Актуализация духовно-нравственных ценностей личности школьника на уроках литературы на примере произведений XX века.
проект по литературе на тему

Кожанова Любовь Васильевна

Духовно-нравственное развитие - важнейший компонент социального заказа для общества, ключевое требование ФГОС.

В настоящее время понятия морали приобретают более глубокое содержание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc88 КБ
Файл proekt.pptx2.19 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Буревестниковская   школа»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Актуализация духовно-нравственных ценностей личности школьника  на уроках литературы на примере произведений XX века.

                                                    Автор: Кожанова Любовь Васильевна,  

                                                           учитель русского языка и литературы.

2017 г.

Актуальность проекта.

 Проблема нравственного воспитания была актуальной всегда. Для разных людей в разные исторические эпохи и в разные периоды жизни на первый план выступают разные ценности и цели.  И сегодня всех нас не может не тревожить духовное и нравственное состояние нашего  общества, проникновение в души взрослых и детей культа низменных страстей и власти денег. Национальная доктрина образования  Российской Федерации, определяющая стратегические цели и задачи воспитания и обучения до 2025 года, нацеливает систему образования на преодоление духовного кризиса, создание условий для воспитания молодого поколения в духе высокой нравственности.

Духовно-нравственное развитие – важнейший компонент социального заказа для образования, ключевое требование ФГОС.

В настоящее время понятия морали приобретают  более глубокое, в том числе личностное, содержание. В содержание морали включаются и такие понятия, как  долг, благородство и порядочность, милосердие и сострадание, мужество и ответственность.

С духовно-нравственным воспитанием учащихся связано и рассмотрение вопросов о личном и общественном, о цели и смысле человеческой жизни, о счастье, дружбе, любви.

     Таким образом, актуальность выбранной проблемы обусловлена   противоречиями между:

  • углублением  интереса к духовно-нравственным аспектам воспитания и образования и неразработанностью этой проблематики на программно-методическом уровне;
  • необходимостью  духовно-нравственного воспитания личности школьника и недостаточным использованием возможностей уроков  для его развития;
  • развитием теоретических представлений о формировании целостности мировоззрения школьника и несогласованностью влияний  учебных предметов в школе.

  Цель проекта : определение путей приобщения школьников к общечеловеческим ценностям на уроках литературы.

Задачи проекта:

- Формирование у учащихся адекватного их уровням знаний целостного представления о культуре общества и о месте человека в нем.

-Воспитание патриотизма, гуманизма, свободы, ответственности за судьбу Родины.

-Ориентация учащихся на нравственные ценности общества.

-Развитие у учащихся познавательного интереса к будущему развитию культуры через прошлое и настоящее в литературе.

-Содействие становлению активной жизненной позиции учащихся.

«Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах», -  говорил Аристотель.

Сегодня высокая нравственность - едва ли не самая важная и необходимая для человека и общества в целом и, к великому сожалению, самая «немодная» черта характера.  По мнению ученых - социологов, нынешнее поколение мы теряем: под натиском развращающего воздействия телевидения, под оглушающую пропаганду «сладкой» наркотически-сексуальной жизни, и только 7% процентов молодых людей называют нравственность жизненно важным качеством.

Человек, если он хочет быть достойным этого звания, не может жить без морали и нравственности. Качества эти не врожденные, не генетический код, передаваемый их из поколения в поколение. Есть множество примеров, когда дети весьма интеллигентных, высокообразованных , честных и порядочных родителей становились подонками общества. И, наоборот, в неблагополучных семьях вырастали яркие личности.

Да, нужно воспитывать в детях убежденность, что добро победит. Да, нужно учить их воевать за эту победу. Да, нужно чтобы они не боялись в процессе борьбы набить себе синяков и насмешек. Но самое главное - самим нам соответствовать этим принципам. Мы, учителя, должны помнить: на нас смотрят свои и чужие дети, по нашим поступкам судят они о жизни, в которую вступают. Они сменят нас завтра в классе, за пультами управления, но основы их взглядов и привычек закладываются сегодня. И уроки гуманных взаимоотношений они усваивают сегодня. Дома, в школе, в частности, на уроках литературы.

В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России. В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм не в моде, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее страны .

