Организация воспитательной деятельности, интеграция общего и дополнительного образования как ресурсы формирования духовно-нравственной личности
статья на тему

Ананенко Виктория Леонидовна

В статье раскрывается опыт организации воспитательной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей на факультативных занятиях и занятиях в детском творческом объединении в условиях основной общеобразовательной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация воспитательной деятельности, интеграция общего и дополнительного образования как ресурсы формирования духовно-нравственной личности

 

Ананенко В.Л.

МБОУ Усуглинская основная общеобразовательная школа,

учитель технологии.

                                                  МБОУ  ДОД ДДТ п.В.-Дарасунский,Тунгокоченского района

педагог дополнительного образования

.

          «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений». Из послания Президента России Федеральному Собранию РоссийскойФедерации2007-2008гг.
          Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.
Духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях ФГОС возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы, системы дополнительного образования.
В концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение дополнительного образования детей, способствующих развитию склонностей, способностей и интересов. Основная задача дополнительного образования детей – создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, программы и времени ее освоения. Другой, не менее важной задачей системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование ценности здоровья, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту.
       В качестве механизма такой интеграции является реализация «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников», которая разрабатывалась в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 «Образовательные программы»), и освоение ее должно было стать первой ступенью при введении Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения в российскую школу и Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни как составных частей основной образовательной программы.
        Дополнительное образование – это одна из возможностей человека вхождения в социальную деятельность через собственный выбор сфер творчества. Оно направлено на развитие творческого потенциала детей, обеспечение условий для творческого роста и создание возможностей творческого развития, этому служит художественно-эстетическое воспитание, в частности, занятия декоративно-прикладным искусством.
         В МБОУ УООШ с. Усугли работает творческое объединение детей «Самоцветики». Здесь присутствует модель внутришкольной системы дополнительного образования (образовательная программа «Волшебный мир искусства»). В коллективе занимаются 20 учащихся. Нам важен не только количественный состав, но и качественный показатель подготовленности детей. Как показывает опыт, занимаясь развитием ребенка , необходимо учитывать его стремления, желания и возможности. Работа по развитию творческой личности включает в себя различные методы. Это работа с наглядностями. Изучение различных техник  народной декоративной росписи; городецкой, хохломской, гжельской и др. Изучение свойств природного материала, которым богат наш регион и использование его в работе при выполнении картин из срезов веток, панно, сувениров из меха и кожи, мозаик из речной гальки, флористики из сухих растений и т.д.
Изучение и применение художественных материалов в работе красок, лепного материала (глины, пластилина, и т.д.),  фурнитуры, бисера, бус и др.

          Специального отбора в коллектив нет, все желающие ребята могут записаться. Занятия проходят в группах. Воспитательная работа в коллективе - процесс сложный, многогранный. Он связан с реализацией обширной программы организационно-педагогических и художественно-эстетических мер. Мои усилия направлены на формирование у детей мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие. Эти задачи решаются с вовлечением детей в художественно- изобразительную деятельность, с организацией учебно-творческой деятельности. Поэтому первый уровень воспитания ребенка в художественном объединении  «Самоцветики»- это образование и обучение его изобразительной грамоте. Второй уровень воспитания - это формирование ребенка как личности, развития в нем гражданских, нравственно-эстетических качеств, общей культуры.
Формы и методы воспитательной работы  в коллективе разные. Ребята получают знания по декоративно-прикладному искусству и применяют их на практике, выполняя порой сложные работы. Например, Моисеева  Маргарита занималась изготовлением поделок  из бисера. Её работы можно без преувеличения назвать произведением искусства. Изучив технологию бисероплетения, историю возникновения  данного вида искусства выполнила творческий проект и успешно защитила его на районной НПК, заняв 2 место.

