Информационная карта инновационного опыта: «Роль регионального компонента в организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочное время»
статья по географии
Ключевые слова: методика преподавания, география, региональный компонент, краеведение, патриотическое воспитание, современные образовательные технологии.
Построить свою собственную методическую систему мне помогла моя тема самообразования «Роль регионального компонента в организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочное время», которая и стала ведущей идеей моей методической разработки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации | 497.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Егорлыкский район Ростовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1
Методические рекомендации
Методическое пособие
«Роль регионального компонента в организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся
на уроках географии и во внеурочное время»
Методическая разработка
для учителей и преподавателей географии
Автор: Ступак Галина Николаевна,
учитель географии
МБОУ Егорлыкской СОШ №1,
высшая категория
Ключевые слова: методика преподавания, география, региональный компонент, краеведение, патриотическое воспитание, современные образовательные технологии.
ст. Егорлыкская
2022.
Пояснительная записка
«Любовь к Родине.
Неизбывная любовь к месту, где ты впервые увидел солнце
и склоненную над тобой голову матери, и услышал слова отца, и повторил их,познавая красоту родного языка!
Чью душу не тревожила эта светлая, чистая, неподкупная любовь?»
Виталий Закруткин
Любовь к Отечеству всегда определяется степенью любви к родной стороне… У каждого человека на земле есть самый дорогой сердцу уголок. И где бы он не родился, его всегда будет тянуть на встречу со своим босоногим детством.
Чтобы действительно любить и гордиться своей Родиной, нужно знать её! Создание образа своего родного края, воспитание любви к окружающей местности, формирование гражданской позиции школьника – это одна из основных задач учителя географии. Именно география помогает учащимся увидеть мир таким, какой он есть, сделать правильный выбор жизненного пути в этом сложном мире.
Патриотическое воспитание, как и нравственное, невозможно осуществить по инструкциям и добровольно-принудительным играм. Для того чтобы в случае опасности человек, не задумываясь, встал на защиту своей Родины, он должен чувствовать к этой Родине пронизывающую до боли в сердце любовь.
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия - наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место - город или аул - несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, Малая Родина.
Меняются времена, эпохи, люди… Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для школы и родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.
В последние годы особенно неуклонно возрастает роль краеведения, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания. Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира.
Построить свою собственную методическую систему мне помогла моя тема самообразования «Роль регионального компонента в организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочное время», которая и стала ведущей идеей моей методической разработки.
Актуальность методической разработки обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа» и условиями введения ФГОС ООО.
Анализируя свой педагогический опыт, я пришла к выводу, что именно системная работа с учащимися в урочное и внеурочное время с использованием национально-регионального компонента способствуют развитию познавательных и творческих интересов учащихся и успешности их деятельности, связанной с учебным предметом, который я преподаю – географией.
Внедрение регионального компонента на уроках географии позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Работа с региональным краеведческим материалом развивает конструктивное, творческое мышление, коммуникативные способности у учащихся. Способствует формированию умений и навыков проектно-исследовательской деятельности, осмысленного владения информацией и ее последующей обработкой.
Проектно-исследовательская работа с учащимися построена мною с учетом регионального краеведческого содержания.
Ведущая педагогическая идея методической системы - усиление практической направленности уроков через содержание регионального компонента и интеграцию системно-деятельностного и метапредметного подходов, индивидуализацию обучения, использование методов и приемов, обеспечивающих высокий уровень мотивации учащихся.
Цель методической разработки: Совершенствовать и применять на уроках географии и во внеурочное время проектно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
1. Приобщение учащихся к плановому ведению исследования; вывести их на реальный результат (написание научной работы, выступление на научно – исследовательской конференции и т.д.).
2. Научить учащихся умению ориентироваться в современном информационном пространстве.
3. Развитие творческих способностей, проектных и исследовательских навыков учащихся, повышение социального статуса знаний.
