Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме: «Изображение пространства в пейзаже. Правила построения перспективы»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Алексеева Лариса Юрьевна

Изображение пространства в пейзаже. Правила построения перспективы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧУ ОО Средняя общеобразовательная школа «Росинка»

г. Москва

Методическая разработка урока по изобразительному искусству
в 6 классе


«Изображение пространства в пейзаже. Правила построения перспективы»

подготовила

учитель изобразительного искусства

Алексеева Лариса Юрьевна

Москва 2017

Организационная информация

Тема урока

«Изображение пространства в пейзаже. Правила построения перспективы»

Предмет

Изобразительное искусство

Класс

6

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Алексеева Лариса Юрьевна

Образовательное учреждение

ЧУ ОО СОШ «Росинка»

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Центральный

Республика/край

-

Город/поселение

Москва

Методическая информация

Тип урока

Комбинированный

Цели урока

- развитие образного восприятия визуального мира;

- освоение основ изобразительной грамоты;

- реализация творческого потенциала в собственной художественно-творческой  деятельности.

Задачи урока

- формирование у учащихся умений и навыков практической деятельности в изображении   пейзажа с использованием правил линейной и воздушной перспективы.  

- развитие воображения, фантазии, пространственного представления;  

- воспитание эстетических чувств к окружающей природе и бережного отношения к ней.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Учащиеся актуализируют знания о пейзаже как самостоятельном жанре искусства.  В ходе урока учащиеся рассматривают пейзаж в его историческом развитии. Получают опыт восприятия произведений искусства. Приобретают умения передачи в пейзаже пространства, используя правила линейной и воздушной перспективы. Формируют навыки самостоятельной работы при выполнении творческой работы, закрепляют навыки работы красками.

Необходимое оборудование и материалы

Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, магнитофон.

Зрительный ряд: Презентация «Изображение пространства в пейзаже». Репродукции картин: И.Шишкина, И.Левитана,  И.Айвазовского, Н.Рериха и др.

Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Времена года», Э.Григ «Рассвет», Ф.Лист «Вальс».

Материалы для учащихся: бумага, краски, учебные принадлежности.

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

Повышение интереса к предмету достигается  за счет увлекательности подачи материала.

Ход и содержание урока

1.Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку. 2.Формулирование темы и задач урока.

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на оформление, послушайте музыку, чему будет посвящен наш урок? (Слайд 1)

Ученики: Пейзажу.

Учитель: Внимательно посмотрите на два изображения пейзажа: Сад в пруду, Древний Египет. 2 тыс.до н.э. и   Вид из грота, Щедрин С.  1827 г. (Слайд 2)

 В чем их главное отличие?               

Ученики: На картине Вид из грота художником Щедриным С. Передана  даль, протяженность моря, земли и воздуха, а на фреске Сад в пруду, Древний Египет изображение следует вдоль ее плоскости, располагаясь рядами, нет глубины пространства.

Учитель: Попробуйте  сформулировать тему нашего урока.

Ученики: Тема урока: Изображение пространства в пейзаже. (Слайд 3)

Учитель: Попробуем сформулировать задачи урока. Что необходимо передать в пейзаже?

Ученики: Пространство: даль, протяженность земли, неба.

Учитель: А можно ли нарисовать пейзаж без воображения, без чувства любви к природе?

Ученики: При работе над пейзажем обязательно нужно проявить свою фантазию, передать красоту природы. Природа требует бережного к себе отношения.

Учитель: Сформулируйте задачи урока.

Ученики: Задачи урока:
-  передача пространства в  пейзаже;
-  развитие воображения и фантазии;
-  воспитание эстетических  чувств к природе и бережного отношения к ней.

(Слайд 4)

3. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Дайте определение пейзажу.

Ученики: Пейзаж (произошло от франц. paysage - страна, местность) – жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.

Учитель: Назовите основные элементы пейзажа.

Ученики: В пейзаж входят некоторые основные элементы: земная поверхность, растительность, постройки, водоёмы (озера, моря, реки), фауну, людей, свет, облака, дождь. (Слайд 5)

Учитель: Назовите виды пейзажа в зависимости от характера пейзажного мотива? (Слайд 6)

Ученики: В зависимости от характера пейзажного мотива, можно выделить сельский, городской, индустриальный пейзаж, морской.

(Репродукции пейзажей находятся на доске)

Учитель: А какой характер может носить пейзаж?

Ученики: Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический и эпический характер. (Репродукции пейзажей находятся на доске)

Учитель: А в каких видах изобразительного искусства существует пейзаж?

Ученики: Пейзаж может быть выполнен в графике и живописи. (Слайд 7)

4. Изучение новой темы.

Учитель: Пейзаж – это прежде всего изображение пространства. Но понимание способов изображения пространства было разным в различные эпохи.

