Главные вкладки

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью новых информационных технологий»
    статья по теме

    Громова Ольга Ильинична

    В концепции модернизации российского образования поставлена важная задача – повышение качества учебно-воспитательного процесса. Решение этой задачи предполагает совершенствование содержания, форм и методов обучения химии.

    Одной из важнейших мер является повышение эффективности урока, т.к. на нём в первую очередь решаются главные задачи обучения и воспитания учащихся. Это обусловлено тем, что с развитием человеческого общества, происходит развитие всех форм деятельности. Развитие науки и техники, медицины других неотъемлемых сфер жизнедеятельности, приводит к тому, что нужно повышать эффективность образования.

    Моя педагогическая идея формирование ключевых компетенций посредством информационных технологий как условие для дальнейшего образования и как условие социализации учащихся.

    Актуальность выбранных технологий обусловлена следующим фактором: переход к рыночной экономике требует не только создание соответствующих экономических, финансовых, управленческих структур, но и формирование нового поколения  химически компетентных людей. Поэтому перед учителем стоит задача воспитания социально зрелой, инициативной, творчески креативной личности с развитым логическим мышлением, научным мировоззрением и опытом поисковой исследовательской деятельности.

    При использовании информационных технологий перед учителем встают  задачи:

    1.      Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.

    2.      Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться и т. п.

    3.      Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

    4.      Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения.

    5.      Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

    6.      Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Публичное представление собственного

    инновационного педагогического опыта

    «Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью новых информационных технологий»

     «То, что сегодня ребенок умеет делать

     в сотрудничестве и под руководством,

     завтра он становится способен

     выполнять самостоятельно…»

    Л.С. Выготский:

     

    В концепции модернизации российского образования поставлена важная задача – повышение качества учебно-воспитательного процесса. Решение этой задачи предполагает совершенствование содержания, форм и методов обучения химии.

    Одной из важнейших мер является повышение эффективности урока, т.к. на нём в первую очередь решаются главные задачи обучения и воспитания учащихся. Это обусловлено тем, что с развитием человеческого общества, происходит развитие всех форм деятельности. Развитие науки и техники, медицины других неотъемлемых сфер жизнедеятельности, приводит к тому, что нужно повышать эффективность образования.

    Моя педагогическая идея формирование ключевых компетенций посредством информационных технологий как условие для дальнейшего образования и как условие социализации учащихся.

    Актуальность выбранных технологий обусловлена следующим фактором: переход к рыночной экономике требует не только создание соответствующих экономических, финансовых, управленческих структур, но и формирование нового поколения  химически компетентных людей. Поэтому перед учителем стоит задача воспитания социально зрелой, инициативной, творчески креативной личности с развитым логическим мышлением, научным мировоззрением и опытом поисковой исследовательской деятельности.

    При использовании информационных технологий перед учителем встают  задачи: 

    1. Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.
    2. Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться и т. п.
    3. Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
    4. Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения.
    5. Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
    6. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

    Использование информационных технологий в школе, — процесс объективный и вполне закономерный. Это — требование сегодняшнего дня, важнейший национальный приоритет России. Одна из главных задач школьного образования сегодня – подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. И этим должен заниматься каждый педагог, а не только учитель информатики.

    Информационно-коммуникационные технологии обладают значительными возможностями в формировании химической компетенции у учащихся. Сочетание различных видов работы на уроке с использованием ИКТ может решить проблему мотивации учащихся к изучению химии. На своих уроках я активно использую различные мультимедийные презентации, созданные с помощью программы Power Point, которые помогают решить проблему аудиовизуального обеспечения урока и являются эффективными средствами обучения. Также я учу ребят создавать свои мини- презентации. Эта работа их очень увлекает и тем самым повышается интерес к изучению предмета. Существующие сегодня диски позволяют выводить на экран компьютера информацию в виде текста, звука, видеоизображения, а интерактивная доска значительно расширяет возможности урока. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельную работу каждого ученика. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет мне переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет меня как учителя, а только дополняет.

    Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать учебные задания по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или проблемами в знаниях. Обучаемому предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь, также интернет ресурсы помогают учащимся решать конкретные проблемы из числа тех, с которыми они сталкиваются в учебном процессе, усвоить основные химические понятия, расширить базовый компонент, ознакомиться с ролью химии в понимании законов окружающего мира, с разнообразием расчётных задач, пользоваться электронными учебниками, работать в режиме он-лайн с учителем и одноклассниками. При этом современные ученики демонстрируют быструю реакцию, натренированную в компьютерных играх, они способны быстро переключаться с одного задания на другое, им интересно все, что требует от них исследовательской деятельности.

