«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»
статья по немецкому языку
В данной работе представлено обобщение опыта по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kabanova_razvitie_tvorcheskogo_myshleniya.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность
В настоящее время российская школа переживает качественно новый этап в своем развитии. Он связан с кардинальным изменением приоритетов обучения, на первый план которого все более отчетливо выдвигается становление личности школьника, развитие его сознания и творческих способностей. Проблема развития творческого мышления подростков в системе школьного обучения является весьма актуальной.
В соответствии с требованиями ФГОС, выпускник школы должен быть «человеком креативным и критически мыслящим, мотивированным к познанию и творчеству, готовым к самообразованию на протяжении всей жизни …»[1], следовательно, педагогам необходимо создать условия для развития творческого потенциала учащихся.
Анализ существующей ситуации
Анализ результата моей педагогической деятельности показал, что существуют некоторые проблемы в сфере обучения. Причину этих проблем я вижу в следующем: в нашей школе обучаются дети с разными интеллектуальными и творческими способностями. В каждом классе есть ученики, различные по способностям. Но программа общеобразовательной школы рассчитана на «среднего» ученика и не в полной мере направлена на развитие творческого мышления учащихся. Часть детей с творческими способностями, в конечном счёте, просто приспосабливаются к общим требованиям.
Противоречие:
1. С одной стороны, есть потребность школы в целостной педагогической системе по развитию творческого мышления детей. С другой стороны, эта система недостаточно разработана, как в теории, так и на практике.
2. С одной стороны, требования к развитию творческого мышления учащихся возрастают. С другой стороны, традиционная классно – урочная организация процесса обучения тормозит этот процесс.
3. С одной стороны, в каждом классе есть дети, обладающие высокими интеллектуальными способностями, оригинальностью, четкостью, продуктивностью мышления. С другой стороны, они сталкиваются с трудностями в процессе коммуникации и самовыражения.
4. С одной стороны, существует заказ общества на ученика, отличающегося нестандартностью мышления, с развитым творческим мышлением. С другой стороны, в нашем учебнике мало заданий на анализ и выводы; на выдвижение, формулировку, разработку гипотез; установление и создание, поиск аналогий, метафор; анализ значимости; контраргументацию.
Профессиональная проблема: изучение иностранного языка по программам базового уровня не в полной мере обеспечивает возможность расширять образовательное пространство, развивать творческие способности учащихся. В УМК Бим И.Л. по немецкому языку не в полной мере содержится информативный материал проблемного характера, способствующий развитию творческого мышления у учеников.
Соответственно, достаточно актуальным и необходимым является творческий поиск таких технологий, которые бы обеспечивали эффективное развитие, укрепление и сохранение творческого потенциала личности учащихся.
Решить эти вопросы в условиях стандартизации поможет нам обучение критическому мышлению, поскольку оно направлено на развитие творческого мышления в процессе обучения, на развитие интересов и способностей каждого ученика.
Ожидаемые результаты
- повысится эффективность восприятия информации;
- повысится интерес как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- учащиеся научатся критически мыслить;
- повысится уровень творческого мышления.
II.Основная часть
Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.
Творческое мышление - это именно СПОСОБ мыслить, определенный ПРОЦЕСС, который ведет к созданию нового.
Содержательно-технологический блок.
По технологии «Критическое мышление» используется урок, состоящий из трех этапов[7]. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание.
Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Использование технологии КМ на уроках немецкого языка
Конкретные приемы и стратегии для каждого из этапов
Этапы | вызов | реализация | рефлексия |
Приемы | - «Мозговой штурм» - кластеры - концептуальное колесо - Прогнозирование (по портрету, картине) - Прогнозирование по ключевым словам - таблица тонких и толстых вопросов - Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте - круги по воде - Таблица «З–Х–У» - верные и неверные утверждения | - Чтение текста с маркировкой по методу insert - стратегия «Идеал» - стратегия «фишбоун» - зигзаг - Выделение ключевых слов подчёркиванием - поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы -чтение текста с остановками | – синквейн - Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям - Достраивание кластера из ключевых слов - Ответы на поставленные вопросы. - Организация устных и письменных круглых столов. - Организация различных видов дискуссий. - Написание творческих работ. - Исследования по отдельным вопросам темы и т.д. |
III. Заключение
Учителю, который хочет научить учиться мыслить, следует следить за тем, как ученики получают знания, а не за тем как они их просто воспроизводят. Получение знаний требует определённых мыслительных навыков, таких как аналитическое, проблемное, критическое, творческое, рефлексивное мышление.
Уроки ИЯ способствуют развитию КМ благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам.
В процессе применения технологии развития критического мышления:
- произойдет обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
-появится возможность объединения отдельных дисциплин;
-создадутся условия для вариативности и дифференциации обучения;
- сформируется направленность на самореализацию, развитие творческого мышления
Рассмотренные приёмы развития критического мышления позволят сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой.
Таким образом, использование технологии критического мышления на уроках немецкого языка позволит значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель в свою очередь становится организатором учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение технологии критического мышления на уроках немецкого языка
Конспект урока немецкого языка с применением технологии критического мышления...
" Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции в условиях реализации ФГОС нового поколения....
статья Интегрированный урок-экскурсия как интерактивный метод проведения занятий по немецкому языку в условиях реализации новых образовательных стандартов.
Интегрированный урок немцкого языка может рассматриваться как один из возможных путей освоения культурного наследия города Санкт-Петербурга учащимися, что является фактором расширения культурного прос...
Методический семинар "Применение технологии критического мышления на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС" (речевое сопровождение размещено в разделе "АУДИО")
Методический семинар для конкурса "Учитель года 2018" - "Применение технологии критического мышления на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС"...
Особенности организации учебно-исследовательской деятельности учащихся школы на уроках иностранного языка в условиях внедрения федеральных образовательных стандартов
Современная государственная образовательная политика ориентирует школу, учителя на новый результат их деятельности. Для решения задач воспитания и образования школьников важны сегодня не только содерж...
Использование приемов технологии "Развития критического мышления" на уроках английского языка в условиях внедрения ФГОС ООО
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) известна в России уже почти 2 десятка лет. Этой технологией называют базовую модель обучения (вызов – осмыслен...
Применение технологии критического мышления на уроках английского языка в условиях внедрения ФГОС ООО
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) известна в России уже почти 2 десятка лет. Этой технологией называют базовую модель обучения (вызов – осмыслен...