Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л
классный час на тему

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина


Классный час
« Моя малая Родина»



 

 « Моя малая Родина»

Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают 
родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; 
воспитывать любовь к Родине, развивать речь и творческие способности 
учащихся.
Ход классного часа :
1. Звучит песня «Кавказ»
2. Стихотворение «Мой край»
Хочу я птицей обернуться,
Чтоб облететь весь белый свет.
Увидеть мир, домой вернуться,
Сказать, что лучше края – нет.
Подняться в небо солнцем, тучей,
Чтоб всю тебя Земля увидеть.
Хотел бы стать рекой могучей,
Чтоб омывать твои поля.
Воды твоей мне не напиться,
В горах дышать, не надышаться.
В лесах гулять, не нагуляться.
Тобою век бы любоваться!
3. Звучит гимн КЧР 
4. Стихотворение «По одной тропинке »
По одной тропинке узкой
Шли мы сквозь дремучий лес,
Карачаевец и русский,
Абазинец и черкес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karachaevo_-cherkesiya_-_moya_malaya_rodina.docx36.49 КБ

Предварительный просмотр:

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина


Классный час
« Моя малая Родина»



 « Моя малая Родина»

Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают 
родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; 
воспитывать любовь к Родине, развивать речь и творческие способности 
учащихся.
Ход классного часа :
1. Звучит песня «Кавказ»
2. Стихотворение «Мой край»
Хочу я птицей обернуться,
Чтоб облететь весь белый свет.
Увидеть мир, домой вернуться,
Сказать, что лучше края – нет.
Подняться в небо солнцем, тучей,
Чтоб всю тебя Земля увидеть.
Хотел бы стать рекой могучей,
Чтоб омывать твои поля.
Воды твоей мне не напиться,
В горах дышать, не надышаться.
В лесах гулять, не нагуляться.
Тобою век бы любоваться!
3. Звучит гимн КЧР 
4. Стихотворение «По одной тропинке »
По одной тропинке узкой
Шли мы сквозь дремучий лес,
Карачаевец и русский,
Абазинец и черкес.
Рядом с нами шел ногаец
Наш меньшой, наш пятый брат.
Вместе шли изнемогая
В тщетных поисках добра.
Ведущий:
Живет на земле человек. Он маленький, земля – огромная. Человек занимает 
на земле очень мало места. Но человек не один, на земле живет много людей. 
Они занимают всю землю. Тех людей, что живут вместе, говорят на одном 
языке, делают общее дело, зовут одним словом – народ. Народов на земле 
много, все они живут в разных частях ее. То место, где народ живет, зовется 
Родиной. Наша Родина – Россия. И мы с вами живем в одном из 
уникальных регионов России – Карачаево-Черкесской республике. Это 
наша малая Родина.
5. Стихотворение «Без тебя я …»
По лугам, долинам и полям, Красоты и счастья не тая,
Ты проходишь молодой горянкой, Карачаево-Черкесия моя.
Без тебя я – бескрылый орел, 
Без тебя я –ущелье безводное, 
Без тебя я – давно бы зачах,
Без тебя я – растенье бесплодное. 
Без тебя я – потухший очаг,
Без тебя я – что сакля пустая,
Без тебя я – давно бы зачах,
А короче, ничто без тебя я.
Ведущий :
Действительно, Карачаево-Черкесская республика – один из 
красивейших уголков нашей Родины, жемчужина Кавказа. Но наша 
республика, это не только замечательная природа, это прежде всего 
люди, их жизнь и история. Сила государства состоит в гармонии, умении 
жить в гармонии с природой и другими людьми.  
6. Стихотворение «Карачаево-Черкесия моя »
1. Под радостным солнцем России 
У снежных вершин и сверкающих рек 
Черкес, карачаевец и абазин, 
Ногаец и русский сдружились навек.2. По лугам, долинам и полям 
Красоты и счастья не тая,
Ты проходишь молодой, 
Карачаево-Черкесия моя!
3. Всюду белоснежные отары, 
Всюду хлебные поля,
Стройные домбайские чинары –
Карачаево-Черкесия моя!