4.Повышение эффективности учебно-исследовательской деятельности за счет использования краеведческого материала компонента.
5. Развитие в процессе деятельности типов мышления, адекватных будущей профессиональной деятельности.
Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
В процессе своей работы я поняла, что задачи географического обучения успешно решаются через школьное краеведение. Это понимание привело меня к выводу, что изучение своего края способствует развитию личности ребёнка, вооружает его системным подходом к оценке любых событий и ситуаций, формирует целостную картину мира.
Главными целями школьного краеведения являются:
1.Реализация государственной политики в области образования через национально-региональный компонент.
2. Содействие формированию деятельной структуры личности как носителя этнокультурной среды.
При этом мною решаются следующие задачи:
1. Сформировать личность учащегося, как целостного хранителя, пользователя и создателя социокультурных ценностей и традиций Ростовской области.
2. Расширить, углубить и конкретизировать знания, предусмотренные федеральным компонентом.
3. Включить каждого ребёнка в коллективную творческую деятельность и на основе этого обеспечить его саморазвитие и самореализацию.
4. Создать условия для продуктивной социально значимой деятельности учащихся.
Применение в краеведческой деятельности технологии продуктивного обучения (проектно - исследовательская деятельность) позволяет получать результаты в виде освоения учащимися теоретической и практической частей программы, создания духовно - практических ценностей (выставок, музейных экспозиций, тематических проектов, исследований), осознания ребёнком значимости краеведческих знаний, формирование нравственных понятий (малая родина, семья, народ), развития навыков общения и коллективной деятельности, стремления к самообразованию и реализации личностного потенциала.
Критериями оценки реализации технологии продуктивного обучения в краеведении являются реальная социальнозначимая деятельность учащихся, наличие самостоятельного, творческого продукта деятельности каждого ученика в области краеведения.
Использование результатов реализации краеведческого принципа обучения через продуктивную технологию возможно в системе дополнительного образования детей 10-18 лет в учреждениях дополнительного образования через детские объединения (отряд «Поиск», «Движение первых»).
Краеведение многофункционально по своей природе и, являясь комплексной отраслью знаний, цементирует весь образовательный процесс. Это средство всестороннего, гармоничного развития личности и воспитания гражданской позиции. Знания о своём крае всё более утверждаются в общественном сознании, как приоритет безопасности страны. При этом формируется толерантное отношение к любой другой культуре.
Технология продуктивного обучения предполагает учение ребёнка в процессе производства своего собственного продукта, при этом реализуется его личностный потенциал, мерой продукта становится ученик со своими интересами, опытом и образовательными целями, а самим продуктом – выполненный им реальный проект. Такое обучение ведёт к демократическим отношениям в коллективе с утверждением приоритета индивидуальности. Особенно успешно применение такой технологии в отношении нестандартных детей, неуспешных в классической школе. Происходит их декомпенсация, ребёнок становится самодостаточной личностью.
Новизна такого обучения в том, что образование идёт от практики к абстракции, от опыта к понятию, а не наоборот, как в традиционной школе. Концепция же продуктивного обучения ориентирована, прежде всего, на самостоятельную деятельность ребёнка, а не на школу, как систему или учителя, как её часть.
Практическая значимость заключается в создании реальных ценностей (школьный музей, выставка, проекты) и позитивном саморазвитии личности ребёнка.
Данная образовательная деятельность реализуется по составленной мною программе «Краеведение» за 3 года обучения, в дальнейшем через позитивное и социальное побуждение ребёнка.
Краеведение должно базироваться на трёх китах современной педагогики:
- проблемности;
- развивающем характере обучения;
- связи обучения с жизнью ребёнка при учёте зоны его ближайшего развития.
Сегодня формируется новая философия образования, вызванная глобальными проблемами: человек и природа существуют в единой системе, это требует организации научного природопользования. Возникает экологический императив краеведческого образования, где формируется интегральное отражение картины мира для ребёнка (социальный проект «Лиман», экологическая ситуация Егорлыкского района)
Таким образом, через краеведение решается мировоззренческая задача: сделать окружающий нас мир чуть менее враждебным и агрессивным и чуть более понятным и управляемым.
