Методическая разработка по изобразительному искусству по теме «Коллективно-проектная деятельность школьников как средство духовно-нравственного и социального развития личности»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Поварова Елена Васильевна

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

тема «Коллективно-проектная деятельность школьников как средство духовно-нравственного и социального развития личности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx189.77 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

тема «Коллективно-проектная деятельность школьников как средство духовно-нравственного и социального развития личности»

Поварова Елена Васильевна

учитель ИЗО ГБОУ школы №639

Направленность: материалы работы могут быть использованы в практике учителя изобразительного искусства и начальных классов средних общеобразовательных школ, гимназий, лицей.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Важными направлениями ФГОС среднего и среднего (полного) общего образования являются воспитание и социализация обучающихся, их самоидентификация посредством личностной и общественно-значимой  деятельности, социального и гражданского становления; создание условий для духовно-нравственного воспитания обучающихся. Для решения вышеназванных задач необходимо максимально  использовать весь потенциал образовательного учреждения.

Актуальность разработки связана с новым взглядом на основные результаты образования согласно ФГОС НОО и ФГОС ООО, полученные в процессе активной самостоятельной деятельности школьников, реализующей междисциплинарное взаимодействие и усиливающей эффективность усвоения программного материала.

Стандарты ФГОС НОО и ФГОС ООО предъявляют новые требования к педагогам и учащимся, меняют акценты в системе взаимоотношений «ученик-учитель-общество-государство», вводят новые понятия, которые учителя изобразительного искусства в силу специфики своего предмета и ранее успешно использовали в своей педагогической деятельности. Урок изобразительного искусства никогда не существовал без деятельностного и личностного подхода. Рисунок, аппликация, макет и прочие результаты деятельности ученика на уроке изобразительного искусства – это всегда результат проектной деятельности. Знакомство с историей изобразительного искусства всегда представляло собой исследовательскую деятельность, и неразрывно было связано с музейной педагогикой. Работа с одаренными детьми и инклюзивная педагогика, внеурочная деятельность – это всегда было уделом учителя изобразительного искусства. Приятным новшеством стала только обязательная техническая оснащенность учителя ИЗО (компьютер, проектор, интерактивная доска, доступ к Интернет-ресурсам) и появление учебников и учебно-методических комплектов по изобразительному искусству.

Современный учитель ИЗО, осознавая значимость социализации и духовно-нравственного воспитания школьников, должен применять средства искусства и современные образовательные технологии для развития внутреннего мира ребенка на основе нравственных ценностей, высокой культуры, личностных потребностей, интересов и способностей.

Предлагаемая разработка средствами проектной технологии помогает решить педагогические и организационные задачи с целью достижения ожидаемых личностных результатов обучающихся 1-9-х классов, обозначенных в стратегических документах развития Российского образования.

Предмет исследования:  использование коллективно-проектной технологии в  организации занятий изобразительным искусством - как способ повышения профессионального мастерства  педагога, развитие социальной активности обучающихся на основе концепции духовно-нравственного воспитания.

Цель разработки: исследовать рациональность включения коллективно-проектной технологии для создания условий с целью раскрытия субъектно-социального опыта учащихся, стимулирования их устойчивого интереса к творчеству, развитию навыков индивидуальной оценки явлений культуры и эмоциональной отзывчивости на них.

Задачи разработки:

- апробировать и определить эффективность коллективно-проектной технологии на занятиях ИЗО, способствующих реализации творческого потенциала молодого поколения в духовной и социальной деятельности, формированию их готовности к нравственному самосовершенствованию и адекватной рефлексивной самооценке;

- познакомить учителей с коллективно-проектной технологией как средством  достижения максимального образовательного эффекта на  уроках ИЗО в контексте ФГОС НОО и ФГОС ООО.

Практической значимостью методической разработки являются материалы, которые могут быть использованы в практике как учителей  ИЗО, так и учителей начальных классов.

Данная разработка была представлена учителям Невского района и других районной Санкт-Петербурга на районном семинаре для заместителей директоров по ВР (2012 г), на районном семинаре для заместителей директоров по УВР с международным участием (2013 г.), на Международном форуме молодежных социальных инициатив «Просто действовать!» (2015 г.), опубликована на личном сайте автора (http://povarovaelena.ucoz.ru/) и получила профессиональную поддержку у сообщества учителей изобразительного искусства Невского района, кафедры культурологии АППО города Санкт-Петербурга, многочисленные отзывы родителей и учащихся. Проекты выполненные педагогом по разработанной методической теме были отмечены  дипломом НМЦ Невского района и средствами массовой информации в СПБ.( http://2berega.spb.ru/user/povarova71/blog/).  

2. СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Современный учитель, осознавая значимость духовно-нравственного воспитания школьников, должен использовать средства искусство и современные образовательные технологии, чтобы создать условия для развития внутреннего мира ребенка на основе нравственных ценностей, высокой культуры, личностных потребностей, интересов и способностей.

2.1. Характеристика педагогической деятельности учителя ИЗО в ходе апробации идей, представленных в методической разработке

Компоненты методической системы

Характеристики

методической

системы

Самохарактеристики  методической разработки

1.

Цели

Учебные, воспитательные, развивающие

Образовательная: обучать основным приёмам работы в различных художественных техниках, используя возможности коллективно-проектной технологии.

Развивающая: развивать воображение, умение видеть прекрасное в природе, окружающем мире, поступках людей, отличать добро от зла, способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Воспитательная: формировать бережное отношение к природе, уважение к народным традициям своей страны и других стран, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, создавать условия для формирования духовно-нравственной личности на примере творчества и жизненного опыта разных поколений мастеров.

2.

Содержание

- Учебные планы, программы, учебники, учебные пособия.

- Рабочие программы для 1-8 классов.

- Программы внеурочной деятельности

- Программы дополнительного образования

- Методические рекомендации, представленные через видео, информационные и телекоммуникационные средства.

- Программа по выбору ОУ

- Программы учителя ОУ

-Авторская программа внеурочной деятельности для 1-4-х классов согласно требованиям ФГОС НОО

- Авторская программа внеурочной деятельности «Ступеньки творчества» согласно требованиям ФГОС ООО для 5-х классов

- Авторская программа дополнительного образования «Роспись по стеклу»

- Авторская программа дополнительного образования «Основы бумагопластики»

- персональный сайт Поваровой Е.В.

- авторская программа дополнительного образования «Веселая кисточка» (ИЗО-студия)

http://povarovaelena.ucoz.ru/

- сайт школы №639:

www.school639.spb.ru

3.

Формы обучения

- урок

- внеурочное занятие

- занятие ИЗО-студии (дополнительное образование)

- дистанционное обучение

- сетевое взаимодействие

-практические работы по освоению приёмов и техник, творческие работы по применению полученных знаний и умений, социально-значимые проекты, исследовательские работы, проекты с использованием Интернет-технологий.

-взаимодействие с городскими домами детского творчества, музеями, библиотеками, социальными партнерами в виде участия в конкурсах, мастер-классах, фестивалях, творческих выставках, совместных проектах.

