ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ (ГЕОГРАФИЯ И ТУРИЗМ)
статья по географии (6, 7, 8 класс) на тему

Пасюкова Раиса Николаевна

В данной статье рассматривается взаимодействие общего и дополнительного образования как фактор формирования УУД учащихся на уроках географии и занятий туризмом. Также представлена технологическая карта занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasyukova_rn_materialp-kamchatskiy.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Р.Н. Пасюкова

ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ (ГЕОГРАФИЯ И ТУРИЗМ)

Основным понятием, которое описывает современное российское образование с точки зрения его миссии и целей, является понятие «развитие». Образование понимается как процесс целенаправленного развития, который приводит к определенному результату – становлению человека, обретению им культурно значимых качеств, способностей и возможностей. Эти важнейшие человеческие способности передаются педагогами и приобретаются учащимися в виде универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. [1]

Успешное решение образовательных задач предполагает, что учащийся умеет ставить цели (задачи), владеет способами или создает способы для решения поставленной задачи, умеет контролировать, оценивать и исправлять свою деятельность.

Таким образом, развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат школьного образования. В значительной степени достижение данного образовательного результата связано с развитием метапредметных универсальных учебных действий. Обладая этими навыками, учащийся не только решает учебно-познавательные и учебно-практические задачи, но и осознает способы действия, которые он применил. Это дает ему возможность подбирать наиболее рациональные и точные способы действия для решения учебных задач и достижения образовательных целей, то есть управлять своей деятельностью. [2]

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный; регулятивный (включающий действия саморегуляции), познавательный, коммуникативный.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

География обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности. [3]

Занятия в туристических секциях позволяют полнее раскрыться ученикам и учителю, научиться преодолевать трудности вместе, узнавать и применять новые знания.  Интеграция общего и дополнительного образования является одним  факторов формирования универсальных учебных действий учащихся.

Поход выходного дня с точки зрения формирование УУД учащихся. В качестве примера привожу один из вариантов занятия.

г. Петропавловск-Камчатский, ручей Кирпичинский – плотина, 8 класс (сентябрь-октябрь)

Таблица 1. Формирование УУД на различных этапах похода

Этапы похода

Преобладающие виды УУД

Определение целей похода и выбор места

Регулятивные: происходит определение целей и задач;

Познавательные: формулирование проблемы и определение способов ее решения, поиск информации о местности (история и география своего города);

Разработка нитки маршрута, расчет времени и определение необходимого снаряжение для похода

Регулятивные: организация похода и распределение времени, отбор информации и снаряжения;

Познавательные: работа с картой, выбор наиболее удобных путей перехода ручья и объяснение с научной точки зрения

Поход: ручей Кирпичинский – плотина

Регулятивные: мобилизация сил для преодоления препятствий, контроль за окружающими, взаимопомощь;

Познавательные:анализ информации полученной во время подготовки к походу, с реальными условиями, занесение результатов в полевые дневники;

Выбор места для бивуака

Регулятивные: контроль за своими эмоциями, контроль за окружающими, взаимопомощь;
Познавательные: оценка местности в соответствии с поставленными целями похода 

Обустройство бивуака

Регулятивные: контроль за своими эмоциями, контроль за окружающими, взаимопомощь;

Проведение замеров

Познавательные: снятие промеров глубин, построение профиля ручья, расчет скорости течения (интерграция с физикой)

Организация переправы

Регулятивные: оценка места с точки зрения безопасности (крутизна склона, скорость течения, глубина), контроль своих эмоций, взаимопомощь

Познавательные: техника организации навесной переправы, переправа  участников и вещей

Снятие лагеря, возвращение

Регулятивные: самоконтроль, распределение обязанностей, порядка движения;

Подведение итогов похода, выпуск газеты

Регулятивные: определение причин успешности или неуспешности похода.

Познавательные: подготовка проектов

Развитие коммуникативных и личностных УУД происходит на всех этапах похода. Ребята учатся организовывать свою жизнь в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия свою деятельность, оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей и взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей.

В непосредственном контакте с природой, совместно преодолевая трудности, происходит физическая и духовная взросление учащихся. А как результат - формируется личность компетентная, с развитыми коммуникативными навыками, умеющая работать в «команде», брать на себя ответственность за решение проблем.

Библиографический список

  1. Анохина Г.М. Проектирование и реализация личностно адаптированной системы обучения в средней школе. – Воронеж, ВОИПКРО, 2004.
  2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий – М. Просвещение, 2010
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, приказ МО и науки РФ от 17 декабря 2010г №1897


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интеграция общего и дополнительного образования как условие формирования социальной активности детей »

Тезисы:Анализ опыта  работы Дома детского творчества «Юность» на протяжении 15 лет выявил следующие проблемы:ДДТ «Юность» не имеет собственной площадки, все мероприятия проводятся на базе школигр...

Организация воспитательной деятельности, интеграция общего и дополнительного образования как ресурсы формирования духовно-нравственной личности

В статье раскрывается опыт организации воспитательной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей на факультативных занятиях и занятиях в детском творческом объединении в условиях осно...

Интеграция общего и дополнительного образования как средство формирования метапредметных результатов обучения математики

В данной статье представлен опыт работы по теме «Формирование метапредметных результатов обучения»  средствами учебного предмета «Математика». Формирование метапредметных ...

«Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках географии»

Развитие человеческой цивилизации тесно связано с научно-техническим прогрессом, на фоне которого происходят глубокие изменения во всех сферах жизни  общества. Живя в эпоху дальнейшего углубления...

Средства формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках географии

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от ...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности как фактор развития универсальных учебных действий обучающихся.

ФГОСы нового поколения направлены на формирование компетентности обучающихся.Урочная деятельность направлена на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач, ...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

Публикация  посвящена вопросу  формирования универсальных учебных действий  у учащихся. Автор рассматривает проектную деятельность, как один из возможных приемов для формирования УУД. В...