Главные вкладки

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта тренера -преподавателя Гуляева Сергея Васильевича по теме «Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников ДЮСШ в процессе спортивной подготовки»
    статья по физкультуре

    Гуляев Сергей Васильевич

    В последнее время наблюдается тенденция к повышению социального статуса к духовно-нравственному воспитанию молодежи в системе дополнительного образования, что находит отражение в нормативно-правовых документах деятельности детско-юношеских спортивных школах Республики Саха (Якутия).

    Одной из приоритетных задач образования сегодня является сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни и ответственность за свое здоровье.

    В решении этих задач, несомненно, важная роль отводится физической культуре и спорту. Место физической культуры и спорта в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии физическое здоровье людей, их физическая дееспособность, соответствующие знания и умения, возможности развития личностных и профессиональных качеств. Физическая культура и спорт развивают физические, эстетические и нравственные качества личности, способствуют профилактике заболеваний, организации досуга. Активный отдых детей и подростков отвлекает их от употребления психоактивных и наркотических веществ.

    Неслучайно основной целью деятельности нашей детско-юношеской спортивной школы на протяжении нескольких лет является формирование здорового образа жизни, развитие физических, интеллектуальных и нравственных качеств, создание условий для дальнейшего повышения спортивных результатов каждого обучающегося.

     

    Необходимость о значимости духовно-нравственного воспитания будущих спортсменов продиктована современной социокультурной ситуацией в системе детского спорта и образования в целом, а также с учетом того, что в подростковом возрасте молодые люди не умеют быстро и объективно оценить ту или иную жизненную ситуацию, у них еще не сформировалось умение решать проблемы выхода из конфликтной ситуации, выбора правильного решения при общении с соперниками и др.

    Мы считаем, что духовно-нравственное воспитание в системе подготовки юных спортсменов в ДЮСШ имеет комплексный и системный характер. Оно бесспорно опирается нацеленность на развитие и формирование у юных спортсменов способность воспринимать эстетическую красоту; уважительного отношения к учебно-тренировочной деятельности и ее результатам; выполнения своих обязанностей во время тренировки и соревновательной деятельности; воспитание этических норм поведения, отношения: к другим людям; требовательность и поддержка,  заботливое отношение к одноклассникам, близким, родным, старшим; чувство собственного достоинства; честность, доброта, скромность, простота, чувство общественного долга.

    Следует отметить, что в современных условиях развития детского спорта в Якутии необходимо обеспечить усвоение юными спортсменами этнокультурных традиций, духовных ценностей этносоциума и общечеловеческой культуры - культуры мирового спорта.

    С этой позиции содержание духовно-нравственного развития юных спортсменов в системе дополнительного образования необходимо осуществить в аспекте: 

    - воспитание юного спортсмена в тесной связи с его национальными корнями, с учетом уважения к языку общения;

     - воспитание юному спортсмену к приобщению национальной и мировой культурам;

    - воспитание юных спортсменов в духе уважения и любви к Отечеству и малой Родине.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Публичное представление собственного инновационного

    педагогического опыта

    тренера -преподавателя отделения легкой атлетики

    МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа №1 ГО «город Якутск»

    Гуляева Сергея Васильевича

    Тема инновационного педагогического опыта: 

    «Формирование   духовно-нравственных ценностей у воспитанников ДЮСШ в процессе спортивной подготовки»

    В последнее время наблюдается тенденция к повышению социального статуса к духовно-нравственному воспитанию молодежи в системе дополнительного образования, что находит отражение в нормативно-правовых документах деятельности детско-юношеских спортивных школах Республики Саха (Якутия).

    Одной из приоритетных задач образования сегодня является сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни и ответственность за свое здоровье.

    В решении этих задач, несомненно, важная роль отводится физической культуре и спорту. Место физической культуры и спорта в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии физическое здоровье людей, их физическая дееспособность, соответствующие знания и умения, возможности развития личностных и профессиональных качеств. Физическая культура и спорт развивают физические, эстетические и нравственные качества личности, способствуют профилактике заболеваний, организации досуга. Активный отдых детей и подростков отвлекает их от употребления психоактивных и наркотических веществ.

    Неслучайно основной целью деятельности нашей детско-юношеской спортивной школы на протяжении нескольких лет является формирование здорового образа жизни, развитие физических, интеллектуальных и нравственных качеств, создание условий для дальнейшего повышения спортивных результатов каждого обучающегося.

