Главные вкладки

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование проектного метода для формирования исследовательских умений старших школьников» (к аттестации)
    статья

    Качалина Людмила Васильевна

    Концепция модернизации российского образования нацеливает образовательные учреждения стран на подготовку разносторонне развитой личности, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, способной к активной социальной адаптации в обществе. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативы, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи  для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу или профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст МОУ «Луховский лицей» технологий на основе проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Таким образом, объектом исследования данного направления моего инновационного педагогического опыта выступает учебно-воспитательный процесс учащихся МОУ «Луховский лицей» г.о. Саранск; предметом исследования – технология проектного обучения. Цель эксперимента заключается в развитии исследовательского потенциала старшеклассников при выполнении проектной деятельности в системе обучения экологии. Достижение цели обусловлено решением следующего ряда задач, которое определило структуру и ход работы эксперимента:

    - проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

    - определить систему исследовательских умений учащихся, необходимых для реализации практики проектного обучения;

    - организовать работу по формированию исследовательских умений учащихся при обучении биологии, химии и экологии;

    - выявить эффективность использования проектного метода как одного из способов формирования у старших школьников исследовательских умений в системе обучения химии, биологии, экологии.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon publichnoe_predstavlenie.doc102.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

    собственного инновационного педагогического опыта учителя биологии и химии

    МОУ «Луховский лицей» г.о. Саранск

    Качалиной Людмилы Васильевны

    ТЕМА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА:

    «Использование проектного метода для формирования исследовательских умений старших школьников»

    Актуальность и перспективность опыта

    Концепция модернизации российского образования нацеливает образовательные учреждения стран на подготовку разносторонне развитой личности, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, способной к активной социальной адаптации в обществе.

    Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативы, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

    Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу или профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

    Этим обусловлено введение в образовательный контекст МОУ «Луховский лицей» технологий на основе проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

    Таким образом, объектом исследования данного направления моего инновационного педагогического опыта выступает учебно-воспитательный процесс учащихся МОУ «Луховский лицей» г.о. Саранск; предметом исследования – технология проектного обучения. Цель эксперимента заключается в развитии исследовательского потенциала старшеклассников при выполнении проектной деятельности в системе обучения экологии. Достижение цели обусловлено решением следующего ряда задач, которое определило структуру и ход работы эксперимента:

    проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

    определить систему исследовательских умений учащихся, необходимых для реализации практики проектного обучения;

    организовать работу по формированию исследовательских умений учащихся при обучении биологии, химии и экологии;

    выявить эффективность использования проектного метода как одного из способов формирования у старших школьников исследовательских умений в системе обучения химии, биологии, экологии.

    Гипотеза исследования

    Использование проектно-исследовательского метода в учебно-воспитательном процессе являются эффективной, если:

    - учащиеся не столько обладают суммой тех или иных знаний, сколько умеют добывать эти знания самостоятельно и пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

    - обучающиеся умеют работать в больших и малых группах, максимально использующих свои творческие задатки и способности, и могут действовать творчески при получении и анализе результатов наблюдений, описаний и объяснений явлений окружающей действительности.

    Наличие теоретической базы исследования

    В основу теоретической базы опыта легли работы отечественных психологов и педагогов В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, И.С. Якиманской, А.В. Хуторского, В.В. Краевского, Т.М. Давыденко, Т.И. Шамовой, Ю.К. Бабанского, в трудах которых прослеживается ориентация на освоение обобщенных знаний, умений и способов деятельности, даётся характеристика педагогических технологий и возможностей их использования в образовательном процессе.

