Методическая разработка урока математики по теме "Исследование функций по графику. Построение графиков функций"
методическая разработка по алгебре (10 класс) по теме

Маслова Ирина Валентиновна

 

Пояснительная записка

               Характеристика учебной группы.

  Открытый урок по дисциплине «Математика» проводится в группе  по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» (повышенный уровень)

  Это вновь сформированная группа обучающихся 1 курса. Основная часть учащихся имеет низкий уровень подготовки, т.е. не обладает прочными базовыми знаниями за курс основной школы. У учащихся слабо развито логическое мышление и навыки самостоятельной работы.

Характеристика темы.

  В колледже обучение математике ведётся на основе модульной технологии.

  В рабочей программе тема №2 «Функции, их свойства и графики» стоит перед изучением темы «Корни, степени и логарифмы» и «Основы тригонометрии», так как в этих темах изучаются функции. В данной теме обобщаются, систематизируются знания учащихся о функции.

  Все учебные элементы данной темы используются при изучении всего курса математики.

Образовательными целями урока являются:

-введение понятия функции как зависимой переменной и знакомство обучающихся со способами задания функции;

- нахождение значений функции при конкретных значениях аргумента;

- нахождение значений аргумента при конкретном значении функции;

- нахождение области определения функции, заданной аналитическим путем.

Объектами развития в данной теме являются:

- развитие абстрактного и логического мышления, долговременной оперативной памяти и устойчивого внимания.

         Основной воспитательной задачей темы является формирование социальной активности личности, развитие навыков самостоятельной работы и мотивации учебной деятельности.

         Рекомендации по изучению учебного материала.

При обобщении и систематизации знаний по данной теме целесообразно применять коммуникативный метод. С помощью умело поставленных вопросов преподаватель побуждает учащихся к активному восприятию материала, к более глубокому осмыслению полученных знаний и их систематизации. На уроке рассматриваются задачи на нахождение значения функции по заданному аргументу, нахождение области определения функции.

Преподаватель использует различные методы обучения: информационный (объяснение и беседа); репродуктивный (алгоритм решения типовых задач); частично-поисковый (самостоятельная работа); наглядно-иллюстрационный (плакаты).

При решении поставленных задач учащиеся развивают логическое и абстрактное мышление, тренируют память и внимание. На уроке используется фронтальный, индивидуальный и дифференцируемый режим работы.

Техническое средство обучения (телевизор и DVD) обеспечивает наглядность и способствует лучшему усвоению знаний.

Учебно – методическое обеспечение урока (Учебно – методический комплекс Модуль «Общие сведения о функциях») позволяет успешно реализовать цели данного урока.

Рекомендации по контролю знаний  учащихся.

  Проверка знаний, умений и навыков учащихся является важным компонентом каждого урока и данного в том числе. На уроке рекомендуется использовать устный фронтальный опрос; самопроверку обучающей самостоятельной работы по решебникам. Оценка знаний учащихся на данном уроке не предусмотрена.

Продолжительность урока – 1 час 30 мин

Структура урока.

Определение числовой функции

       I.            1. Организационный момент (1 мин.).

    II.            2. Сообщение темы урока (1 мин.).

Сообщение целей (1 мин.).

Обоснование значения темы и цели урока (1 мин.).

Сообщение структуры урока (1 мин.).

Актуализация опорных знаний обучающихся (10 мин.).

Устный фронтальный недифференцированный опрос.

Рассмотрение материала, дополняющего основную часть (5 мин.).

 III.            3. Получение новых знаний путем постановки и решения проблем, основанных на обобщении и систематизации имеющихся знаний (12 мин.).

 IV.            4. Обучающая самостоятельная работа (8 мин).

Фронтальная проверка (10мин.).

    V.            5. Формирование умений и закрепление их путем упражнения (10 мин.).

Обучающая самостоятельная работа (7 мин.).

Проверка самостоятельной работы (8 мин.).

 VI.            6. Тест в виде вопросов и ответов.(10 мин)

VII.            7. Задание на дом.

Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж его выполнения (3мин.).

VIII.        8.Оценка действий, знаний и умений. 

Подведение итогов (2 мин.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_otkrytogo_uroka_.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

План урока.

Тема урока: Исследование функций по графику.

                     Построение графиков функций.

Раздел 1. Алгебра и начала анализа.

Тема 1.2. Общие сведения о функциях.

Цели урока:

1)образовательные:

- обобщить и систематизировать знания по теме «Свойства функции»;

- сформировать навыки построения графиков функций на основании их свойств;

2) развивающие:

- продолжить развитие абстрактного и логического мышления; долговременной оперативной памяти и устойчиво внимания;

3) воспитательные:

- продолжить формирование социальной активности личности и развитие навыков самостоятельной работы; социальной и коммуникативной компетенции;

- продолжить формирование мотивации учебной деятельности.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Вид урока: комбинированный.

