деятелям - патриотам России;
  • сохранение духовно-нравственного,  патриотического и культурного наследия;
  • положительная динамика роста гражданственности и  патриотизма в стране.

Пояснительная записка

  1. Введение

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. Жизнь и общество сегодня ставит серьезные задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, грамотные,  мужественные, дисциплинированные, смелые, инициативные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.

Духовно-нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения.

Патриотическое воспитание учащихся – целенаправленная, систематическая и скоординированная деятельность по формированию у детей и молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества и государства.

Программа представляет собой определенную систему методов и приемов педагогических воздействий и имеет большое значение для решения целого ряда воспитательных  проблем.

Приоритеты политики в сфере патриотического воспитания основываются на положениях, определенных в:

- Конституции Российской Федерации;

- Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации»;

- Указе Президента Российской Федерации от 20.10.2012 N 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2014 N 529);

- постановлении Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях» (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2014 N 1469);

- постановлении Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 N 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 823, от 17.01.2013 N 13, от 07.10.2013 N 889);

- постановлении Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»;

- законе Воронежской области от 06.10.2010 года № 103-ОЗ «О патриотическом воспитании в Воронежской области» (с изменениями на 05.05.2015 г.).

  1. Цель и задачи программы

Цель: Создание условий для формирования  и развития личности гражданина и патриота России, обеспечение соответствия его содержания новым историческим реалиям

Задачи:

  • Разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий, сохранение и развитие потенциала школы духовно-нравственной и патриотической направленности;
  • Реализация системы программных мероприятий духовно-нравственной и патриотической направленности, включающие формирование у учащихся уважения к старшему поколению,  гордости за историю своей Родины, возрождение и сохранение культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;
  • Формирование у молодежи положительных мотиваций к прохождению военной службы;
  • Вовлечение учащихся в мероприятия с целью снижения уровня правонарушений и вредных привычек.
  1. Эффективность программы

Конечными результатами программы должны стать:

  • совершенствование организационно-методической системы духовно-нравственного и патриотического воспитания;
  • создание условий для участия каждого школьника в работе по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию;
  • сохранение исторической памяти и развитие интереса к отечественной науке и ее видным деятелям - патриотам России;
  • положительная динамика роста гражданственности и патриотизма в стране.
  1. Механизм реализации программы

Реализация программы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию, определение приоритетов в сфере патриотического воспитания на территории Воронежской области по разным направлениям проводятся в тесном взаимодействии с деятельностью федеральных органов государственной власти, общественными организациями и объединениями патриотической направленности.

В осуществлении Программы участвуют  педагоги, учащиеся, родители общественные организации.  

Характеристика основных мероприятий программы

Основные мероприятия системы духовно-нравственного и патриотического воспитания

- решают задачи по совершенствованию системы духовно-нравственного и патриотического воспитания на региональном и муниципальном уровнях;

- влияют на активизацию интереса к изучению истории Отечества и формированию чувства уважения к героическому прошлому нашей страны, на сохранение памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества;

- формируют у молодежи положительную мотивацию к прохождению военной службы;

- влияют на формирование у детей и молодежи моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу, высокой гражданской ответственности;

- обеспечивают проведение мероприятий, посвященных славным историческим событиям истории России и Воронежской области;

- обеспечивают проведение военно-спортивных игр, соревнований, полевых лагерей, направленных на повышение уровня физической готовности граждан к военной службе;

Основные направления работы

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание — это процесс взаимодействия педагогов и школьников направленный на формирование патриотического сознания и ценностей, чувств и отношений, убеждений и мотивов служения Отечеству, в условиях усвоения школьниками опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта в различных видах патриотически-ориентированной активности в процессе внеклассной, учебной и внеурочной деятельности.

Учебная деятельность

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся осуществляется в учебном процессе. Использование общеобразовательных предметов в целях духовно-нравственного и патриотического воспитания служит одним из средств в осмыслении следующих понятий: патриотизм, Отечество, Родина, гражданственность, смелость, героизм, самопожертвование и т.д.

Изучение истории, литературы, обществознания  позволяет воспитывать на героических примерах прошлых поколений. Овладение такого рода знаниями неразрывно связано с дальнейшим развитием и укреплением патриотических чувств.

В процессе изучения физики, химии, биологии, математики  у учащихся формируются патриотические чувства на примере жизнедеятельности, гражданской позиции русских ученых, которые внесли большой вклад в развитие российской и мировой науки.

На уроках физической культуры и ОБЖ у учащихся формируется положительная мотивация к прохождению военной службы, снижение уровня правонарушений и вредных привычек. В конце учебного года обязательно проведение  учебных сборов с учащимися 10 классов по основам военной службы.

