Дополнительное образование как средство формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся
статья на тему

Опыт работы МБУ ДО "Вознесенский ДООЦ" по формированию  духовно-нравственных ценностей обучающихся  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительное образование как средство формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся  

        Дополнительное образование детей, ориентированное на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ, предоставляет наряду с общеобразовательной школой значительные возможности для современного решения задач духовно-нравственного воспитания.

Анализ особенностей дополнительного образования детей, его функций и ценностей позволяет сделать вывод о том, что эта сфера образования является наиболее благоприятной для развития духовно-нравственного воспитания школьников. Об этом весьма убедительно говориться в работах А.К.Бруднова, который писал о том, что Дополнительному образованию принадлежит социально-историческая миссия воссоединения и сотрудничества светского и духовного образования детей, … так как оно ориентировано на самоопределение личности, свободный выбор самих детей, их интересы».

        Поэтому духовно-нравственное воспитание обучающихся является одной из приоритетных задач организации учебно-воспитательного процесса  в Вознесенском детском оздоровительно-образовательном центре.  Работа по духовно-нравственному воспитанию детей осуществляется в каждом детском объединении независимо от направленности образовательных программ. Т.к. любой образовательный процесс направлен на достижение триединой цели: обучения, развития и воспитания, поэтому задача педагогов состоит  в том, чтобы воспитание ориентировать на формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся.

        Так,  педагоги дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности формируют у учащихся высокие моральные качества: чувства коллективизма, дисциплинированности, трудолюбия, взаимовыручки и уважения к соперникам, развивают качества личности спортсмена, способного защищать честь района и области на различных соревнованиях и имеющего чувства ответственности и гордости за своё учреждение, район, область и страну в целом.

        Основными формами работы по духовно-нравственному воспитанию юных спортсменов выступают следующие:

- использование государственных символов России и области в проведении спортивных мероприятий,

- проведение тематических бесед и мероприятий,

- проведение экскурсий и сообщения об истории и достопримечательностях городов, где проходили соревнования,

-  периодическая информация о результатах выступления российских спортсменов на международных соревнованиях,

- встречи с известными спортсменами района,

- проведение турниров и соревнований в честь знаменательных дат России, области и района.

        Привитие детям любви к малой Родине и Отчизне осуществляется и на кружках военно-патриотической и туристско-краеведческой направленности.   В кружке «Патриот» детей воспитывают на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. «Кружковцы» ежегодно участвуют в мероприятиях по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (вахта памяти), в военно-спортивных играх. Такие игры оказывают положительное влияние на организационное укрепление коллектива, способствуют развитию общественной активности детей, формируют качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.

        Основной концептуальной идеей программы «Пешеходный туризм» является организация содержательной, общественно значимой деятельности учащихся с позиции комплексного изучения родного края, поселка в целях развития духовно-нравственной личности ребенка.

        Эффективная работа по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей осуществляется посредством музыки и танца в кружке «Аэробика». Искусство не только радует душу, но и воспитывает, способствует формированию  личности. Доброта, милосердие, сопереживание, уважение к старшим, культура поведения в обществе,  ответственность и дисциплинированность – качества характера, которые воспитывает педагог дополнительного образования Гладышева Жанна Викторовна у своих учащихся.  Всё это проявляется не только на словах, но и на деле: под её руководством ежегодно организовываются концерты в реабилитационном центре «Надежда»,   и  Вознесенском доме-интернате для престарелых и инвалидов; обучающиеся кружка «Аэробика» принимают участие в епархиальных конкурсах «Православное Поочье», «Пасха Красная» и праздничных концертах ко Дню пожилого человека, Дню инвалидов и Дню матери.

        В марте 2015 года наш Центр организовал районный круглый стол  «Дополнительное образование как средство формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся». В рамках круглого стола обсуждались актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, а также был представлен опыт работы педагогов дополнительного образованию по данному направлению.

Кроме того, педагоги активно принимают участие в епархиальных конференциях и семинарах  и  трое педагогических работников Центра входят в состав Молодежного Совета Вознесенского благочиния.