Краеведение создаёт условия для работы исследовательского характера, что помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии школьника.
Но главное в том, что краеведение отвечает учебным требованиям и целям. А это требует, чтобы краеведение было принципом обучения географии в школе. В связи с этим важно подчеркнуть учебную сторону школьного краеведения, содержание и характер которой подчиняется образовательным целям, и определяются учебной программой.
В этом случае все выполняемые краеведческие работы – основное условие реализации краеведческого принципа в обучении географии. Эти работы могут быть классными и внеклассными по форме их организации, важно, чтобы они выполнялись всеми учащимися и отвечали содержанию курса.
Краеведческий принцип предполагает систематическое установление связей любого изучаемого курса географии с теми знаниями, которые получают учащиеся в результате непосредственного исследования своего края. Обязательное использование в обучении приобретённых краеведческих знаний – главное условие учебного краеведения.
Таким образом, учебное краеведение решает две задачи:
- всестороннее изучение своей местности;
- использование краеведческого материала в общем курсе школьной географии.
Они очень тесно связаны: решение первой открывает путь к решению второй.
Краеведческий принцип даёт возможность строить обучение географии на основе дидактического правила: от известного к неизвестному, от близкого к далёкому.
Имея представление о природе и её закономерностях, а также о населении и хозяйстве своего региона, легче понять географию других территорий России, а также зарубежных стран.
Конкретное проявление процессов развития географической сферы в ближайшем биогеоценозе помогает формированию правильных представлений о многих предметах и явлениях географической оболочки Земли, в том числе и о тех, которые недоступны непосредственному наблюдению учащихся.
Местный краеведческий материал, таким образом, служит тем уже известным образцом (эталоном), к которому учитель прибегает для разъяснений, сравнений и иллюстраций, а работа учащихся по изучению своего края – средством непосредственного познания многих географических явлений.
Преподавание географии при краеведческом подходе строиться не на «словесных схемах», а на наблюдениях подлинной действительности и в соответствии с жизненными потребностями. Из этого следует, что краеведение должно служить преподаванию географии повседневно и непрерывно!
Существует несколько форм в организации краеведческого изучения. Одни из них составляют программные (урочные и внеурочные) учебные занятия, другие относятся к внеклассной работе.
Важную роль в развитии школьного краеведения в России сыграл К.Д. Ушинский, который в ряде своих работ теоретически обосновал «родиноведческий принцип» в обучении, показал большое воспитательное и образовательное значение изучения своего края.
Краеведение - является составляющей содержания образования учащихся, потому что закон «Российской Федерации об образовании» выделяет три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный компоненты среднего образования.
Краеведческий материал, используемый в преподавании школьного курса географии, является типичным как в физико-географическом, так и в экономико-географическом отношении и способствует более глубокому и прочному усвоению обучающимися основных географических знаний, конкретизации и раскрытию научных понятий. Важно то, чтобы обучающиеся умело обобщали краеведческий материал, учились видеть отражение общих закономерностей природы и человеческого общества, учились видеть далекое через близкое, общее через частное.
Региональный компонент включает в свой состав не только знания о природе, населении, хозяйстве, но также сведения из истории, литературы, этнографии, музыки и других наук о данном регионе.
Краеведческого образования: формирует у учащихся системное представление о территории проживания как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте Российской Федерации и мирового географического пространства, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления.
В каждом уголке Ростовской области, в каждом городе, поселке, селе есть свои уникальные природные особенности, неповторимые черты истории и культуры населения. Здесь и равнины с разнообразными ландшафтами, и реки, и озера, пещеры, водопады, а также города и хутора с музеями и памятниками.