Сегодня, когда одной из важнейших проблем нашего общества является возрождение духовности, когда мы возвращаемся к истокам нашим, у учителя есть богатые возможности для того, чтобы сделать уроки литературы уроками нравственности, добра и красоты. В.И.Даль в «Большом толковом словаре русского языка» не даёт определения духовности, но говорит о духе, «обитателе не вещественного, а существенного мира; относя это слово к человеку, иные разумеют душу его, а в «духе» видят искру Божества, ум и волю, или же стремление к небесному; сила души, крепость и самостоятельность, отважность и решимость». Духовность, по С.И.Ожегову и Н.Ю.Шведовой, - это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Уроки литературы должны стать поистине «уроками нравственного прозрения».

Ориентиры добра, уважения к родине, её народу и его святыням предлагается рассмотреть на примере повести В. Распутина «Прощание с Матёрой». Диалогическое взаимодействие на учебном занятии успешно реализуется в процессе деловой дискуссии, обладающей большим педагогическим потенциалом. Воспитывать духовно-нравственные ценности в детях нужно опираясь на содержание текста, толкование духовно-нравственных понятий.

С этой целью предлагается поразмышлять над вопросами :

  1. Понятие души и совести. Можно ли объединить эти два понятия? Пословицы, поговорки, афоризмы о совести. Какие высказывания ближе вашим жизненным принципам?
  2. Анализ эпизода разорения кладбища. Свои и чужие. Уважение памяти предков.
  3. Образы-символы в повести: самовар – семейное единение, изба – храм, «царский листвень», Хозяин острова – живая душа природы.
  4. Подберите однокоренные слова к слову Матёра (мать, материк). Что значат эти слова в повести?
  5. Кто мы на этой земле – хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли и ушли, сами по себе, - ни прошлое нам не нужно, ни будущего у нас нет? Взяли всё, что смогли, а там «хоть потоп»?
  6. Пессимистична или философична повесть В.Распутина?
  7. Сопоставьте идею повести с современностью. Какие проблемы актуальны сегодня? Приведите примеры из СМИ, Интернета, собственного опыта.

Через все уроки должно пройти чувство сохранения памяти, корней, родословной, традиций. Писатель, задумывающийся над жизнью глубоко и серьёзно, не пройдёт мимо опыта, оставленного ушедшими поколениями. В этом смысле человеческая память – как хранительница нравственного опыта предыдущих поколений – играет первостепенную роль. А без ощущения человека связи с прошлым она, память, становится ущербной, неполной. «Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит», - писал великий Гёте.
Рассказ «Женский разговор» представляет собой один небольшой эпизод из жизни. Действие происходит сейчас, в данный момент, что указывает на злободневность ситуации: Вику увозят родители в деревню к бабушке на перевоспитание. «Это рослая, налитая девка шестнадцати лет, но с детским умишком: голова отстает, как говорит бабушка, «задает вопросы там, где пора уже с ответами жить», скажешь – сделает, не скажешь – не догадается». «Затаенная какая-то девка, тихоомутная; в городе связалась с компанией, а с компанией хоть к лешему на рога». Бросила школу, стала пропадать из дому. И случилось то, что должно было случиться: Вика забеременела. Теперь ее «на перевоспитание « и отправили к бабушке. С позиции Вики отправление в деревню кажется ссылкой. «Уеду… больше не останусь» , - говорит Вика, побыв в селе совсем немного. Но, отправляя дочь к своей матери, отец Вики только отчасти считает это мерой наказания. На самом деле он надеется, что вдали от дурной компании, в доме, в котором его воспитали, дочь сможет исправиться.
В этом рассказе Валентин Распутин преподносит дом, как исцеление души, место, которое может поменять человека. Со своей теплотой, уютом, отгороженностью от жестокого мира, дом является особым местом, в нем создается ощущение остановленного времени, кажется, что он впитал в себя все самое лучшее от этого мира и готов поделиться со своими близкими знаниями. К тому же, дом – это всегда накопитель опыта и знаний, мудрости, традиций. Деревенские дома всегда отличались духовным богатством. А хранителями этих богатств являются старики.
«Знаете ли вы наших деревенских стариков? – писал Валентин Распутин. – Нет, вы их не знаете. Наедине с природой и трудами они всю жизнь они всю свою жизнь при истине и Боге, они не расплыли и не раскрошили свою жизнь на кривые побегушки по пустым весям, учениям и страстям». К ним относиться и старуха Наталья. Она «распутинская старуха», женщина, жившая всегда по совести, по чести, по истине. Она дважды была замужем, многое повидала как хорошего, так и плохого. Но при этом осталась хорошим человеком. Ее поколение воспитано многовековыми традициями, старыми взглядами, но при всем при этом он это воспитание не потеряло своей актуальности. Такие люди, как старуха Наталья, могут научить многому, их премудрости и советы важны и ценны.
Разговор состоялся  между старухой Натальей и Викой. Он затронул многие вопросы, которые волновали обеих. Это ночной разговор о женской доле. Наталья пытается донести до Вики, то, что сама принимает на веру. Она рассказывает ей о своем замужестве. Наталья жалеет и первого, любимого, мужа и второго, нареченного ей собственным мужем, своего супруга. Была ли любовь со вторым? Главное, уважал ее, видел в ней мать своего ребенка. Этому она и пытается научить Вику, показать, что любовь строится на уважении. Вначале появляется уважение, оно и породит любовь.
Распутин не описывает, что произошло после разговора, но можно быть уверенным: слова старухи всколыхнули душу Вики, отпечатались, оставили след, она запомнит его надолго. К тому же Наталья уже сумела воспитать своего сына, недаром он привозит свою дочь именно к ней. Здесь он не только хочет оторвать дочь от дурной компании, скрыть семейный позор, он хочет, чтобы состоялось общение бабушки и внучки.
Таким образом, дом – это духовное начало человека, источник целомудрия и знаний, накопленных десятилетиями. Дом – место, которое может исцелить душу человека, помочь ему, и передать свои знания, наставить его на путь истинный.
В воспитании важно, чтобы ребенок не оставался один на один с самим собой, со своими проблемами, страхами, искаженными представлениями о самом главном.