Ведущий :
На территории нашей республики проживают абазины, черкесы, 
карачаевцы, русские, ногайцы и наша главная задача дабы добиться 
процветания и величия родного края, стать полноценными гражданами 
нашей Великой Родины, способными сохранить и развить достижения 
отцов и дедов – жить в мире и согласии.  
Ведущий :
Совершенно очевидно, что невозможно создать счастливое будущее, не 
опираясь на гигантский опыт, накопленный нашими предками в течение 
тысячелетий и закрепленный в комплексе традиций, обычаев разных 
народов. Без прошлого нет будущего. Наша республика и наша страна 
прошли длинный исторический путь.
Проведѐм небольшой исторический экскурс.
1 ученик :В 1-м тыс. д.н. на территории Карачаево-Черкесии проживали скифо-сарматы 
(север) и колхи (юг). В 4-8 вв. в долинах поселились абазины и абхазы, а в 
горных ущельях Кубани – аланы.
2 ученик :
В 9-10вв. территория КЧ входила в раннефеодальное государство, имевшее 
политические и экономические связи с Византией, хазарами, грузинами. 
Население в основном занималось скотоводством.
3 ученик :
С 14в. Территория КЧ постоянно подвергалась опустошительным набегам 
со стороны крымских татар и турок. В 1552, 1555 и 1557гг. в Москву были 
отправлены 3 посольства, которые установили политический союз с Россией.
4 ученик :
Русско-Кавказская война – была одной из самых кровопролитных и 
длительных войн в истории России. По утверждению одних исследователей, 
война велась с 1763г., а по другим источникам она началась в 1817г. 
Ведущий :
Эту страшную трагедию нашего народа можно прочувствовать послушав 
следующую песню. Огромная просьба – прислушайтесь в слова песни.
5 ученик :
В начале 19 в вся КЧ была включена в состав России и это включение в 
общее русло развития России сломало замкнутость натурального хозяйства, 
привело к разложению общины. В 1858-61гг. на территории КЧ был основан 
Баталпашинский уезд, позже – отдел Кубанской области. В 1868г. Отменено 
крепостное право. В этот период были открыты шахты и рудники, небольшие 
предприятия пищевой промышленности. 
6 ученик :
С 1918г. Здесь устанавливается советская власть.
Ведущий : 
 12 января 1922 года, когда была образована Карачаево-
Черкесская автономная область, коротко КЧАО, с центром в станице 
Баталпашинской, переименованный затем в город Сулимов, Ежово-Черкесск 
и наконец получивший современное название Черкесск.
7 ученик :
Трагической страницей в истории народа стала битва за Кавказ (1942-
1943г.) – это одна из крупнейших битв ВОв. Край стал ареной 
кровопролитных боѐв советских войск с гитлеровскими оккупантами. И, 11.Песня «Эльбрус – красавец» - ученики приглашают 
приглашѐнных на танец
Ведущий:
Наша республика многоязыка. Да и в школе изучение родного языка 
является обязательным.
12. Стихотворение «Сыны племѐн »
Сверкают солнечные блики,
Огнем колышется заря.
Тебе, мой край многоязыкий,
Кровинкой каждой верен я.
Под российские стали знамена
Идем вперед дорогою одной.
- Откуда ты? – спроси нас поименно.
- Я из России! – скажет вам любой.
15. Сыны племен разноязыких
Мы научились в братстве жить.
На языке одном, великом
И песни петь и говорить.  
Ведущий : 
Незаметный или важный – на земле любой из нас
Умирает лишь однажды и родится только раз!
Так давайте ж добры люди, хоть по этим временам
Так беречь друг друга будем, чтоб завидовали нам!
13.Песня «Пусть всегда будет солнце»
Я люблю степей просторы и заснеженные горы,
И нагорные дремучие леса.
И рассказы аксакалов, и задумчивые скалы,
И растущие заводов корпуса.
Полюбились мне навеки города твои и реки,
И, стоящие на страже, тополя.
Край богатый и красивый.
Уголок родной России – Карачаево-Черкесия моя!
Горцы знают цену чести. Строят будущее вместе.
Дружных братьев деловитая семья.
Ты поэтами воспета, солнцем ласковым согрета,
Карачаево-Черкесия моя!
Ведущий:Я надеюсь, что все присутствующие в этом зале убедились, что лучше края, 
чем край родной, а в нашем случае это КЧ не найти.
14. Стихотворение «Я Родину безумно так люблю »
…Я Родину безумно 
так люблю.
Спроси, за что, —
пожалуй, не отвечу.
Я не смогу простой 
обычной речью
Поведать то, 
что сердцем пропою…

