Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности по химии
творческая работа учащихся по химии (10 класс) на тему

Зубова Юлия Николаевна

Организация проектной деятельности в условиях сельской школы по химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл forum_vystuplenie.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Зубова Ю.Н.  учитель химии первой квалификационной категории МОУ «Ушаковская  СОШ»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема моего выступления организация  проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности по химии

Давайте мысленно перенесемся в мир своего детства и погрузимся в воспоминания. Какими мы были? Любопытными, наблюдательными и, конечно, было желание постоянно экспериментировать. Экспериментальная работа дает возможность каждому почувствовать себя в роли ученого, приоткрывающего дверь в новое, неизвестное. Только самостоятельно добывая в эксперименте знания, можно получить уверенность в его истинности и справедливости.

В современных условиях, где предмету химия в общеобразовательном процессе отводится незначительное время, очень трудно заинтересовать учащихся познанием научной картины мира. Но практика показывает, сегодня ученику нужны осознание общей картины мира, ощущение сопричастности к культурному наследию, прямого участия в жизненных процессах.

Одной из форм организации деятельности учащихся, позволяющей максимально приближать обучение к жизни, является исследовательская работа. Хорошо организованная и систематизированная исследовательская деятельность учащихся способствует не только развитию творческих способностей ребенка, но и мотивирует его на выполнение учебной задачи в целом и, самое главное, способствует его социальной адаптации в среде сверстников, помогает менять его статус в коллективе, позволяет почувствовать собственную значимость.

Поисковый характер урока-исследования вносит в учебный процесс элементы развивающего обучения. Для него характерна опора на конкретный жизненный опыт учащихся, достаточно высокая мотивация через решение особо значимых для школьников проблем, высокая доля самостоятельного поискового труда на уроке, динамичная атмосфера рефлексивного осмысления поиска и инициативная позиция учащихся. На таких уроках появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности в решении проблем, а также освоения ими способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационные компетенции. Именно такой подход к организации участия школьников в исследовательской деятельности приносит хорошие плоды, формирует мотивацию участия в активной творческой деятельности, способствует пониманию учащимися необходимости развития своих способностей для дальнейшего личностного развития.

Основой урочной деятельности является самостоятельная деятельность ученика по решению проблемных задач урока, поставленных учителем. Одними из видов нетрадиционных уроков, позволяющих использовать исследовательский метод обучения являются: урок – исследование, урок – лаборатория,  урок – творческий отчет, урок – проект, урок – презентация, урок – экспертиза, урок – путешествие, урок – рассказ, урок – экскурс в эпоху деятельности ученого и другие.

Помимо нетрадиционных уроков, формированию исследовательских умений учащихся способствует учебный эксперимент, что с латинского означает «проба». Его особенностью является возможность отработать с учащимися такие элементы исследовательской деятельности, как планирование, проведение, обработка и анализ результатов.

Однако наибольшие возможности для проведения системной исследовательской работы учащихся предоставляет внеурочная исследовательская деятельность.

Одними из видов использования исследования являются: школьное НОД, олимпиады, конкурсы, интеллектуальные марафоны, конференции, факультативы, предметные клубы и другие. Внеурочная образовательная деятельность осуществляется в виде различных типов исследовательских работ.

Помимо занятий в школе учащиеся могут проводить исследования в домашней работе. Это стимулирует творческие способности: воображение, фантазию, активную мыслительную деятельность. Исследовательские домашние задания снабжаются инструкциями.

В преподавании естественных наук, и в частности  химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов.

Я работаю по программе курса химии автора Г.Е. Рудзитиса. Можно использовать проектную деятельность при изучении, таких тем как: 8 - 9 класс – химические элементы, шеренга великих химиков, классификация химических реакций, признаки химических реакций, металлы и неметаллы, химическое производство азотной и серной кислот, органические вещества.

10 - 11 класс – классы органических веществ, строение вещества, химические реакции, химия в жизни общества. Защита данных проектов проходит на уроке.

Учащиеся выполняют и более сложные исследовательские проекты, тематика их также различна. Ежегодно ученики принимают участие в научно-практических конференциях и занимают призовые места.

Например:

  1. «Нитраты в продуктах питания».
  2.  «История развития зубной пасты и её роль в жизни человека».
  3. «Бытовые отходы».
  4.  «Влияние курения на здоровье человека».
  5. «Химия в криминалистике».
  6. «Исследование чая».  
  7. «Химчистка на дому».
  8.  «Глутамат натрия. Усилитель вкуса и действие его на организм человека».

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Анализ работ учащихся свидетельствуют о развитии познавательных функций школьников, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач, что, несомненно,  будет способствовать успешному  обучению в вузе.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы по организации проектно- исследовательской деятельности обучающихся на уроках технологии.

Учителя,  заинтересованные в своей работе, желающие творчески подходить к педагогической деятельности с успехом могут применять идеи программы " Интел" в своей деятельности. Предлагаю вашему вним...

«Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках технология»

В статье раскрываются понятия проектной технологии, его основные компоненты. Школьники, обучающиеся по методу исследований, получают более глубокое знание изучаемых явлений и процессов, а также стабил...

Методический проект на тему : «Организация проектно – исследовательской деятельности обучающихся на уроках литературы как способ достижения метапредметных результатов».

1.Актуальность .        Методический проект разработан на основе  обобщения педагогического опыта , в котором найдены и апробированы типовые решения педагогичес...

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.

Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие  личности обучающегося. Исследование...

Организация проектно - исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии в условиях ФГОС

В статье описаны формы организации  учебно - исследовательской деятельности на уроке биологии, которае связаны с решением учащихся творческой  исследовательской задачи с заранее неизвестным ...

Информационная карта инновационного опыта: «Роль регионального компонента в организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочное время»

Ключевые слова: методика преподавания, география, региональный компонент, краеведение, патриотическое воспитание, современные образовательные технологии. Построить свою собственную  методиче...