Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Виды и жанры изобразительного искусства" 5 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Багомолова Лидия Серафимовна

Цель (культурлогическая): воспитание эстетического вкуса учащихся. ориентация в мире духовных ценностей. Формируемая компетентность: художественно - эстетическая. коммуникативная. Задача: понимать по произведению изобразительного искусства виды и жанры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 416 Петродворцового района Санкт-Петербурга «Школа развития личности имени Веры Васильевны Павловой»

Методическая разработка урока изобразительного  искусства

Тема урока «Виды и жанры  изобразительного искусства»

 5класс

Учитель  изо. Багомолова Лидия Серафимовна

2017г.

ГБОУ СОШ №416 Петродворцового района, г.Санкт-Петербург.                                        Багомолова Лидия Серафимовна

Методическая разработка урока изобразительного искусства

Тема урока: «Виды и жанры изобразительного искусства»

Класс: 5

Тип урока: Комбинированный.

УМК: Учебник «Искусство» «Изобразительное искусство» в 2-х частях, рабочая программа, авт. С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев и др., изд. М. Дрофа 2015г.

Образовательные технологии: Эвристическая беседа с опорой на мультимедийную презентацию.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, альбомы, краски, фломастеры, кисть, карандаши.

Раздаточный материал: Творческое задание (таблица).

Тема урока: «Виды и жанры изобразительного искусства»

2.1 Цель урока: (культурологическая) воспитание эстетического вкуса учащихся, ориентация в мире духовных ценностей

Формируемая компетентность (компетентности): Художественно – эстетическая, коммуникативная.

Используемые компетентности: Ценностно - смысловая, общекультурная, учебно – познавательная.

Информационная компетентность:

  • Оформление готовой информации.
  • Обработка и структурирование информации.

Коммуникативная компетентность – выступление  перед одноклассниками.

Проблемная компетентность – нахождение ответа на поставленную проблему.

  • Ориентация в мире духовных ценностей.

Задачи:

В предметном направлении:

  •   Научить узнавать и классифицировать по названию виды и жанры изобразительного искусства.
  •  Понимать по  произведению изобразительного искусства виды: живопись, графика, скульптура, декоративно - прикладное искусство; жанры: пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический, бытовой, исторический, батальный, мифологический.
  •   Знать живописные и графические материалы: гуашь, акварель. масляные краски, пастель, фломастеры, цветные карандаши, уголь, сангина.
  •    Развивать   мировоззрение учащегося посредством освоения и личностного переосмысления нового материала.

В   направлении личностного развития:

  •  Умение провести самооценку, организовать взаимопомощь в группе.
  • Самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм ( анализ и систематизация произведений искусства, определение жанров  и видов изобразительного искусства, заполнение таблицы).
  • Толерантное отношение к другому мнению.
  • Развитие интереса к культуре и истории нашей страны.

В метапредметном направлении:

 Коммуникативные:

  • Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем одноклассниками в группе.
  • Сотрудничество в поиске и выборе информации.
  • Умение работать в группе.

           Познавательные:

  • Знакомство обучающихся с разными видами и жанрами изобразительного искусства.
  • Умение выбрать наиболее эффективные способы решения задач.

          Регулятивные:

  • Целеполагание, выражение своих мыслей.
  • Учет разных мнений.
  • Планирование, контроль и оценка действий.

2.2 Содержание учебного материала урока и этапы урока. Виды деятельности учителя и учащихся.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент. Мотивация к деятельности.                   Цель этапа: включение учащихся в деятельность

Приветствую, проверяю готовность к уроку.

 Приветствуют учителя. Настраиваются на деловой лад.

2. Актуализация знаний. Целеполагание.             Цель этапа: Познакомить учащихся с целью и задачами урока. Ввести в тему урока, подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Провоцирую учащихся на осознание цели урока. Показываю фрагмент электронной презентации «Виды и жанры изобразительного искусства»                            1. Вопрос детям. Какие виды искусства вы знаете? 2. Чем и на чем выполнено  произведение?                                3.  Какой вывод можно сделать. Благодарю за ответы учеников.

Ученики отвечают на поставленные вопросы. Рассматривают произведения художников. Делают выводы: Что  все произведения разные по выполнению, одни выполнены красками, другие черно-белые, третьи сделаны из материала. Изображения выполнены на разные темы.

3.Изучение нового материала и сообщения учащихся.

Цель этапа: Знакомство с творчеством художников, работающих в разных жанрах изобразительного искусства.