Основные методы обучения, используемые на уроке:

- информационный: объяснение и беседа;

- репродуктивный: использование алгоритма при решении типовых заданий;

- частично-поисковый: обучающая самостоятельная работа;

- наглядно-иллюстративный: использование плакатов, кодопозитивов.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение урока:

-Учебно-методический комплекс Модуль-2 «Общие сведения о функциях»: а) М.М.3 Графики функций. (Приложение 1); б) Зачётный лист №2. (Приложение 2); в) Решебник. Зачётный лист №2. (Приложение 3)

-Плакат «Свойства функции». (Приложение 4)

-Плакат «Графический метод решения неравенств». (Приложение 5)

-Рабочие файлы и слайды на электронном носителе (диск CD-R). (Приложение 6)

- Сборник заданий для проведения письменного экзамена по математике (курс А) и алгебре и начала анализа (курс В) за курс средней школы /

Г.В. Дорофеев – 5-е издание – М. Дрофа, 2002/

- ноутбук; мультимедиа проектор; проекционный экран.        

                                                                                                     

Маслова И.В. 219-353-841                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                     Маслова И.В. 219-353-841

Ход урока.

п/п

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1

2

3

4

I

Организационный момент

(1 мин.).

Приветствие.

Определение отсутствующих учащихся.

Проверка готовности к уроку учащихся.

Приветствие.

Предоставление рапортички с отметкой отсутствующих.

II

Сообщение темы урока (1 мин.)

Сообщение целей

(1 мин.)



Обоснование значения темы и цели урока

(1 мин.)


Сообщение структуры урока

(1 мин.)

Сообщение темы урока: Исследование функций по графику. Построение графиков функций.

Сообщение целей:

- Цель нашего урока – это обобщение и систематизация знаний по теме: «Свойства функции» и формирование навыков построения графиков функции на основании их свойств.

Материал урока очень важен, так как задания, которые сегодня будем выполнять входят в экзаменационную работу.

Все упражнения, решаемые нами на данном уроке взяты из Сборника заданий для экзамена (преподаватель показывает «Сборник заданий».)

План урока (записан на доске)

  1. повторение и обобщение изученного материала;
  2. В-65(4), с.55;
  3. О.с.р. 3.л.2 №1,2;
  4. Проверка о.с.р.;
  5. В-25 (4), с.22;
  6. О.с.р. 3.л.2 №3,4;
  7. Проверка о.с.р.;
  8. Задание на дом.

Слушают.

Актуализация опорных знаний обучающихся.

(10 мин.)






Устный фронтальный недифференциро-ванный опрос.

































Рассмотрение материала, дополняющего основную часть.

(5 мин.)

- На уроке мы будем использовать ранее изученный материал, поэтому сейчас необходимо вспомнить



определение числовой функции.





- Как называются переменные х и у?


- Что называется областью определения функции?По какой оси мы ее читаем?

-Назвать и показать область определения функции заданной графиком, изображенным на плакате.

Для ответа учащиеся используют плакат «Свойства функции».

- Что мы понимаем под областью значений функции? На какой оси она читается?


- Назвать и показать область значений функции заданной графиком, изображенном на плакате.

- Дать определение возрастающей функции и убывающей.



 


- Покажите промежутки монотонности функции по графику, изображенному на плакате.



- Какие точки называются точками экстремума функции? На какой оси они читаются?

-Назовите точки  экстремума на графике и укажите характер экстремума.

- Чему равно наибольшее значение функции изображенной на плакате?При каком значении х оно наибольшее?Наименьшее?

- Что такое нули функции?

- Показать на графике изображенном на плакате, нули ф-ции.

-При каких значения х данная ф-ция принимает положительные значения? Отрицательные? Как это определить по графику?


- Очень часто нам придется сравнивать значения функции  с числом отличным от нуля. Давайте разберем этот случай.

Для пояснения преподаватель использует плакат «Графический метод решения неравенств»( Приложение 5).

- Пусть задана функция y=f (x). Нужно определить при каких значениях х данная ф-я принимает значение больше  или меньше 2. Для этого на оси Оу отметим  число 2 и проведем прямую параллельно оси Ох. Найдем абсциссы точек пересечения прямой y=2 с графиком функции.

Если в неравенстве знак больше, то решением будут значения  х при которых график расположен выше прямой.  

Если знак меньше, то решением будут значения  х при которых график расположен ниже  прямой.

Если неравенство  строгое, то абсциссы точек пересечения графика  с прямой не включаем в решение (скобки круглые).

Если неравенство нестрогое, то абсциссы  точек пересечения графика  с прямой включаем в решение (скобки квадратные).

Обучающиеся отвечают на вопросы, выслушива-ют ответы, дополняют или исправляют неверные ответы. Работают по графику, изображенному на плакате «Свойства функции» (Приложение 4).

Определение: Числовой ф-ей называется за-висимость между двумя переменными, при ко-торой каждому значению переменной из одного мн-ва соответствует единственное значение переменной из другого множества. 

х – независимая переменная или аргумент;

 у – зависимая переменная или функция.

О.о.ф. называется мн-во всех значений, которые может принимать ее аргумент.По оси Ох.

Показывают на графике, изображенном на плакате «Свойства функции», область определения функции  Д(у) = [ - 6; ∞ )

Все значения, которые принимает зависимая переменная, образуют множество значений (область значений) функции. На оси Оу.

Е(у) = [ - 3; 1 ]


Функция называется возрастающей на некото-ром промежутке, если большему значению аргу-мента соответствует большее значение функции и  убывающей , если большему значению аргумента соответствует меньшее значение функции.

Называют и показывают на плакате промежутки монотонности.

Функция возрастает на промежутках  [- 6; - 2,5];  

[ - 2; ∞). Функция убывает на промежутке [ - 2,5; 2]

Точки максимума и точки минимума называются точками экстремума. На оси Ох.

Показывают точки экстремума на графике:

х = - 2,5-точка максимума; х = 2-т.минимума

f наиб. = f (-2,5) = 1

f наим. = f (2) = -3

Точки пересечения с осью Ох.  f(x) = 0.

х = -4; х = -1

Показывают промежутки знакопостоянства

f (х) > 0 при х Є (-4; -1);

f (х) < 0 при х Є [- 6; -4) u (-1; ∞).

Учащиеся слушают.

III

Получение новых знаний путем постановки и решения проблем, основанных на обобщении и систематизации имеющихся знаний.

(12 мин.)

- Повторив изученный материал по теме «Свойства функции» мы сможем применить эти знания к исследованию функции по графику.

3.1 Объяснение решения задания из «Сборника заданий»  

(график проецируется на экран с помощью мультимедийного проектора, Приложение 6)

Вариант  65 (4), страница 55:

- Функция у=f(х) задана своим графиком. Укажите:

а) область определения функции;

б) при каких значениях х f(х)>2;

в) промежутки возрастания и промежутки убывания функции;


г) координаты точек графика, в которых касательные к нему параллельны оси абсцисс;

д) наибольшее и наименьшее значения функции.




Обучающиеся принимают участие в поиске отве-тов на поставленные вопросы и записывают ответы в тетрадь.

В – 65(4)


а) D(y)=[-35;6]

б)f(x)>2 при  x(0,5;4)

в) функция возрастает на промежутке [-1,5;2,3];

ф-ция убывает на промежутках [-35;-1,5]; [2,3;6];

г) касательные параллельны оси абсцисс, если  проходят через точку   с координатами (2,3;4);  

д) fнаиб.=f(2,3)=4; fнаим.=f(-1,5)=-3.

IV

Обучающая самостоятельная работа.

(8 мин)

















Фронтальная проверка

(10мин.)

- Мы применили сейчас свои знания по теме «Свойства функ-ции» на практике, исследовав функцию по графику. По данному алгоритму выполняем следущее упражнение самостоятельно.

4.1 Обучающая самостоятельная работа. З.лист 2. №1,2(Прил.2)

-Открыли зачетный лист 2 УМК  «Общие сведения о функциях», обучающая самостоятельная работа задание 1 и 2. При оформлении решения используем образец предыдущего задания или М.М.3 Графики функций (Приложение 1 ).

Во время выполнения задания преподаватель контролирует и помогает учащимся при затруднениях.

Задание 1. Вариант 37 (4)

- Функция у=f(х) задана своим графиком. Укажите:

а) область определения функции;

б) при каких значениях х f(х) ≤ 0,5;

в) точки экстремума функции;



г) промежутки возрастания и промежутки убывания функции;



д) наибольшее и наименьшее значения функции.

4.2 Фронтальная проверка задания 1 с краткой записью ответов на доске (Приложение 3) - график функции проецируется на экран с помощью мультимедийного проектора (Приложение 6)




Учащиеся записывают в тетрадь О.с. З.л. 2№1,2.

Самостоятельно выполняют задание 1.

Задание 2 дополнительно для учащихся быстро выполнивших задание 1.



Вариант 37 (4)


а) Д (у) = [ -3,5; 5];

б) f (х) ≤ 0,5 при  х Є [ 0,5;2] u [ 3,8; 5];

в) точки экстремума:

х = - 1,5 и х = 3,5 – точки максимума;

х = 1,5 – точка минимума;

г) функция возрастает на промежутках

 [-3,5; -1,5]; [1,5; 3,5];

Ф-ция убывает на промежутках [-1,5; 1,5]; [3,5;5];

д)  fнаиб.= f (-1,5) = 5,5; fнаим.= f (5)= - 3.