4.

Формы организации проектной технологии

- индивидуальные

- парные

- коллективные

- дистанционные

Индивидуальные – практические и творческие работы

Парные – изучение нового материала, закрепление материала, игровые уроки.

Коллективные – творческие работы по обобщению материала и применению знаний в новой ситуации.

Дистанционные – проекты, выполненные в современных системах дистанционного общения (WikkiWall, Ucoz, Google-документы)

5

Виды проектов

- монопроект

- межпредметный проект

- надпредметный проект

Монопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.

Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

Надпредметный проект – внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

5.

Методы обучения, которые используются на занятиях

- проектный

- объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный.

- частично-поисковый, проблемного изложения, исследовательский.

- программированный, эвристический, моделирующий

- Другие

Наряду с проектной технологией учитель использует объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный методы, игровые технологии, ТКМ; применяются методы, характерные для изучения предметов искусства.

Метод «вживания» в картину, в изучаемый объект.

Метод «символического видения» - нахождение связей между объектом и его символом (в декоративно-прикладном искусстве).

Эвристический метод – создание новых образовательных результатов: сочинений, исследований, изделий.

Метод «образного видения» – глядя на определённое явление (туман, облака, вода, огонь), увидеть образ.

6.

Средства обучения

- Информационные (вербальные, учебно-наглядные).

- Технические (специальное оборудование, компьютеры и другое).

- ИКТ (информационно-коммуникативные)

- Дидактические средства

-Таблицы, плакаты по темам уроков, индивидуальный раздаточный материал, трафареты, шаблоны.

-Компьютер, медиапроектор.

-Медиапроекты по темам уроков, выход в интернет.

-Показ приёмов работы с различными материалами, инструментами.

7.

Результат

- Мониторинг

- Педагогическая диагностика

- КИМ

 -Диагностика художественно-творческих способностей учащихся. ( «5 рисунков», автор Н.А.Лепская).

-Диагностики эстетического восприятия учащихся (авторы  Е.Торшилова и Т.Морозова)

-Диагностика развития художественного восприятия (автор  А. Мелик-Пашаев)

-Авторские тестовые задания по изобразительному искусству для определения уровня усвоения знаний и творческого потенциала учащихся ( автор О.А.Кузнецова)

-Диагностика духовно-нравственного развития учащихся по методике «Пословицы» (разработана кпн С.М.Петровой, адаптирована Кузнецовой О.А. для 5 класса), тест «Размышляем о жизненном опыте» (составлен дпн Н.Е.Шурковой, адаптирован В.М.Ивановой, Т.В.Павловой, Е.Н.Степановым).

Результатами учащихся являются: участие, победы в  мероприятиях, конкурсах различного уровня и разнообразной направленности; оформление здания и стен школы

2.2. Алгоритм апробации предлагаемых идей

Деятельность автора

Деятельность учителей, апробирующих идей

Этап актуализации инновационного продукта

Серия открытых мероприятий на базе ОУ - разработчика (семинары, круглые столы, мастер-классы) для руководителей образовательных учреждений и педагогов.

Знакомство с предлагаемыми идеями, рекомендациями, авторскими программами

Этап разработки программы внедрения инновационного продукта в другие ОУ

Консультативная помощь со стороны автора в очном и дистанционном режимах. Создан персональный сайт автора с целью онлайн-консультаций, участия в вебсеминарах и видеоконференциях.

Создание инициативной группы на базе ОУ по апробации идей: повышение квалификации педагогов по вопросам духовно-нравственного воспитания, проектной технологии.

Этап реализация программы внедрения модели воспитания интеллекта в другие ОУ

Сетевое взаимодействие автора с ОУ, обмен опытом и проведение совместных мероприятий.

Повышение квалификации педагогов и стимулирование их профессиональной активности в работе по воспитанию интеллекта обучающихся. Создание обогащенного образовательного пространства школы, интегрирующего учебную и внеклассно-учебную деятельности обучающихся.

Обеспечение преемственности программ внеурочной деятельности при переходе из начальной школы в основную в условиях внедрения ФГОС ООО.

2.3. Социально-значимое проектирование

Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых. 
Под социальным проектированием понимается деятельность:

  • социально значимая, имеющая социальный эффект;
  • результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;
  • задуманная, продуманная и осуществленная подростком;
  • в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;через которую формируются социальные навыки подростка.

Педагогическая ценность ученического проекта определяется возможностью осуществления проекта силами ученика или коллектива; содержанием в нем новых социально-значимых проблем; метапредметными навыками работы над проектом; высокой мотивацией обучающихся.

Таким образом, перед учителем становится задача  - создать условия для проектной деятельности учащихся по социально-значимым проблемам, сопровождение работы над проектом, организация публичного представления продуктов проектной деятельности (выставки, фестивали, конференции и т.п.).

Цель социального проектирования

  • привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;
  • включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем  силами самих учащихся.

Основные задачи социального проектирования:

  • повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;
  • формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;
  • закрепление навыков командной работы

Признаки проекта

  • Цель - изменение ситуации, решение проблемы, появление чего-то нового
  • Установленные сроки начала и завершения
  • Определенные ресурсы
  • Измеряемый продукт или результат


2.3.1. Последовательность  работы над проектом

Стадия

работы над проектом

 

Содержание работы

 

Деятельность

 учащихся

 

Деятельность

учителя

 

1

2

3

4

 Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

 

 

 

 

Планирование

а) Определение источников необходимой информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта)

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.

 

 

 

Исследование

1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)

2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3.Выбор оптимального варианта хода проекта.

4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

 Выводы

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

  Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта

 


2.3.2. Оценивание проекта на примере индивидуальной карты обучающегося

 

Этапы

Критерии оценки

Самооценка

Учитель

Коллеги

 по команде

 

Защита

Представление (15 баллов)

 

 

 

Ответы на вопросы (15 баллов)

 

 

 

 

 

 

 

Процесс

проектирования

Интеллектуальная активность (10 баллов)

 

 

 

Творчество (10 баллов)

 

 

 

Практическая деятельность (10 баллов)

 

 

 

Умение работать в команде (10 баллов)

 

 

 

 

Итог

Достигнутый результат (15 баллов)

 

 

 

Оформление (15 баллов)

 

 

 

85 – 100 баллов – «отлично»;

70 – 85 баллов – «хорошо»;            

50 – 70 баллов – «удовлетворительно»;

менее 50 баллов - «неудовлетворительно».


Рейтинговая оценка проекта

Оценка

этапов

Критерии оценки

Баллы

 

 

Оценка

работы

Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы

5, 10, 20

Объём разработок и количество предлагаемых решений

5, 10, 20

Практическая ценность

5, 10

Уровень самостоятельности участников

10, 20

Качество оформления записки, плакатов и др.

