Главные вкладки

    Статья на тему: "Формирование духовно-нравственного пространства личности и общества на уроках литературы"
    статья по литературе на тему

    Формирование духовно-нравственного пространства личности и общества на уроках литературы

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование духовно-нравственного пространства личности и общества на уроках литературы.

    «Чтение для ума - то же, что физические упражнения для тела».

    Джозеф Аддисон

    Книга встречает  нас с раннего детства и сопровождает всю жизнь. Знакомство с литературой, чтение заставляют человека совершенствоваться. Читая, мы меняемся, наш духовный мир становится богаче. Также благодаря литературе  формируется мышление человека, его эмоции, речь, закладываются творческие начала личности.

    Однако, к огромному сожалению, в современном мире наблюдается тенденция снижения желания читать. Нынешние дети значительно больше времени проводят у телевизора, в сети Интернет, за компьютерными играми.

    Именно поэтому учитель литературы в школе должен стремиться сформировать у своих учеников-читателей заинтересованное отношение к книге, как к источнику жизненных знаний, как к другу, который поможет советом, как к основоположнику духовной культуры. И эту цель можно считать достигнутой, если ребенок обращается к книге не только для того, чтобы сделать учебное задание, но и просто так, для себя, когда есть свободное время. Недаром Фрэнсис Бэкон говорил: « Книги - это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от  поколения к поколению».

    Но как же воспитать такого правильного творческого читателя?

    Этот процесс сложен. Он, на мой взгляд, требует взаимодействия родителей, учителя и ученика.

    Во-первых, необходимо проводить работу с родителями, так как многие из них не придают особого значения роли книг в процессе воспитания своих детей. Чтобы в ребенке разбудить читателя, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, советовать прочитать ему что-либо, искренне беседовать с ним о прочитанном.

    Во-вторых, учитель должен ставить перед собой следующие задачи:

    -развивать интерес к книге

    -воспитывать личность в ребенке

    -формировать активное отношение к тому, что он читает

    -учить работать с книгой

    -формировать потребность в постоянном общении с книгой

    -развивать эмоциональность ученика, учить его чувствовать доброе, прекрасное в литературе.

    Самыми продуктивными для достижения поставленных целей я считаю интегрированные уроки, где литература взаимосвязана с музыкой, театрализацией, игрой.

    Ведь что может быть лучше, чем то, когда маленький читатель сам становится героем сказки, погружается в его образ, на себе чувствует, что происходит с персонажем, полностью окунается в атмосферу борьбы добра со злом. Безусловно, после такого перевоплощения не только возникает желание учиться и читать книги, но и духовный мир ученика становится богаче, его переполняют эмоции. Уместно вспомнить слова Фазиля Искандера: «Культура – это не количество прочитанных книг, а количество понятых».

    Стоит отметить, что современные дети мало читают, потому что считают, что классические произведения скучны. Но, я полагаю, если учитель правильно организовал урок, постарался найти подход к ребенку и заинтересовать его, то, читая и анализируя произведение, ученик проникается им, и оно для него уже не безынтересное, а, наоборот, увлекательное, погружающее в свою необыкновенную действительность.

    Например, работая на уроках литературы по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин», полезно выполнять следующие задания:

    1. Ученикам предлагается высказать свою точку зрения по вопросам: Почему Пушкин дал своему герою такую фамилию - Онегин? И такое имя – Евгений? Как они помогают понять характер этого человека, его жизненные ценности и устремления? Провести исследование на фонетическом и лексическом уровнях, прийти к смысловому значению.

     Примерный ключ к проверке выполнения задания:

    «Евгений» в переводе с греческого «благородный». Фамилия, возможно, от названия реки – Онега, протекающей на севере страны и впадающей в Белое море. Или от Онежского озера, есть ещё город Онега в устье реки Онега. «Северная» фамилия героя говорит о том, что он забыл чувства, которые «рано в нём остыли». Холодное сердце! Трезвый ум! Неприступность героя - всё слилось воедино в этой фамилии. На фонетическом уровне она хорошо сочетается с именем героя, благозвучное сочетание, что немаловажно для автора произведения.

    «Татьяна» – в переводе с греческого «устроительница домашнего очага», имя народное, древнее, был греческий царь ТАТИАН. Видимо, Пушкин хотел приблизить характер героини к народным традициям и обычаям, сделать её образ истинно народным, близким и понятным всем нам.

    1. Даны пять фамилий и имён героев романа и карточки с их характеристикой( по пять на каждого героя). Учащимся раздаются конверты с карточками ( 25 карточек), на которых написаны детали портрета, реплики, качества, характеристика того или иного персонажа. Задача – найти «хозяина» каждой таблички и прикрепить карточки под фамилией героев. У каждого героя должно быть прикреплено 5 карточек.