Внеурочная деятельность

Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

В соответствии с Конституцией Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Реализация основного принципа ФГОС НОО и ФГОС ООО о духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании учащихся происходит через внеурочную деятельность и осуществляется через такие занятия как:

  • Музейное дело
  • Моя малая Родина
  • Святые места Воронежской области
  • Юный стрелок
  • Русская лапта
  • Плавание
  • Настольный теннис

Целью занятий данной внеурочной деятельностью является создание основы для осознанного выбора и последующего усвоения образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, создание условий для развития творческого потенциала  учащихся, уважения к правам и свободам человека, любви к родному краю, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Организация внеурочной деятельности осуществляется через формы:

  • тематические классные часы;
  • посещение музеев;
  • встречи с ветеранами войны и труда, воинами-интернационалистами;
  • тематические конкурсы, викторины, конференции;
  • празднование Дней воинской славы;
  • уроки мужества;
  • военно-спортивные игры;
  • митинги;
  • линейки;
  • предметные недели;
  • месячники военно-патриотического воспитания;
  • показ и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-исторические темы;
  • спортивные соревнования;
  • поисковые операции;
  • походы;
  • экскурсии;
  • акции;
  • эстафета «Славы».

В рамках эстафеты «Слава» шкатулка со священной землей Мамаева кургана передается в торжественной обстановке и побывает во всех учебных заведениям Бобровского района. Первая такая эстафета  была проведена еще в 1968 году. С тех пор традиция ни разу не прерывалась. Из года в год активисты сельских поселений, учащиеся, студенты вместе со своими преподавателями организуют встречи с фронтовиками и тружениками тыла, проводят митинги, экскурсии по памятным местам. Тем самым, сохраняют историческую память для будущих поколений. Принимая драгоценную реликвию, школьники дают клятву верности ратному подвигу фронтовиков.

План мероприятий реализации программы

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Оформление классных уголков и уголков символики РФ

Сентябрь

Заместитель  директора по ВР, старшая вожатая, актив старшеклассников

Районная школа актива «Вместе весело шагать»

Сентябрь

Заместитель  директора по ВР, старшая вожатая, актив старшеклассников

Областной  конкурс  социальных проектов «Гражданин Воронежского края – гражданин России»

Октябрь-февраль

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Месячник правовых знаний

Октябрь

Заместитель директора по ВР, старшая вожатая, классные руководители

Районная краеведческая конференция

Октябрь

Заместитель директора по ВР, учителя истории и обществознания

День пожилых людей.  Поздравление ветеранов ВОВ,  педагогического труда

01 октября

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Акция «Подарок ветерану»

01 октября

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Районная олимпиада по основам избирательного законодательства

15 октября

Заместитель директора по ВР, старшая вожатая, учителя истории и обществознания

День памяти жертв политических репрессий

30 октября

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Областной  фестиваль детских творческих работ «Символы России и Воронежского края»

Октябрь

Заместитель директора по ВР, классные руководители,  учителя истории и обществознания

Мероприятия, посвященные Дню народного единства

4 ноября

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Районный праздник «День призывника»

15 ноября

Заместитель директора по ВР, классные руководители, старшая вожатая

Мероприятия, посвященные Дню инвалида

3 декабря

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Мероприятия, посвященные Дню Конституции РФ

12 декабря

Заместитель директора по ВР, классные руководители, старшая вожатая

Районная акция «Подарок ближнему»

Декабрь

Заместитель директора по ВР, классные руководители, старшая вожатая

Месячник военно-патриотического воспитания

Январь-февраль

Заместитель директора по ВР, старшая вожатая, учитель ОБЖ, классные руководители

Районный конкурс патриотической песни «Я люблю свою землю»

Февраль

Заместитель директора по ВР, старшая вожатая, учитель музыки

Эстафета «Слава»

20 января-22 февраля

Заместитель директора по ВР, старшая вожатая, учитель ОБЖ

Встреча с ветеранами Афганской войны. День вывода советских войск из Афганистана. Проведение митинга у памятника воинам, погибшим в мирное время

15 февраля

Заместитель директора по ВР, старшая вожатая, учитель ОБЖ, классные руководители

Митинг у памятника В.Турбину, посвящённый Дню защитников Отечества

22 февраля

Заместитель директора по ВР, старшая вожатая, учитель музыки, учитель ОБЖ

Районный конкурс проектов и программ патриотического воспитания подростков

Февраль

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Районный форум молодежи «Патриотизм начинается с меня

Февраль

Заместитель директора по ВР, классные руководители, старшая вожатая

Конкурсно-спортивные соревнования «А ну-ка, мальчики!»

Февраль

Заместитель директора по ВР, учителя физической культуры

Районный конкурс агитбригад «Сделай правильный выбор!»