Фестиваль дружбы народов КЧР

ЦЕЛЬ:  способствовать воспитанию чувства уважения к людям другой национальности;  воспитывать в детях чувство гордости и любви к своему народу; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Оборудования: рисунки детей, флаги национальные.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ученик:

По одной тропинке узкой

Шли мы сквозь дремучий лес

Карачаевец и русский,

Абазинец и черкес,

Рядом с нами шел ногаец,

Наш меньшой, наш пятый брат.

Вместе шли изнемогая,

 В вечных поисках добра.

Кюн ашхъы болсун! (карач.)

Фи махуэ фlыуэ! (черк.)

Мыш бзи! (абаз.)

Здравствуйте! (русск.)

Ученик:

 Салам!

Как много света и тепла

Вместилось в кратком слове этом.

В нем щедрость горского стола

Вершины гор в руках рассвета.

В этом слове мудрость и привет,

Его твердят отцы и дети.

Оно в себя вобрало свет

Ушедших вдаль тысячелетий.

Мы гостя с дальней стороны

Одарим их как брата.

Лишь только зорька по горам

Протянет первый луч рассвета,

Я говорю тебе, салам!

(песня «Салам алейкум!»)

Вед. Салам! Говорим всем своим землякам, проживающим на этой сказочной древней земле. Мы говорим на разных языках. Но мы все одинаково любим свою маленькую, но прекрасную Карачаево-Черкесию. Многовековое прошлое народов КЧР – это путь преодоления трудностей, тяжелых испытаний и битв. Не однажды народы КЧР из своих родных краев изгоняли захватчиков. Узы дружбы между горскими народами и России уходят в далекое прошлое. В 1957 году при царе Иване Грозном нынешняя КЧР была присоединена к России.

Ученик:

Ведь камень один – это вовсе не крепость,

Так старые люди у нас говорят.

Кавказцы и русские в бурях свирепых

С тех памятных пор,

Словно крепость стоят.

Вед. Хотя наша республика маленькая, она одна из многонациональных регионов России. Но основными народностями являются русские, карачаевцы, черкесы, абазины и ногайцы. И живут они в мире и согласии.

Ученик:

За столом нашим щедрым

Льются звонкие песни

Эти песни чудесные

Пусть язык не один.

Песни дружбы слагают

И черкес, и ногаец,

Гордый сын карачая,

Русский и абазин.

Вед.  А как вы думаете, с чего же все началось? Как возникло само слово «друг»? Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово «друг»».

Ученик:

Когда еще никто не знал ни слова,

Ни «здравствуйте»,  ни «солнце», ни «корова»,

Соседям древний человек привык

Показывать кулак или язык

И корчить рожи, что одно и тоже.

Но, словом стал гортанный резкий звук,

Осмысленнее лицо, умение руки.

И человек придумал слово «друг».

Стал друга ждать и тосковать в разлуке.

Ему спасибо за друзей моих.

Как жил бы я, что делал бы без них?

Друзей – людей, которых я люблю,

Я никогда ничем не оскорблю.

