Духовно – нравственное развитие и воспитание школьников на уроках литературы и русского языка как основа гармоничного развития личности учащегося
статья на тему

Ковальчук Фаина Алексеевна

Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовно-нравственные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов. И мне, как учителю, важно передать детям то, что поможет им сохранить человеческое в себе, защитить от беспамятства и  нравственной пустоты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Духовно – нравственное развитие и воспитание школьников  на уроках литературы и русского языка как основа гармоничного развития личности учащегося

Тезисы. Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовно-нравственные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов. И мне, как учителю, важно передать детям то, что поможет им сохранить человеческое в себе, защитить от беспамятства и  нравственной пустоты.

Ключевые слова: воспитание, нравственность, саморазвитие, доверие, семейные традиции, педагогика сотрудничества, сердце.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного гражданина России. В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений, составляющих основу учебной деятельности обучающегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно – нравственных, социальных, семейных ценностей. В соответствии с этим определяется и современный национальный идеал личности, воспитанный в новой российской общеобразовательной школе, - высоконравственный, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.

В современных условиях на литературу как на учебный предмет возлагается особая миссия.

Русская литература всегда была гордостью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.

Урок литературы обладает уникальными возможностями, используя которые я актуализирую в юном читателе процесс саморазвития как постижение многообразия «нравственных проявлений личности человека».

Условием реализации таких возможностей, на мой взгляд, является интеграция четырех психолого-педагогических составляющих современного урока:

- активность творческого воображения;

- актуализация мотивационных ресурсов учения;

- гуманизация процесса обучения;

- логика усвоения опыта творческой деятельности.

Эти цели достижимы, так как я даю пищу воображению и уму школьников, нахожу в изучаемом произведении мотивы, отвечающие потребностям и интересам учащихся, создаю на уроке атмосферу искренности и доверия.

Настоящей школой  педагогического мастерства стали уроки – семинары по роману Л.Н. Толстого  «Война и мир», при подготовке к которым детям было предложено ответить на вопросы о семейных традициях в современном мире.

Вечера, званые обеды, семейные чаепития, деревенские праздники, охота, гадания, русские балы, светские рауты - какую из традиций бывшей русской жизни   хотелось бы возродить?

Были различные мнения. Кому-то хотелось побывать на деревенском празднике, кто-то был за семейные чаепития, девочки хотели, как Наташа Ростова, появиться на балу и ослепить присутствующих своей красотой.

Я заставляю детей задуматься о нравственных проблемах  нашего общества. Одна из них – проблема одинокой старости. Справедливо говорят, что о нравственном здоровье общества судят по отношению к детям и старикам. Почему у нас так много одиноких, брошенных стариков? Почему рвутся связи между поколениями?

Вот что написала о данной проблеме моя ученица:

«Я помню рассказ К. Паустовского «Телеграмма». Учитель помогла нам увидеть трагедию одинокой женщины – матери, к которой родная дочь так и не смогла приехать. Вспоминаются слова об одиночестве из произведения: «Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слез.

- Не дай вам Бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! Не дай вам Бог!»

Помню, мы плакали тоже…

Наверное, писатели хотят, чтобы каждый из нас спросил себя, не зачерствели ли наши души? Способны ли мы на сострадание, милосердие, чуткое, внимательное отношение, как к родным старикам, так и к чужим – одиноким и брошенным?

Я уверена,  спасение в нас самих. Нельзя допустить одиночества среди людей. Мы научим своих детей уважать старость и видеть, чувствовать рядом с собой человека, чтобы затем, на склоне лет, уважали и нас тоже.

Для меня уроки литературы   - настоящие уроки жизни».

Наша главная задача – помочь подростку увидеть в произведениях прошлого их общечеловеческий смысл, затронутые в них нравственные проблемы, закономерности самой жизни, как ощутил и отразил их писатель.

Разве не актуален для нас вопрос о человечности на войне? Вспомним в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Денисова и Долохова, подумаем над эпизодом, где Николай Ростов мучается, едва не зарубив французского офицера «с ямочкой на щеке». Задаю ребятам вопрос: «Когда Ростову было легче воевать – до или после того эпизода?» - «До», - говорят. «Как легче воевать – будучи человечным или всякую человечность в себе истребить, поддавшись одной лишь ненависти?» Недолгое раздумье – слышу в ответ: «Без человечности легче». И затем спрашиваю: «А зачем тогда человечность на войне, если без нее сражаться легче?»

И наступает  настоящее раздумье о жизни…

- Если люди на войне совсем потеряют человечность и будет одна ненависть, то и после войны они такими останутся.

Соглашаюсь и добавляю: «Если люди, сражаясь, изгонят из душ своих все человеческое и доброе, оставив только ненависть, то после победы они не сумеют построить гуманное общество. Они будут вносить ненависть и нетерпимость и в мирную жизнь».

Идеалом настоящего интеллигента, доброжелательного учителя, патриота для меня является выдающийся знаток отечественной и мировой  культуры Д.С. Лихачев. Мне близки его слова: «Искренность и правдивость, честность и бескорыстие всегда добро».

Мною разработана система уроков по подготовке к  ЕГЭ по русскому языку  на основе текстов нравственной и гражданской тематики из сборника «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева.

Правильно подобранный материал не только помогает сделать урок русского языка интересным, но и обеспечивает главное – возможность реализовать ту педагогику сотрудничества, которая объединяет учителя и учеников, наполняет жизнь теплом и радостью общения.  Закрепляя определенные моральные понятия, я предполагаю при этом и переход к определенным навыкам поведения.

