Главные вкладки

    Духовно-нравственное и гражданско -патриотическое воспитание школьников среднего звена на уроках литературы при изучении русского народного творчества
    статья на тему

    Статья написана для участия в работе IIIМеждународной научно-практической конференции "Духовно-нравственное и гражданско -патриотическое воспитание школьников"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Секция №1. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках предметов гуманитарного цикла

    Егорова Любовь Анатольевна, кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия № 3», МО г. Юбилейный, ул. Лесная, д.. 19, кв. 5. Телефон – 8(929)567-87-53

    ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

    Пока живо искусство в русском народе,

    всегда будут силы для нравственного самоочищения

    Д.С. Лихачёв

    Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других носителей информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.

    Одним из источников духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников являются произведения русского народного творчества. Через фольклорные формы искусства передаются культурно-исторические традиции народа. Следовательно, русский фольклор, который является уникальной, самобытной культурой наших предков, должен быть осознан современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Кроме того, фольклор представляет нам полную палитру общечеловеческих и общественных ценностей. Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию ребёнка, позволяет активизировать его самые разнообразные творческие проявления.

    Важнейшей общеобразовательной проблемой сегодня стало внедрение в процесс обучения средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, представлять возможности своего «я» не только себе, но и другим. Мне как учителю литературы в преодолении такого рода препятствия помогает технология проектной деятельности. Она  направлена на духовное и профессиональное становление личности ребенка через активные способы действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности.

    Творческие проекты основываются на методах, способствующих реализации творческих способностей, особенно  учащихся среднего школьного звена (5, 6, 7 классы). В отличие от исследовательского проекта, здесь не обязательна строгая структура. Проект выстраивается в логике представлений и интересов участников (исследование, реферат,  экспедиция,  журнал, газета, передача по радио, видеофильм, написание сценария мероприятия, постановка мини-спектакля и т.п.)

    Cценически-игровая деятельность создает творческую атмосферу на уроке, возбуждает интерес к предмету. Особенно это успешно проходит среди школьников младшего школьного звена. Инсценирование и драматизация углубляют восприятие произведения, развивают умение вдумчивого чтения,  активизируют творческие способности школьников, приучают их к самостоятельности суждений, поиску собственного видения произведения искусства; расширяют знания о смежном с литературой виде искусства - театре.

    Безусловно, уроки-инсценировки важны и нужны, особенно при изучении фольклорных тем, ярких и эмоциональных. Они разнообразят «трудовые будни школьников». Например, при изучении на уроках литературы в 5 классе раздела «Устное народное творчество» дети поэтапно готовились к защите проекта, в который входили задания по трем основным блокам: сказки, загадки и пословицы, народный кукольный театр.

    Сначала мы прочитали и изучили народные сказки, выделили их основные особенности, проанализировали их и попробовали сочинить что-то свое, по образу и подобию уже известного. Устроили конкурс на лучшее произведение, в итоге, из написанных сказок сложился сценарий презентации целого проекта.

    Изучение загадок и пословиц позволило сочинить собственные, которые очень органично вписались в сценарий фольклорного праздника. Для определения лучших и самых достойных был также проведен конкурс.

    При изучении фольклорной пьесы «Петрушка Уксусов»[1, с. 92-99] ученики были распределены на 6 групп:

    • «актеры» – те, кто инсценирует пьесу,
    • «художники» – те, кто оформляют сцену, рисуют декорации, афиши, пригласительные;
    • «программисты» – ребята, которые готовят презентацию, являющуюся задним фоном спектакля;
    • «кукольники» – ученики, занимающиеся изготовлением (из перчаток) или подбором готовых кукол;
    • «писатели» – пишущие школьники, способные сочинить сценку в заданном формате на какую-либо тему из жизни гимназии;
    • «ораторы» – те, кто готовят и представляют сообщение о народном театре перед представлением.

    Надо сказать, что первая группа самая многочисленная, так как обычно разыгрывается 5-6 коротких сценок, и, чтобы слишком не загружать детей заучиванием длинных реплик, например, у Петрушки, для каждой картины подбираем отдельных актеров. Кроме того, предусматривается второй состав.

    Как правило, дети активно в этом участвуют. Причем, это позволяет и «сильным»,  и «слабым» ученикам  быть на равных и продемонстрировать свои творческие возможности при выполнении поставленных целей урока - в творческой форме познакомить учеников с художественными особенностями фольклорного театра.

    Более того, такие уроки сближают учеников с учителем, особенно это важно в период адаптации пятиклассников к условиям средней школы.

    «Создадим наследие вместе» - это название еще одного проекта, который, в общем-то, возник сам собой, как следствие детского рукописного творчества. Суть его заключается в том, что ученики красиво, красочно оформляют свои самостоятельно сочиненные произведения по постепенно изученныем фольклорным темам (сказки о животных, волшебные сказки, бытовые, загадки, кроссворды, задания к викторинам, свой психологический портрет, составленный с помощью русских народных пословиц) на соединенных листах формата А3. Впоследствии все эти творческие работы оформляются в школьную выставку под одноименным названием во время представления основного проекта «Праздник русского народного творчества».

    Написанные учениками сказки свидетельствуют о том, что основные духовно-нравственные и гражданско-патриотические ценности, по крайней мере,  им известны и они восприняты ими настолько, что они могут сочинить свое небольшое произведение на их основе. Вот некоторые примеры детского творчества.

