Формирование исследовательской культуры обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.
статья по географии (5, 6, 7, 8 класс)

Приемы развития исследовательской культуры обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Липина Христина Григорьевна,

учитель географии высшей категории

Формирование  исследовательской культуры обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.

 Исследование – один из основных видов деятельности (мыследеятельности) наравне с проектированием, конструированием, управлением.

Исследовательский метод – метод привлечения обучающихся к самостоятельным непосредственным наблюдениям, на основе которых они устанавливают связи предметов и явлений, делают выводы, познают закономерности. Итогом систематического использования данного метода станет выпускник, владеющий исследовательской культурой.

 Исследовательская культура  включает в себя знания о закономерностях исследования и приемах исследовательской деятельности. Она выражается в исследовательской деятельности, характеризуется активной поисковой потребностью, совокупностью общепредметных знаний, умений, исследовательских способностей.

Исследовательский метод обеспечивает:

  • Глубинное понимание, а не просто знание материала;
  • Овладение методами научного познания;
  • Наличие творческой деятельности;
  • Мотивацию, активизацию всех участников процесса.

Выработка этапов работы является показателем исследовательской культуры. Можно выделить следующие этапы учебно- исследовательской деятельности:

-Прогностический этап (подготовка к проведению исследовательской работы);

-Технологический этап (проведение учебного исследования);

-Рефлексивный этап (анализ проведенной работы);

-Итоговый этап (защита результатов исследования).

В современной педагогике выделяется три уровня реализации исследовательского обучения:

  • педагог ставит проблему, намечает стратегию и тактику ее решения, учащийся ищет решение самостоятельно;
  • педагог ставит проблему – метод ее решения ищет учащийся самостоятельно (коллективный поиск);
  • высший уровень – постановка проблемы, поиск методов ее решения определяет учащийся самостоятельно (педагог – координатор). 

  «Плюсы» исследовательской  деятельности:

1.Размышление над общественными проблемами,  социально- значимая деятельность;

2.Развитие интеллектуальных умений (аналитические навыки, наблюдательность, конструктивность, критичность мышления)

3.Формирование значимых качеств личности (познавательный интерес, самостоятельность, коммуникабельность).

4.Совместное творчество и сотрудничество педагога и детей.

 Виды учебного исследования:

  • Экспресс- исследование:
  • предполагает массовое участие детей (разного уровня способностей);
  • кратковременные оперативные исследования (эмпирические, теоретические, фантастические);
  • возникающая проблема -  поиск источников информации.
  • Микроисследование:

- разработка анкет, интервью, проведение опросов, анализ полученных данных.

  • Долговременные исследования:

 - наличие проблемы,  этапов, защиты результатов исследования.

Педагогу, желающему заниматься исследовательской практикой, необходимо знать следующее:

  • исследовательская работа традиционно рассматривается как важнейший фактор  развития творческих способностей и аналитических навыков;
  •  учебные исследования зарекомендовали себя  в работе не только с одаренными, но и хорошо смотивированными детьми;
  •  форма организации исследования  предполагает не только индивидуальное, но и групповое (массовое) участие детей;
  •  исследовательская деятельность применима в обучении не только старшеклассников и подростков, но и младших школьников, обладающих любознательностью, жаждой новых впечатлений и желанием экспериментировать.

Известный специалист в области исследовательского обучения Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских наклонностей, соблюдать следующие правила:

  • Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
  • На основе наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей, не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.
  • Не сдерживайте  инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
  • Научитесь не торопиться с вынесением суждения.
  • Научите детей прослеживать межпредметные связи.
  • Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
  • Подходите ко всему творчески. [7]

Использование исследовательского метода развивает познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные умения учащихся. Если это не эпизодическое применение данного метода, то в итоге у обучающихся вырабатывается исследовательская культура.

Значительным потенциалом формирования исследовательской культуры обладают практические работы на местности на уроках географии. Вот некоторые  особенности организации и проведения практических работ на местности.