5, 10, 15

Оценка рецензентом проекта

5, 10

 

 

Оценка

защиты

Качество доклада

5, 10, 20

Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме

5, 10, 20

Проявление глубины и широты представлений по данному предмету

5, 10, 20

Ответы на вопросы учителя

5, 10

Ответы на вопросы учащихся

5, 10

180 – 140 баллов – «отлично»;

135 – 100 баллов – «хорошо»;

95 – 65 баллов – «удовлетворительно»;

менее 65 баллов - «неудовлетворительно».

2.3.3. Описание межпредметного проекта «Ангел мой» (ИЗО, Технология, Основы религиозных культур и светской этики)

Цель проекта: обучить технологии изготовления подарочного сувенира «Рождественский ангел».

Задачи:

Образовательная:

1. Познакомить обучающихся с народными традициями, связанными с технологией изготовления рождественских ангелов.

Воспитательная:

1. Воспитание художественного и эстетического вкуса, творческого восприятия окружающего мира.

2. Создание условий для развития духовных качеств воспитанников.

3. Воспитание аккуратности, терпения

Развивающая:

1. Развитие воображения, фантазии, творческого мышления.

2. Развитие коммуникативных способностей воспитанников.

Инструменты и приспособления: игла, кисточка, ножницы, ткань, мишура, синтепон, пайетки, акрил, гофрированная бумага, проволока и нетрадиционные материалы

Технология выполнения проекта:

а)подготовительный этап (разработка технологии изделия);

Куклы-обереги обязательно делаются с добрыми (светлыми) мыслями, их задача - защитить человека от "злых сил", принять на себя болезни и несчастья,повысить благосостояние человека, а также помочь детям через кукольный мир войти во "взрослую жизнь" полноправными членами общества, а взрослым вновь почувствовать себя детьми.                                             

б)технологический этап;
Для изготовления этой куклы нам понадобятся: деревянная палочка, ткань светлого цвета, ветошь, нитки, тесьма или лента.

Порядок изготовления:

1) Основа: деревянную палочку высотой 25–30 см  плотно оборачиваем тканью и перевязываем нитками в трех местах

2) Голова: к верхнему концу основы привязываем квадратный лоскут светлой ткани, внутрь которой вложена ветошь. Аналогичным образом оформляем противоположный конец основы.

3) Руки: концы верхнего и нижнего лоскутов перевязываем ниткой по бокам так, чтобы получились ручки в манжетах.

4) Юбка: к середине основы привязываем либо лоскут ткани, который может быть юбкой и с лицевой, и с изнаночной стороны, либо предварительно сшитые изнанками два подобранных по цвету и узору куска материи .

5) Головы кукол покрываем платками и украшаем косами, тесьмой или лентами .


в)заключительный этап
Творческая выставка работ учащихся в фойе школы.


2.3.4 Описание межпредметного проекта «Мой ласковый и нежный зверь» (ИЗО, Биология, География )

Цель проекта: привлечь к проблеме заботы и ответственного отношения к своему домашнему питомцу
Задачи: 

  • воспитание бережного и внимательного отношения к животному миру
  • актуализация темы отношения учащихся к проблеме содержания животных в домашних условиях
  • формирование гражданской позиции учащихся, связанную с заботой и ответственным отношением к тем,  «кого приручили»

Инструменты и приспособления: фото 10x15 своего домашнего питомца, лист А3, художественные материалы(цветные карандаши, гуашь, пастель и нетрадиционные материалы)



Технология выполнения проекта :

а)подготовительный этап (разработка технологии изделия);
-Сфотографировать своего домашнего питомца

б)технологический этап;
-на листе формата А3 в верхний левый(правый) угол поместить фото домашнего питомца
-любыми художественными изобразительными средствами попробовать скопировать изображение с фотографии на лист.
-по краям листа оставить рамку не менее 3 см.

в)заключительный этап.
-выставка работ учащихся в фойе школы.


2.3.5. Описание монопредметного проекта «Город мастеров»» (ИЗО-основы архитектуры)


Цель проекта: создание условий для формирования  действенного, индивидуально - эстетического восприятия культурного наследия Санкт-Петербурга.

Задачи:

  • пробудить в детях познавательно-деятельностный интерес к  городу Санкт – Петербургу;
  • развивать и поддерживать интерес к художественной литературе, как средству получения нужной информации;
  • вызвать интерес к посещению выставок, экскурсий, к участию в петербургских праздниках;
  • обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-топонимов петербургской тематики, названий некоторых деталей архитектурных сооружений;
  • развивать у детей способность воспринимать и понимать архитектурно-скульптурный облик города,
  • учить воспитанников уважать историческое прошлое города и бережно относиться к его достопримечательностям;
  • содействовать развитию художественно–творческих способностей детей в продуктивной деятельности, содержанием которой являются представления о Санкт- Петербурге;
  • способствовать формированию этики поведения петербуржца

Инструменты и приспособления: любой стеклянный сосуд, пластилин, масса для лепки и керамики, гуашь, акрил, бисер, пайетки , нетрадиционны

Технология выполнения проекта
а)подготовительный этап (разработка технологии изделия);
-На уроке ИЗО ознакомить учащихся с видами и стилями архитектурных сооружений города Санкт-Петербурга

б)технологический этап;
-Подготовить любой сосуд стеклянной формы
-Определиться с типом сооружения(здания) по замыслу автора
-Массой для лепки(пластилин, мукасолька, керамическая масса), задекорировать сосуд, предавая нужную архитектурную форму
-Покрыть сосуд акрилом или гуашью, задекорировать бисером,
 пайетками и т.п.
в)заключительный этап.
-выставка работ учащихся в фойе школы с привлечением СМИ, отзывы родителей и гостей школы

2.4. Авторские программы

С целью вовлечения обучающихся в коллективную социально-творческую деятельность, разработана следующие образовательные программы, которые представлены в элекронном приложении к данной методической разработке на CD-диске

- программа дополнительного образования «Основы бумагопластики»

- описание методики «Росписи акриловыми красками по стеклу»

- программы внеурочной деятельности для 2-4- классов

- программа внеурочной деятельности «Ступеньки творчества», 5 класс

Исходя из того, что педагогическая деятельность в образовательной области «Искусство» в наибольшей степени направлена на формирование эмоционально-образного мышления, основанного на духовно-нравственных нормах и правилах общественной жизнедеятельности, мы выделили социальное проектирование как приоритетное направление внеурочной деятельности с учащимися 5-х классов.

2.5. Разработки уроков на основе коллективно-проектной технологии, направленные на духовно-нравственное воспитание

2.5.1. Урок Элементы социального проектирования на уроках технологии. Тема: "Современная семья"

Что такое социальное проектирование, когда оно возникло? Одни исследователи считают, что социальное проектирование было всегда, во всяком случае, уже с античности, в этом смысле “Государство” Платона может считаться одним из первых социальных проектов. Другие утверждают, что о социальном проектировании можно говорить, только начиная с 20-30-х годов нашего столетия, когда сложилась идеология проектирования, в рамках которой была поставленная задача проектирования новых общественных отношений, нового человека, социалистической культуры, т.е. того, что сегодня относят к социальной деятельности.

Существует точка зрения, что социальное проектирование формируется только сейчас, поскольку только в настоящее время произошло осознание социального проектирования и складываются его образцы, в которых целенаправленно проводятся идеология и методы проектирования, а так же социологический подход.