Организую работу учащихся, вывожу на экран соответствующие слайды.

После докладов учащихся дополняю информацию, опираясь на презентацию.

Ученики рассказывают подготовленную информацию о видах и жанрах изобразительного искусства. Рассказ с опорой на презентацию.

Ученики слушают и записывают в тетрадь новые слова: Виды, жанры, живопись, графика, декоративно - прикладное искусство.

.

4. Первичное закрепление материала. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, подготовка к выполнению проблемной задачи в задании по карточкам

На доске выполняю два кластера «Жанры изобразительного искусства и «Виды изобразительного искусства».                                   См. Презентацию                          Прошу учеников поставить ключевые вопросы к каждому виду классификации и назвать известные им жанры изобразительного искусства и кратко охарактеризовать каждый из жанров.

Предлагаю обратиться ко второму кластеру. «Виды изобразительного искусства». И назвать и охарактеризовать виды изобразительного искусства.     Добавляю еще несколько видов изобразительного искусства.                            Под каждым видом прошу подписать художественные материалы, используемые для данного вида.  Проверяю правильность ответов учащихся.

Ученики находят два ключевых вопроса: «Что изображено на произведении?» и «Чем работает художник?»

 На заранее подготовленном листе ученики заполняют таблицу.

Ученики подписывают художественные материалы

5. Постановка учебной задачи. Решение проблемы.

Презентация «Виды и жанры изобразительного искусства».                Задание.                                   1 группа. Выполнить в графике портрет человека (простой карандаш)                   2 группа. Выполнить пейзаж в живописи (краски) 3 группа. Оформить  вазу для фруктов  (фломастеры).

Работа в группах.                  1 группа рисуют портрет человека в графике (портрет, графика)                 2 группа пишут картину «Пейзаж» красками (Пейзаж, живопись).             3 группа расписывают посуду (декоративно -прикладное искусство, живопись)

6.Закрепление знаний. Рефлексия деятельности. Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности. Самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

7. Информация о домашнем задании.

Обеспечение учащимися понимания цели, содержания и способов выполнения д/з

Задаю вопросы:                     Какие виды изобразительного искусства  вы знаете?                         Какие жанры изобразительного искусства вы знаете?                       Совместно подводим итоги практической деятельности.

Учитель комментирует работу учеников на уроке, выставляет оценки. Записывает на доске домашнее задание

Выполнить творческое задание – «Мой любимый жанр».

Отвечают на вопросы. Проверяют правильность заполнения карточек.

Результаты работы над карточками.

Учащиеся записывают домашнее задание.    Выбрать любимый жанр, сделать сообщение о картине и художнике.

Благодарят учителя.

2.3  Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке.

Методы и приемы:

  • Информационно – рецептивный.
  • Инновационные методы - коллективная творческая деятельность; применение средств ИКТ.
  • Наглядные методы - метод иллюстраций; метод демонстраций.
  • Метод закрепления изученного материала – закрепляющая беседа.

Используемые технологии:

  • ИКТ;
  • Эвристическая беседа с опорой на мультимедийную презентацию;
  • Личностно-ориентированные;

Формы организации работы на уроке:

  • Коллективная.
  • Фронтальная.
  • Работа в группах.

Средства обучения:

  • Материальные: технические средства обеспечения (компьютер), плакат, раздаточный материал. Репродукции с картин художников.

Межпредметные связи: МХК. История культуры Санкт-Петербурга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках» с использованием ЭОР

Представленный материал нацелен на формирование у учащихся понятия о народной глиняной игрушке, её видах, традициях формы и росписи. Презентацию к разработке можно получить, обратившись к автору....

Методическая разработка урока изобразительного искусства во 2 классе по теме: «Изображение и фантазия» (по программе Б.М.Неменского)

В методической разработке урока изобразительного искусства во 2 классе по теме: «Изображение и фантазия» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС ...

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского).

В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личностные, метапр...

Методическая разработка урока изобразительно искусства Тема. «Народные промыслы. Искусство Гжели» 5 класс

Методическая разработка урока изобразительно искусстваТема. «Народные промыслы. Искусство Гжели»5 класс...

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели» (по программе Б.М. Неменского)

Урок продолжает цикл уроков  2 четверти «Связь времен в народном искусстве». В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Нем...

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе на тему: «Современное декоративно-прикладное искусство. Ручная роспись ткани»

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему «Современное декоративно-прикладное искусство. Ручная роспись ткани»Цель: развитие у обучающихся  мотивации к познанию, развитие творческих спос...