Изучение литературы казачества как способ формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся кадетского корпуса
статья

Статья об опыте введения казачьего компонента в рамках изучения литературы в кадетском корпусе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazachestvo_kolomiytseva.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение литературы казачества как способ формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся кадетского корпуса.

Возрождение традиций и культуры казачества, а также военно-патриотической направленности воспитания подрастающего поколения является одним из основных ориентиров становления новой российской действительности. Ни для кого не секрет, что российское казачество всегда являлось мощной силой не только в военной сфере, но и в вопросах сохранения этнического и культурного наследия России, его аутентичности. Именно поэтому внедрение казачьего компонента в область образования вот уже несколько лет является актуальной темой для поиска различных способов решения задач, связанных с реализацией воспитания духовно развитой личности, гражданина своей страны.

 Кадетские учебные заведения, осуществляющие образовательный процесс на базе культурно-исторических ценностей казачества, помимо основной учебной деятельности и усиленной физической и военной подготовки, активно апробируют различные направления реализации казачьего компонента. Так, под комплексным казачьим образованием и воспитанием стоит понимать структурированное, поэтапное овладение знаниями, связанными с пониманием процессов формирования основ казачьей жизни и традиций, пониманием роли казачества в историко-культурных процессах становления российской действительности, овладение высокими духовными и нравственными, коммуникативными компетенциями, развитие физических навыков, которые впоследствии должны обеспечить готовность учащегося-кадета к государственной и иной службе на благо Отечества.

Содержание рабочих программ казачьего компонента в рамках среднего и общего образования в кадетском корпусе имеет несколько основных направлений, которые обычно представлены предметами дисциплин гуманитарного цикла и физической подготовки. В общеобразовательных казачьих учебных заведениях учащиеся изучают основы православной культуры, историю казачества, основы традиционной культуры казаков, военных знаний, занимаются физической подготовкой. Однако среди вышеперечисленных направлений учебной деятельности незаслуженно остается в стороне целый пласт художественной литературы о казаках и казачестве, который может одновременно решить сразу несколько задач. Во-первых, изучение литературы в рамках ФГОС уже само по себе способствует глубокому осмыслению как исторических процессов, так и мира человеческой души. Во-вторых, знакомство с произведениями литературы казачества, с персонажами-казаками помогает учащимся приобщиться к культуре казачества. Недаром литература погружает читателя в мир, созданный автором, а это и есть погружение в среду казачьего быта, традиций и жизненных устоев.

Исходя из вышеперечисленных преимуществ изучения ряда литературных произведений о казаках и казачестве, на базе «Горожанского казачьего кадетского корпуса» была введена новая учебная дисциплина – «Казачество в литературе». Согласно учебному плану КОУ ВО «Горожанский казачий кадетский корпус» изучение данного предмета рассчитано на аудиторию 7-х, 8-х и 9-х классов в количестве 35 часов в год (1 час в неделю). Это обусловлено тем, что именно в 7-м классе учащиеся осваивают навык комплексного анализа текста, который позволяет сформировать представление о казачьей культуре в целом.

Казачья литература как искусство словесного образа — особый способ познания быта казаков, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Казачья литература как компонент кадетского образования содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанной на основах принципов казачества, патриотизма. Приобщение к ценностям культуры казачества и развитие творческих способностей — необходимое условие становления личности в рамках казачьего воспитания, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к историческим процессам и отражении их в литературе.

Структура авторской рабочей программы учебной дисциплины «Казачество в литературе» поэтапно, в соответствии с возрастом, знакомит учащихся с произведениями и персоналиями, без которых сложно по-настоящему понять не только само казачество, но и то, как менялось отношение к нему в историко-культурном контексте.

Так, на начальном этапе изучения кадеты знакомятся с казачьим устным народным творчеством, отраженном в былинах, преданиях, сказках, с их красочными и героическими описаниями первых казаков, стоявших на защите нашего Отечества. Небольшой объем произведений и выборочное чтение позволяет охватить всё многообразие фольклора, сложенного нашими предками. Следующий этап – устное творчество периода 18-19 вв. Многие произведения русской классической литературы, такие, как повесть «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, сказ «Левша» Н.С. Лескова, рассказы А.П. Чехова, стихи Пушкина, Лермонтова, Рылеева и другие изучаются параллельно с учебным планом предмета «Литература», предусмотренного государственным стандартом образования. Это позволяет решить одновременно несколько учебных задач: с одной стороны, подвергнуть более глубокому и осмысленному анализу творчества классиков литературы в контексте знакомства с казачьей культурой, а с другой – узнать о самых важных исторических событиях еще до того, как они будут изучены в рамках предмета «История». Литература 20 столетия неразрывно связана с творчеством одного из главных казачьих писателей – М.А. Шолохова, поэтому чтение «Донских рассказов» становится неким «открытием» для семиклассников, пока ещё не имеющих должного представления о событиях Гражданской войны. Завершающим этапом является изучение творчества писателей Дона – реализация регионального компонента казачьего воспитания.

Система выстраивания работы в последующий год проходит по такому же принципу: восьмиклассники расширяют свои познания в области фольклора, классической русской литературы и творчества писателей-земляков, и лишь в 9-м классе – в финале курса, модель изучения литературы казачества выходит на новый уровень.

На этапе изучения литературы в 9-м классе материал осваивается не по хронологическому принципу, а по территориальной принадлежности казачества. На примере литературных произведений кадеты «Горожанского кадетского корпуса» знакомятся с традициями, бытом, культурой, принципами донского, терского, гребенского, запорожского, яицких казачьих войск. В рамках программы происходит подготовка к следующему учебному курсу – «Истории казачества», где уже подготовленные учащиеся смогут проследить причинно-следственные связи формирования всего социокультурного феномена казачества, а также осознать истинное предназначения казака – воина-патриота, защитника Родины.

Таким образом, казачье образование кадет обретает более четкие формы, предполагает как разработку принципиально новых подходов духовно-нравственного становления личности казака, так и введение новых учебных дисциплин, которые решают задачи по воспитанию достойного гражданина своей страны, знающего и понимающего значение роли защитника своего народа и Отечества, готового сохранять традиции казачества через культуру, а изучение литературы в этом ракурсе способствует решению ранее поставленных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников казачьего кадетского корпуса

Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников казачьего кадетского корпуса....

Мастер-класс по теме «Формирование духовно-нравственной культуры у учащихся общеобразовательной школы в процессе вокально-хоровой деятельности»

    Программа предназначена для педагогических работников, учителей музыки, которые в настоящий момент ведут вокально – хоровую работу во внеурочное время (как кружковую работу)...

Возможности интеграции предметов гуманитарного цикла как способ формирования духовно–нравственных ценностей обучающихся среднего звена

Представлен опыи работы по теме:Возможности интеграции предметов гуманитарного цикла как способ формирования духовно–нравственных ценностей обучающихся среднего звена...

Школьное ученическое самоуправление как способ формирования духовно-нравственного развития школьников

В статье рассматриваются основные направления деятельности школьного ученического самоуправления. Проводится анализ нормативно-правовых актов, подтверждающих значимость этого явления в образовательной...

Литературное краеведение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры как способ формирования духовно-нравственной культуры личности

Межрегиональная научно-практическая конференция по вопросам духовно-нравственного развития обучающихся Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2016 году «Духовно-нравственное развитие: проблемы ...

Доклад на тему: «Школьное ученическое самоуправление как способ формирования духовно-нравственного развития обучающихся».

Районный семинар для  классных руководителей по теме: «Воспитание нравственности через детские объединения (ученическое самоуправление, волонтерские отряды...