Именно изучение этих особенностей формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание. В этих условиях трудно переоценить значение экскурсий и походов по родному краю, краеведческих исследований и наблюдений.
Поэтому я стараюсь сформировать у учащихся системное представление о территории Ростовской области, как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте РФ и мирового географического пространства, в котором развиваются региональные процессы и явления на уроках географии в системе учебной программы. Мы изучаем родной край в рамках системы экскурсионно-краеведческой деятельности: походы, поездки, экскурсии и выезды.
1. В реализации образовательных программ по географии на изучение географического краеведения отводится 10-15 % от общего учебного материала. Системное изучение национального регионального компонента проходит в 5,6, 7, 8, 9, 10 и 11 классах. Например,
Темы региональных уроков | Темы федеральных уроков | Типы уроков |
5-6 класс | ||
1.Вклад российских исследователей в изучение региона Ростовской области | Введение. Развитие географических знаний. Современные географические знания. | Урок-конференция |
2. Географическое положение Ростовской области и место в нем города, района и населенного пункта в котором ты проживаешь. | План и карта. Определение географических координат. | Урок практических работ. |
3. Рельеф Ростовской области. | Литосфера. Породы, слагающие земную кору. | Практические работы. Экскурсии . |
4. Особенности климата своей местности, города Ростовской области | Атмосфера Атмосферное давление. Ветер Атмосферные осадки. Погода. Климат. Тепловые пояса Земли. | Комбинированный урок. Практические работы. |
5. Реки, озера, водохранилища Ростовской области. | Гидросфера. Мировой океан. Реки. Озера. Ледники. Искусственные водоемы. | Экскурсии, практические работы на местности. |
6. Почвенные ресурсы Ростовской области | Биосфера. Природный комплекс. Воздействие человека на природный комплекс. | Урок-беседа. Комбинированные уроки. |
7. Флора и фауна Ростовской области, Егорлыкского района | Биосфера. Распространение организмов. Воздействие организмов на земные оболочки. | Комбинированные уроки. Экскурсия. Практическая работа. |
7 класс | ||
1. Общая характеристика географического положения Ростовской области в пределах Евразии | Введение. Материки, острова, части света. Общий обзор особенностей природы Северных материков. Евразия. | Комбинированные уроки. Уроки практических работ. |
2. Природные ресурсы Ростовской области. | Литосфера и рельеф Земли. Основные формы рельефа Евразии. | Комбинированные уроки. Уроки практических работ. |
3. Общая характеристика внутренних вод Ростовской области. | Атмосфера и климаты Земли. Климатические пояса Земли. Евразия. Внутренние воды, реки, озера, современное оледенение. | Комбинированные уроки, практические работы. |
4. Население Ростовской области, динамика, урбанизация, миграции | Освоение Земли человеком. Страны мира. Население Евразии. | Урок-конференция. |
8 класс | ||
1. Географический адрес Ростовской области | Географическое положение России. | Практические работы. |
2. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Ростовской области. | Главные особенности рельефа России. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. | Комбинированные уроки. |
3. Геологическое строение и рельеф Ростовской области. | Главные особенности рельефа России. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Геологическое летоисчисление. Движения земной коры. | Комбинированные уроки |
4. Общие закономерности климата Ростовской области. Различие климатов по районам | Климатообразующие факторы. Синоптическая карта, прогноз погоды. Климат и человек | Комбинированные уроки. Экскурсия на метеостанцию. Уроки практических работ |
5.Состояние внутренних вод Ростовской области. | Распределение внутренних вод по территории России. Зависимость речной сети от рельефа. Опасные явления, связанные с водам, пути и способы их прогноза и предупреждения. Водохранилища | Уроки практических работ. Комбинированные уроки. Интегрированный урок. |
6.Внутренние воды Ростовской области | Состав внутренних вод. Зависимость рек от климата | Уроки практических работ. Комбинированные уроки. Экскурсия |