Учащиеся отвечают

на вопросы  задания 1. (Приложение 2)

V

Формирование умений и закрепление их путем упражнения

(10 мин.)
















Обучающая см.работа(7 мин.)


Проверка см.работы.

(8 мин.)

5.1. Построение графика функции по её свойствам.

Преподаватель работает у доски.

Сборник заданий для экзаменов: вариант 25, задание 4, стр.22.

- Разберем второй тип заданий: используя свойства функции требуется построить её график.

Для выполнения задания построим прямоугольную систему ко-ординат. На оси Ох отметим числа -1 и 8, соответствующие области определения функции, и проведем через них вертикаль-ные прямые.

На оси Ох отметим точки -4 и 2, соответствующие области значения функции, и проведем через них горизонтальные прямые.

Прямые образовали прямоугольник внутри которого должен находиться искомый график, имеющий  хотя бы одну общую точку с каждой из его сторон.

На основании данных о возрастании и убывании ф-ции разделим прямоугольник на части и укажем стрелками характер моно-тонности.

На оси Ох отметим нули ф-ции х=3, х=7 и построим график.

Обобщив и систематизировав знания по свойствам ф-ции мы учимся строить графики, так как цель урока сформировать у вас навыки построения графиков ф-и на основании их свойств.

5.2. Обучающаяся самостоятельная работа.

Зачетный лист 2, задание 3,4.(Приложение 2)

Преподаватель консультирует учащихся при затруднениях.

5.3. Проверка см.работы учащихся на доске (задание №3)

Преподаватель комментирует построенные графики, делает вывод, что решение задачи неоднозначно.




Учащиеся поэтапно выполняют задание в тетрадях под руководством преподавателя.


















Учащиеся выполняют самостоятельную работу.


Трое учащихся строят график ф-и на доске (№3)

Задание №4 проверяют по решебнику. (Приложение 3)

VI

Задание на дом.

Информирование учащихся о д.з. Инструктаж его выполнения.(3м.)

Диагностическая контрольная работа, зачетный лист 2, задания №1,3. (Приложение 2)

- Домашние упражнения аналогичны заданиям, выполненным на уроке, алгоритм решения записан в тетрадях. Надеюсь, что особых затруднений при выполнении упражнений не будет.

Учащиеся записывают домашнее задание.

VII

Оценка действий, знаний и умений.

Подведение итогов.

(2 мин.)

- Сегодня на уроке мы разобрали два типа задач: исследование функции по её графику и построение графика функции на основании её свойств. Вспомним основные этапы построения графика функции:

1) построить прямоугольник;

2) разделить его на части, провести стрелки;

3)учитывая дополнительные сведения, построить график функции.

А теперь каждый из вас поставит себе символическую оценку на уроке. Оценка «5» за правильно выполненные задания 1,2,3,4; оценка «4» за три правильно выполненных задания.

Урок окончен. Спасибо за работу на уроке. До свидания!









Самооценка выполненной работы в течение всего урока.

Маслова И.В. 219-353-841                                                                                                                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: "Показательная функция, ее свойства и график

Представлен  ход урока, презентация,, лист контроля учета учащихся, конспкт, графики в Excel...

Методическая разработка урока по теме "Показательная функция, её свойства и график"

Материал содержит подробный конспект урока в 10 классе по теме "показательная функция, её свойства и график" и презентацию по этой теме. ...

Функции и графики (построение графиков)

Урок алгебры по темам "Построение графиков функций y = f(x + l), y = f(x) + m и y = f(x + l) + m"...

Открытый урок по теме:"Линейная функция и её график.График функции у=IхI.

Открытый урок по теме:"Линейная функция и её график.График функции у=IхI."содержит следующие материалы:1)Описание открытого урока.2)Презентацию №1 для 1 этапа урока,созданную учителем,3)Презентацию №2...

Открытый урок по теме:"Линейная функция и её график.График функции у=IхI.

Открытый урок по теме:"Линейная функция и её график.График функции у=IхI."содержит следующие материалы:1)Описание открытого урока.2)Презентацию №1 для 1 этапа урока,созданную учителем,3)Презентацию №2...

Методическая разработка открытого урока. Тема «Логарифмические функции, их свойства и графики»

Методическая разработка по теме «Логарифмические функции, их свойства и графики» разработана на основе рабочей программы по дисциплине ЕН.1. Математика по специальностям 34.02.01. «Сестринское дело», ...

Методическая разработка урока по алгебре 10 класса по теме: «Построение графика функции косинус»

Построение графика функции косинус, свойства, решение уравнений с использованием графика...