       В эпоху Древнего Египта изображения никогда не создавали иллюзию прорыва стены, а следовали вдоль ее плоскости, располагаясь рядами. Изображения мерно шествовали, ритмически повторяя жесты. В этой системе изображалось, то что предметно, а даль, протяженность земли и воздуха не передавались, будто сами по себе и не существовали. Пространство в древнем искусстве было пустотой, то есть «ничем», ведь оно не вещь а отсутствие вещи. И каждая часть изображения переносилась на плоскость не в том виде, в котором она предстает глазу, а в том. Который  выражает ее суть. (Слайды 8-9)

         В эпоху Древней Греции и Древнего Рима пространственными стали изображения человека: развернулись в пространстве плечи, правдоподобными стали движения людей, между их действиями появились пространственные связи.  В позднее римское время в росписях  стен появился своеобразный пейзаж. Однако нарисованное пространство не выглядело единым – оно украшало стены и легко переходило в орнамент.(Слайды 10)

        Искусство Средних веков стало преимущественно религиозным и по сюжету и по назначению. Изображения несли символический и рассказывающий, повествовательный смысл. У иконы свои законы построения. Икона будто открывается стоящему перед ней человеку. Линии в иконе, если их продолжить, сходятся впереди – на молящемся человеке. (Слайд 11)

      В эпоху Возрождения в европейском искусстве возобладал интерес к изучению реально наблюдаемого мира. Эти устремления потребовали создания нового изобразительного языка. И вот появилось «окно», через которое художник посмотрел вдаль, и родились понятия точка зрения и линия горизонта. Художники стремились изобразить расстояние, используя правило уменьшения предметов по мере удаления их от наблюдателя. Пространство, уходящее вдаль стало изображаемой реальностью.(Слайды 12-13)

         Теперь пространство в картине стали строить по строгим законам перспективы, размещая в нем в соответствии с этими правилами и людей, и здания, и горы.  Чтобы этому научится, итальянский архитектор Леон Баттиста Альберти придумал такой способ изображения: «Перспектива есть не что иное, как наблюдение местности сквозь прозрачное стекло, на поверхности которого рисуются лежащие за ним предметы».(Слайд14)

     То есть художник представляет себе картинную плоскость как бы прозрачной, а все, что изображается на ней, - расположенным позади этой плоскости.(Слайд 15)

ПЕРСПЕКТИВА - (фр. perspective, от лат. perspicio — ясно вижу) учение о способах передачи пространства на плоскости изображения.

Линия горизонта - это воображаемая прямая, условно находящаяся в пространстве на уровне глаз наблюдателя.

Линии схода - это линии, образующие края формы объекта  и показывают положение объекта в перспективе.

Точка схода - точка, в которой соединяются линии схода.(Слайд 16)

   Проведем  небольшое исследование.

Ученик, используя «Сетку Альберти» (рамку с прозрачной пленкой, на которой нанесены прямые перпендикулярные линии), исследует перспективные сокращения, наблюдая их в помещении, глядя вдаль из окна на парк.

Учитель: Опиши свои наблюдения.

Ученик: Деревья, которые находятся к нам близко - большие по размеру, деревья расположенные дальше – уже меньше, а вдалеке – совсем маленькие.

Учитель: Какой вывод мы можем сделать?

Ученики: Предметы уходящие вдаль уменьшаются в размере.

Учитель: Правильно, это одно из правил линейной перспективы. А теперь представим, что мы находимся на дороге вдоль которой располагаются линии электропередачь, что мы увидим? (Слайд 17)

Ученики: Параллельные линии (рельсы и провода электропередач)

сходятся в точке на линии горизонта.

Учитель: Верно, это второе правило линейной перспективы. (Слайд 18-19)

Линия горизонта бывает высокой и низкой. Для передачи земных далей нужна высокая точка зрения – вид с горы. А при низкой точке зрения мы видим просторы небес.(Слайд 20)

Учитель: Посмотрите внимательно на пейзажи, кроме размера предметов, что еще меняется в пространстве?

Ученики:  В пейзаже Н.Рерих. «Ведущая»  изменяется цвет гор. (слайд 21)

Учитель: Как происходит изменение цвета в пространстве?

Ученики:  Горы которые находятся близко – яркие и темные,  а удалённые – бледные и голубоватые, холодные. На картине «Вид Неаполя» С.Щедрина, контуры ближних предметов: лодок, деревьев, людей изображены  резче, а удалённых – мягче. (Слайд 22)  На картине С. Щедрина  «Веранда, обвитая виноградом» ближние предметы : беседка, виноград, люди. изображены детально, а дальние: деревья, берег – обобщённо. (Слайд 23)  На картине «Золотая осень» В.Д.Поленова ближние деревья изображены объёмно, а дальние – плоско.(Слайд 24)  

Учитель: Для изображения пространства нам также необходимы правила воздушной перспективы. Воздух, заполняя все пространство, окутывает все предметы – то что удаленно, мы видим сквозь его толщу. Происходит изменение цвета и тона предметов.  (Слайд 25) Сформулируйте правила воздушной перспективы.