Центр активно сотрудничает с Благочинием. В ноябре 2014 года между местной религиозной организацией «Православный Приход церкви Вознесения Христова р.п. Вознесенское Нижегородской области»  и Центром заключен договор о сотрудничестве в области духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

За это время наше учреждение организовало ряд мероприятий духовно-нравственной направленности.

 В рамках празднования Сретенских дней православной молодежи был организован Кубок благочиния по легкой атлетике и гиревому спорту.         Совместно с районным Домом детского творчества и Вознесенским историко-краеведческим музеем провели районную акцию «Пасхальные дни милосердия», в рамках которой были организованы мастер-классы по изготовлению пасхальных сувениров и раскрашиванию пасхальных декоративных яиц.

По благословению епископа Выксунского и Павловского Варнавы, Центр организовал соревнования среди молодежи по армрестлингу. Мероприятие проведено в рамках празднования Дня народного единства и иконы Казанской Божией Матери.

        Патриотическое воспитание является одной из составляющих формирования духовно-нравственной личности ребенка, и этому направлению работы в Центре уделяется большое внимание.

        В феврале были проведены праздничный концерт  и шашечный турнир,  посвященные  Дню защитника Отечества.

        В рамках празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной Войне были организованы: межрайонный Турнир по боксу, турнир по хоккею с мячом, по мини-футболу, турнир по шашкам, районные соревнования по легкой атлетике, тематический праздничный концерт, воспитательное мероприятие «Старты Победы».  

        Педагогическим коллективом Центра определены направления работы, по которым мы будем работать и в дальнейшем. Особое внимание уделяем детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и детям с ограниченными возможностями здоровья.  Для этих целей заключены договора о взаимодействии с СРЦН центром «Надежда» и районным обществом инвалидов. Не смотря на то, что договорные отношения заключаются на определенный срок, мы понимаем, что работа по духовно-нравственному воспитанию не определяется временными рамками, а протекает на протяжении всего периода обучения ребенка в Центре.

        И в заключении хотелось бы отметить, что результат духовно-нравственного воспитания детей зависит не от количества проведенных мероприятий,  а от умения педагога достучаться до детских сердец. Ведь порой одно простое слово, сказанное правильно и в нужную минуту, может повлиять на ребенка больше, чем десяток мероприятий. И не случайно  в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России нравственному примеру педагога уделяется большое внимание. На мой взгляд, работу по духовно-нравственному воспитанию  детей нужно, прежде всего, начинать с себя. А работа над собой – это путь длиною в жизнь. И я нам всем желаю идти правильной дорогой и только тогда мы сможем повести за собой…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональный компонент по литературе как средство формирования духовно – нравственной личности на примере творчества В. Потанина

Герои Потанина пришли в его рассказы и повести из той жизни, которой живет сам писатель. В своих произведениях он рассказывает историю одной человеческой души.  Любовь и ...

Организация воспитательной деятельности, интеграция общего и дополнительного образования как ресурсы формирования духовно-нравственной личности

В статье раскрывается опыт организации воспитательной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей на факультативных занятиях и занятиях в детском творческом объединении в условиях осно...

Представление собственного инновационного педагогического опыта «Искусствотерапевтическая деятельность учителя как средство формирования духовно нравственной культуры личности обучающегося»

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыкиМОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»Лямбирского муниципального района Республики Мордо...

Интеграция предметов гуманитарного цикла как средство формирования духовно-нравственных ценностей ребёнка.

Статья о возможностях предметов гуманитарного цикла и целесообразности интегрированных уроков...

Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена «Аксиологические номинации как средство формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся»

С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления  духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП составлены Методические рекомендации по организации ...

«Диалог культур как средство формирования духовно-нравственных ценностей школьников»

Наименование Проекта«Диалог культур как средство формированиядуховно-нравственных ценностей школьников»Основание для разработкиПроекта1 Конституция Российской Федерации.2 Федеральный закон...