Публичное представление собственного инновационного пеагогического опыта по теме "Проектно-исследовательская деятельность как способ развития творческой личности"
статья по биологии

Современнон образование направлено на развитие творческой личности, способной творчески мыслить, способной к самоопределению и самореализации. Важную роль в этом играют проектно-исследовательские технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные подходы к изучению биологии и химии как основа реализации ФГОС второго поколения.

      Настоящий этап развития образования характеризуется существенным обновлением содержания и методик обучения, стандартизацией образования и формированием рынка его услуг, попытками задействовать научный потенциал и передовой педагогический опыт.

В условиях реализации в ОУ ФГОС ООО перед учительством возникает вопрос о поиске педагогических средств достижения результатов подготовки обучающихся на предметном, личностном и метапредметном уровнях. Новая модель методической  службы приводится в соответствие с потребностями времени, придает ей гибкость, носит динамичный характер и, что самое главное, вырабатывает способность адекватного реагирования на актуальные и перспективные потребности образовательной практики.

   Одной из форм методической работы является районное методическое объединение.     В рамках МО рассматриваются вопросы частной методики по предмету: разработка приемов, методов, технологий обучения по тем или иным темам, которые сами преподаватели для себя считают актуальными, работа с образовательными стандартами, инновационные технологии, работа с одаренными детьми, совершенствование форм и методов организации урока, подготовка к экзаменам, взаимные посещения занятий и др.. Организационная модель структуры методической работы нашего объединения ориентирована на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в 5-6 классах. Одно из главных назначений  работы  объединения - быть проводником новых знаний о современных образовательных технологиях, ориентированных на деятельность по модернизации образования. Поэтому цель методической службы  – это  развитие инновационных процессов, направленных на достижение нового качества образования. Создание условий для повышения статуса учителя и престижа педагогической профессии.        

Значимый учитель сегодня – это одновременно профессионал и личность. Для того чтобы стать значимым, сегодня необходимо практическое овладение теми видами педагогической культуры, к которым учитель готов чаще всего только теоретически. Учитель постоянно находится между практикой и теорией, наращивая свой опыт преимущественно практическими умениями. Методическая служба решает задачи::

1.      Организация условий для наращивания качественного кадрового педагогического потенциала методического объединения.

2.      Ресурсное обеспечение профессиональной деятельности методобъединений..   

5.      Мотивирование успешности педагогов профессионального объединения, повышающих свой уровень самообразования, свою квалификацию, добивающихся высокого качества знаний учащихся и роста достижений, что оказывает стратегическое влияние на результаты  деятельности.

6.      Развитие инновационного поведения педагогов и их нового педагогического мышления, повышение методической культуры учителей.

7.      Проведение мониторинга качества образования, направленного на объективную оценку труда педагогов методического объединения.

8.           Совершенствование системы контроля, создание гибких механизмов управления результатами деятельности педагогов в рамках методического объединения.

Особую роль в управлении качеством образования играют современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видео техника. Это помогает использовать в учебном процессе уроки-презентации, видео-уроки.

Созданы в библиотеках школ электронные каталоги мультимедиаресурсов, что  позволяет сделать легкодоступными для преподавателей и учащихся громадные объемы учебно-методических материалов, обеспечить их высокую наглядность, предоставить максимальную свободу выбора процесса обучения по различным образовательным программам, организовать совместную работу учителей.

Руководители школьных методических объединений  – достаточно инициативные и грамотные профессионалы. Они уделяют внимание на уровне организации  работы

педагогических мастерских по созданию творческого опыта и  наиболее актуальным вопросам;  круглых столов по анализу конкретных педагогических ситуаций и обмену передовым опытом работы, обеспечивающим качественный результат деятельности.

 А  результат работы - это размещённые на сайтах школ материалы о деятельности не только всего методического объединения, но и отдельных учителей.

Системообразующий компонент всей методической работы – это индивидуальное профессионально-педагогическое самообразование. Самообразование занимает особое место в системе организации научно-теоретической, психолого-педагогической подготовки учителей. Самообразование - управленческий процесс, плановый, который строится на основе анализа деятельности. Выбор учителем методической темы по самообразованию определяется потребностью учителя в повышении своей научно-теоретической подготовки, в совершенствовании практических умений и навыков, необходимых в педагогической деятельности, дальнейшем изучении вопросов дидактики, психологии, теории воспитания, в овладении анализом и синтезом научно-практической деятельности. Следует отметить, что темы самообразования есть у всех учителей.

Любая педагогическая работа – это практическая деятельность. Расширение рынка технологий обучения обуславливает стремление педагогов повышать уровень профессионального мастерства, обновлять содержание обучения, совершенствовать методы и формы работы с учащимися. Чтобы сделать процесс обучения основам наук эффективным, недостаточно использовать только традиционные методики преподавания. Решение этой проблемы может быть достигнуто благодаря использованию нестандартных технологий в обучении.

