Формирование духовно-нравственных качеств личности школьников на уроках немецкого языка в условиях внедрения ФГОС.
статья по немецкому языку на тему

Расулова Нонна Владимировна

Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского  образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурного человека знаний об истории развития человеческого общества и собственного народа, о его литературе, искусстве, т.е. о нравственно-эстетических ценностях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Расулова Нонна Владимировна

                                                                                 

                                               БОУ г.Омска «СОШ № 109 с углубленным                                                                                                                                изучением отдельных предметов»

Формирование духовно-нравственных качеств личности школьников на уроках немецкого языка в условиях внедрения ФГОС

                                                                                       Водой очищаются части тела,

                                                                      сердце очищается истиной,

                                                                      душа - священным учением и                                                                                                                                                                                                  

                                                                      аскетическими подвигами,                        

                                                                      ум очищается познанием.

                                                                      Законы Ману 5, 109.

         Главная черта современного мира – значительные перемены, которые диктуют требования к личности будущего члена общества, к его образовательной, эстетической, профессиональной подготовке. Вследствие чего, модернизация российского образования предполагает ориентацию не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей. Особенно большое внимание уделяется формированию у школьников гражданственности, инициативы, самостоятельности, духовности и культуры.     

        Ни одно общество с разрушенной культурой не выживает. Это опыт истории. Культура формируется долго, а разрушается быстро.  Сейчас, когда религии слабеют, в мире формируется общество потребления. Сегодня главный девиз для многих молодых людей - непрерывный поиск удовольствий. Молодежь, о которой общество забыло, развивается сама по себе, пытаясь быть счастливой, создавать семью. Но утрата нравственных ориентиров и правильного восприятия мира часто становится непреодолимым препятствием для становления и развития гармоничной личности.

        То, что постоянно демонстрируется на экранах телевизоров для повышения рейтинга и сбора денег, на внешнем плане выглядит как развлечение, а  на подсознательном – как разрушение.                      

         Если у ребенка нет правильного мировоззрения, неполноценная картина мира приводит к нарушению высших духовных законов и портит душу человека. Высшие вселенские законы отражены в заповедях, зашифрованы в священных книгах. Без них невозможно было бы появление и существование нынешней цивилизации.   

          Мы не представляем, какую огромную роль в нашем подсознании играют нравственные заповеди. Это как воздух, которым мы дышим. Мы привыкли к нему и перестали его замечать. Если воздух заменить угарным газом, мы будем дышать им тоже, но потом незаметно умрем. Отсутствие нравственности также влияет на человека и государство. Поэтому для сохранения общества людям нужно неукоснительно следовать законам нравственности.

          Поэтому духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского  образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурного человека знаний об истории развития человеческого общества и собственного народа, о его литературе, искусстве, т.е. о нравственно-эстетических ценностях.

          Ни для кого  не секрет, что английский как язык международного общения в настоящее время является языком более распространенным и гораздо чаще выбирается учащимися в качестве изучения иностранного языка в средней школе. Как следствие, мы имеем малочисленные группы немецкого языка, в которых чаще всего оказываются дети из неблагополучных семей. Поэтому именно на уроке немецкого языка тема духовно-нравственного воспитания особенно актуальна.  Искусство, обладая большой художественной силой, является эффективным средством  воспитания нравственной личности в процессе обучения иностранному языку.

        Следовательно, задачами духовно-нравственного воспитания в условиях внедрения ФГОС являются:                                                                                                  

  • формирование нравственных позиций обучающегося, его эстетических интересов;
  • выявление единства этического и эстетического в каждом произведении и донесение его до сознания обучающихся;
  • воздействие через искусство на духовный мир обучающегося;
  • формирование целостного мировоззрения.

           В своей книге,   посвящённой вопросам духовно-нравственного воспитания школьников, Д.Б. Кабалевский пишет, что «искусство в воспитании играет особую, ничем не заменимую роль. Эта особенность вытекает прежде всего из того обстоятельства, что любое произведение искусства в самом себе содержит нравственное начало.

