Главные вкладки

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Тестовый контроль на уроках химии, как средство формирования предметных компетенций»
    статья на тему

         В последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования происходят существенные изменения. Модернизация образования требует «…обеспечение современного качества  на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл publichnoe_predstavlenie_opyta_1.docx188.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Публичное представление собственного инновационного

    педагогического опыта учителя химии МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №24»

    г.о. Саранск Республики Мордовия

    Маскинсковой Натальи Ивановны.

               Тема инновационного педагогического опыта (ИПО): «Тестовый контроль на уроках химии, как средство формирования предметных компетенций»

    1.Актуальность и перспективность опыта. 

         В последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования происходят существенные изменения. Модернизация образования требует «…обеспечение современного качества  на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Век информатизации и компьютеризации  требует нового подхода к преподаванию и контролю знаний учащихся. Раньше основным видом контроля знаний была письменная контрольная работа, включающая две – три задачи и качественные вопросы: объем проверочных знаний не велик; зачастую охватывает лишь 30-50% пройденного материала

         Тестовая методика проверки знаний имеет следующие особенности:

    -относительная простота процедуры проведения и необходимого оборудования;

    -непосредственная фиксация результатов;

    -возможность использования,  как для индивидуальной работы, так и для проверки знаний целых групп учащихся;

    -удобство математической обработки;

    -кратковременность;

    -наличие установленных стандартных норм.

         Как известно на территории Российской Федерации в качестве итоговой проверки знаний принят ЕГЭ, который построен в виде тестов. Анализ отечественного  и зарубежного опыта показывает, что при достаточной тщательности составления заданий, при соблюдении ряда требований и корректности применения методов математической статистики, возможно использовать тесты в качестве объективных измерителей знаний. ЕГЭ настраивает школьников на получение реальных знаний в школе. При этом подтверждается возможность объективной оценки подготовленности выпускников: все ученики оказываются в одинаковых условиях и за одинаковые задания получают одинаковые оценки.

          Использование тестового контроля позволяет мне успешно реализовывать поставленные образовательные задачи.

    2.Новизна опыта 

         Существенной и обязательной частью процесса обучения является контроль знаний. Современные требования к контролю учебных достижений ученика переносят акценты с выявления, фиксации неуспешности ученика на обнаружение его успехов и достижений.

    Успешность ученика может определяться по различным направлениям. Эти направления определяют цели контроля и связаны с диагностическими качествами успешности  ученика: выявление объема освоенного содержания предмета (стандарта); выявление уровня освоения содержания предмета; выявление уровня освоения проверяемой деятельности; выявление уровня владения компетентностями (компетенциями).

         

    3.Наличие теоретической базы опыта  

    С 2010 года я работаю над проблемой «Тестовый контроль на уроках химии, как средство формирования предметных компетенций».

         Тест (от английского слова test – проверка знаний) – как средство проверки и оценки результатов обучения школьников, представляет собой особую совокупность стандартизированных, кратких, ограниченных во времени заданий, предназначенных для установления количественных и качественных индивидуальных различий. Я изучила работы основоположников тестирования, а также опыт учителей, активно использующих тесты на своих уроках.  Хочется отметить преимущества тестового контроля:

    -тест позволяет дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования;

    -обеспечивает возможность получения количественной оценки на основе определения  качественных параметров личности;

    -удобство математической обработки;

    -является относительно оперативным способом оценки большого числа  лиц;

    -способствует объективности оценок, независящих от субъективных установок лица, проверяющего исследование.    

        Работая над методической проблемой,  я выяснила, что для организации и проведения тестовой проверки знаний необходимо выполнять следующие требования:

    -определить, что нужно выявить с помощью теста (знание фактического материала, понимание, умение применять знания и так далее);

    -выделить критерии того, что выявляется (свойства памяти, умение проводить логические операции), то есть выяснить целевое назначение теста, а также его трудность;

    -четко организовать условия работы учащихся, установить временные границы выполнения тестовых заданий, порядок сбора и обработки полученных данных;

    -  сопоставлять результаты тестирования и традиционных методов контроля знаний и в случае их расхождения не следует делать обобщающих и категорических выводов об умственных способностях учащихся;

    - тест  должен содержать инструкцию по его использованию.

    4.Ведущая педагогическая идея 

    Ученик, мечтающий достичь успеха в жизни, должен верить в свои силы (позитивные отношения на уроке между учеником и учителем), уметь рассчитывать на себя и отвечать за собственные поступки, быть способным раскрыть свой собственный потенциал. Поэтому трудно переоценить значение тестовых работ учащихся для закрепления, пополнения и углубления знаний. В современном учебном процессе тестирование занимает все большее место. Человека нельзя научить,  развить,  воспитать; он может только научить себя сам, то есть  научиться,  развиться,  воспитаться. Роль же учителя - мотивировать ученика, помочь ему совершенствовать свои знания.

         Моя задача, как учителя, не просто пройти программу, а научить детей мыслить, понимать изучаемый материал, уметь применять знания, полученные на уроках. В своей работе я использую различные педагогические технологии: проблемно-поисковую,  разноуровневое обучение, ИКТ и  здоровьесберегающие технологии.  При подготовке к урокам использую опыт учителей, представленный на страницах журналов и  в сети Интернет.   Для меня важно, чтобы ребёнок  понял  законы химии, избежал формального подхода при изучении основ предмета, стараюсь  привить интерес к химии и решению задач по химии, интерес  к познанию, исследованию.

    5.Оптимальность и эффективность средств  

    Тестовый контроль на уроках химии -  средство формирования предметных компетенций, эффективное средство повышения предметной деятельности учащихся, повышения усвоения познавательных, образовательных, коммуникативных умений, побуждающая к дальнейшим исследованиям, к самообразованию; учебные действия перерастают в методы научного познания.

             В своей работе я использую различные  тесты, благо их сейчас представлено огромное количество.  Тесты (8-ые, 9-ые классы) Е. П. Ким; КИМ (8, 9, 10, 11 классы) Н. П. Тоегубова; тесты 11 класса М. А. Рябов, Е. Ю. Невская и другие.

    6.Результативность опыта

    • сформировано у учащихся неформальное отношение к предмету;
    • повышена мотивация к предмету;
    • у учащихся сформированы коммуникативные компетенции (ребенок понимает задание и умеет решать задачи) ;
    • ученики принимают участие в олимпиадах и становятся победителями и призерами, выбирают профессии связанные с естественными науками;
    • участие школьников в предметных олимпиадах:
    • 2012-2013 г.г. (9 кл.) Наумова Клавдия – призер муниципальной олимпиады по химии.
    • 2013-2014 г.г.  (9 кл.) Плодухин Андрей – 3 место в муниципальной олимпиаде по химии.
    • 2013-2014 г.г. (11 кл.) Романова Валерия -2-ое место в региональном рейтинге по химии  IV Всероссийской предметной олимпиады (январь 2014 год).
    • 2013-2014 г.г. (11 кл.) Калентарова Алина  - 3-ье место в региональном рейтинге по химии  IV Всероссийской предметной олимпиады (январь 2014 год).
    • май 2014 год: Фомичев Никита (8А класс)  – 3 место в общероссийской предметной олимпиаде «Олимпус».  
    • май 2014 год: Сайгин Андрей (8В класс)  – 5 место в общероссийской предметной олимпиаде «Олимпус».  
    • май 2014 год: Лабутин Максим (8А класс) – 7 место, в общероссийской предметной олимпиаде «Олимпус».  

    Результаты ЕГЭ

    год

    Количество учащихся

    Качество знаний по школе, %

    Качество знаний по городу, %

    В сравнении,  %

    2011-2012 учебный год

    5

    76

    62,23

    Выше на 13,77 %

    2012-2013 учебный год

    7

    83,4

    76,33

    Выше на 7,07 %

    2013-2014 учебный год

    7

    67,6

    58,4

    Выше на 9,2 %

    В 2006 году я принимала участие в городском профессиональном конкурсе «Учитель-мастер», на котором провела мастер-класс по теме: «Тестирование как одна из форм проверки ЗУН по химии» (награждена дипломом победителя).

    7.Возможность тиражирования 

    Основные положения опыта представлены на  сайте учителя http://учительский.сайт/Маскинскова-Наталья-Ивановна и сайте http://nsportal.ru/maskinskova-natalya-ivanovna на которых можно познакомиться с данными публикациями.

    8.Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приёмы работы с учащимися

    Основные формы и приёмы работы с учащимися представлены в выступлениях учителя на педагогическом совете школы, на заседаниях  предметного МО, в работе со студентами, проходившими педагогическую практику в  МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №24»:

    февраль 2011г., МОУ «СОШ №24», «Пути повышения мотивации учебной деятельности школьников на уроках химии». (Из опыта работы). – Выступление на МО.

    2012-2013 уч.г., МОУ «СОШ №24», 8А класс, «Обобщение и систематизация знаний по теме: «Типы химических реакций» - открытый урок.

    Март 2012г., МОУ «СОШ №24», «Технология разноуровневого обучения химии на уроках и во внеурочное время». (Из опыта работы). - Выступление на МО.

    Январь 2013г., МОУ «СОШ №24», «Формирование учебно-познавательной компетенции школьников как один из факторов повышения качества обученности по химии». (Из опыта работы.) – Выступление на МО.

    2013-2014 уч.г., МОУ «СОШ №24», 8А класс, «Ионные уравнения» – мастер-класс.

    2014уч.г., МОУ «СОШ №24», 8-е классы, «Бой эрудитов» – внеклассное мероприятие.

    C:\Users\1\Pictures\img222.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тестовый контроль на уроках физика, как средство формирования предметных компетенций.

    В статье изложены виды тестов, их роль в процессе подготовки к ЕГЭ....

    ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ХИМИИ "МОУ СОШ № 11" г.САРАНСКА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НОРМАЙКИНОЙ ИРИНЫ НИКОЛАЕВНЫ

    ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ НА ТЕМУ:«Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью информационных технологий»...

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта: "Практическая деятельность учащихся на уроках химии и биологии, как средство активизации познавательного интереса и развития исследовательских навыков."

    Данный педагогический опыт имеет социальную направленность и ориентирован на плодотворное сотрудничество учителя и ученика, продуктом которого станет творческая личность, имеющая сформированную естест...

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта тренера -преподавателя Гуляева Сергея Васильевича по теме «Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников ДЮСШ в процессе спортивной подготовки»

    В последнее время наблюдается тенденция к повышению социального статуса к духовно-нравственному воспитанию молодежи в системе дополнительного образования, что находит отражение в нормативно-правовых д...