  Ученики:  Правила воздушной перспективы: 

- Ближние предметы надо изображать объёмно, а дальние – плоско.

- Все ближние предметы надо изображать детально, а дальние – обобщённо.

- Ближние предметы изображать ярко окрашенными,  а удалённые –  

   бледными.

- Контуры ближних предметов изображать резче, а удалённых – мягче.

- Ближние предметы надо изображать многоцветными, а удалённые –    одноцветными. (Слайд 26)

Учитель: На уроке вам предстоит выполнить работу над живописным изображением пейзажа (по памяти и впечатлению). Определим порядок работы над пейзажем

Ученики:  Приступая к выполнению самостоятельной работы, нужно выбрать тему для пейзажа. Прежде всего, определить в пейзаже плоскость земли и неба. Затем уточнить положение линии горизонта. Относительно ее определим место основных элементов композиции.(Слайд 27-28)

Учитель: Назовите этапы выполнения пейзажа.

Ученики:  1.Выполнение рисунка карандашом.

                 2. Нанесение основных цветовых пятен.

                 3. Проработка деталей, обобщение. (Слайд 29)

Физкультминутка. Гимнастика для глаз. (Слайд 30)

Во время практической работы для фона звучат музыкальные произведения.

  Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.

5. Итоги урока

Учитель: Что необходимо знать художнику для создания пейзажа?

Ученики:  Для передачи пространства в  пейзаже    необходимо знать правила перспективы. Линейная перспектива - изменение масштабов изображения на плоскости. Воздушная перспектива – изменение предмета  в цвете и тоне.(Слайд 31)

Анализ работ

      Каждый из вас видит природу по – своему, каждый изобразил излюбленный мотив, подобрал цветовой строй пейзажа наиболее близкий по своему настроению. Работы получились разнообразными, каждый выразил в пейзаже своё видение природы. Старались передать линейную и воздушную перспективу. Рисунки заслуживают положительной оценки, но есть и недостатки в работах. Давайте их найдём и проанализируем.

Самоанализ работ

Дети анализируют свои работы. Что было задумано, что удалось, что менее удалось. 

Выставка лучших пейзажей

Проверка и оценивание ЗУНКов

Проверяются и оцениваются творческие работы учащихся, а так же ответы на вопросы, поставленные в ходе урока и при подведении итогов.

Рефлексия деятельности на уроке

Ученики анализируют свои работы. Что было задумано, что удалось, что менее удалось.

Домашнее задание

Подобрать примеры изображений, где наиболее ярко показана перспектива пейзажа (репродукции, фото и т.д.). Найти различные определения (толкования) слову перспектива.

Дополнительная необходимая информация

Материал и практическая работа рассчитаны на спаренный урок (2 час.)

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

1. Программа Б.М. Неменского «Изобразительное    

    искусство и художественный труд. 1-9 классы».  

    М.: Просвещение, 2010.-142

2. Учебник для 6 класса. Л.А. Неменская    

    «Изобразительное искусство. Искусство в жизни    

    человека». М.: Просвещение, 2008.-176
3. Методическое пособие к учебнику    

    «Изобразительное искусство. Искусство в жизни  

    человека» Неменский Б. М., Полякова И. Б.,    

   Мухина Т. А. и др. М.: Просвещение, 2010.-160

4. Изобразительное искусство. Основы рисунка.   Сокольникова Н.М. Учебник для учащихся 5-8 классов. В 4-х ч. Часть 1. Обнинск: Титул, 1998. - 96

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Данная презентация позволяет разнообразить приемы и методы подачи материала, сделать сложный материал более доступным, понятным, активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся на протяжении всего урока;

позволяет обеспечить  повышение эффективности образовательного процесса за счет одновременного  изложения теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности; используемые рисунки, таблицы, способствуют оптимизации воспитательно-образовательной деятельности и повышению мотивации школьников к усвоению учебного материала.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Этот урок является вторым в разделе: «Человек и пространство. Пейзаж». На следующих уроках следует более подробно остановиться на изучении воздушной перспективы и колорите, для создания пейзажа настроения. Для закрепления навыков работы гуашью, рекомендуется выбрать этот же материал на следующем уроке.

Другое

-

Список источников информации:

1. Баррингтон Барбер. Перспектива и композиция.  Изд.-        Эксмо., -2013

2. В. Петров. Исаак Левитан. СПб, -1993

3. В. Манин. Русский пейзаж. М, -2000

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-М., -1990

5. Неменский Б.Г. Мудрость красоты. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., -1987

6. Н.М. Сокольникова. Рисунок. Живопись. Композиция. Словарь. 1-8 класс. М., -

   1999.



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31