    Два мышонка

    Жили-были два друга – два мышонка. Один был серый, другой – коричневый. Они вместе собирали зерно, гуляли, играли и купались в озере.

    В один прекрасный день мышата пошли за земляникой в лес. Серый мышонок первым увидел спелую земляничку, а коричневый первым ее сорвал. Маленькие зверьки поссорились. Один говорит, что это его ягода, а второй, что она принадлежит ему. Стали мышата жить отдельно, будто кошка между ними пробежала. Увидят друг друга – даже не поздороваются.  

    Но однажды увидел их белый мышонок и говорит: «Вы ведь были не разлей вода. Что с вами произошло?» Рассказали ему эту историю мышата. Засмеялся белый: «Что же вы не поделили эту ягоду пополам?»

    Подумали мышата и побежали на земляничную полянку, вдвоем сорвали только что поспевшую ягодку и поделили ее на троих.

    И стали жить-поживать три мышонка вместе – серый, коричневый и белый. Больше они не ссорились, потому что знали, что дружба дороже мелких обид (выделено мной Л.Е.).

    Иванова Софья, 5 класс.

    Сказ о заколдованном короле

    Жил на свете король – по имени Гороль.

    Любил Гороль детей с женой.

    Нашел он раз рубин размером с глаз.

    Жена и говорит: «Не бери, ведь совесть заболит».

    Не слушал Гороль, поругался с женой,

    Рубин забрал – голову потерял.

    Над рубином трясется, забыл он про солнце.

    Зима на дворе, все вокруг в серебре,

    А он все сидит, на рубин тот глядит.

    Жена говорит: «Гляди ,оторвись хоть на миг,

    Серебро сейчас на земле, ведь зима на дворе,

    У младшенькой Сони праздник в декабре».

    А Гороль говорит: «Оторвусь я едва,

    От неожиданности вскружится голова,

    Я и так проживу, и счастье в рубине

    Найти я смогу».

    Сгрустнулось жене и пошла она в лес

    К колдунье Марии и филину Бесу.

    Добравшись до леса,

    Спросила колдунью:

    «Как мужа спасти от беды неминуемой?»

    И та отвечала: «Ты зелье свари

    И этим пирожным его накорми».

    Дала ей пирожное и  тут же исчезла.

    А та в путь обратный пустилась поспешно.

    Пришла во дворец, мужа нашла, зелье дала

    Тут он оторвался, вокруг огляделся,

    Сильно` удивился и громко сказал:

    «Я спасся, я выжил, я снова вернулся,

    Я мир прославляю и слава жене!

    И вот мой приказ: уничтожьте рубин!

    По миру частицы его раскидайте

    Иль в землю глубоку его закопайте,

    Чтоб мир он не ссорил и счастье не брал!»

    Все в мире зажили, и стало чудесно:

    Любовь процветает, и счастье живет! (выделено мной Л.Е.).

    Плечко Даша, 5 класс

    Последняя сказка вошла в сценарий презентации проекта. Дети ее инсценировали, а после ее представления ученикам-зрителям предстояло подобрать пословицу, соответствующую сути произведения (были озвучены «Счастье дороже богатства», «Денег палата, да счастья маловато»).

    Таким образом, можно сказать, что важнейшим фактором развития детей становятся игровые ситуации, предлагаемые самими фольклорными произведениями. Многовековой опыт  русских  людей, простые понятные детям образы природы и братьев наших меньших легко и ненавязчиво воспринимаются учащимися и младшей, и средней, и старшей школы. Само знание, изучение народных традиций, обрядов, литературных произведений – это уже один из компонентов гражданско-патриотического воспитания. Более того, фольклор культивирует основные нравственные нормы – трудолюбие, уважения к старшим, любовь к ближним и многие другие. Всё это позволяет нам утверждать, что фольклор является действенным фактором сохранения психического, физического и духовно-нравственного здоровья ученика.

    ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

    1. Литература. 5 класс: учебник–хрестоматия для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч.1/[ав.-сост. М.А. Снежневская и др.] - М. : Мнемозина, 2009.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Участие в работе III Международной научно-практической конференции "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках предметов гуманитарного цикла".

    Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее...

    Доклад "Организация духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников"

    В этом докладе отражены моменты работы по воспитанию школьников путём создания добровольческих отрядов, волонтёрской деятельности. Будет полезен для классных руководителей, организаторов....

    Экскурсия как средство духовно-нравственного развития и гражданско-патриотического воспитания подростков гимназии.

    Презентация подготовлена на основе опыта использования экскурсий в воспитании учащихся гимназии....

    Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание учащихся как основа воспитательной работы школы

    Духовно – нравственное и патриотическое становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.Сегодня мы прекрасно понимаем...

    Доклад на тему: «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников в условиях реализации ФГОС»

    Доклад на тему:«Духовно-нравственное игражданско-патриотическое воспитаниешкольников в условиях реализации ФГОС»...

    Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание учащихся как основа воспитательной работы школы

    Доклад на методическом объединении классных руководителей на тему: "Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание учащихся как основа воспитательной работы школы"...

    Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена «Аксиологические номинации как средство формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся»

    С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления  духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП составлены Методические рекомендации по организации ...