    Изменение технологии преподавания влечет за собой и переход роли учителя – информатора, контролера, в роль консультанта, собеседника, так как самый лучший продуктивный результат обучения дает создание ситуации, в которой учащиеся самостоятельно находят решение

    Очень важную роль информационные технологии играют и в подготовке к ЕГЭ т.к. существуют on-lin тестирования, где ученик может в реальном времени пройти тест.

    Информационные технологии значительно повышают эффективность преподавания.

    Я применяю практику ведения занятий дистанционно, что на мой взгляд, перспективно. Бесспорным преимуществом дистанционного обучения является возможность регулярных консультаций с преподавателем в режиме on-lin и индивидуальный подход преподавателя к каждому ученику.

    Как видим соединение образования с информационно-коммуникативными технологиями обладает, по сравнению с традиционным обучением, рядом достоинств:

    • Информационно-коммуникативные технологии способствуют активизации аналитической деятельности учащихся в усвоении химии (предполагается не только воспроизведение информации, но и оперирование ею).
    • Обеспечивают возможности смещения акцентов с внешней оценки на самооценку и самоконтроль ученика. (система контроля знаний на базе ИКТ психологически более комфортна и для учителя, и для ученика.)
    • Расширяют возможности для развития современного образования прежде всего в направлении индивидуализации, создают условия для реализации творческого потенциала учителя и ученика.

    Основной задачей, способы решения которой предлагает моя концепция, является более широкое использование информационного пространства Мордовии и единого информационного пространства России.

    Я считаю, что роль информатизации важна ещё и потому, что учащиеся получают навык добывать информацию в интернете, знают как добыть и главное где, что поможет им при обучении в ВУЗах.

    Достаточно долго работая с детьми над этой проблемой, я создала теоретическую базу, куда внесла интересующие меня сайты. Эти сайты можно использовать для подготовки к урокам, олимпиадам, внеурочным мероприятиям, на них представлен богатый материал для работы, как учителя, так и ученика:

    http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

    http://him.1september.ru/  - электронная версия газеты "Химия" приложение к "1 сентября"

    http://pedsovet.org/ - Педсовет.org. Живое пространство образования. Интернет-ресурс содержит теоретические и практические материалы для проведения уроков, внеклассных мероприятий

    http://www.uroki.net/ - UROKI.NET. На страницах этого сайта Вы найдете поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, сценарии школьных праздников классные часы, методические разработки, конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы и множество других материалов

    http://festival.1september.ru/subjects/4/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". Разработки уроков по химии

    http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000755 - Сетевое объединение методистов – это сайт, предназначенный для методической поддержки учителей-предметников. В нем размещаются различные материалы по химии: методические разработки уроков, лабораторные работы, тесты и контрольные работы, олимпиады, видео опыты, химические задачи, интернет - учебники по химии и многое другое

    http://schools.perm.ru/ - Пермский городской школьный портал. Педагоги на портале смогут найти разработки уроков и различных мероприятий, а так же последние новости в сфере образования Пермского края

    http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК. Электронный журнал для преподавателей, школьников и студентов, изучающих химию. Включает методические рекомендации для учителей химии, справочники, биографии великих химиков, разделы "Веселая химия", "Химия на каждый день" и много другой интересной и полезной информации

    http://www.chemistry.narod.ru/ - Мир химии. Содержит химические справочники, историю создания и развития периодической системы элементов (ссылка "Музей"), описание химических опытов с различными элементами, сведения из основных областей химии (ограническая, агрохимия, геохимия, экохимия, аналитическая химия, фотохимия, термохимия, нефтехимия), раздел химических новостей, ссылки на полезные ресурсы Интернета и т.д.

    http://hemi.wallst.ru/ - Химия. Образовательный сайт для школьников и студентов. Электронный учебник по химии для средней школы, пригодный для использования как в обычных, так и в специализированных классах, а также для повторения материала в выпускном классе и для подготовки к экзаменам. На сайте опубликован ряд приложений: таблица Менделеева, таблица электроотрицательностей элементов, электронные конфигурации элементов и др., а также задачи для самостоятельного решения

    http://www.college.ru/chemistry/ - Открытый Колледж: Химия. Электронный учебник по химии (неорганическая, органическая, ядерная химия, химия окружающей среды, биохимия); содержит большое количество дополнительного материала. Учебник сопровождается справочными таблицами, приводится подробный разбор типовых задач, представлен большой набор задач для самостоятельного решения

    http://www.chemistry.ssu.samara.ru/ -  Органическая химия - учебник для средней школы.  В учебнике излагаются теоретические основы органической химии и сведения об основных классах органических веществ. Приводятся рекомендации по решению задач. Учебные тексты сопровождаются большим количеством графических иллюстраций и анимаций, в том числе трехмерных

    http://www.informika.ru/text/database/chemy/Rus/chemy.html - Электронные учебники по общей химии, неорганической химии, органической химии. Предоставляются справочные материалы (словарь химических терминов, справочные таблицы, биографии великих химиков, история химии), а также тестовые вопросы

    http://www.edu.yar.ru/russian/cources/chem/ - Химическая страничка Ярославского Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании. Задачи для олимпиад по химии, описание интересных химических опытов, словарь химических терминов, сведения из геохимии (происхождение и химический состав некоторых минералов)

    http://rostest.runnet.ru/cgi-bin/topic.cgi?topic=Chemistry - Образовательный сервер тестирования. Бесплатное оn-line тестирование по химии, требует регистрации в системе. Тестовые задания включают в себя составление уравнений и выбор условий проведения химических реакций, классификацию элементов и сложных веществ, вопросы по структуре молекул, количественный расчет реагентов, способы идентификации веществ

    Результаты деятельности:

    Все приёмы, формы и методы, используемые в работе, дают достаточно устойчивый и высокий результат.  Мои ученики, участвуют в олимпиадах и конкурсах разного уровня. Ежегодно являются победителями и призёрами муниципальных предметных олимпиад. Мы имеем большую возможность не только пользоваться широчайшей базой инфармационного пространства, но и участвовать в дистанционных олимпиадах. В 2012-2016  учебном году  мы с учениками 9-11 класса участвуем во Всероссийской Пермской олимпиаде: тренировочный и зачётный тур (в котором они заняли 2,3и5 позиции) (http://olymp.psu.ru/disciplines/chem/home.html), 21.01.2012-прошли очный тур олимпиады в г. Саранске при МГУ.

    Выпускники получают высокие баллы за ЕГЭ и при дальнейшем обучении в ВУЗах не плохо себя характеризуют, за что я неоднократно получала благодарности от дирекции Института физики и химии.

    Знаю, что моих коллег, сегодня интересует опыт применения новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе, поэтому, имея собственные наработки в этом направлении, обобщаю и распространяю педагогический опыт среди своих коллег. Принимаю участие в районных и республиканских конференциях профессионального мастерства: новое в образование, калейдоскоп методических идей, лучший урок, Всероссийской научно-практических конференциях.

    В 2012 призёр районного конкурса «Лучший урок», имеется на сайте районного образования по адресу upravobr@moris.ru, на собственном сайте http://nsportal.ru/gromova-olga-ilinichna(в разделе - моё портфолио, внеклассная работа), в 2013 г. Стала призёром в республиканском конкурсе «Лучший урок», имеется на сайте районного образования по адресу upravobr@moris.ru, на собственном сайте http://nsportal.ru/gromova-olga-ilinichna (в разделе - моё портфолио, химия), в 2012 году стала победителем  конкурса на премию Главы администрации района. В 2013 г. Призёр районного фестиваля «Калейдоскоп методических идей» в номинации «Мастер-класс». С 2012-2016 ежегодно становлюсь победителем районных олимпиад среди учителей муниципального района

    Имею печатные и интернет - публикации. Печатные: в журнале «Народное образование», тема- методика решения задач на растворы, сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы», тема- Использование национально-регионального компонента в обучении химии на элективных курсах, сборник материалов международной конференции «Интеграция региональных систем образования», тема- интеграция естественного и гуманитарного знания в системе образования детей, методичка «Решение задач по химии».

    Интернет - публикации на сайтах:

    http://nsportal.ru/gromova-olga-ilinichna, http://www.proshkolu.ru/user/olygrom/blog/116641/,

    upravobr@moris.ru,

    Инновационный опыт работы по теме название «Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью новых информационных технологий», размещён на собственном сайте по адресу http://nsportal.ru/gromova-olga-ilinichna (в разделе - моё портфолио, химия) и на собственной странице сайта http://www.proshkolu.ru/user/olygrom/blog/116641/ 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта: "Практическая деятельность учащихся на уроках химии и биологии, как средство активизации познавательного интереса и развития исследовательских навыков."

    Данный педагогический опыт имеет социальную направленность и ориентирован на плодотворное сотрудничество учителя и ученика, продуктом которого станет творческая личность, имеющая сформированную естест...

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя основ права МОБУ «Центр образования» Городского Округа «город Якутск» Саввиновой Елены Дмитриевны «Использование информационных технологий для повышения уровня правовой

    Публичное представление собственного инновационногопедагогического опыта учителя  основ праваМОБУ «Центр образования» Городского Округа «город Якутск»Саввиновой Елены Дмитриевны...

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии посредством инновационных технологий"

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии посредством инновационных технологий"Конспект ...

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Гуляева Василия Петровича, учителя технологии . Тема:«Современные образовательные технологии на уроках технологии (проектная деятельность) в школе для слабовидящих» ""

    Цель: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся с нарушениями зрения, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».Задачи:Изучить педагогические, псих...