    Работы М.И. Махмутова и А.М. Матюшкина основываются на изучении исследовательской, аналитико-синтетической и проектно-исследовательской деятельности, а также предполагают проблемный подход к обучению учащихся. Русские психологи С.Л. Рубинштейн, Е.Н. Кикоть, Г.А. Русских отмечают актуальность учебно-исследовательской деятельности в педагогике. Рубинштейн С.Л. пишет о важности процесса учебного исследования: «Когда говорят, что человек как индивид не открывает, а лишь усваивает уже добытые знания, это значит лишь то, что он не открывает их для человечества, но лично для себя все же должен открыть. Человек доподлинно владеет лишь тем, что он сам добывает собственным трудом». Кикоть Е.Н. считает, что целью учебного исследования является развитие исследовательских способностей учащихся за счет приобретения ими новых знаний, умений и навыков, тренировки уже развитых, расширения кругозора, изменения своей мотивации и положения в молодежном сообществе.

    Методологическая основа исследования

    Научные положения о развитии личности, концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, национальная доктрина Российского образования, положения о профильном обучении на старшей ступени общего образования.

    Экспериментальная база

    Профильная мини-лаборатория, кабинет биологии, химии и экологии, компьютерный класс.

    Этапы экспериментальной работы

    2018

    Содержание

    деятельности

    Задачи

    Научно-методическая работа

    Модель внедрения в учебно-воспитательный  процесс проектного метода.

    - разработка тем проектов;

    - апробация в педагогиче6ской практике различных видов проектов по экологии;

    - систематизация форм проектно–исследовательской деятельности.

    Разработка модели внедрения в учебно-воспитательный процесс проектного метода.

    Организация творческой исследовательской деятельности учащихся по экологии.

    - разработка научно-методического обеспечения исследовательской работы учащихся.  

    Теоретическое исследование и практическое выстраивание учителями экологии новой педагогической позиции.

    2019

    Содержание

    деятельности

    Задачи

    Научно-методическая работа

    Внедрение проектного метода в процесс обучения.

    - создание каталога по тематике проектов в школьном курсе экологии;

    - разработка структуры проектов;

    - создание мини-профильных лабораторий для проведения эксперимента.

    Создание полноценной образовательной среды лицея.

    Разработки программы мониторинга по результатам первого года применения проектного метода.

    - разработка мониторинга.  

    Анкеты, таблицы.

    2020

    Содержание

    деятельности

    Задачи

    Научно-методическая работа

    Контрольно-оценочная деятельность учебно-воспитательного процесса.

    Разработка методических рекомендаций по проведению итоговой аттестации, позволяющих дифференцировать достижения учащихся в овладении содержанием образования, включая опыт творческой деятельности.

    Опытная проверка различных вариантов системы оценочной деятельности.

    Интеграция выпуска лицея в новые условия жизнедеятельности.

    - обобщение опыта работы;

    - издание методических рекомендаций.

    Обобщение опыта работы учителей биологии и экологии.

    Технология опыта, практическая значимость

    Одной из форм организации личностно – ориентированного подхода в обучении химии и биологии является исследовательская деятельность учащихся, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной

    самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности.

    Для освоения навыков исследовательской работы на уроках химии и биологии нагрузка ложится на лабораторный

    практикум, который является сочетанием экспериментальной задачи, расчетной части и теоретической работы в виде формирования научной гипотезы и выводов и отражает основные этапы научно-исследовательской деятельности.

    Приобретенные навыки экспериментальной работы и освоение принципов исследовательской деятельности находят свое дальнейшее развитие в разработке проектов в области химии и биологии. Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя их с основными методологическими принципами, преподаватель подготавливает ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации личности.

    В своей практике использую личностно-ориентированный подход обучения технологию исследовательской деятельности на уроках химии и биологии представленную Якиманской:

    1. Актуализация опорных знаний (фронтальная беседа, демонстрационный эксперимент);

    2. Создание проблемной ситуации с помощью проблемно – поисковой беседы, демонстрационного эксперимента и др.;

    3. Постановка учебной проблемы;

    4. Решение учебной проблемы (выдвижение гипотезы, построение плана проверки гипотезы, осуществление собственного исследования, формулирование окончательного решения проблемы);

    5. Доказательство и применение найденного решения (путем выполнения лабораторного опыта);