Март

Заместитель  директора по ВР, классные руководители, старшая вожатая

Районная акция «Будущее без наркотиков»

Март

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Конкурс «Лидер 21 века» в рамках районной школы актива

Март

Заместитель директора по ВР,  старшая вожатая, актив старшеклассников

Военно-спортивная игра «Победа»

Февраль – май

Заместитель директора по ВР, старшая вожатая, учитель ОБЖ

Соревнования по допризывной подготовке молодежи

28 апреля

Заместитель директора по ВР, учителя физической культуры

Митинг у памятника В.Турбину, посвящённый 71-ой годовщине Победы в ВОВ

7 мая

Заместитель директора по ВР, старшая вожатая, учитель музыки

Участие во Всероссийской молодежно-патриотической акции «Георгиевская ленточка» под девизом «Мы помним, мы гордимся»

2-9 мая

Администрация, классные руководители, актив старшеклассников

Праздничные мероприятия, посвященных  Победе в Великой Отечественной войне

9 мая

Администрация, классные руководители, старшая вожатая

Проведение мероприятий, посвященных окончанию вывода советских войск из Афганистана

15 мая

Заместитель директора по ВР,                 классные руководители

Военные учебные сборы

Май

Учитель ОБЖ

День России

12 июня

Заместитель директора по ВР, актив старшеклассников

Участие в молодежных акциях, посвященных Дню России и Дню государственного флага Российской Федерации

12 июня,

22 августа

Заместитель директора по ВР, актив старшеклассников

День памяти и скорби. Участие школьников города и района в траурных митингах у Памятников погибшим воинам

22 июня

Заместитель директора по ВР, актив старшеклассников

Выпуск бюллетеней, стенгазет, листовок

В течение года

Актив старшеклассников

Спартакиада школьников Бобровского муниципального района

В течение года

Учителя физической культуры

Акция «Чистый город»

Осень, весна

Классные руководители, актив старшеклассников

Акция «Чистый берег»

Осень, весна

Классные руководители, актив старшеклассников

Акция «Чистый парк»

Осень, весна

Классные руководители, актив старшеклассников

Акция «Посади дерево»

Осень, весна

Классные руководители, актив старшеклассников

Тематические классные часы

В течение года

Классные руководители

Конкурсы

В течение года

Заместитель директора по ВР, классные руководители, актив старшеклассников

Конкурсы фотографий

В течение года

Заместитель директора по ВР, классные руководители, актив старшеклассников

Конкурсы чтецов

В течение года

Заместитель директора по ВР, классные руководители, актив старшеклассников

Конкурсы рисунков

В течение года

Заместитель директора по ВР, классные руководители, актив старшеклассников

Родительские собрания

В течение года

Заместитель директора по ВР, классные руководители, актив старшеклассников

Родительские лектории

В течение года

Заместитель директора по ВР, классные руководители, актив старшеклассников

Встречи с интересными людьми

В течение года

Заместитель директора по ВР, классные руководители, актив старшеклассников

Благоустройство территории памятника герою Советского Союза В.А. Турбину

В течение года

Заместитель директора по ВР, заместитель директора по АХЧ, классные руководители

Благоустройство памятника жертвам репрессий (п. Лушниковка)

В течение года

Заместитель директора по ВР, заместитель директора по АХЧ, классные руководители

Мониторинг памятников природы

В течение года

Заместитель директора             по ВР, учителя истории

Походы

В течение года

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Экскурсии

В течение года

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Организация волонтерского движения, оказание шефской помощи ветеранам ВОВ, ветеранам педагогического труда, труженикам тыла, инвалидам, рейды в детские сады, интернаты

В течение года

Заместитель директора по ВР, классные руководители, актив старшеклассников

Модель процесса духовно-нравственного

 и гражданско-патриотического воспитания школьников

Воспитание как процесс выступает в виде упорядоченной взаимосвязи и последовательной смены стадий, этапов, периодов изменения и нового состояния каждого из элементов системы воспитания и всей системы в конкретный промежуток времени в определенном пространстве, что отражается в качественно-количественных характеристиках. Представляя процесс духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников, как целостную динамическую систему мы выстроили структурно-динамическую модель духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников.

Алгоритм действий по построению модели духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников включает в себя:

 1) выявление закономерностей, принципов и сущностных характеристик системы процесса духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников;

2) определение необходимых и достаточных компонентов данной модели.

Закономерности и принципы воспитания определяют методологию, логику, содержание и организацию воспитательной работы. Как исходные педагогические положения они регулируют процесс применения методов, средств, приемов и организационных форм воспитательной работы.

Педагогические условия результативности процесса патриотического воспитания школьников:

1. Формирование у школьников знаний о сущности патриотизма, представлений о патриотизме как высшей цели и ценности и идее служения Отечеству;

2. Организация деятельности по развитию готовности школьников к служению Отечеству и актуализация их собственных возможностей реализации опыта патриотического поведения и деятельности гражданина;

3. Диагностика и учет индивидуальных, возрастных, этнокультурных и конфессиональных особенностей школьников и их родителей;

4. Соответствие профессиональной и личностной позиции учителя задачам патриотического воспитания;

5. Овладение учителем мотивационной, теоретической и практической готовностью к осуществлению духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников в процессе подготовки в вузе и в ходе профессиональной деятельности; активность учителя в реализации целей духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Педагогические условия результативности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обоснованы принципами и функциями духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников и определяются назначением и содержанием основных компонентов процесса.

Список литературы

  1.  В.Е. Мусина  «Патриотическое воспитание школьников» Белгород  2013.