Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников казачьего кадетского корпуса
статья (11 класс) по теме

Гурский Евгений  Леонтьевич

Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников казачьего кадетского корпуса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

«Курганинский казачий кадетский корпус»

Доклад

«Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников казачьего кадетского корпуса»

Подготовил:

Гурский Евгений Леонтьевич

Воспитатель 11 класса

Курганинск, 2013 г.

"В воспитании человека важно добиваться, 
чтобы нравственные и моральные истины были 
не просто понятны, но и стали бы целью жизни 
каждого человека, предметом собственных 
стремлений и личного счастья".
(Свадковский И.Ф.)

Известно, что во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие

социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широкообразованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности, обрушиваются разнообразные источники сильного воздействия, как позитивного, так и негативного характера

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня

нравственной воспитанности, так как воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям, на основе уважения и доброжелательнос​ти к каждому человеку. К. Д. Ушинский(16) писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Основной функцией воспитания является формирование эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Обозначенная проблема приобретает особое значение, когда речь идет о воспитанниках школ-интернатов, ведь большую часть времени эти дети находятся вне дома и семьи, в стенах учебного заведения, под влиянием педагогов и воспитателей

Школа, а нашем случае кадетский корпус является для воспитанников центром нравственного развития и воспитания, именно поэтому особое значение здесь приобретает роль наставников. Педагоги и воспитатели делают всё возможное для сохранения духовно-нравственных, социокультурных и образовательных ценностей своих учащихся. Именно они, имеют возможность педагогического влияния на своих воспитанников и уделяют этой проблеме важнейшую роль в своей профессиональной деятельности. Работа проводится по основным направлениям: эстетическое воспитание, патриотическое воспитание, культура поведения, изучение традиций, здоровьесберегающее воспитание. Конечно, это работа проблемная и сложная потому как к настоящему времени в педагогике механизмы ориентации на ценности вступили в противоречие с общей ситуацией развития современного ученика, стали причиной возникновения ряда противоречий во взаимодействии учителей, воспитателей и наших воспитанников. Приходится сталкиваться с рядом проблем: трудности в адаптации к режиму, кризис подросткового возраста, изменившиеся условия жизни общества. Но, несмотря на это, несомненно, от системы ценностных ориентаций педагога зависит общая атмосфера образовательного процесса. В зависимости от того, как воспитатель построит воспитательный процесс во вверенном ему коллективе, он вправе ожидать определенных результатов.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни воспитанников в нашем корпусе в целом, и конкретно в 11 классе осуществляется на основе следующих принципов:

​ нравственного примера педагога;

​ социально-педагогического партнерства;

​ индивидуально-личностного развития;

​ интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

​ социальной востребованности воспитания;

​ уважение к Отечественной истории и родному языку;

Нравственная культура – систематический результат всего духовного развития личности. Она характеризуется как наличием моральных ценностей, так и участием человека в их создании.

Поэтому работа в данном направлении должна проводиться систематически и регулярно, без перебоев и «выходных». С этой целью мы, как и в любом другом учебном заведении в начале каждого учебного года разрабатываем план работы с детским коллективов, в который непременно включаем разнообразные мероприятия, нацеленные на формирование нравственных и культурных ценностей.

Учитывая тот факт, что мы живем в непростом третьем тысячелетии – эпохе неограниченных потоков информации, как положительной, так и отрицательной, мы просто обязаны учитывать данный фактор. К сожалению, как говорил классик, «невозможно жить в обществе и быть свободным от общества» просто невозможно. При всем нашем желании мы не в силах совершенно ограничить наших детей от того шквала негатива и непотребностей, которые на них обрушиваются ежедневно из СМИ, интернета, телевизора и просто окружающей их действительности. Поэтому педагог, на мой взгляд, должен подготовить ребенка к правильному восприятию той или иной информации, научить его разделять, что хорошо, а что плохо, вооружить его психику своеобразным щитом, о который могла бы разбиваться та грязь, которая может угрожать его нравственному и духовному здоровью.

В целях формирования ценностных ориентаций воспитанников мы используем следующие формы и методы работы:

​ анкетирование (с целью выявления той или иной информации о воспитанниках), так, например, мы регулярно проводим анкетирование по выявлению уровня тревожности, по выявлению уровня воспитанности, по выявлению читательских предпочтений и т. П.;

​ дискуссия (где каждый ребенок может высказать свое мнение по заявленной проблеме, а воспитатель, выслушав его, сделать выводы и скорректировать свою работу с конкретным воспитанником);

​ диспут;

​ тематические классные часы (на которых ребята самостоятельно могут приходить к тем или иным выводам, например, классный час «Женщина с ребенком на руках», посвященный Дню матери, «Мы за здоровый образ жизни», «Рыцарский турнир вежливости» и многие другие );

​ проблемные ситуации;

​ упражнения;

​ игры;

​ тренинги;