    Успех любой деятельности в большей мере зависит от мотивации. Известно, что без мотивации возможна лишь малоэффективная деятельность по принуждению. Чаще всего на уроке учитель использует возможности внешней мотивации (принцип наглядности, обеспечивающий интерес к предмету и т.д.), формирование же внутренней мотивации – проблема довольно сложная, но именно она является необходимым условием для успешного пути от незнания к знанию. Психология познания различает четыре вида внутренней мотивации:

    - мотивация по результату (учащийся ориентирован на результаты деятельности);

    - мотивация по процессу (учащийся заинтересован самим процессом деятельности);

    - мотивация на оценку (учащийся заинтересован в получении хорошей оценки);

    - мотивация во избежание неприятностей (обучающемуся абсолютно не важен результат, но ему хочется не иметь

    неприятностей со стороны родителей, учителей и т.д.)

    Мои наблюдения показали, что очень часто в учениках можно видеть сочетание различных видов внутренней мотивации.

    Разумеется, наиболее значимые для успешной познавательной деятельности две первых мотивации: по результату и

    процессу деятельности. Особенно значима в технологическом отношении вторая из названных видов мотивации, поскольку она напрямую зависит от используемых технологий обучения. Если используемые технологии создают условия для личной заинтересованности ученика не только в конечном результате его деятельности, но и в самом процессе его достижения, и если сама эта деятельность становится личностно значима для ученика, то есть все основания утверждать, что, таким образом, будет формироваться внутренняя мотивация деятельности. Научно-исследовательская работа позволяет открыть способности к тому или иному предмету, а иногда к нескольким. Научно-исследовательская деятельность не возникает в школе сама по себе. Необходимы условия для осуществления научно-исследовательской деятельности:

    - готовность к этому виду работы учащихся;

    - желание и готовность учителей руководить этим видом деятельности.

    Сложнее всего выявить у учащихся готовность к данному виду деятельности. Для того чтобы найти именно того ребенка, которому это интересно, и который не сойдет с дистанции (доведет работу до конца) я использую диагностику и на уроке и во внеурочное время.

    На уроке, прежде всего, это практические виды деятельности – выполнение практических и лабораторных работ, составление проектов, презентаций. При проверке таких заданий обращается внимание на научность данной работы, на

    творческий подход к выполнению заданий, если это проект или презентация, то на использование дополнительной литературы. Во время демонстрации данной работы предлагаются слушателям подискутировать на тему, что понравилось в данной работе и что можно порекомендовать. По окончанию дискуссии проводится диагностика, предлагается ответить на несколько вопросов, направленных на выявление отношения к данному виду деятельности.

    При анализе таких анкет обращается особое внимание на тех учащихся, у которых к данному виду работы проявляется стабильный интерес. В дальнейшем именно этим детям предлагается участие в научно- исследовательской работе.

    Я, таким образом, беру на себя ещё одну новую функцию - руководителя научно-исследовательской деятельностью.

    По объему осваиваемой методики исследования выделяются уроки с элементами исследования и уроки-исследования.

    На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цели исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов.

    На таких уроках использую технологию проектного и проблемного обучения.

    На уроке-исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания, учатся формулировать и решать исследовательские задачи. На таких уроках использую технологию сотрудничества (работу в малых группах), ТРИЗ.

    Технология проведения такого урока следующая: на доске пишу названия ступеней исследования, формулирую проблему. Подвожу учащихся к пониманию цели исследования. Направляю деятельность учащихся в русло исследовательской работы без использования терминов: гипотеза, проверка гипотезы, интерпретация данных.

    Обращаю внимание учеников на схему исследовательской деятельности. Использую вопросы: С чего необходимо

    начинать исследование? Как это сделать? Как поступил бы исследователь? Верный ли вы сделали выбор?