Связь поколений ослабла, но ещё не утрачена, если состоялся такой доверительный разговор о сокровенном, состоялся диалог двух поколений.

Не случайно через весь рассказ проходят и звездное небо, и юный месяц, которые становятся невольными свидетелями женского разговора.  Две женщины говорят о дольнем и горнем. Земное и небесное в произведении Распутина слились воедино, слилось то, что века волновало человека. Символично и художественное пространство рассказа – пришла ранняя весна, а с ней надежда на возрождение, на то, что Викторию преобразят живые родники юности, о которых так доверительно, по-доброму поведала бабушка Наталья… Растопит ли этот разговор с бабушкой немоту и холод в душе Виктории? Что будет для девушки «якорем спасения в дни житейских бурь и тревог»? Став свидетелем «женского разговора» девушки Вики и ее бабушки Натальи, невольно замечаешь, что оно же стирает из памяти людей все, что было дорого и ценно раньше. Дети прошлых поколений, теперь умудренные опытом родители, бабушки и дедушки, с горечью наблюдают, как их ценности и идеалы все больше удаляются от настоящего, забываются, переворачиваются… А молодежь только небрежно бросает фразы вроде: «Теперь все не так», «Да не это теперь, не это!.. Что ты мне свою старину! Проходили!».
Встреча двух поколений – это тема, которую рассматривали многие авторы,  Иван Сергеевич Тургенев, Лев Николаевич Толстой. В рассказе Валентина Григорьевича Распутина «Женский разговор» она превращается в некое столкновение двух миров, двух мнений, разных опытов. Мудрая бабушка, много повидавшая за свою жизнь, решилась на откровенный разговор с внучкой, которую отправили к ней «на перевоспитание». Вика, ранее связавшись дома с какой-то компанией, начала прогуливать школу и попала в один из водоворотов жизни, из которого ее «выхватили…уже наживленную». «В шестнадцать годочков пришлось делать аборт», - сообщает автор. Это и стало причиной того, что девушка оказалась у бабушки в деревне («не по своей доброй воле»), об этом и разговор: о любви, о целомудрии, об умении ценить и хранить себя.
Вика в рассказе представляет пример того, как может Время, словно ветром, перевернуть все представления людей. Женщина, в ее понимании, должна быть прежде всего, «целеустремленной» и сильной, «лидером». И совсем «не обязательно», чтобы у нее был один мужчина, «родной», «суженый». Это удивляет бабушку, которой сама жизнь показала, что на самом деле «...не надо сильнее. Надо любее. Любее любой». Знает бабушка и что целомудрие – это мудрость, недаром даже сам Распутин говорит через Вику: «Какое там мудрие?». На что Наталья отвечает: «Это не про вас».
Автор не показывает здесь чувств старшей женщины, точнее, не описывает их. Но на размышление наводит фраза, встречающаяся чуть раньше: «Порушили вековечный порядок». Только ли о внешних последствиях деятельности человека здесь идет речь? Все гораздо серьезнее… Во всем видна эта «перекошенность, перекрученность» жизни: внуки, которые совсем не знают бабушку, родители, приезжающие к собственной дочери «с досмотром», смена ценностей, попытка сделать все по-другому, неуважение к прошлому – это выдает последствия погони за удобствами, независимостью и успехом…
Куда-то подевалась вся ценность семейного счастья: теперь важнее работа, самостоятельно устроенная жизнь. Потому и женщина больше не представляется хранительницей домашнего очага, матерью и хозяйкой. Теперь она даже себя саму не хранит, потому что все чаще самое дорогое обесценивается, а его место занимают маловажные на самом деле вещи. В пример можно привести и отношения между родителями и детьми. Как часто сегодня отец разговаривает с сыном о жизни и о том, что ему предстоит пережить? Много ли раз приходилось вам встречать маму, которая не упускает ни одного момента разделить с дочерью ее сомнения, радости, неудачи, стремления? А ведь этот самый женский разговор необходим каждой девочке, как и мальчику – мужской. У кого им еще научиться? Здесь только два пути: либо опыт родителей, либо собственный «метод проб и ошибок», откуда редко кто находит выход. Если только не встретится ему на пути человек, который не побоится неправильно употребить какое-то слово и все-таки найдет в себе силы поговорить. Вот и Наталья, размышляет про себя: «Кто ей еще об этом скажет?». Понимая, что никого больше, возможно, не будет, она находит в себе силы продолжать разговор, который и для нее оказывается непростым: приходится очень многое в своей жизни ворошить и поднимать из глубин памяти все потери и трудности жизни. Но чего не сделаешь для любимого человека, тем более, если видишь, что он стоит на самом краю.
Время меняет ценности – а мы позволяем им меняться. Ведь мы сами не цепляемся за последнюю возможность сохранить все сокровища прошлой жизни, всю нравственность и чистоту, которая сейчас куда-то испаряется. Мы спокойно даем ей уйти, думая, что не все еще потеряно. Будет поздно, когда оглянемся. Только бы нам не стать людьми, которые скрываются под маской нарисованного автором вечно бегущего куда-то существа, «а как остановится – страшно. Видно, как все кругом перекошено, перекручено…». Пока не поздно, нужно все-таки успокоить темп своей жизни, выпрямить то, что подкосилось – иначе потом все будет лежать в обломках.

