Интеграция предметов гуманитарного цикла как средство формирования духовно-нравственных ценностей ребёнка.
статья по литературе (5, 6, 7 класс) на тему

Статья о возможностях предметов гуманитарного цикла и целесообразности интегрированных уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_k_vystupleniyu_na_seminare_dubininoy_s._a.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция предметов гуманитарного цикла как средство формирования духовно-нравственных ценностей ребёнка.

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ: «Интеграция литературы и других видов искусства как средство изучения художественного произведения и средство формирования духовно-нравственных ценностей личности»

Формирование и развитие духовно-нравственных ценностей – важнейшее условие становления личности ребёнка. Оно обеспечивает истинную зрелость ума и души человека, позволяет ему регулировать собственное поведение и облегчает существование в социуме.

Искусство – это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории.

Через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством, даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.

Могучая сила искусства способна запечатлеть образ времени и человека и передать его потомкам.

Литература в российской школе – традиционно предмет  воспитывающий, призванный формировать мировоззренческую основу личности.

Сегодня литература, как и другие предметы гуманитарного цикла, должна в первую очередь способствовать формированию духовно-нравственной культуры школьника на основе национальных традиций России.

Ребёнок должен осознавать себя гражданином России, наследником её духовного богатства, глубоко ощущать неповторимость своей истории, культуры; замечать и объективно оценивать признаки национального мышления в себе; ценить и уважать достижения иных культур, видеть положительные стороны взаимодействия родной культуры с высокими образцами зарубежной культуры.

История России и история русской литературы неразрывно связаны, и изучение этой взаимосвязи должно создавать в сознании ученика целостный комплекс представлений о судьбе и культуре его народа, о том, как отражались в литературе его надежды, идеалы, как на нее влияли и как в ней же отражались реальные исторические события.

Интеграция предметов гуманитарного цикла как необходимость. Разные виды интегрированных уроков требуют и разного подхода к их подготовке.

Целостная картина мира создаётся путём слияния слова, звука и цвета. Это самый действенный метод изучения произведения на уроках литературы. Именно в искусстве заключен богатейший потенциал духовно-нравственного воспитания, именно оно способно благотворно воздействовать на духовный мир детей. И это не случайно. Любое произведение искусства несет в себе не только эстетическое, но и нравственное начало. Может ли урок приобщить ребенка к искусству? Да, этого можно достичь за счет интеграции различных видов искусства на уроках литературы. Интегрированные уроки - уроки искусства - приобщают каждого ребенка к общечеловеческим духовным ценностям через личные эмоциональные переживания, способствуют эстетическому и нравственному воспитанию, помогают раскрыть духовную красоту музыки и литературы, именно на этих уроках дети понимают, что настоящее искусство - неотъемлемая часть самой жизни. Многие учащиеся нашей школы посещают музыкальную школу. Кроме того авторами учебника литературы (Гулин, Романова) разработана система интегрированных уроков искусства «литература - музыка», на которых дети знакомятся с лучшими классическими произведениями литературы, музыки и живописи.

Основная цель уроков искусства - становление человека, умеющего мыслить, сопоставлять, анализировать, а главное - любящего, умеющего сопереживать, понимающего и эмоционально воспринимающего музыку и литературу. Многолетняя практика показала, что интегрированные уроки - уроки искусства - благотворно воздействуют на духовный мир детей, на их нравственное развитие, на формирование их высокого эстетического вкуса. Это происходит потому, что ориентированы они прежде всего на эмоциональное восприятие литературы и музыки, а это восприятие всегда активно.

Источником активности детей становится их художественно-эстетическая деятельность на уроке искусства, которая включает в себя прочувствованное и продуманное восприятие музыки и литературы, понимание смысла художественного произведения, анализ средств эстетического выражения, художественное исполнение произведения, воплощение увиденного и услышанного в собственном художественном творчестве, собственных открытиях. Эмоциональное восприятие произведения искусства способствует тому, что активизируется духовный мир детей, они учатся по-настоящему слушать музыку, размышлять о литературе, слушать и понимать друг друга, учатся уважительному отношению к искусству, к своей национальной культуре и терпимому отношению к иной культуре.

Вся архитектоника урока выстраивается вокруг ценностного центра -человека, будь то литературный герой, музыкальный образ. Кроме того, учебное пространство урока искусства строится по законам искусства, опирается на его закономерности. В уроке есть кульминация, подход к ней, заключение. В идеале интегрированный урок по содержанию и по форме должен представлять собой как бы произведение искусства. Это значит, что и литература, и музыка определяют все происходящее на уроке: и характер общения учителя с учениками, и логику организации урока, и его драматургию. Достоинствами интегрированного урока является большой содержательный объем учебного материала, который требует тщательного отбора произведений, звучащих на уроке; огромная информативность и взаимопроникновение литературы и музыки на всех этапах урока. Все это позволяет выйти на гуманитарную диалоговую технологию, с помощью которой можно решить конкретные задачи урока в режиме конструктивного учебного диалога, создать благоприятный эмоциональный климат на уроке и необходимые условия для развития творческих способностей, а также повысить интерес к предмету.

Уроки искусства создают особую духовно- нравственную атмосферу, атмосферу творчества, творческой заинтересованности. Интегрированный урок, построенный на принципах диалогового общения, способствует личностному развитию учащихся, вырабатывает в них стремление к самостоятельному мышлению. Общение на уроках литературы с музыкой, участие в разнообразных видах творческой деятельности дает возможность каждому ученику осознать себя интересной, своеобразной и многогранной личностью. Конечно, и от учителя такой урок требует серьезной подготовки, глубоких знаний, жажды творчества, любви к детям, к искусству и своему предмету.