1.Выбор местности участка для практических работ. Учителю необходимо учесть не только природные, но и хозяйственные объекты, расположенные вблизи исследуемой территории или в пределах её. (Слайд 15) Выявить влияние хозяйственной деятельности человека на природу, установить природоохранные меры, принимаемые в этой местности, и определить конкретную посильную помощь учащихся по охране природы. [5]

2.Высокая эффективность географических образов в развитии мышления. В процессе работы на местности учитель обращает внимание учащихся на научную, практическую, эстетическую и т.д. ценность объектов природы и культурного наследия, (творческие задания: сфотографировать местность, зарисовать…)

3.Использование научной информации, для актуализации знаний. Для анализа можно дать любую научную информацию, например о растениях, которые  постоянно выделяют фитонциды, чтобы «очистить» воздух от микробов. Очищая воздух от бактерий, фитонциды тем самым способствуют профилактике заболеваний. Однако их обеззараживающие свойства проявляются не только в этом. Летучие фитонциды некоторых растений отпугивают грызунов и насекомых, которые являются переносчиками болезнетворных микроорганизмов.  [7]

4.Возможность развития чувства сопричастности к делу охраны природы.  Наиболее доступным является картографирование памятников природы. Учитель до учащихся доводит  информацию о памятниках природы     ( или дает опережающее задание, в зависимости от уровня обученности класса):

Задание:  Определить на территории населенного пункта объекты, которые можно отнести к памятникам природы, нанести их на топографический план местности. Собранную информацию довести до населения

Можно создать проект по памятникам природы, выпустить газету,  развесить информационный материал в наиболее посещаемых населением местах.

6.Приближение учебной исследовательской работы к научному.  Например при изучение малых рек, учитель знакомит, что контроль над процессом очищения донного грунта от белкового загрязнения можно вести путем изучения активности протеолитических  ферментов в илах по аппликациям на рентгеновской пленке [4].

7.Возможность поделиться собранным материалом. С результатами исследований можно поделиться на школьной научно- практической конференции, или организовать выставку. Например, после изучения геологических особенностей местности мы в школе проводим открытие «мини-минералогического музея».

8.Применение  самодельных приборов. Разнообразные приборы, сделанные своими руками учащимися,  добавляют интерес к  исследованию, способствуют формированию значимости труда, доступности исследовательских методов (например, нивелир).

Используя приемы  учебно-исследовательской деятельности во внеурочной деятельности, расширяются возможности глубокого использования не только потенциала школьного педагога, но преподавателей разных уровней. Наиболее приемлемым для учащихся сельских школ являются ежегодные летние лагеря. Очень продуктивной для учащихся нашей школы были: ежегодная республиканская эколого-краеведческая исследовательская экспедиция «Лето наших открытий 2016» и межрайонный лагерь «Меридиан». Здесь ребята получили возможность вести исследования под руководством тьюторов.

Ученые указывают на физиологические предпосылки успешного развития самостоятельной исследовательской деятельности, в частности  ориентировочно-исследовательский рефлекс, и подчеркивают, что исследовательское поведение выполняет важнейшую функцию – функцию развития и является естественным и необходимым для детей.

Исследовательская культура учащихся определяется как интегральное качество личности, выражающееся в готовности и способности к самостоятельной деятельности по решению исследовательских задач и творческому преобразованию действительности на основе совокупности личностно-осмысленных знаний, умений, навыков, ценностных отношений. Цель  учителя не упустить  момент предложить детям заняться настоящей научной деятельностью. Тогда  мы почти наверняка спасем их от равнодушия к сухим школьным дисциплинам.

Литература

  1. Войлошников В.Д. Полевая практика по геологии. М.: Просвещение, 1984.29с.
  2. Жигарев И.А., Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Основы экологии. 10(11) класс: Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику под редакцией Н.М. Черновой «Основы экологии.10 (11) класс». М.: Дрофа 2001.123с.
  3. Использование типовых планов в обучении географии. Ижевск: межвузовская типография, 1988.12с.
  4. Ихер Т.П. Изучаем малые реки: Пособие по комплексному исследованию экологического состояния малых рек. Тула, 1999.24с.
  5. Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии. М.: Просвещение, 2001.9с.
  6. Край удмуртский/ Сборник статей, очерков, рассказов о проблемах охраны природы. Ижевск: Удмуртия, 1984. 22с.
  7. Руководство к познанию природы и населения Удмуртии: учебно- методические материалы/ Отв. Ред. В.В.Туганаев. Ижевск: Удмуртский госуниверситет, 1993.
  8.   Попова Т.А. Экология в школе: мониторинг природной среды. М.: ТЦ Сфера, 2005. 25с.  



Предварительный просмотр:

ТЕМА: Климат с. Б.КИБЬЯ.

Конференция работников метеостанции:Б.Кибья-1

Б.Кибья-2

Б.Кибья-3

Б.Кибья-4

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

1.        Закрепить практические умения  учащихся собирать и обрабатывать данные метеонаблюдений, анализировать и прогнозировать.

2.        Закрепить умения строить графики, диаграммы, розы ветров по данным наблюдений.