Финал рассказа остается открытым. Страшен мир, в котором мы живем, рушатся традиционные ценности: нет семьи, нет добра , бездуховность жизни, враждебность вокруг. Изменит ли разговор взгляды внучки на этот мир? Есть ли надежда на возрождение души Виктории? Да, потому что в этом мире живут Натальи, хранительницы нравственных устоев жизни, основанных на традициях народной культуры, трудолюбии и сохранении материнского предназначения женщины на земле. Иосиф Бродский говорил: «Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека спасти всегда можно»…

Уже несколько лет в школьной программе для старшеклассников – рассказы В.М.Шукшина. Почти все рассказы Шукшина отличаются философским осмыслением жизни, многотемностью, особыми героями, которые нередко обучающимся кажутся примитивными, наивными. Отношение к ним порой у некоторых снисходительно-ироническое. В рассказах Шукшина мы сталкиваемся с героями необычного поведения. Что это за тема в творчестве писателя? Зачем она? Что хотел автор – позабавить, посмешить или, наоборот, побудить серьёзно относиться к таким людям?

Во время чтения рассказа «Чудик» в классе улыбки, слышен смех – так милы и нелепы поступки Чудика. Следом за весельем у ребят наступает раздумье и появляются вопросы.

Многие не воспринимают таких людей, как Чудик, серьёзно, потому что их действия выбиваются из привычного уклада, потому что, как правило, нет конкретных полезных результатов их действий. Но горячее стремление делать добро людям ничуть не меньше значимо, чем ощутимый результат поступка. Беседа об авторской позиции по отношению к своим героям выливается в разговор о перемене отношения к таким людям.

Сегодня, когда мы говорим о возрождении духовности, на уроках литературы, русского языка, во внеурочной деятельности нужно вспоминать главную христианскую традицию – милосердие (готовность помочь или простить ближнего из сострадания, человеколюбия). Так ненавязчиво обучающиеся должны постигать уроки нравственности, преподносимые образцами отечественной классики.