Общаясь со школьниками определенного возраста, чувствую, над какими направлениями нравственного становления и духовного роста необходимо работать. В среднем звене, например, остро ощущается дефицит культуры общения, элементарного такта, терпимости в отношении друг к другу. И в то же время ребята этого возраста щедры душой, бескорыстны, открыты. Они очень ранимы и глубоко восприимчивы к доброму слову, поступку, дружескому участию.

  Идет урок обобщающего повторения по теме «Местоимение».

  Основная интонация урока – доверительная, ведь слово сегодня предоставлено автору сказки «Маленький принц» - Антуану де Сент- Экзюпери.

- Сказка «Маленький принц» написана для взрослых, - начинаю я. – Но читать ее интересно в любом возрасте. Эта сказка объясняет людям, что «самого главного глазами не увидишь» и что «зорко одно лишь сердце».

– Разве сердце может быть зрячим? – удивляются некоторые.

  - А еще в этой сказке есть замечательные слова: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Как вы поняли смысл этого предложения?

  Путешествуя по планете Земля, Маленький принц встречается с Лисом.  Лис ему говорит:

- Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

- А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц.

- Надо запастись терпением, - ответил Лис.

 Может, с этого и начинается дружба? Что значит быть терпимым по отношению друг к другу, быть ответственным за друга?

    А вот как проходит урок «Роль прилагательных в речи». На доске  записан  эпиграф  «Сосуд добра не исчерпать до дна» (Б.Окуджава). Начинаю урок с чтения «мудрых мыслей», их много, но я дожидаюсь, когда будут названы строчки, имеющие отношение к смысловой направленности урока, например: «Все прекрасное на земле – от солнца, все хорошее – от человека» (М.Пришвин). Учащиеся определяют, есть ли в записанных предложениях прилагательные.

Записываем  строчки из стихотворения  С.Я.Маршака:

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Предлагаю определить по Толковому словарю лексическое значение слова «сердце». После того как дано значение слова, спрашиваю, что может сказать о сердце врач, как он может его определить (глухие тоны сердца, больное, здоровое сердце и т.д.). А как мы говорим о сердце человека с добрыми глазами, о сердце человека, который живет интересами и других людей? В «Словаре эпитетов русского литературного языка» Ленинградских ученых К.С. Горбачевича и Е.П.Хабло более ста прилагательных к слову сердце.

- Попробуйте записать 10 таких прилагательных, - говорю я.

Учащиеся называют и пишут: доброе, ангельское, беспокойное, благородное, большое, великодушное, горячее, гуманное, жалостливое, золотое, огромное, кроткое, мягкое, орлиное и т.п. Каждое прилагательное обсуждается, осмысливается – и это очень важные минуты урока.

В этот этап урока вписывается работа с фразеологическим словарем, потому что именно здесь  мы находим объяснение, что значит выражение «большое сердце»  и какие еще есть фразеологизмы со словом «сердце»: сердце разрывается, с открытым сердцем, сердце не на месте, с чистым сердцем и т.д. Делаем общий вывод о людях с добрым сердцем, о людях с горячим сердцем.

Но ведь не все люди такие. Надо перейти к тому, чтобы ребята подумали, как называют людей, которые имеют другую жизненную позицию.

Начинаем работу со словарем антонимов, записываем прилагательные с противоположным значением к словам доброе, беспокойное: бездушное, бесчувственное, глухое, железное, жестокое, зачерствелое, злое, каменное, ледяное. Находим фразеологизмы. Фразеологизм «Сердце обросло мохом» подробно объясняем после того, как выскажут свои соображения на этот счет ребята.

Владимир Солоухин в произведении  «Камешки на ладони» говорит: «Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца – это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – хлебными колосьями, некоторые – злым чертополохом».

Свою миссию я вижу в пробуждении в юных душах доброты, милосердия, взращивании «чистых и ярких цветов», «хлебных колосьев».

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронова Л. Правда полета: Проблема нравственного выбора школьника [Текст] / Л. Воронова // Библиотека в школе: Прил. к газете "Первое сентября". - 2009. - № 10. – 39 - 43.

2. Гликман И. З. Практический аспект нравственного воспитания [Текст] / И. З. Гликман // Народное образование. - 2010. - № 5. - С. 259 - 263.

3. Данилюк А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М.: Просвещение, 2009. – 23 с. - (Стандарты второго поколения).

4. Захарченко М. В. Методологические основы образовательной области «Духовно – нравственная культура» [Текст] / М. В. Захарченко // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 40 - 45.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовной культуры учащихся на уроках литературы и русского языка

Бездуховность стала в наше время массовым явлением. Возникла эта проблема не вдруг, но особенно резко усилилась в последние годы. Не используется при изучении литературы её великая сила, её способност...

Развитие творческих способностей у школьников на уроках литературы и русского языка

Организация творческой деятельности школьников на уроках литературы обогащает их эмоционально, способствует формированию в классе комфортного психологического климата и играет нередко ре...

"Использование на уроках литературы и русского языка приемов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Материал является опытом работы по внедрению технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Даны разработки заданий к разным типам уроков по русскому языку  и литературе  с...

Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и русского языка, 5 класс

Размышления о  возможности воспитания учащихся на уроках литературы и русского языка посредством слова. Статья сопровождается электронным приложением. Материалы из опыта работы учителя русского я...

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках литературы и русского языка.

Работа над формированием нравственности проводится как на уроках литературы, так и на уроках русского языка.Опираясь на собственный опыт в этой статье я привожу некоторые приёмы работы на уроках русск...

Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и русского языка в 5-7 классах"

Духовно-нравственное воспитание на урокахлитературы и русского языка в 5-7 классах Не позволяй душе лениться!Чтоб в ступе воду не толочь,Душа обязана трудитьсяИ день и ночь, и день и ночь!Николай...

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание на уроке английского языка

Данная статья рассматривает духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках английского языка...