7. Почвы - одно из важнейших природных богатств Ростовской области. Черноземы. | Главные факторы почвообразования. Почвенное плодородие, гумус. Борьба с эрозией, истощением почвенного плодородия | Комбинированные уроки. Уроки практических работ. |
9 класс | ||
1. История заселения Ростовской области. Национальный и религиозный состав населения. 2. Трудовые ресурсы Ростовской области. Административное деление. Городские и сельские поселения | Численность населения России и причины, её определяющие. Зоны расселения. Формы расселения, типы населённых пунктов. Национальный состав населения Российской Федерации. Разнообразие языков, своеобразие быта и религий, межнациональные проблемы Трудовые ресурсы и экономически активное население, их роль в развитии и размещении хозяйства, неравномерность в обеспеченности трудовыми ресурсами различных территорий страны. Структурная перестройка хозяйства и перераспределение числа занятых в различных отраслях и сферах. Формы расселения, типы населённых пунктов | Комбинированные уроки, уроки-лекции. Комбинированные уроки. Уроки практических работ. |
3. Ростов - на- Дону – столица ЮФО, город- миллионер. Большие, средние и малые города Ростовской области. | Крупные города и городские агломерации. Проблемы малых городов. Сельские населённые пункты | Комбинированные уроки. Экскурсии |
4. Особенности экономико-географического положения (ЭГП) Ростовской области. | Общая характеристика хозяйства России. Уровень развития экономики России в сравнении с другими странами мира. Основные факторы формирования хозяйства | Комбинированные уроки. |
5. Сельское хозяйство, его структура | Агропромышленный комплекс России | Уроки практических работ. Комбинированные |
6. Земледелие и животноводство Ростовской области. | География АПК России | Комбинированные уроки. Урок-диспут |
7. Промышленность Республики Ростовской области. | Общая характеристика хозяйства России | Комбинированные уроки |
8. Экскурсии на промышленные предприятия | ||
10. Курортно-рекреационное Ростовской области | Отрасли социальной сферы России. Курортно – историческое значение крупных городов России | Комбинированные уроки. Урок практических работ, заочное путешествие |
10 класс | ||
1 . Общий обзор природно-ресурсного потенциала Ростовской области. | Политическая карта мира. География мировых природных ресурсов. Политико-географическое (геополитическое) положение стран и регионов как историческая категория | Лекция, семинар. Урок-конференция. |
2. Внешнеэкономические связи Ростовской области. | География международных экономических отношений. Открытая экономика и свободные экономические зоны | Комбинированные уроки. Практические работы |
3. Экспорт и импорт Ростовской области. | Территориальная структура хозяйства и региональная политика. Отраслевая структура материального производства. Воздействие НТР на размещение и территориальную структуру хозяйства | Комбинированные уроки. |
4. География иностранных инвестиций и совместных предприятий (СП) в Ростовской области | Понятие о мировом хозяйстве. Международная экономическая интеграция | Урок – лекция. Комбинированные уроки. |
5. Трудовые миграции. Демографическая ситуация в регионе | Состав (структура) населения. Размещение и миграции населения. Демографическая политика | Комбинированные уроки. |
6. Культурные связи Ростовской области | Территориальная структура непроизводственной сферы. Пространственные формы организации науки, культуры, образования. Культурные регионы мира | Комбинированные уроки. |
7. Место Ростовской области в экономике страны и мира. Конкурентоспособные отрасли экономики. | Формы международных экономических отношений. Международный туризм как форма обмена услугами. Главные районы международного туризма | Урок - конференция |
Таким образом, изучение Ростовской области на уроках географии возможно в каждом курсе предметной области в достаточно полном объеме.
Поскольку место НРК утверждено во всех школьных программах, я не буду подробно останавливаться на его изучении в урочных учебных занятиях. Его содержание я реализую интегрировано с федеральной составляющей курсов и выделяю в самостоятельные блоки изучения в курсах 5-11 классов (природа, население и хозяйство России,мира).
Методика изучения НРК в школьном курсе достаточно апробирована учителями Ростовской области. Главное здесь понять: «нельзя объять необъятное». Поэтому считаю очень важным этап отбора конкретной информации для урока. В этом направлении важна свежесть информации: передачи Ростовских телевизионных и радиоканалов, газет, журналов, странички в Интернете (любимый сайт «Географическое общество») – вот что приходит на помощь. Исключительно полезен для меня, как учителя географии журнал «География в школе», газета «1 Сентября» приложение «География». Иногда целые уроки я строю на материалах этих изданий: «Внешнеэкономические связи РК», «Охраняемые природные территории РК» и другие. Замечательные публикации в журналах использую при изучении населения и территории области. Постоянно «отлавливаю» телепередачи с нужной информацией, так сформировалась видеоколлекция для уроков: Достопримечательности области, «Природа Дона», «Ростов - на Дону жизнь течет рекой» - всё это позволяет сделать уроки интересными и красочными.
Ребята очень любят, когда я приношу на урок природные и музейные экспонаты: ус кита, отпечатки древних моллюсков, каменный уголь, привезенный с острова Шпиц Берген. В семейном музее, который создавался многие годы моим папой, много можно найти интересного. Коллекции глобусов, значков, ручек, автографов знаменитостей и многое другое.
Один из любимых моих методов я называю «суперфакт». Не секрет, что чувство национальной гордости за свой Донской край в современных детях, мягко говоря, не очень выражено. Но чтобы гордиться чем-то, это «что-то» надо знать! Ребятам интересно, когда узнают, что Раздорский этнографический музей-заповедник организован на основании замысла и при личном участии писателя Анатолия Вениаминовича Калинина, на юго-западе Ростовской области есть прекрасные места: побережье Азовского моря, излучина Таганрогского залива — настоящее сказочное пушкинское Лукоморье, Старая Станица. Парк Лога – “маленькая Швейцария”, Этно-археологический комплекс «Затерянный Мир», расположился в х. Пухляковке, Скелеватая скала (Красносулинский район)…
Рассказываю, что в нашей станице был А.С. Пушкин, император Александру I Граф Матвей Иванович Платов, наш земляк знаменитый оружейник Василий Токарев. Вот такая яркая информация запоминается надолго, и, на мой взгляд, очень хорошо способствует детям поднять авторитет своей Малой родины.
Несколько слов о межпредметных связях. Чтобы краеведение действительно было принципом обучения, необходима координация всех учителей-предметников. Детально изучив содержание РНК по другим предметам, я попыталась нашу работу интегрировать. Так, например, с учителем истории мы определились «кто на кого работает» в какой теме, с учителем биологии систематизировали в единую базу данных наглядно-информационные пособия.
Знание объёма и качества материала РНК по другим предметам, на мой взгляд, обязательно учителю-географу. Всю эту информацию я внесла в рабочие учебные программы, поурочное планирование, что существенно помогает мне в работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность школьников на уроках географии и во внеурочное время.
Методические и практические рекомендации при проведении уроков географии исследовательского характера. Из опыта работы....
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.
Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие личности обучающегося. Исследование...
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках математики и во внеурочное время
В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение придаётся проектно-исследовательским формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания опреде...
ПРОГРАММА по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочное время
Программа планирует работу педагога по выявлению способностей обучающихся к творческой и познавательной деятельности, а также планирует работу учителя по созданию благоприятных условий для повышения и...
Представление педагогического опыта работы по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке обучающихся через элементы проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»
Актуальность и перспективность опытаСегодня нашему обществу всё больше требуются современные образованные люди, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, работать в коллекти...
Организация проектной деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время
Обмен опытом «Организация проектной деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время» Ведущее место среди методов новой школы принадлежит сегодня исслед...
Проектно- исследовательская деятельность школьников на уроках географии и во внеурочное время
у детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём ж...