Обсуждение со старшеклассниками на уроках литературы вопросов совести, души, ответственности за свои поступки, любви к родине, дому, семье, заботы о ближнем, о бережном отношении к природе способствует укреплению нравственных принципов в сознании подрастающего поколения, помогает глубже проникнуть в художественное произведение, понять авторский замысел. Ведь доброе рождается только из доброго. И доброе мудрое слово писателя, учителя, наставника, нашедшее отклик в сердце ребёнка, подростка, не умирает, а всегда живёт в его памяти.

Уроки литературы тем выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека. Невозможно не обсуждать на уроке литературы слова самого А.Платонова при знакомстве с его рассказом «Юшка»: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…».

Прослушав рассказ ( некоторые со слезами на глазах), ребята бурно высказывают свое мнение о том, как Юшке удавалось сохранить  доброе отношение к людям и миру, спорят о том, нужно ли сочувствие и сострадание людям.

Весьма ценны литературные дискуссии. Они развивают самостоятельность суждений, готовят школьников к реальной жизни. Где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Особую ценность представляет и форма обсуждения, ролевая игра, групповая форма работы, тренинги, анкетирование. Для решения духовно-нравственного воспитания на уроках литературы я провожу уроки-исследования, беседы, семинары, дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.

Но не все при этом бывает легко и просто. Нынешние мои восьмиклассники, когда были в 6 классе и читали рассказ В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой», искренне говорили о том, что главный герой, обманувший бабушку, был не прав, что так поступать нельзя, даже если очень хочется что-то получить. В 7 классе они сопереживали вместе с автором, когда читали рассказ Ф.Абрамова «О чем плачут лошади», им было искренне жаль собачку из произведения Л.Андреева «Кусака». Рассказ В. Астафьева «Конь с розовой гривой» — одно из самых замечательных произведений писателя, созданных для детей.

В центре внимания писателя семья героя (вернее, то, что осталось от нее: мать утонула, отец — неизвестно где) и многодетная семья Левонтьевых. Живые и сочные описания бытовых подробностей дают возможность представить жизнь народа в первые годы советской власти в одном из отдаленных сибирских сел. Вместе с этим писатель ставит в рассказе важные нравственные вопросы, заставляя читателя задуматься о дружбе и долге, честности и правдивости, об истинной доброте и человечности. Поэтому рассказ В. Астафьева приобщает юных читателей к тем лучшим духовным ценностям, которые были выработаны всей многовековой историей народа.

С этим обстоятельством связано и внимание учителя на уроках литературы к языку рассказа В. Астафьева. В нем есть «сибирские» диалектизмы, необычные просторечия, что во многом связано с раскрытием нового пласта народной жизни. Вместе с тем язык произведения В. Астафьева передает красоту и аромат народной речи, ребята обязательно обратят внимание на звучание живого народного слова.

Учащимся нравится рассказ В. Астафьева «Конь с розовой гривой». Они с интересом следят за ребячьим походом в лес, с вниманием наблюдают за поведением главного героя, живо воспринимают юмор писателя и откликаются на него.

Главная же трудность в работе над этим произведением заключается прежде всего в постижении шестиклассниками необычности изображенного писателем места и времени действия (действие происходит в одной из сибирских деревень на берегу Енисея в первые годы после Гражданской войны).

Увлеченные сюжетом рассказа, школьники часто не совсем понимают, в каких условиях проходит детство героя и его сверстников, что стоит за деталями быта многодетной семьи Левонтьевых, почему рассказчик принимает столько мук за один лишь пряник конем.

Внимание именно к этим вопросам поможет понять характеры детей и взрослых, мотивы их поведения, затронуть глубокие нравственные проблемы, показать красоту и выразительность художественного слова писателя.

На изучение рассказа В. Астафьева отводится два-три урока.

Первый урок можно начать с краткого вступительного слова учителя, которое поможет ввести учащихся в атмосферу жизни, изображенной писателем, подчеркнет автобиографический характер этого произведения. Рассказ учителя можно заменить чтением вступительной статьи хрестоматии, сопровождая его небольшими комментариями.