Урок искусства должен быть одухотворен неповторимой личностью учителя, который ярко и убежденно раскрывает свое собственное отношение к искусству, как это делает исполнитель или композитор. Только тогда, когда на уроке искусства труд учителя становится сродни деятельности создателя художественного произведения, дети предельно увлечены искусством, в них пробуждается эмоциональная отзывчивость, умение слушать стихи и музыку, умение размышлять, развивается постоянная потребность общения с искусством в повседневной жизни. Таким образом, интегрированные уроки «литература - музыка» формируют у ребенка целостное восприятие окружающего мира, обеспечивают прочность и устойчивость знаний на основе расширения ассоциативных связей, развивают духовный мир ребенка, его воображение, эмоциональную сферу, воспитывают у него умение слушать серьезную музыку, воспринимать и понимать произведения искусства. Уроки искусства, на которых звучат музыкальные и литературные произведения, оставляют яркое эстетическое впечатление.

 Вместе с тем проведение такого урока - дело достаточно деликатное, тонкое, требующее тщательной подготовки и кропотливой работы. Задача учителя, планирующего интегрированный урок, - разработать композицию урока, определить его основные части и их соразмерность, с особой тщательностью отобрать как литературный и наглядный материал, так и музыкальные произведения. К сожалению, использование музыки носит нередко иллюстративный характер или музыка является просто фоном проведения урока, тогда как на интегрированном уроке литература и музыка должны находиться в глубинной взаимосвязи.

Яркий пример интегрированного урока - урок изучения фольклора в 5 классе. В 5 классе изучение фольклора продолжается знакомством с народными лирическими песнями. Ребята узнают о тематике песен, об их связи с народной жизнью. Поэтому я стараюсь дать образцы песен разных социальных групп. В разборе этих примеров важно обратить внимание учеников на то, как в лирической песне отражается опыт народа, и как он поэтизируется, эстетически преображается. Поэтому довольно подробно говорится о поэтических средствах, определяющих образный мир народной песни, о композиционных особенностях строения, связанных с мироощущением человека той эпохи. Например, обращение к силам природы или к друзьям, подругам как распространенный вариант песенного зачина раскрывает коллективность народного творчества, присущее его создателям чувство единства с природой и человеческим сообществом.  

Обращаясь к семейным и любовным песням, я стараюсь раскрыть воспетые в них идеалы гармоничной семейной жизни, уважения родственных связей. И, конечно же, нельзя упускать возможность провести параллели между разными фольклорными жанрами: песней, сказкой, обрядовой поэзией; показать и общность воплощенных в них ценностей и взаимообогащение художественных средств.

Ребята узнают также о том, как происходило собирание и изучение народных песен, какой вклад внесли в это ученые, писатели -  знатоки и ценители народной культуры. Пятиклассникам предлагается познакомиться с изданиями русских песен, поинтересоваться тем, как собирается фольклор в их крае, познакомиться с местными песнями и исполнителями. Конечно, в этом ребятам нужна будет помощь старших. Хорошо, если теоретический материал на этих уроках будет дополнен приобщением к живой традиции собирания, сохранения и исполнения фольклора. Развернуть тему в краеведческое русло здесь не только уместно, но и в высшей степени правильно. На этом этапе ребята уже могут на практике увидеть, что русский фольклор на самом деле так же бесконечно разнообразен, как сама Россия. Певческая народная традиция – одна из многих равноценных и по-своему интересных  певческих традиций, которых немало сохранилось в разных регионах страны. Слушая песни в исполнении костромского ансамбля «Гралица» и звучание нерехтских рожков, ребята задумаются о том, как звучат песни их родного края, в сопровождении каких инструментов они исполняются, чем они похожи и чем непохожи на песни других областей России. Стимулировать интерес к народной песне призваны и творческие задания к разделу:

  1. Подготовьте устное сообщение на тему: «Что я знаю о народной песне». Можно использовать следующий план:
  • Как часто вы слышите народные песни? Есть ли у вас интерес к этому жанру фольклора?
  • Знают ли народные песни в кругу ваших родных, знакомых, друзей?
  • Что нового вы узнали о народных песнях на уроках литературы?
  • Какие факты показались вам наиболее интересными? Что вызвало затруднение?
  • Какие песни запомнились, понравились, удивили?
  • Изменилось ли ваше отношение к народной песне?
  • Нужно ли, по вашему мнению, современному человеку знать народные песни, уметь их исполнять? Почему?
  1. Если эта тема вас заинтересовала, постарайтесь пригласить в класс исполнителей народных песен, живущих в вашем городе, районе. Подготовьтесь к встрече с ними: узнайте, какие песни они исполняют, заранее обдумайте вопросы для обсуждения. Например, чем привлекает артистов народное творчество? Пользуются ли исполняемые ими песни популярностью? Как воспринимают народные песни слушатели разного возраста? и т.д.  
  2. Составьте и оформите сборник ваших любимых народных песен.
  3. С помощью учителя музыки разучите несколько народных песен. Подготовьте небольшую концертную программу для взрослых или для учащихся начальных классов.
  4. Составьте список книг в разделе «Книжная полка» сборниками песен, составленными в вашем регионе.
  5. Обратившись к собраниям народных песен, выберите 2-3, записанные в вашем городе, крае. Проведите исследование и выясните, поют ли эти песни до сих пор.
  6. А.С. Пушкин однажды шутливо заметил: «От ямщика до первого поэта мы все поем уныло: / Грустный вой песнь русская…» А вы согласны с Пушкиным или хотели бы с ним поспорить?