«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»
статья по немецкому языку

В данной работе представлено обобщение опыта  по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kabanova_razvitie_tvorcheskogo_myshleniya.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность

В настоящее время российская школа переживает качественно новый этап в своем развитии. Он связан с кардинальным изменением приоритетов обучения, на первый план которого все более отчетливо выдвигается становление личности школьника, развитие его сознания и творческих способностей. Проблема развития творческого мышления подростков в системе школьного обучения является весьма актуальной.

В соответствии с требованиями ФГОС,  выпускник школы должен быть «человеком креативным и критически мыслящим, мотивированным к познанию и творчеству, готовым к самообразованию на протяжении всей жизни …»[1], следовательно, педагогам  необходимо создать  условия для развития творческого потенциала учащихся.

Анализ существующей ситуации

Анализ результата моей педагогической деятельности показал, что существуют некоторые проблемы в сфере обучения. Причину этих проблем я вижу в следующем: в нашей школе обучаются дети с разными интеллектуальными и творческими способностями.  В  каждом классе есть ученики, различные по способностям. Но программа общеобразовательной школы рассчитана на «среднего» ученика и не в полной мере направлена на развитие творческого мышления учащихся.  Часть детей с творческими способностями, в конечном счёте, просто приспосабливаются к общим требованиям.

Противоречие: 

1. С одной стороны, есть потребность школы в целостной педагогической системе по развитию творческого мышления детей. С другой стороны, эта система недостаточно разработана, как в теории, так и на практике.

2. С одной стороны, требования к развитию творческого мышления учащихся возрастают. С другой стороны, традиционная классно – урочная организация процесса обучения тормозит этот процесс.

3. С одной стороны, в каждом классе есть дети, обладающие  высокими интеллектуальными способностями, оригинальностью, четкостью, продуктивностью мышления. С другой стороны, они сталкиваются с трудностями в процессе коммуникации и самовыражения.

4. С одной стороны,  существует заказ общества на ученика, отличающегося нестандартностью мышления, с развитым творческим мышлением. С другой стороны, в  нашем учебнике мало заданий на анализ и выводы; на выдвижение, формулировку, разработку гипотез; установление и создание, поиск аналогий, метафор; анализ значимости; контраргументацию.

Профессиональная проблема: изучение иностранного языка по программам базового  уровня не в полной мере обеспечивает возможность расширять образовательное пространство, развивать творческие способности учащихся. В УМК Бим И.Л. по немецкому языку не в полной мере  содержится информативный материал проблемного характера, способствующий развитию творческого мышления у учеников.

Соответственно, достаточно актуальным и необходимым является творческий поиск таких технологий, которые бы обеспечивали эффективное развитие, укрепление и сохранение творческого потенциала личности учащихся.

Решить эти вопросы в условиях стандартизации  поможет нам обучение критическому мышлению, поскольку оно направлено на развитие творческого мышления в процессе обучения, на развитие интересов и способностей каждого ученика.

Ожидаемые результаты

 - повысится эффективность восприятия информации;

 - повысится интерес как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

 - учащиеся научатся критически мыслить;

           - повысится уровень творческого мышления.

II.Основная часть

Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.

Творческое мышление - это именно СПОСОБ мыслить, определенный ПРОЦЕСС, который ведет к созданию нового.

Содержательно-технологический блок.

По технологии «Критическое мышление» используется урок, состоящий из трех этапов[7]. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор  приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание.

Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. 

 Использование технологии КМ на уроках немецкого языка 

Конкретные приемы и стратегии для каждого из этапов 

Этапы

вызов

реализация

рефлексия

Приемы

- «Мозговой штурм»

- кластеры

- концептуальное колесо

- Прогнозирование (по портрету, картине)

- Прогнозирование по ключевым словам

- таблица тонких и толстых вопросов

- Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте

- круги по воде

- Таблица «З–Х–У»

- верные и неверные утверждения

- Чтение текста с маркировкой по методу insert

- стратегия «Идеал»

- стратегия «фишбоун»

- зигзаг

- Выделение ключевых слов подчёркиванием

- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

-чтение текста с остановками

– синквейн

- Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям

- Достраивание кластера из ключевых слов

- Ответы на поставленные вопросы.

- Организация устных и письменных круглых столов.

- Организация различных видов дискуссий.

- Написание творческих работ.

- Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

III. Заключение

Учителю, который хочет научить учиться мыслить, следует следить за тем, как ученики получают знания, а не за тем как они их просто воспроизводят. Получение знаний требует определённых мыслительных навыков, таких как аналитическое, проблемное, критическое, творческое, рефлексивное мышление.

 Уроки ИЯ способствуют развитию КМ благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. 

  В процессе применения технологии развития критического мышления:

- произойдет обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;

 -появится возможность объединения отдельных дисциплин;

 -создадутся условия для вариативности и дифференциации обучения;

 - сформируется направленность на самореализацию, развитие творческого мышления

 Рассмотренные приёмы развития критического мышления позволят  сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой.

Таким образом, использование технологии критического мышления на уроках немецкого языка позволит значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель в свою очередь становится организатором учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии критического мышления на уроках немецкого языка

Конспект урока немецкого языка с применением технологии критического мышления...

" Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции в условиях реализации ФГОС нового поколения....

статья Интегрированный урок-экскурсия как интерактивный метод проведения занятий по немецкому языку в условиях реализации новых образовательных стандартов.

Интегрированный урок немцкого языка может рассматриваться как один из возможных путей освоения культурного наследия города Санкт-Петербурга учащимися, что является фактором расширения культурного прос...

Методический семинар "Применение технологии критического мышления на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС" (речевое сопровождение размещено в разделе "АУДИО")

Методический семинар для конкурса "Учитель года 2018" - "Применение технологии критического мышления на уроках английского языка в условиях  реализации  ФГОС"...

Особенности организации учебно-исследовательской деятельности учащихся школы на уроках иностранного языка в условиях внедрения федеральных образовательных стандартов

Современная государственная образовательная политика ориентирует школу, учителя на новый результат их деятельности. Для решения задач воспитания и образования школьников важны сегодня не только содерж...

Использование приемов технологии "Развития критического мышления" на уроках английского языка в условиях внедрения ФГОС ООО

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) известна в России  уже почти 2 десятка лет. Этой технологией называют базовую модель обучения (вызов – осмыслен...

Применение технологии критического мышления на уроках английского языка в условиях внедрения ФГОС ООО

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) известна в России  уже почти 2 десятка лет. Этой технологией называют базовую модель обучения (вызов – осмыслен...