В произведении В. Астафьева, как об этом уже говорилось, живая разговорная речь, встречаются диалектизмы и просторечия, которые создают своеобразный «сибирский» колорит. Поэтому, чтобы учащиеся почувствовали аромат народного слова, его выразительность, важно, чтобы рассказ прочел сам учитель. В оставшееся время можно задать учащимся вопросы, которые дадут возможность проверить, как воспринят рассказ, что осталось в нем непонятным, обратить внимание на некоторые особенности композиции произведения. Вопросы эти могут быть примерно такими:

1. В какое время и где происходят события рассказа? Найдите в тексте приметы этого времени и места действия.

2. Какие слова вам были непонятны или показались необычными? Что вы можете сказать о характере этих слов? Почему писатель, по-вашему, использовал их в своем произведении, а не заменил другими словами?

3. От чьего лица ведется повествование?

4. Кто из детей вам больше всего запомнился? Чем именно?

Дома учащимся предлагается выполнить следующие задания (по выбору):

1. Выделите и перескажите эпизоды рассказа, которые помогают понять, как герой был втянут в тяжкий обман.

2. Сравните поведение Саньки и рассказчика в эпизоде с ягодами. Что вы можете сказать о каждом из них?

3. Составьте небольшой словарь «сибирских» местных слов.

Желающие рисуют устно или письменно одну из иллюстраций к рассказу и озаглавливают ее.

Цель следующего урока — продолжение анализа рассказа. В центре внимания семья Левонтьевых, характеристика рассказчика, его бабушки и в связи с этим постановка таких нравственных вопросов, как: что такое честность, долг, истинная доброта и требовательность к человеку.

Урок можно начать с беседы по вопросам, которые во многом будут подготовлены домашним заданием. Во время беседы учащиеся должны постоянно обращаться к тексту произведения.

1. Почему пряник конем для героя рассказа был особенно желанным подарком?

2. Подготовьте рассказ о семье дяди Левонтия? Чем она отличалась от других семей?

3. Прочитайте отрывок, рисующий семью дяди Левонтия. Какое впечатление она оставила у рассказчика? Найдите детали текста, которые наиболее выразительно подчеркивают это впечатление бедности и бесхозяйственности («ничто не мешало смотреть на свет белый», «кое-как застекленные окна», «все исчезало в утробе русской печки», «истюканный топором чурбак, изображавший крыльцо»).

4. Объясните, почему героя рассказа неудержимо тянуло к Левонтьевым. Что привлекало его в этой семье?

5. Прочитайте отрывок о том, как вели себя левонтьевские ребятишки по дороге в лес, что они делали. Найдите в тексте слова, которые передают отношение писателя к этим детям («левонтьевские орлы»). Вспомните подобные выражения в других эпизодах, которые использует автор с этой же целью («бьются братья Левонтьевы», «левонтьевская орда»). Какой смысл вкладывает в них писатель в каждом конкретном случае?

6. Кому из левонтьевских ребятишек писатель уделяет больше внимания? Прочитайте отрывок, рисующий портрет Саньки. Согласны ли вы с героем рассказа, который закончил его словами: «Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят»? А как, по-вашему, относится к нему писатель?

7. Каким образом герой рассказа был втянут в тяжкий обман?

8. Проследите, как менялось его настроение после того, как он вернулся домой, и на следующий день. Как это отразилось в речи рассказчика, ее интонации, поведении героя?

9. Когда, по-вашему, переживания героя особенно обострились? С чем это было связано?

10. Каким вы представляете героя рассказа? Нарисуйте его портрет.

11. А что вы можете рассказать о его бабушке?

12. Как вы думаете, почему бабушка, несмотря на обман внука, купила ему пряник конем? Какие ее качества проявились в этом эпизоде?

13. Какой жизненный урок извлек герой из рассказанной им истории? Как с этим обстоятельством связаны заключительные строки произведения: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой»?

Завершить урок можно рекомендацией учителя прочитать к уроку внеклассного чтения весь сборник рассказов В. Астафьева «Конь с розовой гривой» и ответить на вопросы:

1. Какой рассказ вам особенно понравился и чем именно?

2. Почему писатель дал такое название всему сборнику рассказов?

Великая русская литература, так и не ответившая на шукшинское «что с нами происходит?», может дать надежду на духовное обновление. При условии, что она докопается до причин деградации, нравственного кризиса, до сути механизмов, с помощью которых в человеке научились убивать совесть.

В бурное время гаснут маяки, свергаются идолы, линяют герои, но у нас есть опора – великая русская литература. Ее высокая мораль и жертвенность. Ее несравненная человечность, сострадание и всегда свет в конце самого мрачного и темного туннеля.

Когда идет борьба за народное сознание, роль учителя русского языка и литературы становится особо значимой. Русская литература – это выражение совести народа, его традиций, нужд и чаяний, его души. Вскрывая все наболевшее, она ставит перед обществом жгучие, требующие ответа вопросы, учит решать их гуманными средствами, призывает к добру, взаимопониманию и состраданию, она воспитывает лучшие качества человека.

Народ жив, пока жива его национальная культура: язык, обычаи, предания, легенды, искусство и, конечно, литература. Поэтому главные задачи учителя – это обогащение учеников разносторонними и глубокими знаниями о своем народе, его прошлом, традициях, культуре.

 Только в процессе взаимодействия, сотрудничества и сотворчества преподавателя и учащихся возможно истинное погружение и постижение духовно-нравственного потенциала русской классики - поистине «неупиваемой чаши» нашей духовности.

Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем.
Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение учащихся и преподавателя.

Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу –

Не худшая все - таки участь.

Мне кажется, я их чему-то учу,

А может, они меня учат.

Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Кожанова Любовь Васильевна, учитель русского языка и литературы. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Актуализация духовно-нравственных ценностей личности школьника на уроках литературы на примере произведений XX века.

Слайд 2

Актуальность проекта. Духовно-нравственное развитие – важнейший компонент социального заказа для образования, ключевое требование ФГОС .

Слайд 3

Цель проекта : определение путей приобщения школьников к общечеловеческим ценностям на уроках литературы.

Слайд 4

Задачи проекта: - Формирование у обучающихся адекватного их уровням знаний целостного представления о культуре общества и о месте человека в нем. -Воспитание патриотизма, гуманизма, свободы, ответственности за судьбу Родины.

Слайд 5

-Ориентация обучающихся на нравственные ценности общества. -Развитие у обучающихся познавательного интереса к будущему развитию культуры через прошлое и настоящее в литературе. -Содействие становлению активной жизненной позиции обучающихся.

Слайд 6

«Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах». Аристотель .

Слайд 7

Сегодня высокая нравственность - едва ли не самая важная и необходимая для человека и общества в целом и, к великому сожалению, самая «немодная» черта характера По мнению ученых - социологов, нынешнее поколение мы теряем: под натиском развращающего воздействия телевидения, под оглушающую пропаганду «сладкой» наркотически-сексуальной жизни , и только 7 % процентов молодых людей называют нравственность жизненно важным качеством.

Слайд 8

Человек, если он хочет быть достойным этого звания, не может жить без морали и нравственности. Качества эти не врожденные, не генетический код, передаваемый их из поколения в поколение. Есть множество примеров, когда дети весьма интеллигентных, высокообразованных , честных и порядочных родителей становились подонками общества. И, наоборот, в неблагополучных семьях вырастали яркие личности .

Слайд 13

Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу – Не худшая все - таки участь. Мне кажется, я их чему-то учу, А может, они меня учат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование смысложизненных ценностей обучающихся на уроках литературы (на примере романа Л.Н.Толстого «Война и мир» в 10 классе)»

Проблема личностного развития школьника является приоритетной всовременном европейском образовательном пространстве, так как от еёразрешения во многом зависит не только повышение качества обученияучащ...

Использование духовно-нравственного потенциала библейских текстов на уроках литературы.

Роль использования текстов и сюжетов из Библии на уроках литературы. Их значение для понимания произведений русской литературы и формирования нравственности учеников....

Духовно – нравственное развитие и воспитание школьников на уроках литературы и русского языка как основа гармоничного развития личности учащегося

Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовно-нравственные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов. И мне, как учителю, важно передать...

Проблемы художественно-эстетического развития и духовно-нравственного воспитания и личности на уроках изобразительного искусства

   Воспитательные возможности искусства. Как они могут действовать в жизни человека? Какую информацию несут в себе произведения искусства? И все ли можно назвать таковым?  ...

Изучение феномена дуэли XIX века как важного элемента понимания художественных произведений на уроках литературы (на примере произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

В статье рассматривается феномен дуэли как неотъемлемая часть жизни дворян XIX века, а также как важная составляющая классических литературных произведений, изучаемых на школьных занятиях....

Развитие духовно-нравственного, творческого потенциала личности на уроках технологии

На протяжении двух лет я также работаю над темой самообразования: «Развитие творческой личности на уроках технологии». Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является творч...