“С помощью социологических исследований мы приобретаем знание о состоянии социального объекта, социальное прогнозирование раскрывает тенденции развития объекта, социальное конструирование указывает на осуществимые формы его рационального преобразования”. В конце 70-х начале 80-х годов социальное проектирование является общественной практикой, но не реальной со своими противоречиями, проблемами и кризисами. В 70-х годах за новым подходом закрепляется другое название – “социальное проектирование”. Кроме того, социальное проектирование позволяет разработать образцы реальных проблем и задач.

В последнее десятилетие социальное проектирование вошло в образовательный процесс. Образовательные учреждения стали использовать социальный проект как средство формирования компетентностей обучающихся. Данная работа предусматривает организацию учебной деятельности лишь на старшей ступени образования. Педагогическая практика доказала, что для получения оптимального эффекта в подобной работе, следует использовать элементы социального проектирования ещё на второй ступени обучения.

Элементы социального проектирования целесообразно вводить при организации деятельности учащихся на уроках закрепления, уроках– семинарах, лабораторных, игровых, диспутах. Социальное проектирование позволяет организовать внеурочную деятельность по предмету, повышает эффективность учебной деятельности учащихся, формирует гражданскую активность и правовое самосознание, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации в современном мире.

Социальный проект представляет собой реализацию способностей обучающихся, их непосредственное взаимодействие с различными уровнями власти, проявление лидерских качеств, способность устанавливать связи между знаниями и ситуациями, выстраивать процедуру, определять действия для решения проблем. Во время работы над проектом строятся новые отношения по линиям учитель-ученик, ученик-общество, ученик-власть. Учитель уже не является единственным источником информации. Он становится консультантом, который меньше всего должен “вмешиваться” в решаемые проблемы. Следует сказать, что данная форма организации учебной и внеурочной деятельности и её результаты, прежде всего, помогают изменить непростые условия для взросления старшеклассников.

Социальное проектирование по учебному плану является обязательным для изучения только в 10-11-х классах. Но очень сложно создавать проект и воплощать его в реализации, если не имеется первичных навыков в такой работе. Метод проектов, который реализуется в 5-9-х классах, не всегда может помочь в такой работе, поэтому в основной школе я начинаю использовать элементы социального проектирования уже с 5-го класса на уроках технологии за долго до работы над социальным и исследовательским проектами.

Актуальность данной разработки обусловлена несколькими факторами, одним из которых является реализация Концепции модернизации российского образования, в частности, перехода на Компетентностное образование, реализации национального Приоритетного проекта “Образование”, “Информатизация”.

Человек – открытая система, следовательно, необходимо глубоко изучать его связи с социальным миром, воздействие на него достижений мировой и национальной культур, поэтому подростка нужно вести к успеху, чтобы он уважал себя, чувствовал уважение окружающих.

Для рассмотрения проблемных вопросов  можно использовать на уроках один из этапов социального проектирования – разработка собственного варианта решения проблемы.

Основной задачей является разработка программы действий по реализации социального проекта. Если научить подростка находить решения, можно в дальнейшем совершенствовать работу по социальному проектированию на старшей ступени обучения. При работе следует разработать такой план, который отвечал следующим показателям:

  • ожидаемый эффект.
  • простота реализации, посильность исполнения.
  • наличие необходимых ресурсов.
  • наличие определённого опыта.

Одним из вариантов работы на данном этапе является использование приёма “древа решений”, который реализуется малыми группами. С этой целью возможно использование жизненного опыта не только обучающихся 10-11-х классов, но и учащихся 8-9-х классов.

Данный урок продемонстрирует результат подобной работы.

8-й класс. Тема: Современная семья

Цель: формирование коммуникативных компетенций при испрльзвании элементов социального проектирования.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формирование у учащихся стойкого положительного отношения к семье и семейным ценностям.
  2. Формирование готовности к построению семейных отношений на основе социального партнёрства.

Развивающие:

  1. Развивать интерес к закону и праву.
  2. Развивать умение применять полученные знания для решения проблем семьи.

Воспитывающие:

  1. Воспитание уважения к личности, её правам и достоинствам.
  2. Воспитание личности, способной строить внутрисемейные отношения на основе компромисса.
  3. Воспитание гражданской позиции у обучающихся.

Оборудование: таблички с названием групп, результаты социологического опроса, мультимедийный проектор, презентации, карточки с задачами, презентация учителя.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: групповая работа, диспут, работа на компьютере.

Этапы урока:

  1. Организационный момент – 1 минута. Приветствие. Сообщение темы и цели урока.
  2. Повторение пройденного материала– 10 минут. Презентация учащихся по формам семей.
  3. Практическая работа – 7 минут. Заполнение кластера проблем современных семей.
  4. Решение задач – 10 минут. Оценка ситуации с точки зрения традиционной и современной семей.
  5. Поиск вариантов решения проблем – 7 минут. Презентация учащихся “древа решений”.
  6. Заключительный этап урока – 5 минут. Домашнее задание.

 

Эпиграф: “Мы творим собственную жизнь и называем её судьбой”   Дизраэли

Ход урока:

  1. Организационный момент. Класс делиться на 2 группы

(сторонники традиционной семьи и современной). Учащиеся за неделю до урока проводят социологический опрос среди жителей посёлка по самостоятельно составленным анкетам (возможна консультация учители при составлении анкет).

Пример анкеты:

  1. Ф.И.О. респондента_____________________________________
  2. Дата рождения_________________________________________
  3. Сведения о замужестве__________________________________
  4. Какая семья, на ваш взгляд, является идеальной на сегодняшнее время – традиционная или современная (нужное подчеркнуть). Почему? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Назовите, какие проблемы были в вашей семейной жизни. Какие вы решали самостоятельно, а какие совместно с родителями. Почему? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Какие организации и учреждения помогают Вам строить крепкую семью? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  7. Как вы считаете, что важнее семья или личная свобода? Почему? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  8. Предложите наиболее продуктивный вариант решения проблем современной молодой семьи? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заранее благодарим за ответы!

Учитель: Важнейшим элементом социальной структуры – социальным институтом – является семья. Положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень его продвижения по пути предоставления реальных возможностей, для социокультурного развития. В последнее время статус семья определяется лишь необходимостью воспроизводства рабочей силы. Хотя семья с момента своего появления должна выполнять довольно широкий спектр обязанностей, поэтому учащиеся предлагают свои точки зрения на форме семей, с указанием положительных и отрицательных сторон.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕРВОЙ ГРУППЫ.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВТОРОЙ ГРУППЫ.

Учитель: Современная семья существует, чтобы выполнять функции и как социальный институт. Со времени возникновения рост числа функций постоянно изменяется и пополняется, что связано с государственной политикой и запросами общества. Но есть рад обязанностей, которые стали основой любой семьи и в любое время. Вам предлагается ряд таких функций, вы должны распределить по графам таблицы и обосновать свой выбор.