    Организация собственно исследования (более высокий уровень) включает следующие этапы: формулировка проблемы, подведение учащихся к самостоятельному формулированию темы и цели исследования. Создание условий для исследовательской деятельности учащихся: обеспечение учебного процесса дидактическим материалом, организацию индивидуальной работы и деловое общение учащихся в группе и парах. Использование вопросов: Ясна ли цель? Все ли понятно в выданном материале? На каком этапе работы находитесь? Уложитесь ли по времени? Каков итог урока? Оцените результат! Учащиеся должны подумать над практическим применением результатов исследования и наметить перспективы дальнейшей работ

    В преподавании естественных наук, и в частности химии и биологии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде

    всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов. Метод проектирования коренным образом меняет функцию учащегося в образовательном процессе. Этот метод делает ученика не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения. Проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Утверждение, что проектной деятельностью можно заниматься только с одаренными детьми, на мой взгляд, неверное. Даже со слабыми учащимися, работа над проектами может дать свои положительные результаты, в случае если учитель сумеет заинтересовать ученика темой проекта, если ученики осмыслили все этапы работы над проектом. Выполнение проекта требует инициативного, самостоятельного, творческого решения школьником выбранной проблемы, а сама проектная деятельность имеет в основном продуктивный характер. В этом коренное отличие проектной деятельности ученика от его учебной (в основном репродуктивной деятельности на уроке). Также в ходе проектной деятельности возникает новая – образовательная ситуация, которая значительно шире той обычной учебной, которая выстраивается учителем в ходе урока.

    Методика организации работы над проектом предусматривает следующие этапы:

    1. Подготовка – основное содержание работы на этой стадии – определение темы и цели проекта. Учитель знакомит школьников со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей.

    2. Планирование - определение источников информации, способов сбора и анализа информации, определение способа представления информации. Учитель предлагает идеи, высказывает предложения, учащиеся разрабатывают план действий, формулируют задачи, выдвигают гипотезы.

    3. Исследование – это стадия сбора информации, решения промежуточных задач.

    4. Представление результатов – формы представления результатов разнообразны: устный отчет, письменный отчет,

    представление модели;

    5. Оценка результата и процесса – учащиеся принимают участие в оценке проекта они обсуждают его и дают самооценку.

    Учитель помогает оценивать деятельность в школьников.

    Классификация проектов:

    - по количеству учащихся, участвующих в разработке проекта – индивидуальные или групповые;

    - по содержанию – предметные и межпредметные;

    - краткосрочные (1-2 занятия), среднесрочные (до двух месяцев), долгосрочные;

    - по доминирующей деятельности – информационные исследования, проектно-ориентированные и телекоммуникационные проекты.

    В своей работе практикую выполнение учениками проектов разной сложности. Учащиеся перед началом работы над проектом получают инструкции – это требования к проекту, методические рекомендации, памятки – как правильно оформить проект, подготовить сообщение и презентацию. Предварительно знакомлю ребят с проектами прошлых лет, в зависимости от поставленного вопроса готовлю небольшие презентации, буклеты, где стараюсь заинтересовать учащихся заняться исследовательской работой и созданием проекта. Ребятам предлагаю примерные темы проектов: история развития химии, химическое производство, химия в быту, химия и здоровье, жизнь и деятельность великих химиков, химия и экология и т.д.

    Применительно к школьному курсу химии система проектной работы может быть представлена двумя подходами: связь проекта с учебными темами (на уроке) и использование проектной деятельности во внеклассной работе (внеурочная деятельность).

    Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса химии и биологии.

    Можно использовать проектную деятельность при изучении, таких тем как:

    8 - 9 класс – химические элементы, шеренга великих химиков, классификация химических реакций, признаки химических реакций, металлы и неметаллы, химическое производство азотной и серной кислот, органические вещества.

    10 - 11 класс – классы органических веществ, строение вещества, химические реакции, химия в жизни общества. Защита данных проектов проходит на уроке.

    6 класс – строение растительной клетки, строение семян и условия их прорастания.

    8 класс – болезни органов дыхания их профилактика, гигиена питания и др.