Работа в группах по 5 человек, группа№1 характеризует осенние месяцы, группа№2-зимние месяцы, группа№3-весенние месяцы, группа№4-летние месяцы.

План описания погоды за сезон:

1.        определение средней t за сезон.

2.        Максимальная и минимальная t.

3.        Число ясных дней.

4.        Число дней с осадками.

5.        Виды осадков

6.        Господствующие ветра- роза ветров.

7.        Основные характерные явления погоды сезона.

8.        Построить график хода t, розу ветров текущего (прошлого) года.

9.        Сравнение с результатами прошлых лет.

10.        Составить опорный конспект.(ЛОС).

     12.Анализ  агроклиматических ресурсов села.

     13.Влияние климата на условия жизни населения.

Инструкции группам:

1.Определение средней t по месяцам, за сезон.

2.Составить таблицу:

Месяцы

Средняя t

Max t

Min t

Давление

Ветер vср.

Градация в определении характера зимы и лета в зависимости от t.

Лето

Интервал t самого теплого месяца

Зима

Интервал tсамого холодного месяца

1.Очень прохладное

0;+5

1.Очень мягкая

-0;-3

2.Прохладное

+5;+10

2.Мягкая

-3;-7

3,Умеренно прохладное

+10;+15

3.Умеренно мягкая

-7;-10

4.Умеренно теплое

+15;+18

4.Умеренно холодная

-10;-15

5.Теплое

+18;+22

5.Холодная

-15;-20

6.Очень теплое

+22;+25

6.Очень холодная

-20;-25

7.Жаркое

+25;+30

7.Суровая

-25;-35

8.Очень жаркое

+30;+35

8.Очень суровая

-35;-45

9.Знойное

+35 и выше

9.Жестокая

-45 и ниже

Средняя температура воздуха и количество осадков по Б.Кибье

Приложение №1

годы

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

t в с

осад в мм

tв с

осад в мм

t в с

осад в мм

t в с

осад в мм

tв с

Осад в мм

Январь

-12,6

60,5

-13,2

41,2

-12,3

57,9

-12,3

40,5

-12,5

75,0

Февраль

-16,1

22,0

-15,9

17,3

-12,1

22,1

-11,3

34,3

-11,7

47,6

Март

-6,5

25,3

-3,8

10,4

-1,4

66,8

-5,8

52,9

-3,7

30,3

Апрель

-3,3

38,9

7,8

10,3

5,8

38,8

7,2

28,9

5,8

53,0

Май

10,5

72,0

9,7

108,5

10,8

27,6

15,2

30,4

10,7

11,3

Июнь

19,1

110,9

17,3

120,8

17,4

56,8

19,7

37,6

14,4

16,9

Июль

16,9

112,5

16,9

84,8

19,2

57,8

19,4

43,2

15,5

84,0

Август

17,8

16,3

15,8

60,2

16,6

29,8

15,6

36,2

14,6

42,2

Сентябрь

11,7

46,7

8,9

103,2

9,9

17,3

10,7

76,7

13,6

7,3

Октябрь

2,1

57,2

3,4

4,7

2,6

75,1

7,2

56,9

1,9

87,5

Ноябрь

-5,3

67,9

-6,1

59,9

-7,6

56,0

-1,9

19,5

-4,7

79,7

Декабрь

-11,3

68,0

-14,3

31,9

-9,5

43,3

-11,7

42,3

-8,9

24,9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии

В содержании всех учебных дисциплин заложены большие возможности для воспитания патриотических и гражданских качеств обучающихся. Весь их комплекс воздействует на гражданское сознание школьников. При ...

Реализация требований ФГОС ООО к образовательным результатам обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности

В этом материале собраны работы учителя  по изучению и внедрению Федерального Государственного Образовательного стандарта ООО...

Развитие индивидуальных возможностей обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Мы, коллектив учителей  МБОУ СОШ№18 города Камышина  Волгоградской обл.:Избицкая М.Н., Калашникова И.В.,  Мешкова Е.Е., Тетерина Т.В. - представляем свой  опыт "Развитие индивидуал...

Правовое обучение и воспитание обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности

В современном российском обществе сохраняется, до сих пор, низкий уровень правовой грамотности и правового самосознания граждан. К сожалению, наша школа не исключение, поэтому мы и взялись за реализац...

«Формирование экологической культуры школьников посредством технологии проектной деятельности обучающихся на уроках химии и внеурочной деятельности».

Cовременная химия направлена на решение глобальных проблем устойчивого развития человечества — сырьевой, энергетической, пищевой и экологической безопасности, проблем здравоохранения....