Детский вариант выполнения задания:

Традиционная семья

Современная семья

1. Репродуктивная

2. Воспроизводство рабочей силы

3. Первичный социальный контроль

4. Социализация молодого поколения

 

5. Поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных

 

6. Представление определённого социального статуса

Работа с результатами социологического опроса (“мозговой штурм”)

Семья в настоящее время сталкивается со множеством проблем, которые порою не в силах разрешить самостоятельно без посторонней помощи и тогда она приобретает статус “кризисной”. Вы провели социологический опрос и выявили проблемы семей нашего посёлка. Вместе с вами мы заполним таблицу наиболее часто называемых проблем семей посёлка (см. приложение № 1).

Практическая работа.

Группы оценивают проблемы с точки зрения семейных ценностей традиционной и современной семьи. Учащиеся предлагают свои варианты решения проблем, обосновывая точку зрения. (с использованием теоретического материала).

Пример таблицы:

Вариант решения с точки зрения традиционной семьи

Вариант решения с точки зрения современной семьи

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

Возможен вариант составление ситуаций самими учащимися.

Жизненные ситуации:

  1. Несовершеннолетний сын пришёл с улицы за полночь в нетрезвом состоянии.
  2. Ссора родителей по вопросу дальнейшего обучения дочери в школе (дочь закончила 9 классов)
  3. Мама заставляет помогать по дому отца и сына (сходить в магазин, помыть посуду, убрать комнату и т.п.)
  4. Из-за отсутствия в семье “лишних” денег родители не могут купить сыну новую модель телефона.
  5. Дочь ушла из дома после применения отцом физической силы.
  6. Родители заставляют хорошо учиться в школе, при отсутствии способностей у ребёнка.

После решения простых по содержанию проблем возвращаемся к поиску решения семейных проблем п. Светлодольск, при заполнении “древа решений”.

http://festival.1september.ru/articles/517995/img1.gif

 

“ДРЕВО РЕШЕНИЙ”

Учитель: Выполняя подобную работу, вы развиваете умения и навыки для работы над социальным проектом. Ваши результаты и выводы будут использованы при разработке совместного проекта “Надежда”.

Урок подошёл к концу и в завершении следует привести слова российского социолога И. Бестужева–Лада, который считает, что не так трудно создать семью, как трудно её сохранить. Сегодня на неё обрушилось действие

“четырёх джинов”, свирепствовавших и до этого, но державшихся в определённых рамках вековыми традициями, нравами, обычаями. К этим разрушающим силам социолог относит: пьянство мужа, совместное проживание супругов с родителями, несправедливость в распределении обязанностей и бытовое хамство. Используя высказывание социолога, выполните следующее домашнее задание:

– Согласны ли вы с социологом в оценках причин распада семей?

– Что, на ваш взгляд, может обуздать “джинов”?

Результативность: В процессе изучения данной темы учащиеся получают чёткое представление о семейных отношениях, правах и обязанностях родителей и детей. Урок представляет собой звено многогранной работы, осуществляемой родителями и школой по воспитанию уважительного отношения к семье и её духовным ценностям. Развивает умения участвовать в дискуссии, обосновывать свою точку зрения, отстаивать гражданскую позицию, самостоятельно анализировать и находить пути решения семейных проблем, используя только компромисс, не как простой обыватель, а как человек деятельный и самостоятельный.

Используемая литература:

  1. Журнал “Преподавание истории и обществознания в школе”, 2007 г. № 6,7,9,10.
  2. Пахомов В.П. “Социально– образовательный проект “Гражданин”, Самара, 2006 год.
  3. Корнева Т.А. “Уроки учительского мастерства”, Волгоград, 2006 год.
  4. Сластёнины В.А., Л.С.: Педагога. Инновационная деятельность. М. Издательство Мастер 1997 год.

Приложение № 1.

http://festival.1september.ru/articles/517995/img2.gif

2.5.2. План-консект занятия «Изготовление рождественского ангела»

Цель: обучить технологии изготовления подарочного сувенира «Рождественский ангел» из ткани.

Задачи:

Образовательная:

1. Познакомить обучающихся с народными традициями, связанными с технологией изготовления рождественских ангелов.

Воспитательная:

1. Воспитание художественного и эстетического вкуса, творческого восприятия окружающего мира.

2. Создание условий для развития духовных качеств воспитанников.

3. Воспитание аккуратности, терпения

Развивающая:

1. Развитие воображения, фантазии, творческого мышления.

2. Развитие коммуникативных способностей воспитанников.

Форма занятия: групповая, индивидуальная.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Методическое обеспечение: инструкционные карты по теме «Изготовление Рождественского ангела».

Инструменты и приспособления: игла, кисточка, ножницы

Материалы: ткань (подклад на синтепоне) 10 х 20, нитки белые, тесьма 15 см, фольга.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, практический, наглядный.

Ход занятия:

1. Оргмомент.  Приветствие педагога, проверка готовности.

2. Теоретическая часть.

Я прочитаю вам стихотворение, а вы подумаете и ответите, чем мы будем заниматься сегодня на занятии

БОЖИЙ ДАР

Крошку-ангела в сочельник

Бог на землю посылал:

“Как пойдешь ты через ельник,

- Он с улыбкою сказал, -

Елку срубишь, и малютке

Самой доброй на земле,

Самой ласковой и чуткой

Дай, как память обо Мне”.

И смутился ангел-крошка:

“Но кому же мне отдать?

Как узнать, на ком из деток

Будет Божья благодать? ”

“Сам увидишь”, — Бог ответил.

И небесный гость пошел.

Месяц встал уж, путь был светел

И в огромный город вел.

Всюду праздничные речи,

Всюду счастье деток ждет…

Вскинув елочку на плечи,

Ангел с радостью идет…

Загляните в окна сами, -

Там большое торжество!

Елки светятся огнями,

Как бывает в Рождество.

И из дома в дом поспешно

Ангел стал переходить,

Чтоб узнать, кому он должен

Елку Божью подарить.

И прекрасных и послушных

Много видел он детей. –

Все при виде божьей елки,

Все забыв, тянулись к ней.

Кто кричит: “Я елки стою! ”

Кто корит за то его:

“Не сравнишься ты со мною,

Я добрее твоего! ”

“Нет, я елочки достойна

И достойнее других! ”

Ангел слушает спокойно,

Озирая с грустью их.

Все кичатся друг пред другом,

Каждый хвалит сам себя,

На соперника с испугом

Или с завистью глядя.

И на улицу, понурясь,

Ангел вышел… “Боже мой!

Научи, кому бы мог я

Дар отдать бесценный Твой! ”

И на улице встречает

Ангел крошку, — он стоит,

Елку Божью озирает, -

И восторгом взор горит.

Елка! Елочка! – захлопал

Он в ладоши. – Жаль, что я

Этой елки не достоин

И она не для меня…

Но снеси ее сестренке,

Что лежит у нас больна.

Сделай ей такую радость, -

Стоит елочки она!

Пусть не плачется напрасно! ”

Мальчик ангелу шепнул.