    Неслучайно основной целью деятельности нашей детско-юношеской спортивной школы на протяжении нескольких лет является формирование здорового образа жизни, развитие физических, интеллектуальных и нравственных качеств, создание условий для дальнейшего повышения спортивных результатов каждого обучающегося

    Необходимость о значимости духовно-нравственного воспитания будущих спортсменов продиктована современной социокультурной ситуацией в системе детского спорта и образования в целом, а также с учетом того, что в подростковом возрасте молодые люди не умеют быстро и объективно оценить ту или иную жизненную ситуацию, у них еще не сформировалось умение решать проблемы выхода из конфликтной ситуации, выбора правильного решения при общении с соперниками и др.

    Обращение к опыту духовно-нравственного воспитания не является новым для подготовки юных спортсменов. Проблема духовности при всех ее многообразии имеет давнюю традицию, но в настоящее время духовно-нравственное воспитание нуждается в разработке целостного подхода, выражающегося в духовном оздоровлении на основе укрепления традиции преемственности поколений, традиционных ценностей, актуализации воспитывающего потенциала содержания образования (Л.И. Аманбаева, В.В. Находкин, И.А. Черкашин).

    Совершенствование работы учителей, тренеров-педагогов по формированию духовно-нравственных качеств юных спортсменов особенно важно в ДЮСШ с учетом того, что данный возраст является наиболее ранимым.

    Анализ содержания учебных программ и секций по видам спорта в системе дополнительного образования выявляет чересчур общий декларативный характер выдвигаемых воспитательных задач, духовно-нравственная воспитания с учетом региональных особенностей у будущих спортсменов в системе дополнительного образования не получает конкретного выражения в работе, например, детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) Республики Саха (Якутия). Данные анкетирования показали, что на сегодняшний день воспитательная функция ДЮСШ в качестве ее ведущей функции признается немногими, более чем у половины – у 60% учителей-тренеров выявлено неоднозначное видение цели воспитания, его содержания, а также вклад разных школьных предметов в духовно-нравственном развитии школьников-спортсменов. Ответы родительской общественности позволили установить, что всего лишь 20% родителей придают системе дополнительного образования воспитательное значение. Анкетирование показало, что современные родители заинтересованы в интеллектуализации учебного процесса, развитии лидерских качеств, творческих способностей детей.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагогическое внимание к воспитательной роли дополнительного образования является недостаточным, выявлена несогласованность педагогических устремлений семьи и школы.

    Мы считаем, что духовно-нравственное воспитание в системе подготовки юных спортсменов в ДЮСШ имеет комплексный и системный характер. Оно бесспорно опирается нацеленность на развитие и формирование у юных спортсменов способность воспринимать эстетическую красоту; уважительного отношения к учебно-тренировочной деятельности и ее результатам; выполнения своих обязанностей во время тренировки и соревновательной деятельности; воспитание этических норм поведения, отношения: к другим людям; требовательность и поддержка,  заботливое отношение к одноклассникам, близким, родным, старшим; чувство собственного достоинства; честность, доброта, скромность, простота, чувство общественного долга.

    Следует отметить, что в современных условиях развития детского спорта в Якутии необходимо обеспечить усвоение юными спортсменами этнокультурных традиций, духовных ценностей этносоциума и общечеловеческой культуры - культуры мирового спорта.

    С этой позиции содержание духовно-нравственного развития юных спортсменов в системе дополнительного образования необходимо осуществить в аспекте:  

    - воспитание юного спортсмена в тесной связи с его национальными корнями, с учетом уважения к языку общения;

     - воспитание юному спортсмену к приобщению национальной и мировой культурам;

    - воспитание юных спортсменов в духе уважения и любви к Отечеству и малой Родине.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Тестовый контроль на уроках химии, как средство формирования предметных компетенций»

       В последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования происходят существенные изменения. Модернизация образования требует «…обеспечение современного качес...

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование проектного метода для формирования исследовательских умений старших школьников» (к аттестации)

    Концепция модернизации российского образования нацеливает образовательные учреждения стран на подготовку разносторонне развитой личности, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, ...

    Представление собственного инновационного педагогического опыта «Искусствотерапевтическая деятельность учителя как средство формирования духовно нравственной культуры личности обучающегося»

    Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыкиМОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»Лямбирского муниципального района Республики Мордо...

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Интеграционный подход к обучению русскому языку и литературе в современной школе»

    Тема инновационного педагогического опыта: "Интеграционный подход к обучению русскому языку и литературе в современной школе"...

    ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ ДЮСШ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

    Духовно-нравственное воспитание в системе подготовки юных спортсменов в ДЮСШ имеет комплексный и системный характер. Оно бесспорно опирается нацеленность на развитие и формирование у юных спортсменов ...