Формирование духовно нравственного и гражданско - патриотического воспитания через внеклассную работу
статья по теме

Условия жизни на сегодняшний день способствуют тому, что большинству родителей приходится значительную часть времени проводить на работе. В результате нравственно-духовное воспитание школьников в семье отходит на второй план. На школу ложится сложная задача - восполнить эту нишу. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование духовно нравственного и гражданско - патриотического воспитания через внеклассную работуhttp://spkgimo.ru/sites/default/files/1_2.bmp

                 Условия жизни на сегодняшний день способствуют тому, что большинству родителей приходится значительную часть времени проводить на работе. В результате нравственно-духовное воспитание школьников в семье отходит на второй план. На школу ложится сложная задача - восполнить эту нишу. Педагоги и родители должны стремиться не только дать детям теоретические знания, но и развить в них доброту, человечность, любовь к природе,  к родной стране и уважение к ближним. Об этой проблеме говорил  президент в своем послании федеральному собранию: «На улицах наших городов и поселков мы видим сегодня результат того, что происходило   в обществе, в школе, в СМИ да и в наших головах в  последние 20 лет.  Это и понято, тогда были отброшены все идеологические штампы прошлой  эпохи,  но к сожалению, тогда же были утеряны  и многие нравственные  ориентиры мы в известном смысле вместе с грязной  водой и ребенка выплеснули. Сегодня российское общество  испытывает дефицит милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи. То есть того, что делало нас всегда крепче сильнее,чем мы всегда гордились.»

 Нравственно-духовное развитие школьников ставит перед собой следующие цели и задачи: - формирование в ребенке способности и потребности в нравственном развитии; - укрепление нравственности и морали; - патриотическое воспитание  - воспитание толерантности и уважения к ближним.

Приведу несколько наиболее ярких примеров которые, по нашему мнению, оставили неизгладимый след в душах ребят и оказали несомненное влияние на духовно нравственное состояние моих учеников.  

Работая в выпускном 11 классе, я долго размышляла, какое событие может задеть за душу, заставить сопереживать. сострадать, затронет каждого ученика,  и вот как то на бескрайних просторах интернета наткнулась на фильм о Зое Космодемьянской. В последнее время становится модным стараться развенчать и принизить подвиг героев отечественной войны. Вот и про Зою ходили слухи, что  выдали ее сами жители деревни, разозленные тем, что она вместе с немцами поджигала их дома, а крестьянам потом негде было зимовать вместе с детьми. В фильме приводились только факты, вот хронология допроса Зои, вот показания хозяйки дома, в котором девушку содержали последнюю ночь. И я поняла, что вот это спокойствие перед неминуемой смертью, необыкновенное состояние души не должны оставить равнодушными моих учеников. Придя в класс, я сделала для себя открытие, оказывается не все дети слышали в  11 классе про Зою Космодемьянскую, а если и слышали, то что-то вскользь и очень мельком, ну вот была  такая девушка. А что там дальше…

История Зои, как я и ожидала, не оставила равнодушным никого, ровно час в полнейшей тишине слушали рассказ и смотрели отрывки из документального фильма. Откровением стало для ребят, что Зоя была их ровесницей, поневоле примеряли они на себя ее поступки. А как так, в лесу при температуре – 20 градусов не имея возможности развести костер ночевать не одну ночь, а как спать, когда знаешь, что жить тебе осталось до утра. Хозяйка  дома, где Зоя провела последнюю ночь, рассказала о чем они с ней разговаривали, как девушка провела свои последние часы жизни. После услышанного кто- то из ребят спросил, а в нашем классе есть кто-нибудь, кто смог бы поступить также. В полной тишине ребята смотрели друг на друга. Я бы смогла,   спокойно сказала Ксюша Забабурина. И с ней все согласились, она бы точно смогла…

Вот такая история, а сколько  она задела в душе, разбередила…Настоящий урок нравственности…

После рассуждали с ребятами, была такая история, немцы во время войны сбили русский самолет на оккупированной территории, и крестьянка укрыла летчика в своем огороде. Когда пришли  немцы, она его не выдала, приняв мученическую смерть вместе с детьми. Эта история очень неоднозначна, очень много нравственных выводов можно сделать на ее основе. А имела ли несчастная женщина право так рисковать невинными детскими душами…

Еще один пример. В прошедшем учебном году мы организовали работу вокальной и хоровой студии  учащихся 5в и 5б классов,  посвященную Великой Победе. Мы, учителя математики, репетировали с ребятами хоровую песню классным коллективом 5в класса.  Пели  «Прощание славянки».  Кстати, в классе 17 мальчишек и 6 девчонок. А с группой мальчиков 5в и 5б классов поставили  номер вокальной группы. Наши мальчики  сами пели  «Песенку фронтового шофера» и при этом  еще и танцевали. С приготовленными номерами приняли участие в муниципальном смотре патриотической песни «Люди Земли, помните!» на базе 5-й школы. Там наши  номера были приняты на «Ура» и удостоены призовых мест.