​ тематические мероприятия (вечера, встречи с интересными людьми например, с ветеранами Великой Отечественной воны, с участниками Блокады Ленинграда, с участниками боевых действий в горячих точках, с представителями Духовенства, с артистами кино и музыкальными исполнителями … );

​ изучение традиций, обычаев, культуры народов, религий (особый интерес здесь представляют экскурсии и поездки, так, в прошедшем учебном году мы посетили музей им. Е. Д. Фелицина, Михайло - Афонскую пустынь, Свято-Вознесенский храм г. Курганинска, Историко-краеведческий музей г. Курганинска, Михизееву поляну (Кубанскую хатынь) в ст. Махошевская);

Кроме того, к важным источникам нравственного опыта школьников относится искусство. Оно должно быть разнообразным и постоянным, пронизывать всю жизнь ребенка, насыщать его душу сопереживанием другим людям. Формы такого общения: прослушивание фонозаписей, посещение театров, художественных выставок, участие в конкурсах и фестивалях, школьных спектаклях, ансамблях, хорах и т.п.

Искусство совершенно незаменимо в формировании сознания и культуры чувств личности. Оно расширяет, углубляет и организует нравственный опыт человека.

Поэтому мы стараемся как можно чаще содействовать соприкосновению наших воспитанников с прекрасным через поездки в театры города Армавира и Краснодара, через посещение художественных выставок и галерей.

Из произведений искусства растущая личность черпает конкретную основу

разнообразных нравственных представлений, накладывает на собственный опыт отдельные конфликтные ситуации, запечатлённые в художественном произведении, и тем самым обогащает своё нравственное сознание. Незаменима роль искусства в накоплении опыта сопереживания. Искусство позволяет пережить то, что каждый человек в силу ограниченности его опыта пережить не может. Сострадая героям художественных произведений, радуясь их успехам, болея их невзгодами, человек становится эмоционально богаче, отзывчивее, проницательнее, мудрее. Кроме того, искусство создаёт у каждого иллюзию самооткрытия истины, благодаря чему нравственные уроки, содержащиеся в произведении, глубоко переживаются и быстрее становятся достоянием сознания личности.

Поэтому мы стараемся в этом плане сотрудничать с районной библиотекой, проводя совместные мероприятия, а также тесно дружим с местным творческим объединением «Лель», участницы которого, местные поэтессы Г. Кондакова и Л. Коровина, приходят к нам на уроки с целью поделиться своим опытом и талантом.

"Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, - пишет К.Д. Ушинский, - не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности. Нет сомнения, что много зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни

моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Многое, конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер

воспитанников.» (16, К.Д. Ушинский, 1939, С. 15-16). С этими словами невозможно спорить, и каждый из нас, воспитателей и педагогов, прекрасно это понимает. Поэтому мы стараемся быть достойными того, чтобы воспитанники нас уважали, ценили наше мнение, и собственным примером учим их.

Педагогическая профессия требует постоянного расхода внутренней энергии, эмоций, любви. Не зря известнейший кубанский просветитель К. Россинский говорил «Служа другим, расточаю себя». Если наставник малоэмоционален, если у него неразвита "сердечная сфера", неглубоки чувства, он не сможет оказать воздействие на внутренний мир подростка.

В своих выступлениях и педагогических трудах В.А. Сухомлинский постоянно писал о том, что этика учителя, его нравственные качества являются решающим фактором воспитания личности учащегося.

.

Для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей. Первый шаг на этом пути – постоянная работа над собой и совершенствование личных внутренних качеств. Поэтому искренне хочется пожелать коллегам успехов не только в профессиональной деятельности , но и в работе над собой , дабы стать истинными носителями «Веры, Надежды и Любви в третьем тысячелетии»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад " Формирование духовно- нравственных ценностей у воспитанников.

В настоящее время понятие " нравственность" становится всё более расплывчатым.Как воспитать ребёнка настоящим гражданином, патриотом своего Отечества?...

СОВРЕМЕННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В МЛАДШИХ КЛАССАХ КАДЕТСКОГО КОРПУСА

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. В статье рассматриваются совреме...

Выступление на Городском семинаре "Формирование духовно-нравственных ценностей воспитанников ГБОУ детско-юношеского центра" 27.02.2012г.

Выступление посвящено одному из значимых направлений социокультурной деятельности - патриотическому воспитанию учащихся....

Прграмма "Формирование духовно- нравственных ценностей воспитанников ЦССВ № 14 через восприятие классической музыки".

Программа тематических занятий, направленных на формирование духовно- нравственных ценностей....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта тренера -преподавателя Гуляева Сергея Васильевича по теме «Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников ДЮСШ в процессе спортивной подготовки»

В последнее время наблюдается тенденция к повышению социального статуса к духовно-нравственному воспитанию молодежи в системе дополнительного образования, что находит отражение в нормативно-правовых д...

Изучение литературы казачества как способ формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся кадетского корпуса

Статья об опыте введения казачьего компонента в рамках изучения литературы в кадетском корпусе...