И с улыбкой ангел ясный

Елку крошке протянул.

И тогда каким-то чудом

С неба звезды сорвались

И, сверкая изумрудом,

В ветви елочки впились.

Елка искрится и блещет, -

Ей небесный символ дан;

И восторженно трепещет

Изумленный мальчуган…

И, любовь узнав такую,

Ангел, тронутый до слез,

Богу весточку благую,

Как бесценный дар, принес.

Ф. М. Достоевский

Рождественский ангел - это символ приближающегося праздника. Тема нашего занятия «Изготовление куклы Рождественского ангела». В религиозном представлении ангел — сверхъестественное существо, изображаемое в виде прекрасного крылатого отрока, считающееся вестником Бога. Ангел – это посланец к людям, тот, кто защищает, оберегает кого-то или это святой, имя которого человек носит.

Вопросы:1. Как вы себе представляете ангела? Как он может выглядеть в вашем представлении? (Ответы)

2. Скажите, пожалуйста, что это у ангела над головой жёлтого или золотого цвета? (Ответы) Сияние в виде светлого кружка вокруг головы символ святости называют – нимбом.

Никто из людей никогда не видел ангелов, поэтому в представлении людей они выглядят по разному: одни представляют себе ангелов в виде розовощёких малышей, другие в виде женщины в белом одеянии, многие представляют ангелов в виде девочки или девушки. В литературе встречаются сведения о том, что ангелы бывают с крыльями и без них. Могут принимать облик, похожий на человека. Ангелы в представлении людей – это что-то хорошее и светлое, люди также считают, что у каждого человека есть свой ангел-хранитель. Чтобы это чистое, светлое и хорошее было всегда рядом люди, используя своё воображение, пытаются сделать ангелов в виде игрушек, кукол.

Ангела принесшего всем людям земли благую весть о рождении Иисуса называют Рождественским. Праздник Рождества – один из самых красивых зимних христианских праздников .

Давняя традиция праздника Рождества – украшать свой дом и рождественскую елку фигурками Ангелов. Кукла «Рождественский ангел» дарилась на Пасху или в Рождество. Они отличались тем, что на Пасху делали красных, белых и зеленых ангелов, а на Рождество – белых и голубых. Она использовалась как елочное украшение, а так же вешалась над детской кроваткой, охраняя сон ребенка. Во всяком случае, я в это верю!

Народная кукла всегда изготавливалась с любовью особой тщательностью и по правилам. При изготовлении кукол не использовали ножниц, иголок, и не оформляли лицо.

Смастерить ангелочков можно из различных материалов. Я предлагаю вам посмотреть и сравнить ангелов, которые были изготовлены разными людьми.

Демонстрируются слайды с образами ангелов.

Наш ангелочек изготавливается из ткани. Это подкладочная ткань на синтепоне. Важно при работе над ангелочком, думать о хорошем, представлять какую радость мы доставим тем, кому подарим нашу игрушку.

Внимательно рассмотрим нашу поделку:

Из скольких частей она состоит? (голова, крылья, туловище, нимб) .

Пожалуйста, посмотрите на слайды, здесь представлена технологическая последовательность изготовления ангела (комментарий педагога по каждому слайду) .

3. Практическая часть.

Приступая к работе, повторим правила Т/Б при работе с ножницами, Т/Б при работе с иглой.

Педагог демонстрирует приёмы изготовления ангелочка.

  • Выкраиваем две детали из ткани на синтепоне (круги диаметров 7-8 см) ;
  • В центр одного круга кладём немного ваты и обвязываем ниткой, формирую голову ангела;
  • Расправляем крылышки;
  • Второй круг складываем пополам, формируем конус и приклеиваем его вокруг зубочистки;
  • Затем приклеиваем к конусу крылышки

Теперь, пожалуйста, повторите последовательность изготовления ангела, используя инструкционную карту.

Сейчас, я предлагаю нам приступить к выполнению работы. Соблюдайте технологическую последовательность изготовления ангела, используйте инструкционные карты.

Практическая работа воспитанников. Когда задание выполнено, организуется выставка работ учащихся.

4. Заключительная часть.

Педагог: Сегодня, Вы научились изготавливать Рождественского ангела. Полученные знания вам пригодятся: вы можете научить делать ангелов своих родных, сестрёнку, братика, маму с папой, бабушку с дедушкой или своих друзей. Давайте вспомним, какие традиции существовали в России при изготовлении народных кукол (При изготовлении кукол не использовали ножниц, иголок, и не оформляли лицо)

Хотелось бы отметить, Вы работали быстро, дружно, успешно и аккуратно справились со всеми пунктами технологической карты.

Я благодарю вас всех за работу. Вы хорошо трудились и увидели результаты своего труда.

Желаю вам, чтобы сделанные вами ангелы вас всегда охраняли, защищали, давали советы. На этом наше занятие закончено.

2.5.3. Дистанционный проект «Дом: русские народные традиции и обычаи»

Алгоритм действий учителя?

1.Определите четыре группы для работы над проектом.

2.Поясните школьникам проектное задание.

3.Проконтролируйте распределение между членами каждой группы ролей по выполнению проектного задания.

4.Выступайте в роли консультанта по работе с сервисом WikiWall.

5.Контролируйте время выполнения проекта.

6.Проконсультируйте каждую команду по форме представления проекта.

7.Пригласите для участия в дебатах сторонних наблюдателей (учителей, родителей, представителей внешнего социума).

8.Организуйте презентацию проекта в форме открытой конференции на тему «Какой дом – такая и семья».

9.Подведите итоги конференции. Поблагодарите всех участников.

Проектное задание выполняется в виде коллективной стенгазеты, состоящей из трех разделов: «Дом», «Хозяева», «Домострой»

1. Русский традиционный дом состоит из двух частей: холодной (сени, клеть, подклеть) и тёплой (там, где находилась печь). Всё в доме было продуманно до мелочей и выверено веками. Дом строился из сосны. А крышу крыли соломой или осиновыми дощечками. Передний конец крыши имел конёк – знак устремления. Только русские сравнивали дом с колесницей, которая должна привести семью к лучшему будущему. Снаружи дома украшались резьбой. До наших времён сохранилась традиция использования наличников. В сенях хозяева хранили различную утварь, а в самом доме чётко выделялся, так называемый «бабий кут». Где хозяйки готовили и рукодельничали.

Представьте вариант вашего дома в русском народном стиле в виде рисунка, чертежа, фотографии. Объясните назначение и оформление отдельных комнат.

2. Изобразите хозяев своего дома. В каких русских костюмах вы их нарисуете?

Женский костюм: Девичья рубаха, праздничные головные уборы, понёва.

Мужской костюм: Рубаха, порты, пояс, сермяга.

Представьте хозяев дома (рисунок, фотография): объясните, чем занимаются хозяева, в какие костюмы одеваются, какой состав их семьи.

3. «Не красна изба углами, а красна пирогами».

Главной книгой наших предков бал «домострой». С ним сверялись в любой ситуации. Начиная с отношений в семье и заканчивая засолкой овощей. А также как правильно устроить застолье, да и как вести себя за столом.