В системе повышения профессиональной компетентности учителя ведущим компонентом является сама личность педагога, ее индивидуальные особенности, личностные качества, отношение к обновлению содержания и организации учебного процесса школы. Мало спланировать и организовать методические мероприятия (консультации, семинары, практикумы), надо включить в работу и самих педагогов. То есть при планировании работы исходить не из собственного представления о профессионализме сотрудников, а из видения учителем проблем своей подготовленности и педагогической деятельности.

Особого внимания требуют молодые учителя, которые с первого учебного дня должны включиться в интенсивный ритм образовательного процесса и у которых еще не хватает опыта и профессионализма. Самообразование молодого специалиста предполагает компенсацию всего, что он недополучил в вузе. Такая компенсация проходит во время посещения уроков учителей, имеющих опыт, владеющих разнообразными педагогическими технологиями; через использование традиционных источников образования (методические журналы, периодическая печать, книги); через использование нетрадиционных источников (общение, жизненные наблюдения, внедрение передового опыта, изучение дидактических находок коллег, обращение за методической помощью). Задача руководителей школьных предметных методических объединений подумать о наставничестве и обеспечить им поддержку и квалифицированную помощь со стороны коллег-предметников, поэтому в плане работы предметных ШМО обязательным является раздел «Работа с молодыми специалистами».

Для устранения пробелов в знаниях и предупреждения неуспешности в 5 – 11 классах, учителями МО проводится индивидуальная работа с учениками с использованием, как тестовых форм работы, так и традиционных. С целью исключить непосещение уроков без уважительных причин, регулярно ведётся работа с классными руководителями и родителями. Для осуществления дифференцированного подхода к учащимся, формируются индивидуальные домашние задания, ведётся постоянное консультирование учащихся, выбираются разнообразные формы контроля.

Каждый учитель МО осуществляет внеклассную работу с детьми. Привычными для учащихся школ района  стали такие традиционные формы внеклассной работы, как проведение предметных недель, олимпиад, праздников. В школах имеется опыт проведения предметных недель,  которые позволяют как учащимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал, самореализовать себя. При проведении предметных недель используются разнообразные формы работы с учащимися и педагогами: олимпиады; творческие конкурсы поделок, моделей, кроссвордов; игры -  КВНы, «Поле чудес», выставки.   Многие учителя в ходе предметных недель проявляют хорошие организаторские способности, такая форма работы  создаёт праздничную творческую  атмосферу, что способствует развитию творчества самого учителя, его осознанию своего вида деятельности. Учащиеся показывают хорошие знания по предметам, умения применять знания в различных ситуациях, взаимовыручку, нестандартные решения трудных вопросов. Интересные,  разнообразные и нетрадиционные формы проведения предметных недель вызывают большой интерес учащихся, увеличивают мотивацию к изучению предметов. Этому способствует и кружковая работа.

Реализация основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» требует в эпоху быстрой смены технологий формирование принципиально  новой системы непрерывного образования. Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний  и технологий, но и формирование творческих компетенций. Необходимо создавать   стартовые условия для развития личности,  проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования  и выявления достижений одаренных детей. Особое внимание следует уделять созданию специальной системы поддержки сформировавшихся талантливых школьников.

Одновременно с внедрением новых стандартов общего образования «должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности» В настоящее время создание условий, обеспечивающих выявление и развитие способных и одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных направлений деятельности системы образования города.  

Основной целью в работе с одаренными детьми для методического кабинета является создание оптимальных условий для самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

        Цель реализуется через выполнение следующих задач:

  • дальнейшее расширение и совершенствование олимпиадного        

          движения школьников по предмету;

  • создание системы работы с одаренными детьми;
  • организация индивидуальной работы с одаренными детьми;  
  • научное, методическое и информационное сопровождение процесса  

          развития одаренных детей.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационого педагогического опыта "Технология развития критического мышления"

В данной работе представлены разные упражнении для развития критического мыщления...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта: "Практическая деятельность учащихся на уроках химии и биологии, как средство активизации познавательного интереса и развития исследовательских навыков."

Данный педагогический опыт имеет социальную направленность и ориентирован на плодотворное сотрудничество учителя и ученика, продуктом которого станет творческая личность, имеющая сформированную естест...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя технологии (ДПИ). Тема самообразования: «Развитие творческого мышления подростков на уроках технологии».

В современном обществе концепции развития системы образования связаны с идеей создания условий для раскрытия индивидуальности ученика, развития личности и его самореализации в жизни.Рассматриватся...

2016 год. Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью новых информационных технологий»

В концепции модернизации российского образования поставлена важная задача – повышение качества учебно-воспитательного процесса. Решение этой задачи предполагает совершенствование содержания, фор...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры»

Физические качества всегда тесно связаны с двигательными умениями и навыками, а также с волевыми качествами: проявление быстроты, силы, выносливости, требует соответствующих проявлений настойчивости, ...