Возможности интеграции предметов гуманитарного цикла как способ формирования духовно–нравственных ценностей обучающихся среднего звена
статья по истории на тему

Лукасевич Анна Васильевна

Представлен опыи работы по теме:Возможности интеграции предметов гуманитарного цикла как способ формирования духовно–нравственных ценностей обучающихся среднего звена

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности интеграции предметов гуманитарного цикла как способ формирования духовно–нравственных ценностей обучающихся среднего звена.

Лукасевич Анна Васильевна

учитель истории

МБОУ г. Мурманска

 СОШ № 34


Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.[1]

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Воспитательное и обучающее пространство общеобразовательной школы, составляющей основу государственно-общественной системы воспитания, должно наполняться ценностями, общими для всех россиян, принадлежащих кразным конфессиям и этносам, живущих в разных регионах нашей страны. Эти  ценности, являющиеся основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности могут быть определены как базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных  условиях.[2]

На протяжении нескольких лет работая в начальной школе, я веду часы истории и обществознания в среднем звене. Поэтому мне легче проследить, как формируются духовные ценности с первого по девятый класс.

Нынешних девятиклассников обучаю с пятого класса. В своей работе я в системе  использую интегративные методы. Считаю, что интеграция предметовгуманитарного цикла: истории, обществознания, литературы и музыки позволяет более тесно связать учебный материал с жизнью, вызвать интерес к познанию окружающей действительности, расширить словарный запас и кругозор школьников, повысить их уровень воспитанности.

Поэтому я работаю в тесном сотрудничестве с учителем литературы этого класса Корольковой Л.П. За это время мы совместно провели  сериюинтегрированных уроков литературы и истории « Долина Славы в Заполярье», « Время меняет людей»; литературы и обществознания  «Жестокие игры и их последствия» по повести В. Железнякова «Чучело».

Интегрированный урок истории и литературы: «Долина Славы в Заполярье» проводился в 5 классе. На этом уроке исторические факты мы сопоставляли со стихотворными воспоминаниями моего учителя рисования, бывшего учителя нашей школы, ветерана Великой Отечественной войны Мельникова Николая Филипповича.

Я считаю, что изучение истории родного края всегда должно   переплетаться с изучением истории своей семьи, своей школы, улицы, города. Убедилась на своем опыте, что такие уроки больше запоминаются детьми, учат их сопереживать, уважать историю школы, любить свой край.

В этом году урок по той же теме провела у своих четвероклассников. При подготовке к уроку дети провели исследовательскую работу о судьбе своих прадедов, защищавших Заполярье. Ребята впервые почувствовали связь истории края, страны с историей своей собственной семьи. Подготовленные работы будут помещены в Книгу Памяти школы, которую мы готовим к 9 мая.

В этом учебном году в девятом классе я провела открытое внеклассное мероприятие «Духовная жизнь XXвека», в котором проявили свои творческие способности большинство учащихся класса. На занятии звучала живая музыка в исполнении детей: русские романсы, классическая музыка, революционные песни, песни военных лет, стихи русских и советских поэтов. Ребята, разбирая особенности разных периодов развития России XX на примере музыкальных и поэтических произведений, учились принимать судьбу Отечества, уважать традиции предков.

Как преподаватель истории, я отвечаю за проведение общешкольных мероприятий духовно- нравственной и патриотической направленности. Мною подготовлены и проведены митинги, концерты, посвященные Дню Победы, годовщинам разгрома фашистов в Заполярье, вахты памяти,праздники «День народного единства»,

«Россия, Русь, храни себя, храни!» и др.

Очень яркими и запоминающимися стали Дни национальных культур, которые  учат детей уважать традиции других народов, воспитывают терпимость, толерантность.

Участниками  всех этих мероприятий и моими самыми активными помощниками являются мои ученики. Нужно особо отметить, что и  мои старшеклассники, и дети начальной школы одинаково ответственно относятся к проведению такого рода мероприятий и участвуют в них по велению сердца.

Эффективность этих методов подтверждена изменениями личностных качеств подростков. Основными показателями, определяющими уровни сформированности духовно-нравственной культуры подростков, являются знания, основанные на общечеловеческих ценностях, умения и навыки нравственного поведения, духовно-нравственные качества личности.

Список источников:

  1. А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков / Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 24с.

  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009. – 59 с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Распутина М.Е. Духовно – нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС [Электронный ресурс]:  http://school8.s-edu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=54:2011-12-29-05-45-54&catid=23:2011-10-03-04-42-29&Itemid=4(дата обращения: 20.02.2012).


    [1]
  1. А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков / Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 24с.

[2]Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009. – 59 с. – (Стандарты второго поколения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция предметов гуманитарного цикла

О интеграции предметов музыки и изобразительного искусства...

Доклад" Интеграция предметов гуманитарного цикла"

Республиканская научно-практическая конференция" Традиции и инновации в образовании".Выступление с докладом на  тему:" Интеграция предметов гуманитарного цикла"...

ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МХК

Действующие учебные планы и программы предусматривают знакомство ребят с различными компонентами культуры, с различными ее пластами и функциями. Объект...

Роль интеграции предметов гуманитарного цикла в повышении качества образования.

Методические рекомендации в проведении интегрированных уроков....

Обобщение опыта по теме " Обучение русскому языку и литературе путем интеграции предметов гуманитарного цикла с использованием компьютерных технологий"

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА УЧИТЕЛЯРУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ и МХКМУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ –СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №63ПРИВОКЗАЛЬНОГО РАЙОНА г. ТУЛЫ...

Интеграция предметов гуманитарного цикла как средство формирования духовно-нравственных ценностей ребёнка.

Статья о возможностях предметов гуманитарного цикла и целесообразности интегрированных уроков...

Выступление на МО гуманитарного цикла на тему : «Формирование духовно-нравственной основы личности на уроках русского языка и литературы».

Выступление на МО гуманитарного цикла на тему : «Формирование духовно-нравственной основы личности на уроках русского языка и литературы»....