Основные правила:

  • перед едой надобно руки помыть;
  • нельзя стучать или скрести ложкой о посуду;
  • нельзя бросать остатки пищи на пол;
  • нельзя громко разговаривать, смеяться;
  • не следовало есть «вприхлёбку», т.е. зачерпывать дважды, не откусив хлеба.

Предложите правила «домостроя» для вашей семьи, которые будут отражать русские народные традиции.

4. Подготовьтесь к защите проекта (время для защиты – 10 минут) на открытой конференции «Какой дом –такая и семья».

  • Кто и в какой форме будет представлять проект? Желательно для успешной презентации проекта придумать нестандартную форму его представления
  • Презентуйте вашу коллективную стенгазету, раскрыв три основных направления «Дом», «Хозяева», «Домосторой».
  • Будьте готовы ответить на вопросы другой команды (Время на ответы – 5 минут).

 

3. ДИАГНОСТИКА

 С целью проведения итоговой диагностики уровня социальной активности и духовно-нравственных ценностей в конце учебного года автором проводится анкета «Диагностика ценностных ориентаций школьников»  в 5-9-х классах.

3.1. Анкета Диагностика ценностных ориентаций школьников»

Шкала «Познание как ценность» соответствует в анкете содержательному блоку I. Вопросы анкеты нацелены на выявление у учащихся потребности в познании и эмоциональном восприятии процесса познания (позитивного или негативного). Важно определить такие проявления ценности познания, как увлеченность учебой в школе, стремление к получению представлений об основных законах природы и общества, творческий подход к выполнению той или иной задачи, готовность прилагать определенные усилия в познавательной деятельности и в процессе освоения новых видов деятельности. Шкала определяет степень выраженности у учащихся стремления к приобретению знаний об окружающем мире и их отношение к познанию.

Высокий (1) уровень 8-10 баллов по этой шкале свидетельствует об истинной роли в жизни конкретного подростка воспитательного процесса и о месте образования в его жизни вообще. У учащихся, достигших высокого уровня, велика потребность в познании, а познавательный процесс вызывает позитивные эмоции, доставляет удовольствие и является важным содержательным моментом в жизни.

Средний (2) уровень 4-7 баллов баллов свидетельствует о понимании учащимися значения образования, о восприятии познания как важной ценности в жизни, хотя полного осознанного самоопределения по отношению к этой ценности в сознании подростков, достигших среднего уровня, не произошло.

Низкий (3) уровень 0-3 балла баллов свидетельствует о незначительной ценности познания для конкретной личности либо об отсутствии этой ценности в сознании личности вообще (при результате О баллов — 0%). В этом случае учащийся избегает ситуаций, которые требуют от него приложения каких-либо усилий при решении познавательных задач или при освоении новых видов учебной деятельности.

Вывод: За три экспериментальных года вырос процент обучающихся в 7-8-х классах с высоким и средним уровнем по шкале «Признание как ценность»

Шкала «Я-ценность» представлена в анкете содержательным блоком II. Вопросы ориентированы на выявление отношения подростка (позитивного или негативного) к себе, на определение степени самовосприятия, характера образа «Я», т.к. в поведении подростка эти факторы проявляются в наличии уверенности в собственных силах, веры в свои достижения и успехи, в открытости и искренности при общении с другими людьми, в знании собственных позитивных качеств и в умении опираться на свои сильные стороны и способности. Шкала «Я-ценность» позволяет обратить внимание на то, формируются ли у подростков такие важные личностные характеристики, как стремление к самопознанию, осознание собственных чувств и поступков, интерес к себе как к личности и индивидуальности, способность принимать себя таким, как есть. Таким образом, данная шкала определяет характер отношения подростка к себе, степень выраженности у него восприятия себя как личности и индивидуальности, способность ценить свои достоинства, осознание собственной значимости и неповторимости.

Высокий (1) уровень баллов, набранных по этой шкале, свидетельствует о практически сформировавшейся структуре «Я» подростка, высокой степени позитивного самовосприятия, об умении самовыражаться, уважительном отношении к себе как к личности и индивидуальности.

Средний (2) уровень показывает, что учащийся уделяет собственному «Я» достаточно много внимания, старается быть позитивным в своем самовосприятии, а также серьезно задумывается о способах самовыражения.

Низкий (3) уровень баллов по данной шкале означает, что старшеклассник редко задумывается или вообще не уделяет внимания самовосприятию, самовыражению и собственной индивидуальности, негативно относится к себе. Ценностное отношение к себе как к личности в основном не сформировано, присутствует низкий уровень самовосприятия и самоуважения.

Вывод: За три экспериментальных года значительно вырос процент обучающихся с высоким уровнем по шкале «Признание как ценность» и снизился процент обучающихся с низким уровнем.

Шкала «Другой-ценностъ» отражается содержательно в блоке III анкеты и указывает на то, какие установки (позитивные или негативные) формируются у подростков по отношению к другим людям, готовы ли они воспринимать другого человека как индивидуальность, как личность, стремятся ли проявлять доброжелательность, уважительность, доверие, веру в личностный потенциал другого. Этот показатель определяет степень выраженности восприятия подростком другого человека как индивидуальности, уважения к другому и умения конструктивно выстраивать межличностные отношения.

Высокий (1) уровень баллов подтверждает наличие у старшеклассников ценности восприятия индивидуальности другого человека, свидетельствует о склонности учащегося воспринимать природу человека в целом как положительную, а потому и способности к быстрому установлению тесных эмоциональных контактов с другими людьми при их безусловном восприятии и ориентации на их индивидуальные особенности очевидны.

Средний (2) уровень баллов свидетельствует, что старшеклассники признают индивидуальность другого человека как ценность, стараются уважать других людей, однако не всегда им удается безусловно воспринимать другого человека и конструктивно общаться с ним на основе учета его индивидуальных особенностей.

Низкий (3) уровень баллов по данной шкале демонстрирует отсутствие восприятия другого человека как ценности и индивидуальности, отсутствие уважительного отношения к окружающим, недостаток умения общаться с ними доброжелательно и конструктивно.

Вывод: За три экспериментальных года вырос процент обучающихся с высоким и средним уровнями по шкале «Признание как ценность».

Шкала «Общественно полезная деятельность» соответствует содержательному блоку IV и показывает, в какой степени на данный момент учащийся разделяет важность общественно полезной деятельности как личностной ценности. Вопросы анкеты позволяют определить в какой степени старшеклассник обладает характеристиками, свидетельствующими о развитии данной ценности: ориентация на общественную значимость выполняемого дела; интерес к участию в общественно полезном труде; стремление приносить пользу другим людям и бескорыстие; поддержка деловитости и активности окружающих людей, поощрение их инициативности; стремление к развитию собственной деловитости и творческого отношения к любому виду деятельности; нацеленность на полезность и важность своей деятельности для других.Таким образом, эта шкала определяет степень выраженности у учащихся сознательного отношения к общественно полезной деятельности или, иными словами, уровень осознания сущности человека как существа общественного.