Не для того наш предок шел сквозь мрак,

Чтоб, встретив друга, я кричал:

«Дурак!» Показывал язык или кулак

И корчил рожи, что одно и тоже.

        Вед.: Дружба – это самое возвышенное, благородное чувство человека. Человек рожден для счастья и достоин счастья. Счастье жить на этой земле. Счастье думать и любить, радоваться и радовать других. Счастье не мысленно без таких ценностей как труд, мысль, любовь, дружба. Дружба между людьми, дружба между народами. И если друг попал в беду, надо его выручать.

Ученик:

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку можно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и дружба твоя

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит!

На свете живешь ты не зря!

Будь весел, чтоб радостней стало

Тому, с кем подружишься ты,

Чтоб каждому в жизни хватало

Прекрасной людской доброты.

Услышишь ты песенку чью-то,

И станет светлее кругом:

Волшебное самое чудо

Мы дружбой не даром зовем!

Сценка «Репка».

        

        Посадил трудолюбивый карачаевец репку.  Выросла репка большая-пребольшая. Стал он репку из земли тащить: тянет-потянет, вытащить не может.

        Позвал он на помощь своего друга – сильного абазина. Абазин за карачаевцем, карачаевец за репку – тянут-потянут вытащить не могут.         Позвал абазин своего друга – отзывчивого черкеса. Черкес за абазином, абазин за карачаевцем, карачаевец за репку – тянут-потянут вытащить не могут.

         Позвал черкес своего друга – храброго русского. Русский за черкесом, черкес за абазином, абазин за карачаевцем, карачаевец за репку – тянут-потянут вытащить не могут.

        Тогда они позвали дружелюбного ногайца. Ногаец за русским, русский за черкесом, черкес за абазином, абазин за карачаевцем, карачаевец за репку – тянут-потянут вытащили репку.

        Вед.: Вы видите, что если мы будем дружить, то мы справимся с любым делом.

(девичий танец)

Ученик:

Дружба – это свежий ветер,

Это радости привет.

Ничего на целом свете

Лучше крепкой дружбы нет.

Ученик:

Если есть друзья на свете

Все прекрасно, все цветет

Даже самый сильный ветер

Даже буря не согнет.

Мы и в дождь, и в снег, и в стужу.

Будем весело шагать

При любой погоде дружим

Дружбы этой не порвать!

И любой из нас ответит,

Скажут все, кто юн и смел,

Мы с тобой живем на свете

Для хороших, славных дел.

Ученик:

Раздаются порой голоса

Что чудес никаких не имеется

Есть на нашей Земле чудеса

Но их надо найти, разумеется!

Дружба – главное чудо всегда.

И любая беда не беда,

 Если рядом друзья настоящие.

Игра «Кто с кем дружит?»

        

Вед.: Как вы думаете, кто с кем дружит?

1.        Забавные бурундучки Чип и … (Дейл.)

2.        Добрая Белоснежка и … ( семь гномов.)

3.        Прекрасная русалочка и …. (Най Себасьян.)

4.        Забавный Вини Пух и …( Пятачок.)

5.        Добрый Малыш и … ( Карлсон.)

6.        Доверчивый Буратино и … ( Мальвина, Перо.)

7.        Зеленый крокодил Гена и … ( Чебурашка.)

Песня «Настоящий друг»

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит –

Вот что значит настоящий

Верный друг.

Мы поссоримся и помиримся,

« Не разлить водой!» - шутят все вокруг.

В полдень или в полночь

Друг придет на помощь –

Вот что значит настоящий

Верный друг.

Друг всегда меня сможет выручить,

Если что-нибудь приключится вдруг.

Нужным быть кому-то

В трудную минуту –

Вот что значит настоящий

Верный друг.

        Вед. Родина – место, где мы родились, где мы живем, это дома, леса, поля, которые окружают нас. Это место называют малой родиной. У каждого человека своя маленькая родина. Для многих – это наш город. А наша республика – это общая родина для всех, кто живет на этой земле.