    Ключ к проверке задания:        

    ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

    - МОЛОДОЙ ПОВЕСА

    -УМЁН И ОЧЕНЬ МИЛ

    -МОГ ОН ЛИЦЕМЕРИТЬ

    -КАК ЖЕНЩИН, ОН ОСТАВИЛ КНИГИ

    -РУССКАЯ ХАНДРА ИМ ОВЛАДЕЛА ПОНЕМНОГУ

    ТАТЬЯНА ЛАРИНА

    -ДИКА, ПЕЧАЛЬНА, МОЛЧАЛИВА

    -ЕЙ РАНО НРАВИЛИСЬ РОМАНЫ

    -ОНА ПО-РУССКИ ПЛОХО ЗНАЛА

    -ЗАДУМЧИВОСТЬ ЕЁ ПОДРУГА

    -ОНА СИДИТ ПОКОЙНА И ВОЛЬНА

    ВЛАДИМИР ЛЕНСКИЙ

    -ЕГО ПЕРО ЛЮБОВЬЮ ДЫШИТ

    -ПОКЛОННИК СЛАВЫ И СВОБОДЫ

    -ОН БЫЛ ЛЮБИМ… ТАК ДУМАЛ ОН

    -ПОГИБШИЙ РАНО СМЕРТЬЮ СМЕЛЫХ

    - ПЕВЕЦ УНЫЛЫЙ

    ОЛЬГА ЛАРИНА

    -ПОДОБНА ВЕТРЕНОЙ НАДЕЖДЕ

    -РЕЗВА, БЕСПЕЧНА, ВЕСЕЛА

    -«ЗАЧЕМ ВЕЧОР ТАК РАНО СКРЫЛИСЬ?»

    -КРУГЛА, КРАСНА ЛИЦОМ ОНА

    -ГЛАЗА, КАК НЕБО ГОЛУБЫЕ, УЛЫБКА, ЛОКОНЫ ЛЬНЯНЫЕ

    ДМИТРИЙ ЛАРИН

    -ОН БЫЛ ПРОСТОЙ И ДОБРЫЙ БАРИН

    -ОН УМЕР В ЧАС ПЕРЕД ОБЕДОМ

    -СМИРЕННЫЙ ГРЕШНИК

    -ДОБРЫЙ МАЛЫЙ

    -В КНИГАХ НЕ ВИДАЛ ГРЕХА, ИХ НЕ ЧИТАЯ НИКОГДА

    3.  Детям предлагается сочинить два синквейна по изученному произведению, один – в целом о романе, другой - о каком-нибудь герое произведения. Для этого напомним учащимся, что синквейн – это пятистрочная стихотворная форма, которая возникла в США в начале 20 века по аналогии с японскими хокку. В 1997 году появилась и в России. Ценность такого стихотворения состоит в философском обобщающем взгляде на тот или иной предмет обсуждения, в умении выделить самое главное и синтезировать это главное в короткой упорядоченной форме. Напомним правила построения синквейна:

    1.Тема - одно слово - существительное или местоимение, объект или предмет исследования, размышления.

    2. Два слова - прилагательные или причастия, (могут быть существительные), определяющие выбранный объект.

    3. Три глагола, характеризующие действие указанного предмета.

    4. Фраза из 4-5 слов, выражающая личное отношение автора к предмету, возможно, как эпиграф ко всему произведению

    5. Одно слово как резюме, весомая точка, значимая ассоциация.

    Онегин.

    Холодный, бесчувственный.

    Страдает, роскошествует, хандрит.

    Эгоист поневоле, герой времени.

    Противоречив!

    Татьяна.

    Чувственная, душевная.

    Верит, надеется, ждёт.

    Любимый женский образ Пушкина..

    Идеал!

    Таким образом, прочувствовав роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», ребенок осуждает бесцельную жизнь, эгоизм, бездушное кокетство и воспевает нравственную чистоту, глубокий ум, естественность. А самое главное, что подросток будет стараться вести себя достойно, проявляя свои лучшие  качества, подражая любимым героям.

    Безусловно, помимо навыков грамотного чтения и развития нравственности, таким образом ученик еще и учится красиво и правильно говорить, делать свою речь интонационно и содержательно привлекательной.

    Если учитель и родитель работают слаженно над формированием желания ребенка читать, то результат не заставит себя долго ждать. Юный читатель сам будет стремиться к общению с разными авторами, произведениями, героями. У него будет формироваться свой прекрасный художественный вкус, мотивация прочитать что-нибудь новое, неизведанное.