Не только вот такие яркие события формируют нравственное состояние наших детей,  порой и в обыденной жизни совершая  простые, обыденные дела  мы делаем огромный вклад в неокрепшие души.

Вот что рассказывает выпускница нашего класса Епитроп Валентина.

«Прекрасное тёплое утро… Солнце пригревает землю своими ласковыми лучиками. Свежий ветер дарит прохладу. Жёлто-красные листья спускаются на землю, кружась в вальсе, а потом пускаются плясать польку, подгоняемые ветром. Замечательный день, не правда ли? А для учеников СОШ №2 16 сентября стало вдвойне замечательным! Уроки отменены и все идут в поход!

В нашей школе отдых всегда с пользой. Поэтому каждый класс, перед тем, как отправиться на природу, принял участие в соревнованиях. Задания были не очень сложные, и мы получил кучу положительных эмоций, причём не только участники, но и болельщики. А наш класс ещё и первое место занял!

А теперь все на природу, отдыхать и веселиться! Полянка была выбрана нашим классом, как нельзя лучше. Нас окружали высокие деревья, стремящиеся ввысь, низенькие кустики, кажущиеся такими беззащитными, по сравнению с соснами-гигантами. Поднимешь голову вверх, а там голубое-голубое небо, такое светлое, бескрайнее, глубокое… Вдохнёшь свежий чистый воздух полной грудью, и голова кружится. Красота!!!

Подкрепиться после соревнований - первое дело! Девочки-хозяюшки накрывают на импровизированный «стол», а мальчишки-богатыри готовят «стулья». Работа идёт дружно и весело. Стол получился просто отменный.

 Мы ребята бойкие и весёлые, долго грустить и сидеть на месте не можем. Ай-да играть! И как мы только не развлекались! И в «Казаки-разбойники» и в «Ручеёк» поиграть успели. И что бы мы ни делали, вокруг царила дружелюбная, тёплая атмосфера. Ох, как не хотелось уходить!

Но пора домой. И даже возвращение из леса мы превратили в игру, причём очень даже полезную. Мы собирали мусор, состязались, кто больше. У нас даже борьба была за то, кому достанется вот эта упаковка, а кому вон та бутылка! Мусора из леса мы вынесли довольно много. Все возвращались налегке, а мы с тяжёлыми мешками! Провели день не зря, поблагодарили природу за подаренные нам минуты счастья.»

Вот такие, казалось – бы, рядовые обыденные дела, а именно из таких незаметных кропотливых дел и куется нравственная основа души ребенка. Можно перечислять  и еще огромное количество мероприятий: это и в поход в музей, где ребята познакомились с историей народов Сибири, это поход в ветеринарную лечебницу, как пример сострадания и помощи  животным, это и наши смотры песни и строя это и  уроки толерантности ...  

Закончу  словами президента: «Влияние школы на умы подростков в последнее время ослабло, у нее появились сильные конкуренты интернет электронные  СМИ. Сами родители   и ученики теперь гораздо требовательнее и школа должна успевать и за  учениками и за развитием общества и за информационными потоками и, по – хорошему, должна  быть впереди и опережать все это!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в работе III Международной научно-практической конференции "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках предметов гуманитарного цикла".

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее...

Доклад "Организация духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников"

В этом докладе отражены моменты работы по воспитанию школьников путём создания добровольческих отрядов, волонтёрской деятельности. Будет полезен для классных руководителей, организаторов....

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи

     Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи (далее  Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического восп...

программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - Россиянин"

программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - Россиянин"...

Доклад на тему: «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников в условиях реализации ФГОС»

Доклад на тему:«Духовно-нравственное игражданско-патриотическое воспитаниешкольников в условиях реализации ФГОС»...

Духовно-нравственное и гражданско -патриотическое воспитание школьников среднего звена на уроках литературы при изучении русского народного творчества

Статья написана для участия в работе IIIМеждународной научно-практической конференции "Духовно-нравственное и гражданско -патриотическое воспитание школьников"...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи "Воспитание патриота, гражданина, человека"

Данная программа представлена на республиканский конкурс "За нравственный подвиг учителя" В номинации: «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания д...