Особенности организации учебно-исследовательской деятельности учащихся школы на уроках иностранного языка в условиях внедрения федеральных образовательных стандартов
статья по английскому языку

Пичугина Мария Сергеевна

Современная государственная образовательная политика ориентирует школу, учителя на новый результат их деятельности. Для решения задач воспитания и образования школьников важны сегодня не только содержание образовательных программ, но и используемые технологии обучения. Исследовательская деятельность позволяет строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом, личными ценностями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

 АВГУСТОВСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ – 2018 г.

ПРЕДМЕТНАЯ СЕКЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 Особенности организации учебно-исследовательской деятельности учащихся школы на уроках иностранного языка в условиях внедрения федеральных образовательных стандартов

23.08.2018

Доклад подготовлен


учителем английского языка

МОУ СОШ №12 г. Жуковский

Пичугиной М.С.


  1. Понятие исследовательской деятельности учащихся.

Современная государственная образовательная политика ориентирует школу, учителя на новый результат их деятельности. Для решения задач воспитания и образования школьников важны сегодня не только содержание образовательных программ, но и используемые технологии обучения. Исследовательская деятельность позволяет строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом, личными ценностями.

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Концепция технологии исследовательской деятельности основывается на личностно - деятельностном подходе, который означает ориентацию учебного процесса на постановку и решение самими школьниками познавательно - коммуникативных и исследовательских задач.

Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и проведенных на его основании новых выводов.

Научно- исследовательская деятельность реализуется, как правило, в научных учреждениях и направлена на получение объективно новых знаний.

В настоящее время можно сказать, что исследовательская деятельность учащихся школы занимает одно из ведущих мест в учебном процессе. Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:

  • развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;
  • формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;
  • выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;
  • воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности; помощь в профессиональной ориентации;
  • самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.

Несомненно, поставленные задачи направлены на разностороннее развитие и воспитание подрастающего поколения. Необходимо, чтобы научно-исследовательская деятельность стала для обучающегося интересным, захватывающим процессом, важным для ребёнка.

  1. Способы организации исследовательской деятельности, используемые на уроках английского языка

Успешное обучение английскому языку немыслимо без интенсивной самостоятельной работы учащихся. В связи с этим хочется отметить, что самостоятельная работа учащихся, включается в один из основных элементов учебно-исследовательской деятельности.

Виды исследовательской деятельности:

  1. Метод проектов. Представители групп готовят сообщения по темам. Учащиеся имею возможность воспользоваться презентациями при составлении своего небольшого высказывания.
  2. Лабораторные работы. В частности, на уроках английского языка можно провести ряд лабораторных работ. (Например: «Как составить правильно вопрос на английском языке?», «Порядок слов в английском предложении», «Употребление артиклей»).
  3. Кейс-технологии. Кейс-метод или кейс-технологии (обучение на примере конкретных случаев). Сущность этого способа обучения заключается в том, что учащимся предлагаются конкретные ситуации, которые обсуждаются на занятиях и служат основой дальнейшей исследовательской деятельности.

Проект является основной формой научно-исследовательской деятельности старшеклассников, он связывает теорию и практику, что имеет большое значение для учащихся. Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоления затруднений. Метод проектов является одним из эффективных средств подготовки учащихся к научно-исследовательской деятельности на уроках гуманитарного цикла и помимо потенциальных творческих способностей, возможностей и эрудиции, требует от школьников самостоятельности, умения проблемно мыслить и определенных, еще слабо сформированных исследовательских навыков. Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоления затруднений.

  1. Практика применения способов организации исследовательской деятельности у учащихся на уроках английского языка

Организация исследовательской деятельности по иностранному языку проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях. Прежде всего, это урочная деятельность школьников. В качестве творческих домашних заданий ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и младших школьников и т. п.

Система работы по формированию исследовательской культуры учеников включает в себя несколько этапов:

Первый этап – самостоятельная работа ученика по образцу (репродуктивное мышление). Познавательная деятельность этого типа предполагает узнавание, опознавание, различение, воспроизведение.

Второй этап (реконструктивная деятельность) предполагает осмысление и видоизменение, предвидение возможных результатов, принятие решений в нестандартных ситуациях.

Третий этап – эвристическо - исследовательская самостоятельная работа, когда информация выступает как инструмент познания, умозаключений, ученик открывает новые для себя знания, осуществляет поисковую деятельность.

Важным условием ведения исследовательской деятельности является обеспечение доступа к источникам информации (включая Интернет-ресурсы, библиотечные, музейные и архивные фонды). Использование ИКТ в обучении иностранному языку повышает эффективность организации исследовательской деятельности учащихся: результаты работы наглядно представляются учащимися при оформлении презентаций; материалы, размещенные в Интернете, содержат обширный страноведческий материал, оригинальные тексты на английском языке (газеты, книги, статьи в блогах и т.д.), видео и аудиоматериалы. Интернет источники информации должны являться для ученика базой для решения спорного вопроса или определения вывода на основе полученных фактов, для иллюстрации собственного исследования по интересующей его теме.

Во время написания реферата ученик делает первые шаги к самостоятельному научному творчеству. Он учится работать с научной литературой, в том числе на английском языке, приобретает навыки критического отбора и анализа необходимой информации. Широкие возможности предоставляет проектная деятельность, как на уроке, так и во внеурочное время: презентация проектов (проектные часы, проектные недели, конкурсы проектов и прочее).

Примерный план выполнения учебно-исследовательской работы:

  1. выбор темы, обсуждение;
  2. постановка познавательной или практической задачи, цели, вопроса, проблемной ситуации, поиск её формулировки с различных точек зрения;
  3. подбор литературы, сбор информации;
  4. изучение теоретической части вопроса;
  5. составление плана работы;
  6. выполнение практической части, поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу;
  7. составление выводов по работе;
  8. защита исследования на конференции.

Учебно-исследовательская работа, как любая деятельность, складывается из отдельных элементов. Элементы эти взаимосвязаны, что необходимо учитывать в организации работы.

Внешние признаки:

а) задание;

б) источники знаний;

в) приемы учебной работы;

г) написанная работа.

Внутренние признаки:

а) прошлые знания, опыт;

б) мотивы деятельности;

с) мыслительная деятельность;

г) написанная работа.

При выполнении учащимися различных видов заданий отдельные звенья будут конкретизироваться и уточняться. Но все они реализуются не изолированно друг от друга, а во взаимодействии. Каждое из звеньев решает, как специфические задачи учебно-исследовательской деятельности, так и общие задачи обучения и развития учащихся.

Задачи учителя:

  • оказать помощь в отборе материала для содержания работы;
  • обеспечить разноплановую организацию самообучения учащихся;
  • сформировать умения учащихся самостоятельно добывать знания, т.е. осознанное владение приёмами учебного труда.

Ученику необходимо:

  • иметь чёткие представления о целях работы;
  • быть ориентированными на решение задач, поставленных в работе;
  • осознавать мотивы;
  • планировать учебную деятельность;
  • уметь самостоятельно оценивать свою деятельность;
  • при возникновении трудностей уметь концентрировать психические и физические силы на достижение поставленной цели;
  • уметь нести ответственность за правильность своего выбора уровня исследования.

Рекомендации для выполнения работы:

  • тема работы должна соответствовать потребностям и интересам учащихся, т.е. должна быть актуальной;
  • ученик должен самостоятельно принимать участие в отборе темы;
  • выбранная тема должна быть достаточно серьёзной;
  • тема должна отвечать возрастным особенностям детей;
  • при выборе темы необходимо учитывать предшествующую подготовку и
  • предшествующий опыт работы учащихся.

3. Заключение

В настоящее время можно сказать, что исследовательская деятельность учащихся школы занимает одно из ведущих мест в учебном процессе. Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач: развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;

формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;

выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;

воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности;

помощь в профессиональной ориентации;

самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.

В заключении стоит отметить, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, но она может и должна вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Привлечение учащихся к выполнению творческих исследовательских работ имеет воспитательный характер. Оно способствует развитию целеустремленности, трудолюбия, формированию стремления к познанию.

Самовыражению личности в учебно-познавательном процессе способствует создание ситуаций творческой активности. Ничто не заменит ребёнку наслаждения от собственного творчества, которое доставляет радость, стимулирует процесс мышления, способствует удовлетворению эстетических потребностей и показывает внутреннюю красоту познания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии обучения на уроках русского (родного) языка в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта

Реферат на тему: "Игровые технологии обучения на уроках русского (родного) языка в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта" - выпускная работа на курсах повышения к...

"Особенности урока иностранного языка в условиях внедрения ФГОС ООО."

Урок английского языка с позиции требований ФГОС нового поколения...

Актуальные вопросы нормативного обеспечения воспитательной деятельности, в условиях внедрения федеральных образовательных стандартов.

1.      Актуальные вопросы нормативного  обеспечения воспитательной деятельности, в условиях внедрения федеральных образовательных стандартов....

Образовательный проект «Кейсовый метод обучения на уроках физики как средство повышения качества подготовки учащихся в условиях внедрения федеральных образовательных стандартов»

Метод кейса иногда расценивается как загадочный и сложный, но основные принципы метода изучения случая фактически очень просты. Главный принцип для ситуации заключается в том, что рассматриваемый мате...

«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»

В данной работе представлено обобщение опыта  по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка....

Активные методы работы на уроках иностранного языка в условиях внедрения ФГОС ООО.

Доклад про активные методы работы на уроках иностранного языка....