    Учащиеся выполняют и более сложные исследовательские проекты, тематика их также различна. Например: «Нитраты в продуктах питания». Исследовали наличие нитратов в овощах, фруктах, соках, дали рекомендации по предотвращению отравлений нитратами; «Бытовые отходы». Исследовали количество и качественный состав отходов дома и в школе, прослеживали их дальнейший путь, и предлагали варианты вторичного их использования; «Утилизация отходов в кабинете химии»; «Влияние курения на здоровье человека». Цель работы: изучение информированности учащихся о вреде курения, определение путей эффективного воздействия на их сознание, пропаганда здорового образа жизни.

    Защита индивидуальных или групповых проектов перечисленных выше осуществлялась в ходе научно – практических конференций различного уровня. Ежегодно учащиеся принимают участие в районной научно-практической конференции и занимают призовые места. Применение компьютерных технологий позволяют учащимся создавать удивительные по содержанию презентации, в которых отражены способы решения поставленных задач, результаты работы, выводы.

    Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Анализ работ учащихся свидетельствуют о развитии

    познавательных функций школьников, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач, что, несомненно, будет способствовать успешному обучению в вузе.

    Основным принципом организации учебно-исследовательской работы по биологии и химии во внеурочное время

    является то, что: учащиеся 6-7 класса овладевают написанием реферата; учащиеся 8-11 классов работают над индивидуальными исследовательскими проектами; учитель организует самостоятельную работу учащихся по индивидуальному плану (роль учителя – консультант).

    Новизной работы является обеспечение максимальной самостоятельности учащихся в учебно-исследовательской деятельности. При организации внеурочной учебно-исследовательской деятельности учащихся четко выделяется четыре

    этапа:

    1. диагностика;

    2. определение темы, целей, постановка задач;

    3. выполнение работы;

    4. защита.

    Роль педагога различна на различных этапах организации исследовательской работы. 1 этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. 2 этап. Определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей. 3 этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность. 4 этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик (ученики) – равноправные партнеры.

    Развитие самостоятельности и творчества учащихся может осуществляться при выполнении ими домашней работы. В домашние задания целесообразно включать элементы исследования, проведение мысленного эксперимента или выполнение эксперимента, который возможен в домашних условиях. При подборе домашнего задания нужно исходить из того, что оно должно быть не тягостным, а привлекательным, необычным, посильным, обязательно проверенным и оцененным. Задания могут быть общеклассные и индивидуальные. Цель общеклассных домашних заданий – это изучение самого существенного, строго обязательного материала, овладение наиболее типичными умениями и навыками учебной работы. У общеклассного задания можно дифференцировать цель, объём, способ и срок выполнения. Индивидуальные домашние задания могут быть направлены как на преодоление пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся, так и на расширение и углубление знаний по той или иной теме, на удовлетворение склонностей учащихся, на привитие интереса к учению. При отборе учебного материала для домашнего задания главное – это не объём работы, а характер мыслительной деятельности, которую ученики будут проделывать в процессе приготовления уроков. Сильным ученикам на дом можно дать выполнение творческих заданий. При одном и том же содержании домашнего задания отдельным ученикам целесообразно давать дополнительные вопросы, план, по которому следует читать тот или иной материал. Это поможет направить ход рассуждений, последовательность мысли ученика и лучше осознать изучаемый материал.

    Вовлечение в исследовательскую деятельность учащихся высокого и среднего уровня осуществляется во внеурочное время и эффективно при работе в составе научного общества учащихся (НОУ), на занятиях элективных курсов, при написании исследовательских проектов, докладов, научных статей, рефератов, участии в олимпиадах, конкурсах, научно- практических конференциях и др.

    Мои ученики участвуют и являются победителями муниципальных, республиканских всероссийских олимпиад, конкурсов, а также ежегодно участвуют в научно-практических конференциях.

    Приобщаясь к научно-исследовательской работе, ребята проявляют интерес к науке, поиску, эксперименту. Участие в научно-практических конференциях приучает их к собранности, воспитывает волю, чувство ответственности.

    Таким образом, правильно организованная работа по научно-исследовательской деятельности учащихся на уроках

    химии и биологии ориентирует на овладение определенными видами деятельности, повышает интерес к исследованию,

    развивает исследовательские умения и навыки, а также оказывает методическую поддержку учащимся при проведении

    исследовательских работ и подготовке выступлений на различных научно-практических конференциях и конкурсах школьников.