Ученик:

Мой край родной – республика свободных

Великих наций, разных языков.

И ценят здесь обычаи народов

Советы мудрых стариков.

Ученик:

Покружив по всему белу свету,

Я сегодня скажу не тая,

Что милее нигде края нету,

Чем родная сторонка моя.

Ученик:

Ты - святая земля, ты надежда,

Славой дедов для нас хороша.

Пусть меняются нравы, одежда,

Но останется доброй душа.

(гимн КЧР)

        

         Вед. Человек не может жить без родины и дружбы. Очень хорошо об этом говорят народные пословицы:

  • «Человек без родины, словно соловей без песни»
  • «Кто продаст свою родину, тот продаст свою совесть»
  • «Собака стремится на то место, где наелась,

           А человек – на то место, где родился»

  • «Холодный ветер охлаждает,

  Облачный день согревает.

  Землю, где родился и вырос,

  Только глупый человек забывает»

  • «Человеку без родины все кажется холодным»
  • «Человек горд могучей родиной»
  • «Друга ищи, а найдешь береги»
  • «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
  • «Дружба не гриб, в лесу не найдешь»

Ученик:

Так давайте, давайте дружить

Пусть не раз стихи вспомнятся

Если с дружбой всегда дорожить

То любое желание исполнится.

        Вед. Вот и подошло к концу наше выступление. Давайте сделаем нашу жизнь хорошей. Давайте помогать друг другу в трудную минуту. Давайте никогда не ссорится. И скажем друг другу слова известного героя, терпеливого и добрейшего Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»  

(ПРО КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ)

Тема: «Земля отцов-моя земля» 

Цели: Воспитывать патриотизм и гражданственность, уважительное отношение к государственным символам, истории своего края и своего народа, чувства гордости за свою малую родину; способствовать восприятию подростками нравственных ценностей; 


Оборудование: мультимедийная презентация; фонограммы песен; фотоколлаж.

2 слайд 

Идёт рассвет, ступая по курганам.


Навстречу солнцу встали тополя…


Как ты мила и как ты дорога нам, 

Кубань, Кубань – родимая земля!


Виктор Подкопаев


Ведущий: Дорогие ребята! Наша малая Родина, Кубань, имеет древнюю и богатую историю. Более подробное изучение исторической науки вас ждёт в старших классах. Задачей нашего занятия является краткое знакомство с историей нашего Краснодарского края. Вам, наверное, приходилось слышать песню « С чего начинается Родина?», которую написал поэт Михаил Матусовский и композитор Вениамин Баснер. 


Звучит песня « С чего начинается Родина?»


С чего начинается Родина?


С картинки в твоём букваре,


С хороших и верных товарищей, 


Живущих в соседнем дворе…


А, может, она начинается


С весенней запевки скворца


И с этой дороги просёлочной,


Которой не видно конца…


Ведущий: Так с чего же начинается Родина для каждого из нас? ( ответы ребят). С родного города, станицы, посёлка. С весёлого шума деревьев на улицах нашего детства. С золотого моря пшеницы на бескрайних кубанских полях. С задорной казачьей песни. С рассказов дедушки – ветерана Великой Отечественной…


Пройдёт совсем немного лет, и вы с гордостью скажите: « Я – гражданин России». А потом с не меньшей гордостью добавите: « Я – уроженец Кубани».


Пройдите по знакомым улицам и тропинкам. Постойте, склонив голову, у обелиска в центрах городов и станиц. Вслушайтесь в торопливый лепет реки, в звонкий птичий разговор. Всмотритесь в лица людей, которые вас окружают.


Слайд 3 - 10

Всё это – ваше, самое близкое и дорогое. И даже если судьба забросит вас далеко от этих мест, вы всё равно будете стремиться сюда всем сердцем. Здесь - ваши корни. Родина начинается здесь.