          В искусстве же, в частности в музыке, нравственное содержание – воспевание добра и осуждение зла – является его душой, смыслом его существования, основной силой его воздействия на человека, его преобразующим фактором в жизни общества».    

Текст песни – это ситуативный сценарий. В песне часто воссоздаются различные аспекты жизни, реакция на которые выражается в образах, впечатлениях от прослушанного.

      Музыка и песни вызывают положительное отношение ко всему прекрасному, доброму, и порой убеждают сильнее, чем информация, полученная другим путём. Кроме того, исполнение песен под фонограмму самым благоприятным образом сказывается на произношении учеников, одновременно развиваются навыки аудирования. К тому же песни являются неиссякаемым источником пассивной лексики, дают возможность ненавязчиво повторять грамматические явления изучаемого языка.

Работа над грамматикой, лексическим материалом не должна занимать много времени на уроке, чтобы у детей не пропали желание, интерес к прослушиванию и исполнению песен.

Я стараюсь подбирать песни несложные в языковом отношении, чтобы их легко можно было понять,  всегда перед собой четко ставлю цель, чего хочу добиться от детей, используя ту или иную песню.

Если песни выбираются не из учебников, то они обычно ксерокопируются и раздаются учащимся на уроке. У детей есть специальная тетрадь, куда переписывается текст, карандашом надписывается перевод незнакомых слов, цветным фломастером выделяются орфографические трудности. Песни записываются на кассеты, так что работа с ними может продолжаться и дома. Разученные песни исполняем в дни рождения учеников, устраиваем концерты для других учащихся и родителей. 

Работа над песней проводится в несколько этапов:

- подготовка к работе с песней;

- прослушивание и пение;

-работа над лексическим и грамматическим материалом, содержащимся в данном песенном тексте;

-побуждение к творческой работе (интерпретация песни, игры, работа с дополнительным материалом).

Подготовка к песне включает в себя активизацию знаний учащихся для понимания отдельных слов и всего текста песни. Это может быть и работа с ассоциограммой, и обсуждение проблемы, поднимаемой в песне.                                                                      

После прослушивания и исполнения песни уточняется перевод текста. Затем идут упражнения над лексическим и грамматическим материалом, словообразованием и т. д. Наконец переходим к играм и сценкам на основе песни, к дополнительным текстам, прошу учащихся сочинять новые строфы, видоизменять текст, пересказывать, сочинять продолжение, сравнивать содержание песни с жизненным опытом детей, к интерпретации текста и дискуссии. Желательно строить работу так, чтобы от прослушивания и понимания песни можно было перейти к творческому процессу с языком.

Конечно, тексты отобранных мною песен соответствуют тематике занятий, содержат ранее изученную лексику, а вновь вводимые лексические единицы представлены в понятном контексте.

Кроме этого, подбираемый мною музыкальный материал носит художественный характер, увлекателен, педагогически целесообразен (то есть учит  нужному и полезному), выполняет определённую воспитательную роль (то есть способствует формированию нравственных идеалов и эстетического вкуса обучаемых).

С целью воспитания положительных привычек, формирования потребности в проявлении творчества, фантазии, инициативы включаю в учебный процесс  песню «Ferien» (Бим И.Л. Немецкий язык. Шаги 4). Первый урок в VIII классе после летних каникул я начинаю с песни «Ferien».

      На доске — ассоциограмма „Ferien! Was faellt euch ein!"

                baden
           reisen                            wandern

Im Hof spielen            Ferien               viel fernsehen

                                   Boot fahren                                                              

         Ученики дают ответы на вопросы: Wie meint ihr, freuen sich die Kinder ueber die Sommerferien? Freust du dich ueber die Sommerferien? Warum? Wo verbringen die Kinder Ferien? Und wo hast du Ferien ver-bracht? Und du? Wie hast du Ferien verbracht? Was hast du besonders gern gemacht? Mit wem hast du Ferien verbracht? Mit wem hast du FuBball gespielt?

         Затем идет прослушивание и исполнение песни, проверка понимания содержания песенного текста и активизация слов: beweisen, wandern:

         Wie meint ihr, sind die Kinder mit Ferien zufrieden? Wo verbringen die Kinder Ferien: in der Stadt oder…? Beweist, bitte, haben diese Kinder die Natur gern oder nicht? Beweist das? Was ist ihr Hobby? Beweist das mit den Woertern aus dem Lied!