          В 2014 году Маргарита участвовала во Всероссийском конкурсе исследовательских работ, её работа «Декорирование стекла», носила экологическую направленность, в ней она отразила проблему загрязнения окружающей природы, привела примеры из собственной жизненной практики, говорила о том, что часто можно встретить на улицах села брошенные пустые стеклянные банки, бутылки. Чтобы этого избежать предложила делать из них полезные и красивые вещи. В данном случае прослеживается процесс самовоспитания, неравнодушное отношение ко всему, что окружает ребёнка. Она учится сама правильному, бережному отношению к природе и пытается изменить отношение к ней других. Почему она это делает? Потому, что она здесь живёт, это её малая родина.

Её работа была высоко оценена, 2 место во Всероссийском конкурсе это отличный результат.

         Процесс самореализации помогает стать уверенным, почувствовать свою значимость в обществе, котором живёшь, приносить пользу, не в этом ли заключается  наша жизнь.

Занимаясь в коллективе, дети развивают в себе особо ценное качество - чувство «локтя», чувство ответственности за общее дело. Занятия помогают выявить наиболее одаренных детей, которые связывают свою судьбу с профессиональным искусством. Они определяют педагогические и организаторские способности детей.
        Творческое объединение стало зоной ближайшего развития детей, содействует воспитанию их «культурной одаренности» в условиях досуга, создает организационно-педагогические условия, в которых воспитание проходит на основе органического сочетания многих форм деятельности: художественной росписи, занятие мозаикой из различных природных материалов,  изучение их свойств,  участие в выставках и т.д.  

          Вот уже много лет в нашей школе ведётся факультатив «Народные промыслы». Духовно-нравственное воспитание, через знакомство с произведениями народных мастеров, изучение  народных традиций и обрядов  происходит  у ребят на основе общения в эмоциональной среде, где игровая, учебная, общественно полезная виды деятельности формируют и развивают качества личности соответственно их возрасту.            На занятиях факультатива ребята совершают экскурс  в мир русской старины, где главными героями повествования выступают  крестьянские дети  озорные, непоседливые, любознательные, трудолюбивые.

         Тема народного праздника  в программе факультатива «Народные промыслы» занимает значительное место. Здесь основное внимание уделено изучению народных обычаев и обрядов, приуроченных к торжественным датам (праздник Рождества, Масленицы, Крещения и т.д.), а  также к участию в их проведении детей.

Традиционное представление  народа о правильно прожитой жизни  выражалось в желании каждого крестьянского парня и каждой крестьянской девушки, вошедших, что называется, «в пору», создать свой дом, семью, продолжить род. В программе семейная тема раскрывается через изучение устройства семейного быта, развитие навыков и умения рукоделия вышивки, вязания, шитья, приготовления русских национальных блюд и т.д.

          Занятия организуют и воспитывают детей, расширяют их художественно-эстетический кругозор, приучают к аккуратности, подтянутости, ответственности, трудолюбию.

          Воспитание должно проходить так, чтобы ребенок чувствовал себя искателем и открывателем знаний. Только при этом условии кропотливая и напряженная работа окрашивается радостными чувствами. Наибольший, эффект педагогических воздействий на детей оказывается в том случае, когда они направлены непосредственно на его «внутренний мир».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интеграция общего и дополнительного образования как условие формирования социальной активности детей »

Тезисы:Анализ опыта  работы Дома детского творчества «Юность» на протяжении 15 лет выявил следующие проблемы:ДДТ «Юность» не имеет собственной площадки, все мероприятия проводятся на базе школигр...

Формирование духовно-нравственных ценностей личности педагога в контексте современного образования как части общей мировой культуры.

Основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собстве...

ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ (ГЕОГРАФИЯ И ТУРИЗМ)

В данной статье рассматривается взаимодействие общего и дополнительного образования как фактор формирования УУД учащихся на уроках географии и занятий туризмом. Также представлена технологическая карт...

Дополнительное образование как средство формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся

Опыт работы МБУ ДО "Вознесенский ДООЦ" по формированию  духовно-нравственных ценностей обучающихся ...

Интеграция общего и дополнительного образования как средство формирования метапредметных результатов обучения математики

В данной статье представлен опыт работы по теме «Формирование метапредметных результатов обучения»  средствами учебного предмета «Математика». Формирование метапредметных ...