    Результативность опыта, форма представления результатов

    В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы: исследовательская деятельность помогает учащимся успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные предметы; прививает навык работы с литературой, что расширяет кругозор; учащиеся учатся четко и ясно излагать мысли, отстаивать свое мнение; развивают ораторское умение, что необходимо для будущей профессии; выступая много раз перед аудиторией учащиеся учатся аргументировать, доказывать свою точку зрения, вести полемику, участвовать в дискуссии; занимаясь исследовательской работой, учащиеся учатся соблюдать научную этику, убеждаются каким трудом добывается новое знание; научная исследовательская деятельность дает учащимся возможность осознать свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы.

    Таким образом, процесс формирования у учащихся навыков исследовательской работы требует тесного сотрудничества учителя и ученика. Результат такой деятельности – успешное обучение учащихся в различных вузах, и дальнейшее участие в разных НПК в рамках вузов.

    В современном мире стали очевидными успешность и востребованность человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Надо готовить себя к тому, что знание важно не только усваивать, но и преумножать, перерабатывать, использовать его практически. Вот почему важно приобщать детей к научно- исследовательской деятельности уже в школьные годы.

    Работа над исследовательской работой расширяет кругозор учащихся, знания по предмету, способствует приобретению навыков публичного выступления, зарождает дружеские отношения между школьниками, создает отношение общности цели, атмосферу взаимопомощи. Научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Участие в этой деятельности дает возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях.

    Считаю, что владение учителем методикой организации научно-исследовательской деятельности обучающихся и знание её основных методов является основным элементом реформирования школьного образования. Главной задачей для учителей является создание стимула для повышения уровня развития ребёнка, стимула для самосовершенствования, а также для повышения собственного учительского мастерства.

    Материалы из опыта работы размещены на сайте: https://nsportal.ru/kachalina-lyudmila-vasilevna

    Учебно-методическое обеспечение опыта

    1. Алексеев, Н.Г. , Леонтович А.В., Обухов А.В. , Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Исследовательская работа школьников. 2001г. №1.

    2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии – М., 1996

    3. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. – Самара, 1994г.

    4. Соловьев Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов. – М., 2000г.

    5. Цветкова М.С. « Столетие проектного обучения» // Приложение к газете «Первое сентября» Информатика, №20 –

    2002г.

    6. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.// Директор

    школы, 1998г., №3

    7. Школьные проблемы. Научные подходы к обновлению общего среднего образования. Сборник научных трудов /

    Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. – М.: ИОСО РАО, 2001г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Публичное представление собственного инновационного пеагогического опыта по теме "Проектно-исследовательская деятельность как способ развития творческой личности"

    Современнон образование направлено на развитие творческой личности, способной творчески мыслить, способной к самоопределению и самореализации. Важную роль в этом играют проектно-исследовательские техн...

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Интеграционный подход к обучению русскому языку и литературе в современной школе»

    Тема инновационного педагогического опыта: "Интеграционный подход к обучению русскому языку и литературе в современной школе"...

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Гуляева Василия Петровича, учителя технологии . Тема:«Современные образовательные технологии на уроках технологии (проектная деятельность) в школе для слабовидящих» ""

    Цель: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся с нарушениями зрения, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».Задачи:Изучить педагогические, псих...

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта тренера -преподавателя Гуляева Сергея Васильевича по теме «Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников ДЮСШ в процессе спортивной подготовки»

    В последнее время наблюдается тенденция к повышению социального статуса к духовно-нравственному воспитанию молодежи в системе дополнительного образования, что находит отражение в нормативно-правовых д...

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме «Групповая работа на уроках истории в рамках ФГОС»,

    Учитель работает с самым хрупким материалом- личностью ребенка, и его задача – «найти человека в человеке» - как говорил Ф.Достоевский. В этом мне помогают педагогические технологии ...