           Беседа должна привести к слову wandern. Wessen Hobby ist Wandern? Если ни у кого такого хобби нет, то учитель сам от имени какого-либо героя доказывает преимущества путешествия пешком, а ребята рассказывают о своих хобби и дают им оценку. К следующему уроку дети в качестве домашнего задания готовят рассказы, стихи и песни, доказывающие прелесть их хобби.

           С целью воспитания уважительного отношения к традициям и культурному наследию России и Германии, воспитания потребности участвовать в изучении и сохранении исторических и культурных традиций народов  я использую песенку «Hampelmann» (Бим И.Л. Немецкий язык.  

 Шаги 1).

          Я показываю куклу и называю её: Das ist Hampelmann. Прошу детей дать перевод, если у них возникают трудности с точным переводом, я делаю это сама и рассказываю историю возникновения куклы-марионетки. Можно познакомить с переносным значением этого слова и расспросить детей, видели ли они такие куклы, если да, то где и когда. Далее приступаем к работе с песней. Если класс имеет средний уровень владения немецким языком, то можно начинать сразу с прослушивания песни и ответов на вопросы: Wie ist das Lied? Traurig oder lustig? Wie meint ihr, wie ist Hampelmann? Traurig oder lustig

       Затем переходим к чтению, проверке понимания песенного текста, переводу и исполнению песни. Рисуем на доске ассоциограмму: Was macht Hampelmann?

kommt in den Kreis

Er                          lacht

tanzt im Kreis

 -Findet im Text, wie ist Hampelmann?
-Was macht Hampelmann? Unterstreicht!

 -Hampelmann hampelt hin und her
hoch und runter.

 -Wie ist Hampelmann?

 -Er ist lustig und bunt.

           Работа с данной песней проходит на нескольких уроках. Я стараюсь побудить учащихся к самостоятельному творчеству над песней. Они сами составляют новую ассоциограмму

                                spielt

Jetzt                       singt Hampelmann

                               turnt

Теперь можно перейти к игре с куклой Петрушкой.

Игра-пантомима. Выбираем среди сшитых самими детьми кукол самую красивую. Этот Петрушка и будет показывать различные действия, а дети их комментировать: Hampelmann tanzt (springt, lacht) и т.д.

       Используя эту песню, можно отработать единственное и множественное число глаголов. Один из учащихся с куклой в руке демонстрирует всевозможные действия, а учитель поясняет: Er tanzt, turnt, singt ... .

       Дети повторяют действия Петрушки и комментируют их.

                         tanzen

      Wir             singen       auch

                         turnen

         Эту песню обязательно надо вспомнить в VI классе при изучении темы „Коerperteile".

         В заключении хочется подчеркнуть, что регулярная работа с музыкальным материалом приносит следующие результаты: изменение в эмоциональной сфере обучаемых, снижение уровня тревожности, за счёт благоприятного психологического климата на уроке, развитие лингвистической компетентности, развитие творческих способностей, формирования активности личности, формирование способности и готовности понять и принять культуру носителей изучаемого языка, формирование нравственных позиций, духовных интересов.

    Кроме этого, благодаря такой работе происходит развитие слуха, внимания, памяти, вербальной реакции, вероятного прогнозирования – основных механизмов восприятия и оформления высказывания, от чего в целом зависит успех в овладении обучаемыми иноязычной речевой деятельности.

                                           

                                    РЕКОМЕНДАЦИИ  

         Рекомендации, касающиеся методики использования музыкальных произведений для достижения различных целей (в том числе духовно-нравственного воспитания в условиях внедрения ФГОС) при обучении иностранному языку в школах разного типа:

   - краткое ознакомление учащихся с автором произведения, а также с обстоятельствами создания этого произведения;

   -выразительное чтение произведения учителем/ диктором;

  -снятие языковых трудностей и уточнение понимания отдельных фрагментов произведения;

  -перевод произведения на родной язык учащимися с помощью учителя;

  -анализ произведения (его композиции, образов, идей, стиля);

  -повторное чтение произведения учителем / диктором, расстановка учащимися пауз, ударений;

  -фонетическая отработка отдельных словосочетаний, предложений из произведения;

  -обсуждение произведения и его оценка (понравилось или нет, почему, какие вызывает мысли, образы, чувства);

  -сопоставление имеющихся переводов произведения с переводами, выполненными учащимися, их обсуждение;

  -подбор иллюстративного материала к произведению или иллюстрации, выполненные обучающимися.