Кубань славится на всю Россию не только богатым урожаем зерна, красотой природы, но и своими песнями.(прослушивание кубанской казачьей песни слайд 11)


ведущий: Земля кубанская – древняя земля. Благоприятные условия и мягкий климат способствовали тому, что здесь очень рано появились первые поселения человека. Открытые на территории края стоянки древних людей позволяют проследить практически все археологические эпохи. Древняя Кубань имеет очень бурную историю: какие только племена и народы не ступали на эту землю – основывали свои города – колонии древние греки, вторгались полчища гуннов, хазар, печенегов, половцев и монголо – татар. 


Заселение Кубани российскими подданными началось после двух русско – турецких воин века. Прославившемуся в борьбе с турками Черноморскому войску ( бывшим запорожцам) Екатерина даровала 30 июня 1792 года земли таманского полуострова с окрестностями с целью охраны южных границ России. Слайд 12(текст дарственной грамоты)


Посмотрите на современную карту Краснодарского края. слайд 13


(Работа с картой Краснодарского края.)


Наш край расположен на юге нашей Российской Федерации. Он называется Краснодарским по имени главного города края, а его историческое название – Кубань. С ним граничат: на севере и севере-востоке – Ростовская область, на востоке – Ставропольский край. На юге востоке – Карачаево – Черкесия, на юге – Грузия. На западе Керченский пролив отделяет Кубань от Крыма, входящего в состав Украины. Территория края омывается с юга – запада Чёрным морем, с северо –запада Азовским. Площадь края составляет 76 000 квадратных километров. От Москвы Краснодар находится на расстоянии 1539 километров. Краснодарский край разделён на 38 районов, 26 городов, 24 посёлка городского типа, 1175 сельских поселений. 


Ведущий: А как называется место , где ты живёшь?(ответы ребят). Посмотри, обозначено ли оно на карте? Слайд 13

Ведущий: Прекрасна природа Кубани. Выйдите в сад, в степь, в поле, прогуляйтесь по парку, просто выгляните в окно – и вы увидите настоящее чудо…. Слайд 14 – 34 (фотоколлаж Валах А.)

Ведущий:А теперь мы поговорим о гос.символике нашего края как олицетворении патриотизма нашего народа, ведь как писал М.Монтень: «Герб и флаг страны отражают историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан». Слайд 35 – 38

Ведущий:Каждый уважающий себя гражданин любой страны считает своим долгом во время звучания национального гимна подпевать стоя (звучит гимн Кубани) слайд 39


Ведущий: Дорогие ребята. Ведь именно вы – наследники нашей прекрасной кубанской земли: её истории, её культуры, всех тех бесценных богатств, которые созданы руками старших поколений. Вам приумножать богатства родного края и его замечательные традиции, трудиться на полях и заводах, совершать научные открытия, сочинять стихи и песни о родной земле. (Слайд 40 слова ведущего)


Шумят, шумят желтеющие нивы, 


Красою сердце веселя.


Родимый край мой, 


Край судьбы счастливой,


Земля отцов – моя земля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы "Тема малой родины в стихах поэтов Тужинского края" с презентациями

Конспект урока, технологическая карта урока, слайд-шоу, презентации о поэтах...

Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс

Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели:    - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта.               - Сфор...

Для чего людям разных национальностей России нужно хорошее знание русского языка.

В мире есть много вещей, которое сильнее человека: природные стихии,государство.      Но у людей есть очень сильное оружие-язык, который помогает человеку защититься от...

БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр

Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...

Стихи о Родине,о России. Малая Родина-Федоскино!

Сборник стихов поэтов России о Родине, поэтов Федоскино о своей Земле и о промысле....

Неурочное учебное занятие. Творческая лаборатория. Стихи о малой родине, восприятии окружающего мира Анастасии Константиновны Донских.

Презентация поможет учителю на уроке рассказать о творчестве талантливого поэта Анастасии Константиновны Донских, много лет проработавшей учителем математики в МБОО "Лицей села Верхний Мамон"...