Высокий (1) уровень баллов, набранных по этой шкале, подтверждает готовность старшеклассников приносить пользу своей деятельностью всему обществу или конкретной группе, быть активными в общей деятельности. Высокий балл свидетельствует о наличии у учащихся такой ценностной ориентации, как общественно полезная деятельность.

Средний (2) уровень баллов свидетельствует о том, что старшеклассники понимают важность общественно полезной деятельности и готовы отдавать ей некоторую часть своего времени и сил, но не всегда это становится результатом их личной инициативы и самостоятельности.

Низкий (3) уровень баллов показывает, что старшеклассник не осознает значимость участия каждого отдельного индивида в общественно полезной деятельности и не представляет своей роли в ней. Низкий балл свидетельствует об отсутствии у учащегося такой ценностной ориентации, как общественно полезная деятельность; он не считает общественно полезную деятельность важной личностной ценностью.

Вывод: За три экспериментальных года вырос процент обучающихся с высоким и средним уровнями по шкале «Общественно-полезная деятельность».

Шкала «Ответственность как ценность» представлена в анкете содержательным блокам V. Вопросы, адресованные учащимся, выявляют степень ответственности старшеклассника за то, что случается с ним в его жизни; определяют, испытывает ли подросток потребность в обосновании и объяснении совершаемых им действий, стремится ли анализировать свои поступки и считает ли самоанализ важным началом в психологии взрослого человека; выясняют, руководствуется ли молодой человек при принятии решений принципами, основанными на чувстве долга, «обременяет» ли себя добросовестным отношением к выполняемым делам.

Данную шкалу следует признать крайне важной в плане формирования социально-адаптивной личности.

Высокий (1) уровень баллов, набранных по данной шкале, свидетельствует о наличии у старшеклассников чувства ответственности как особо важной личностной характеристики, а также о признании ответственности в качестве базовой характеристики личности. У таких учащихся преобладает интернальный (внутренний) контроль, достаточно сильно развита рефлексивная позиция и стремление к самоанализу.

Средний (2) уровень баллов свидетельствует о признании старшеклассниками важности ответственности как личностного качества, о стремлении проявлять ее в своих поступках. Однако не всегда для подростков бывают возможными понимание и осознание мотивов своих действий. Наряду с интернальным, достаточно частым бывает и экстернальный контроль.

Низкий (3) уровень баллов показывает, что учащиеся в очень малой степени либо вообще не осознают необходимости ответственности человека за его поступки в жизни, за выбор модели поведения. В этом случае преобладает экстернальный (внешний) контроль в жизненно важных ситуациях. Личность не считает ответственность ценностью, проявляет при этом низкий уровень рефлексии.

Вывод: За три экспериментальных года снизился процент обучающихся с низким уровнем по шкале «Ответственность как ценность».

4. ЛИТЕРАТУРА

  1. Примерные  программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект. М.: Просвещение, 2010, С.3-10
  2. Кашекова И.Э., Олесина Е.П. Изобразительное искусство. Планируемые результаты. Система заданий. 5-8 классы. Пособие д/учит. ФГОС. М. Просвещение (серия Работаем по новым стандартам), 2013, 128 с
  3. Горяева Н.А.  Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Поурочные разработки / под ред. Б.М. Неменского М. Просвещение, 2012, 144с; Питерских А.С., Гуров Г.Е. Уроки изобразительного искусства. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 кл. Поурочные разработки/ под ред. Б.М. Неменского М. Просвещение, 2013, 142 с; Питерских А.С., Голицина В.Б. Уроки ИЗО. 8 класс. Изобразительное искусство в театре, кино. Поурочные разработки / под ред. Б.М. Неменского М. Просвещение, 2014, 173 с.
  4. Шпикалова Т.Я, Ершова Л.В., Поровская Г.А.  Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 5 класс. Пособие для учителей. М. Просвещение 2013, 128с; Шпикалова Т.Я, Ершова Л.В., Поровская Г.А.  Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 6 класс. Пособие для учителей. М. Просвещение 2013, 110с
  5. Ермолинская Е.А. Уроки изобразительного искусства.5 класс. Методические рекомендации. ФГОС. М.: Вентана-Граф, 2014, 80 с.
  6. Гусева О.М. Поурочные разработки по изобразительному искусству:5 класс. – М.: ВАКО, 2011, 144с;  Гусева О.М. Поурочные разработки по изобразительному искусству:6 класс. – М.: ВАКО, 2011, 192с.; Гусева О.М. Поурочные разработки по изобразительному искусству:7 класс. – М.: ВАКО, 2012, 128с.; Гусева О.М. Поурочные разработки по изобразительному искусству:8 класс. – М.: ВАКО, 2012, 128с; Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского /Авторы-составители: Свиридова О.В. Издательство: Учитель, 2012, 170 с.; Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского /Авторы-составители: Свиридова О.В. Издательство: Учитель, 2013,  223 с.; Изобразительное искусство. Архитектура. 8 класс: поурочные планы по программе под редакцией Б. М. Неменского/ Авторы-составители: Свиридова О.В., Издательство: Учитель, 2012, 171 с.
  7. Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе В. С. Кузина Составители: Павлова О.В. и др. Издательство: Учитель, 2012
  8. Изобразительное искусство. 5-8 классы. Компакт-диск для компьютера. /Авторы-составители: Павлова О.В., Пожарская А.В. и др. Волгоград: Учитель, 2014
  9. Изобразительное искусство. 5-9 классы. Организация проектной деятельности. Компакт-диск для компьютера. /Авторы-составители: Клочкова И.Н. Волгоград: Учитель, 2014
  10. Изобразительное искусство. 5-8 классы: управление познавательной деятельностью учащихся / Авторы-составители: Сластникова М.В., Усова М.В., Вереитинова Е.И.  Волгоград: Учитель, 2013
  11. Изобразительное искусство. 7 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по программе Б. М. Неменского, Л. А. Неменской, Н. А. Горяевой, А. С. Питерских. Компакт-диск для компьютера. /Авторы-составители: Клочкова И.Н. Волгоград: Учитель, 2014; Изобразительное искусство. 5-6 классы: поурочные планы по программе Б. М. Неменского. Компакт-диск для компьютера /Авторы: Свиридова О.В. Волгоград: Учитель, 2012; Изобразительное искусство. 7-8 классы: поурочные планы по программе Б. М. Неменского. Компакт-диск для компьютера /Авторы: Свиридова О.В. Волгоград: Учитель, 2013; Изобразительное искусство. 5-6 классы: поурочные планы по программе В. С. Кузина. Компакт-диск для компьютера /Авторы: Дроздова С.Б. Волгоград: Учитель, 2012; Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе В. С. Кузина /Составители: Павлова О.В. и др. Волгоград: Учитель, 2012
  12. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&tmpl=com
  13. http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/hps/10/hp/1/p/page.html?fc-discipline%20OO=4.14
  14. http://www.proshkolu.ru/club/izo/
  15. http://festival.1september.ru/art/
  16. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель) / http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html
  17. http://planeta.tspu.ru/