    Работая в 5-6-х классах, считаю необходимым осуществлять межпредметную связь между литературой и изобразительным искусством. Ребята изображают героев, понравившиеся эпизоды, создают групповые коллажи – это способствует эмоциональной разгрузке на уроках литературы, поднятию интереса к изучению предмета, развитию творческого мышления, а домашние задания такого типа  способствуют формированию теплых семейных отношений, так как дети обращаются за помощью к родителям и вместе с ними проявляют свою фантазию. Например, на уроках изучения басен И.А.Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом» дети не только выявили и осудили человеческие пороки, описанные автором, но и дома потрудились над созданием книжки-малышки по пройденному материалу.

    Еще один прием, который я считаю очень полезным для развития навыков правильного чтения - это «чтение по догадке». Его смысл заключается в том, что перед прочтением нового для учащихся произведения, текст этого произведения делится учителем на несколько частей. После знакомства с первой частью задаются вопросы ко второй, после чтения второй - к третьей и так далее. Дети предполагают, что будет происходить дальше, как будут действовать герои. Ребята очень волнуются, радуются, когда их предположения оказываются верными, переживают, когда действие развивается «не по их плану», проектируют «правильное» и «неправильное» поведение героев. Безусловно, этот прием очень интересен, он способствует развитию интереса к художественным произведениям, любви к чтению, памяти, внимания.

    К примеру, рассмотрим такой прием в изучении народной сказки «Солдатская шинель». Предварительно необходимо поделить сказку на части.

    1 часть

    Солдатская шинель

    Говорил барин с солдатом; стал солдат хвалить свою шинель:

    — Когда мне нужно спать, постелю я шинель, и в головах положу шинель, и покроюсь шинелью.

    2 часть

    Стал барин просить солдата продать ему шинель. Вот они за двадцать пять рублей сторговались. Пришел барин домой и говорит жене:

    — Какую я вещь-то купил! Теперь не нужно мне ни перины, ни подушек, ни одеяла: постелю шинель, и в головах положу шинель, и оденусь шинелью.

    3 часть

    Жена стала его бранить:

    — Ну, как же ты будешь спать?

    И точно, барин постелил шинель, а в головах положить и одеться нечем, да и лежать-то ему жестко.

    4 часть

    Пошел барин к полковому командиру жаловаться на солдата. Командир велел позвать солдата.

    Привели солдата.

    — Что же ты, брат, — говорит командир, — обманул барина?

    — Никак нет, ваше благородие, — отвечает солдат. Взял солдат шинель, расстелил, голову положил на рукав и накрылся полою.

    — Куда как хорошо, — говорит, — на шинели после походу спится!

    5 часть

    Полковой командир похвалил солдата и дал ему еще на чарочку. А барину сказал:

    — Кто поработает да устанет, тот и на камне спит, а кто ничего не делает, тот и на перине не уснет!

    Дети читают первую часть. Затем учитель задает вопросы ко второй части

    Вопросы для предположений учеников:

    1. Что стал просить барин у солдата?
    2. Как отреагировала жена барина на приобретение?
    3. Как дальше действовал барин?
    4. Что ответил солдат?
    5. Как поступил полковой командир?

    Таким образом, применяя разные методы и приемы на уроках литературы, мне удается воспитывать у учащихся средней и старшей школы эмоциональное восприятие читаемых произведений, внимание, мышление, память. Дети проявляют явный интерес к литературе, учатся самостоятельно работать с книгой. А читающий ребенок – это полноценный член общества, способный строить крепкую семью, здоровый социум и сильное государство.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья на тему "Формирование духовно – нравственных ценностей через предмет Духовное краеведение Подмосковья"

    Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций в подростковой среде. Проявление бездуховности, нравственного бескультурья заставляет сегодня многих задум...

    Статья.Семья-как основа духовного-нравственного становления личности

    «Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все...

    Доклад на тему "Формирование духовно-нравственных принципов и ценностей современного общества при изучении традиций стран изучаемого языка"

    Доклад на указанную тему написан в связи с актуальностью проблемы: духовные потребности в концентрации личности на самоусовершенствовании; приобщении подрастающего поколения к вечным истинам, определя...

    Статья на тему "Развитие духовно - нравственных качеств личности в процессе обучения на уроках английского языка"

    В данной статье нами проводится обзор наиболее доступных и применяемых технологий, методов и приемов в обучении языку, с помощью которых можно работать над развитием качеств личности. Данная задача пе...

    Статья на тему: "Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности, обучающейся в современной школе".

    Проблеме формирования гражданской позиции, воспитания толерантности уделяется особенно пристальное внимание......