     Какие можно сделать выводы, каковы результаты этой работы?

                                                 

                                               ДИАГНОСТИКА.

     Во – первых, меняется отношение учащихся к школе, учёбе, формируется мотивация к учебной деятельности (приложение №1), складываются новые взаимоотношения с учащимися: сотрудничество, диалог. В результате проведённой диагностики, подготовленной профессором М.И.Рожковым,  диаграмма отслеживания уровня мотивации к учебной деятельности показывает положительную  динамику.

            Во – вторых, новый вид деятельности повышает самооценку ученика, развивает чувство собственного достоинства. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности. В результате проведённой диагностики уровня воспитанности учащихся (приложение №2)  автор М.И.Шилова, отмечается рост уровня коллективизма и товарищества, доброты и отзывчивости, честности и правдивости.


Приложение №1

Мотивация к учебной деятельности.

 

До начала работы                      Май 2010                                   Май 2011                                  

над темой  

Приложение №2

Уровень воспитанности учащихся: коллективизм и товарищество, доброта и отзывчивость, честность и правдивость.

                                                       

   86%                    88%                      94%

                   

До начала работы   Май 2010     Май 2011

над темой

Список литературы:

1.Архипова, О.Н. Использование литературного моделирования на уроках немецкого языка // Иностранный язык в школе. – 2003. - №2. – С. 18 – 24.

2.Большаков, В.Ю. Психотренинг. Социодинамика упражнения игры. Санкт-Петербург: Социально-психологический центр, 1996.

3.Бим, И.Л. Воспитание школьников средствами иностранного языка // Иностранный язык в школе. – 1984. - №3. – С. 9-14.

4.Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М: Просвещение, 1984. – С.177-178.                                                                                            

5.Карелина, А.А. Психологические тесты. - М: Владос, 2003. – С.37-38, 241-244.                          

6.Лазарев, С.Н. Воспитание родителей. - С.- Петербург: 2008. - с.3-8.

7.Развитие творческой активности школьников.// Под ред. А.М. Матюшкина. Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии АПН СССР. - М.: Педагогика,1991. 

8.Резерв успеха творчества. // Под ред. Г. Нойнера, В. Капвейта, X. Хлейна: Пер. с нем. - М.: Педагогика, 1989.

9.Сборник нормативных документов. Иностранный язык. МО РФ, 2-е изд., стер. // Под. Ред. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006. – 145 с.

10.Таборидзе, М.Д. Эстетическое воспитание школьников. - М: Педагогика,1988. – С.33-38.

11.Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учеб. пособ. - М: Слово, 2008. – 185 с.

12.Шепелева, В.И. Внеклассная работа по немецкому языку. - М: Просвещение, 1977. – 53 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием формирования коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка в условиях реализации ФГОС.

Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные ре...

Компетентностный подход в развитии успешной личности на уроках английского языка в условиях внедрения ФГОС

Компетентностный подход в развитии успешной личности на уроках английского языка в условиях внедрения ФГОС подразумевает процесс индивидуализации. Когда в центре образования стоит деятельность каждого...

Из опыта работы "Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников средствами предметов филологического цикла в условиях реализации ФГОС"

В статье приведены примеры из опыта работы учителя по развитию и воспитанию духовно-нравственных качеств у современных школьников.  Представлены фрагменты работы с текстами, результаты данного ви...

Формирование лингвистической компетенции у младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Формирование лингвистической компетенции у младших школьников на уроках английского языка в условиях ФГОС...

Формирование мотивации обучения младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС НОО

Формирование мотивации обучения младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС НОО...

«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»

В данной работе представлено обобщение опыта  по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка....