Проблемы художественно-эстетического развития и духовно-нравственного воспитания и личности на уроках изобразительного искусства
статья по изобразительному искусству (изо)

Сурвило Ирина Ивановна

     Воспитательные возможности искусства. Как они могут действовать в жизни человека? Какую информацию несут в себе произведения искусства? И все ли можно назвать таковым?     Воспитательные возможности искусства. Как они могут действовать в жизни человека? Какую информацию несут в себе произведения искусства? И все ли можно назвать таковым?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_nravstvennoe_vospitani.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы художественно-эстетического развития  и духовно-нравственного воспитания и личности на уроках изобразительного искусства.

     Воспитательные возможности искусства. Как они могут действовать в жизни человека? Какую информацию несут в себе произведения искусства? И все ли можно назвать таковым? Жизнь современного общества стала настолько стремительной и перегруженной информацией, что зачастую мы просто поглощаем все, что нам предлагается, не задумываясь и не анализируя, что же за этим всем стоит. Так бывает и с искусством, призвание которого формировать дух жизни. Но не всегда его можно назвать подлинным.

        Духовно-нравственное воспитание учащихся являются очень важной задачей современной образовательной системы. В современном мире многие основополагающие нравственные нормы и жизненные устои подвергаются переоценке и зачастую становятся под угрозой изменения и даже уничтожения. В жизни современных детей огромное место занимают компьютерные технологии, которые зачастую вытесняют живое общение, эмоционально обедняют отношения, заглушают творческий потенциал, не используемые в правильном русле. И это является  одной из серьезных современных проблем в воспитании нового поколения.

        Необходимо выключение всех имеющихся ресурсов образования для сохранения и передачи всего того ценного, что составляет основу нравственного воспитания с одной стороны и эстетического развития с другой. Академик Д.С. Лихачев в своих трудах  подчеркивал, что народ живет, пока живет его культура.

        Основные ценности воспитания формирует семья, но наиболее полное, всестороннее и глубоко духовно-нравственное развитие и  эстетическое воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Очень важно именно в период созревания личности заложить понимание тех идеалов и ценностей, которые составляют основу всей духовно-нравственной жизни. Недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы.

        Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Необходимо сосредоточить все усилия на том, чтобы сориентировать все ресурсы школьного воспитания в русло, направленное на  духовно-нравственное развитие личности.

        Учитель несет на себе груз ответственности за формирование внутренних стимулов личности. Особенно важную роль в развитии нравственных и духовных ценностей в школьном обучении несут на себе занятия изобразительным искусством.

        Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» в начальной школе включает великие и вечные темы, которые играют важную роль в духовном воспитании учащихся, такие как темы «материнства», «мудрость старости». Выполнение таких заданий развивает у учащихся собственный чувственный опыт, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни, формирование у обучающихся таких важных духовных качеств как доброта, великодушие, сострадание. Необходимо через изучение искусства, традиций поколений предков стремиться к укреплению нравственности, развитию духовности, умению согласовывать свои поступки с голосом совести.

        Очень важно, чтобы учитель живо участвовал в данном процессе, творчески подходил к решению учебных и воспитательных задач, стал примером и авторитетом для подрастающего поколения. Стремился пробудить духовный потенциал личности, благодаря которому знания нравственных законов становятся применимы в жизни.

        Одна из актуальных задач эстетического воспитания – развитие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире. Художественная деятельность как неотъемлемая часть процесса духовного и  эстетического воспитания представляет собой совокупность трех видов деятельности:

Восприятие (потребление искусства);

Эстетические знания (искусствознание);

Художественная деятельность.

Необходимо использовать по возможности все три вида деятельности в процессе художественно-эстетического развития.  

        Важнейшей задачей духовно-нравственного воспитания школьников является развитие у них способности чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, в труде и искусстве.

        Такие методы, как педагогические задачи, игры, сказки, изобразительная деятельность, анализ репродукции художников, прикладное творчество, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, создание творческих проектов, музыка, создание газет по материалам творческих заданий помогают детям приблизиться к искусству с пониманием.  Умение детей видеть прекрасное - вот залог эстетического воспитания. Как изображен (какие средства выразительности использовал художник), какое настроение, отношение вызывает изображение (весело, смешно, грустно).

        Доминирующими задачами художественно-эстетического воспитания детей являются развитие целенаправленности восприятия и эмоциональной отзывчивости на эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности, развитие интереса к прекрасному, развитие изобразительной деятельности. Все это вызывает  ряд эмоции у детей. А эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности и художественного творчества. [1]

   Знакомство детей с разными видами художественно - эстетического воспитания (знакомство с искусством, изобразительной деятельностью), использование разнообразных средств, методов и приемов способствует приобретению детьми умений и навыков передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов, а так же способствует духовно – нравственному развитию учащихся. В художественно эстетическом развитии детей должна быть положительная динамика. Таким образом, на уроках изобразительного искусства духовно- нравственное развитие происходит параллельно с развитием творческих способностей у детей, а именно: духовно- нравственное развитие обучающихся происходит с  помощью  средств художественно-эстетического направления.

Литература.

  1.  Медушевский В.А. Духовно – нравственное воспитание средствами искусства[Текст] / В. А. Медушевский // Искусствр в школе. – 2009. - №1. – С.50 – 52.  [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.portal-slovo.ru/art/35804.php?ELEMENT_ID=35804&PAGEN_1=4 (дата обращения 25. 02. 2018 г.)
  2. Неменский Б. М. Изобраз.ительное искусство и художественный труд [Текст] / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 2010.- 140с.
  3. Матрохина  Г. А. Духовно-нравственное развитие средствами художественно эстетического воспитания. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2012/06/04/dukhovno-nravstvennoe-razvitie-sredstvami (дата обращения 26.02.2018 г.)
  4. Художественно-эстетическое образование и воспитание личности средствами изобразительного искусства и музыки. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://litterus.ru/index.php/using-joomla/extensions/components/content-component/article-categories/988 (дата обращения 25. 02. 2018 г.)
  5. Петухова Л. Н. Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках изобразительного искусства. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/584897/ (дата обращения 25. 02. 2018 г.)
  6. Коломыцева К.С. Роль духовного и эстетического воспитания школьников в художественном образовании. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/2_KAND_2013/Pedagogica/3_125302.doc.htm (дата обращения 25. 02. 2018 г.)
  7. Эстеттическое воспитание учащейся молодежи средствами изобразительного искусства и отечественной художественной культуры. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8485 (дата обращения 25. 02. 2018 г.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание толерантного сознания на уроках изобразительного искусства

Проблема толерантности очень актуальна. Политика толерантности - это политика взаимоуважительного, благожелательного, терпимого отношения людей друг к другу. Только через искусство возможно формирован...

Духовно-нравственное воспитание на уроках изобразительного искусства

Уникальность и значимость образовательной области «Искусство», в том, что предметы, изобразительное искусство и музыка, направлены непосредственно на духовно-нравственное развитие ученика....

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В данной работе затрагивается проблема эстетического воспитания подростающего поколения,через приобщение его к изобразительному искусству....

Воспитание нравственной личности на уроках музыкального искусства

Обобщение профессионального опыта учителя музыки за 2012 год...

Методическая разработка по изобразительному искусству по теме «Коллективно-проектная деятельность школьников как средство духовно-нравственного и социального развития личности»

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА тема «Коллективно-проектная деятельность школьников как средство духовно-нравственного и социального развития личности»...

Развитие творческой личности на уроках изобразительного искусства.

Развитие эстетического вкуса учащихся, умения видеть красоту окружающего мира....

Доклад на тему: «Развитие духовно-нравственного и творческого потенциала личности на уроках музыки».

В современной школе духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности....