ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ ДЮСШ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
статья

Гуляев Сергей Васильевич

Духовно-нравственное воспитание в системе подготовки юных спортсменов в ДЮСШ имеет комплексный и системный характер. Оно бесспорно опирается нацеленность на развитие и формирование у юных спортсменов способность воспринимать эстетическую красоту; уважительного отношения к учебно-тренировочной деятельности и ее

результатам; выполнения своих обязанностей во время тренировки и соревновательной деятельности; воспитание этических норм поведения, отношения: к другим людям; требовательность и поддержка,  заботливое отношение к одноклассникам, близким, родным, старшим; чувство собственного достоинства; честность, доброта, скромность,

простота, чувство общественного долга. 

В современных условиях развития детского спорта в Якутии необходимо обеспечить усвоение юными спортсменами этнокультурных традиций, духовных ценностей этносоциума и общечеловеческой культуры - культуры мирового спорта.

С этой позиции содержание духовно-нравственного развития юных спортсменов в системе дополнительного образования необходимо осуществить в аспекте: 

- воспитание юного спортсмена в тесной связи с его национальными корнями, с учетом уважения к языку общения;

 - воспитание юному спортсмену к приобщению национальной и мировой культурам;

- воспитание юных спортсменов в духе уважения и любви к Отечеству и малой Родине.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гуляев С.В., магистрант

Северо-Восточного федерального университета

 имени М.К. Аммосова,

тренер детской спортивной школы №1 г. Якутска

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ ДЮСШ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

В последнее время наблюдается тенденция к повышению социального статуса к духовно-нравственному воспитанию молодежи в системе дополнительного образования, что находит отражение в нормативно-правовых документах деятельности детско-юношеских спортивных школах Республики Саха (Якутия).

Необходимость о значимости духовно-нравственного воспитания будущих спортсменов продиктована современной социокультурной ситуацией в системе детского спорта и образования в целом, а также с учетом того, что в подростковом возрасте молодые люди не умеют  быстро и объективно оценить ту или иную жизненную ситуацию, у них еще не сформировалось умение решать проблемы выхода из конфликтной ситуации, выбора правильного решения при общении с соперниками и др.

Обращение к опыту духовно-нравственного воспитания не является новым для подготовки юных спортсменов. Проблема духовности при всех ее многообразии имеет давнюю традицию, но в настоящее время духовно-нравственное воспитание нуждается в разработке целостного подхода, выражающегося в духовном оздоровлении на основе укрепления традиции преемственности поколений, традиционных ценностей, актуализации воспитывающего потенциала содержания образования (Л.И. Аманбаева, В.В. Находкин, И.А. Черкашин).

Совершенствование работы учителей, тренеров-педагогов по формированию духовно-нравственных качеств юных спортсменов особенно важно в ДЮСШ с учетом того, что данный возраст является наиболее ранимым.

Анализ содержания учебных программ и секций по видам спорта в системе дополнительного образования выявляет чересчур общий декларативный характер выдвигаемых воспитательных задач, духовно-нравственная воспитания с учетом региональных особенностей у будущих спортсменов в системе дополнительного образования не получает конкретного выражения в работе, например, детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) Республики Саха (Якутия). Данные анкетирования показали, что на сегодняшний день воспитательная функция ДЮСШ в качестве ее ведущей функции признается немногими, более чем у половины – у 60% учителей-тренеров выявлено неоднозначное видение цели воспитания, его содержания, а также вклад разных школьных предметов в духовно-нравственном развитии школьников-спортсменов. Ответы родительской общественности позволили установить, что всего лишь 20% родителей придают системе дополнительного образования воспитательное значение. Анкетирование показало, что современные родители заинтересованы в интеллектуализации учебного процесса, развитии лидерских качеств, творческих способностей детей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагогическое внимание к воспитательной роли дополнительного образования является недостаточным, выявлена несогласованность педагогических устремлений семьи и школы.

Мы считаем, что духовно-нравственное воспитание в системе подготовки юных спортсменов в ДЮСШ имеет комплексный и системный характер. Оно бесспорно опирается нацеленность на развитие и формирование у юных спортсменов способность воспринимать эстетическую красоту; уважительного отношения к учебно-тренировочной деятельности и ее результатам; выполнения своих обязанностей во время тренировки и соревновательной деятельности; воспитание этических норм поведения, отношения: к другим людям; требовательность и поддержка,  заботливое отношение к одноклассникам, близким, родным, старшим; чувство собственного достоинства; честность, доброта, скромность, простота, чувство общественного долга.

Следует отметить, что в современных условиях развития детского спорта в Якутии необходимо обеспечить усвоение юными спортсменами этнокультурных традиций, духовных ценностей этносоциума и общечеловеческой культуры - культуры мирового спорта.

С этой позиции содержание духовно-нравственного развития юных спортсменов в системе дополнительного образования необходимо осуществить в аспекте:  

- воспитание юного спортсмена в тесной связи с его национальными корнями, с учетом уважения к языку общения;

 - воспитание юному спортсмену к приобщению национальной и мировой культурам;

- воспитание юных спортсменов в духе уважения и любви к Отечеству и малой Родине.

Список литературы:

1. Аманбаева Л.И. Теоретические основы гражданского воспитания учащихся молодежи в новых социальных условиях: Монография. – М.: Академия, 2001. – 190 с.

2. Черкашин И.А. Организационно-педагогическое обеспечение интеграции физического и духовного воспитания юношей в этнокультурном пространстве: Монография. – Якутск: Издательско-полиграфический комплекс СВФУ, 2010. – 247 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад " Формирование духовно- нравственных ценностей у воспитанников.

В настоящее время понятие " нравственность" становится всё более расплывчатым.Как воспитать ребёнка настоящим гражданином, патриотом своего Отечества?...

Духовно - нравственное воспитание как основной компонент образовательного процесса

Публикация в сборнике научных трудов " Воспитательная деятельность образовательного учреждения"...

Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников казачьего кадетского корпуса

Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников казачьего кадетского корпуса....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта тренера -преподавателя Гуляева Сергея Васильевича по теме «Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников ДЮСШ в процессе спортивной подготовки»

В последнее время наблюдается тенденция к повышению социального статуса к духовно-нравственному воспитанию молодежи в системе дополнительного образования, что находит отражение в нормативно-правовых д...

Программа занятий внеурочной деятельности по духовно – нравственному ( нравственному) развитию, воспитанию обучающихся 8 -9 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)

   Программа занятий внеурочной деятельности по нравственному развитию, воспитанию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана для учащихся...

Доклад Тема: Развитие духовно-нравственных качеств у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Доклад Тема: Развитие духовно-нравственных качеств у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья...