«Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках географии»
проект по географии на тему

Развитие человеческой цивилизации тесно связано с научно-техническим прогрессом, на фоне которого происходят глубокие изменения во всех сферах жизни  общества. Живя в эпоху дальнейшего углубления НТР, наступил момент гигантского  приращения материальных и духовных возможностей человека. Главной чертой этого  переворота является универсальность и всеохватность. Она преобразует характер труда, культуру, психологию современного школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uud-doklad.docx63.17 КБ

Предварительный просмотр:

   Дагестанский институт развития образования

Проектная, исследовательская
деятельность учителя и учащихся
ГКОУ РД «Караузекская СОШ»

«Формирование универсальных учебных действий
учащихся на уроках географии»

                              (Исследовательский проект)

Научный руководитель:  Пашаев  К.И.      

Учитель географии

 ГКОУ РД «Караузекская СОШ»                                       Мусаева Р.А.

                                                          Махачкала 2014 г


Введение

Развитие человеческой цивилизации тесно связано с научно-техническим прогрессом, на фоне которого происходят глубокие изменения во всех сферах жизни  общества. Живя в эпоху дальнейшего углубления НТР, наступил момент гигантского  приращения материальных и духовных возможностей человека. Главной чертой этого  переворота является универсальность и всеохватность. Она преобразует характер труда, культуру, психологию современного школьника.

Формирование универсальных учебных действий учащихся является одной из важнейших целей этих перемен. Эти цели сформулированы в Федеральном Государственном Стандарте нового поколения, который требует существенные результаты в образовании. Эти результаты выражено в психических и личностных новообразованиях.

Фундаментом для реализации цели является подготовка почвы для перехода к новым стандартам. В представленной программе Федеральным государственным стандартом в основном учитываются идеи развития и формирования универсальны учебных действий учащихся. Она является ориентиром для составления программы по географии и требует последовательности изучения, а также находит пути к формированию системы знаний, умений и способов деятельности. Развивает принципы воспитания и социализации учащихся.

Предмет география является отражением научного знания области окружающей действительности.

 В ходе изучения ее учащиеся владеют элементами научного познания и учебной деятельностью, формируемой в процессе изучения совокупности  учебных предметов. Содержание примерной программы по географии для основной  школы имеет особенности обусловленные:

  • Предметным содержанием системы общего среднего образования;
  • Психологическими и возрастными особенностями обучаемых.

В возрасте от 11 до 14-15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением.

 На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности. На этапе основного общего среднего образования происходит включение в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.                     В программе дается общая характеристика курса географии, его места в базисном учебном плане.

Особое внимание программа курса географии, уделяет решению основных педагогических задач. Система основного общего образования, раскрывает результаты освоения программы по географии на ступени основного общего образования.


Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — мета предметном, личностном и предметном. В свою очередь, предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической.

 Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования.

 В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:

  • комплексное представление о географической среде как о среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
  • целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.

География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

       Целями изучения географии в основной школе являются:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
  •  познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
  • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития;
  • значение охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, в зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
  • выработка у обучающихся понимания общественной потребности в
  •  выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях;
  •  формирование отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
  • Формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

              Главная цель курса формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов природы, населения и хозяйства.

Наряду с функциональным знанием багаж выпускника современной школы немыслим без системы универсальных учебных действий, которые позволяют учащимся самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Поэтому формируемые теоретические знания должны стать действенными, фундаментом практической деятельности, а умения - основой для формирования ключевых компетенций.

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

По сути, происходит переход к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций,  к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями.

На современном этапе наиболее перспективным путем признано формирование универсальных учебных действий учащихся, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения, а задачи проекта состоят:

  • в уточнении сущности процесса формирования УУД на уроках географии;
  • в формировании представления о способах и технологиях формирования УУД на уроках географии;
  • в разработке системного подхода к формированию УУД  на уроках географии от класса к классу.

Основное содержание

В ходе универсальной учебной деятельности учащихся особое значение имеет совершенно новый тип взаимодействия учителя и учащихся, при котором важнейшими элементами являются совместная работа учителя и учеников и активные участия учеников в каждом шаге обучения. Конкретные учебные действия ученика вырабатывают умения необходимые ему для успешной учебно-познавательной деятельности. Действия эти выражаются в различных мини-операциях и в умственных процессах совершаемых ими во время урока.

Универсальные учебные действия учащихся образуют психологическую составляющую всех результатов обучения.

Формирование универсальных учебных действий учащихся является обеспечением в системе образования развитых личностей, которые владеют возможностями самостоятельного успешного усвоения ими новых знаний, умений, компетентностей и организацию усвоения.

В общем, это умение учиться.

Сам термин « универсальные учебные действия учащихся» имеет широкое значение:

  •  способность учащихся к саморазвитию и самостоятельной добыче знаний и умений;
  • сознательное и активное присвоение социального опыта;
  • умение организовать процесс усвоения знаний;

Совокупность этих основных компонентов образует термин «универсальные учебные действия учащихся» это новый термин в образовании.

УУД - это по своей сути понятие научное и термин нового поколения, которым присущи такие черты как:

  • саморазвитие и самообразование;
  • теоретическое и логическое мышление;
  • ярко выраженные познавательные качества личности.

На фоне каждодневных таких процессов обучения учащихся включаются в проектную и исследовательскую деятельность.

При этом на первый план встают такие учебные действия учащихся:

  • умение выделять проблемы;
  • правильная постановка вопроса;
  • умение классифицировать сгруппировать;
  • умение наблюдать и делать выводы и умозаключения;
  • экспериментировать и конструировать;
  • давать описание;
  • умение выделить сходство и различие;
  • объяснять, сравнивать структурировать учебный материал.

Все эти умения и их применение в любой ситуации позволяют учащимся владеть универсальными учебными действиями.

Универсальные учебные действия учащихся это психолого-дидактические явления, имеющие следующие особенности:

  • формулирование культурологических умений учащихся, которые выражаются в способностях обучающихся самостоятельно организовывать процесс с

           использованием обобщенных способов действий;

  • принимает всеобъемлющий характер в изучении как физической, так и экономической географии;
  • выявляет различные способности учащихся при работе с разнообразными заданиями;
  • возникает в результате совокупности, сочетании, объединении ранее сформированных учебных действий;
  • вырабатывает у учащихся такие качества как четкость, последовательность, умение работать в отработанном ими ритме.

Особенностью современного мира является его изменение быстрыми темпами. Надо успевать принимать на практике все новшества пока они не устарели. Поэтому ускоренное совершенствование образовательного процесса -это требование современного общества. Цели образовательного процесса учитывают государственные, социальные и личностные потребности и интересы учащихся. Важно, чтобы во всех процессах образования выдвигали в качестве основного личностно-ориентированный и системно-деятельный подход. Именно это определяет структуру деятельности учащихся

как основные психологические условия и механизмы процесса усвоения учащимися знаний.

В разработках государственных стандартов нового покаления основное внимание акцентировано на:

  • культурно-исторический и системно-деятельный подход;
  • психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний;
  • формирование общей картины мира;
  • структуру учебной деятельности учащихся;
  • периодизацию психического развития и определение возрастных и психологических особенностей личности в познании им мира.

Все эти цели и задачи включены в Федеральный государственный стандарт нового поколения.

ФГОС - это программа развития универсальных учебных действий учащихся, который  состоит из 4-х блоков:

  • личностного;
  • регулятивного;
  • познавательного;
  • коммуникативного.

Личностные универсальные учебные действия выражены выполнением учащимися разной социальной роли. Учащиеся выдвигают для себя различные формулы « Я и природа»,                              « Я и другие люди», « Я и общество», « Я-гражданин», «Я-ученик», «Я- собеседник» и др.

Личностные универсальные учебные действия позволяют учащимся:

  • определить свою принадлежность стране, народу, т. е. самоопределение как личностное, так и жизненное, профессиональное;
  • толерантное отношение к культурам других народов;
  • проявление интереса к своему народу, а именно к истории культуре своей страны;
  • выработать комплекс воспитанности и нравственно-этических норм и понятий;
  • умение оценивать свои и чужие поступки и дать оценку словам «стыдно», «честно» и т.д.;
  • проявление в конкретных ситуациях внимательности доверия , помощи доброжелательности.

Личностные универсальные учебные действия отражают непосредственно учебную деятельность учащихся в восприятии речи учителя и других участников процесса обучения, даже в том случае, если это речь не обращена к самому учащемуся. Положительным отношением к процессу познания является проявление учащимся внимания, удивления, желания узнать как можно больше. Личностные универсальные учебные действия невозможно представить без оценки субъективной учебной деятельности. Эта оценка должна выражаться в самокритичности, то есть в выявлении и устранении причины неудач.

Помимо этого учащиеся должны уметь оценивать свои достижения, самостоятельность, инициативность и способность дальнейшему прогрессу, не останавливаться на достигнутом.

Универсальные учебные действия учащихся личностного характера немыслимы также без умения применения правил делового сотрудничества.

Для этого учащимся должны быть присущи такие черты как:

  • умение считаться с мнением другого субъекта, что является одной из культурологических  ценностей воспитания;
  • умение вести диалог, дискуссию и при этом проявлять терпение и доброжелательность в споре;
  • совместные действия двух или более участников деятельности и доверительное отношение друг другу.

Итак, личностно-ориентированное обучение направленно на установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, а также на действие нравственно-этнической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей.

Одним из видов универсальных учебных действий являются регулятивные универсальные учебные действия, учебно-познавательная деятельность учащихся, при которых учитывает такие моменты как: цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка.

Формирование целевых установок учебной деятельности, при этом главное направление регулятивных универсальных учебных действий, предусматривающих:

  • достижение цели и получение результата деятельности;
  • соблюдение последовательности учебных операций д.есть построение плана работы;
  • умение оценивать значимость, существенность и истинность приводимых доказательств и умозаключений;
  • устранение ошибок, внесение изменений, нахождение способов ликвидации трудностей;
  • контроль эмоционального состояния и умение дать оценку влиянию настроения на учебную деятельность учащихся.

Другим направлением регулятивных универсальных учебных действий является формирование контрольно-оценочной деятельности, которая предусматривает:

  • текущий контроль, постановка конкретного вопроса «что сделано?» и подведение итогов учебной деятельности;
  • сравнение результатов деятельности (сравнение своей работы с работой одноклассника);
  • строгое соблюдение поэтапности в выполнении работы и оценка отдельно каждому этапу, нахождение недостатков и устранение их;
  •  постановка вопроса «что я не знаю, не умею?», умение дать самооценку.

       Итак, регулятивные универсальные учебные действия учащихся - это целенаправленная, плановая работа с осуществлением контроля над собой и последующей оценкой действий, которая при необходимости корректируется и прогнозируется.

Познавательные универсальные учебные действия учащихся это поиск и использование всевозможных способов активизации познавательных деятельности учащихся на уроках географии, отражающие различные методы и приемы познания предмета.

 Известными методами познания являются опыт, наблюдение , эксперимент, моделирование и т.д. учащиеся должны уметь выявлять особенности разных географических объектов.                     При этом выполняется исследовательская работа. Результаты исследований наносят в рабочие тетради и впоследствии анализируются.

 Для анализа и выполнения задания учащиеся должны использовать ранее полученные знания путем воспроизведения памяти.

Можно использовать справочную литературу, чтобы проверить правильность, четкость выполнения данного задания. При недостаточном получении учебной информации допускается использование таблиц, схем, моделей, карт и т.д., что позволяет учащимся докончить работу и представить ее на презентацию в наглядном виде.

Познавательные универсальные учебные действия учащихся немыслимы без формирования умственных способностей, которые выражаются в:

  • умении выявлять сходство и различие (например, материков, природных зон и т.д.);
  • умении характеризовать по разным признакам;
  • умении выделять общие свойства нескольких географических объектов;
  • умении выделять главные, общие или характерные только для определенного объекта черты;
  • умении различать понятия «целое» или «часть»;
  • умении объединять к классифицировать объекты по существенному признаку;                                          
  • умении доказать свои позиции с приведением примера;
  • умении выяснять причинно-следственные связи  между разными объектами                
  • и установлении зависимости между ними;
  • умении датировать и связать материал с современностью;
  • умении выполнять учебные задачи многозначного характера.

Поисковая и исследовательская деятельность учащихся является одной из научных

направлений на уроках.

При этом любой современный ученик должен обладать такими качествами как:

  • умение выразить свои мысли, выдвигая проблемные вопросы и принимать участие в их обсуждении;
  • умение вносить свое предложение и примерный план рещения проблемы (например, экология местности, «опустинывание»).

При решении таких проблем могут возникнуть несколько вариантов:

  • учащиеся должны обладать умом, чтобы выбрать один из вариантов и при этом      
  • обосновать свой выбор путем последующего доказательства с приведением примеров;
  • универсальные учебные действия учащихся поисково - познавательной  
  • исследовательской направленности должны выделяться поиском и выделением
  • необходимой информации с применением методов информационного поиска;
  • учащиеся должны уметь рассказать содержание текста и сами должны составить текст на    
  • заданную тему, различая жанр текста и если надо творчески его переделывая.

Преобразование, изменение, поиск, исследование, выдвижение гипотезы, установление причинно-следственных связей, моделирование, контроль и оценка учебных действий - необходимые моменты при формировании универсальных учебных действий учащихся.

Коммуникативные универсальные учебные действия учащихся делятся на:

  • умение работать с текстом;
  • умение участвовать в учебном диалоге.

          Формирование УУД на уроках географии немыслимо без системного подхода и

          соблюдения поэтапности:

  • ознакомление с данным умением, усвоение основных составляющих этого умения;
  • тренировка в применении этого умения;
  • проверка владения и корректировка выполнения данного умения учениками;
  • умение применять действие в любых ситуациях.

Также формирование универсальных учебных действий учащихся различаются с обычным предметным географическим умением.

Это можно изобразить так:

Предметные, географические умения:

  • умения работать с географическими картами и моделями Земли;
  • умения ориентироваться на местности;
  • умения давать географические характеристики территории и отдельных географических объектов (процессов);
  • умения выявлять географические особенности размещения объектов, явлений, процессов.

Универсальные учебные действия:

  • учебно-коммуникативные умения и навыки;
  • учебно-информационные умения и навыки;
  • учебно-логические умения и навыки;
  • учебно-организационные умения и навыки.

                     Например, приведем одно из универсальных учебных действий имеющий

характер учебно-организационных умений и навыков.

Вносить изменения в                                                              своей  деятельности и содержании учебной задачи.

                                                     

Планировать и корректировать.                                                                                                           Последовательность своих действий.                                                                                                                    Ставить учебные задачи.      

                                                                                   

6кл        7кл        8кл        9кл

составить        Отвечают на        Показывают на        Выполняют проектно-

описание реки        вопрос        конкретных        исследовательскую работу

«Почему?»        примерах

Географическое образование призвано, в первую очередь, формировать географические умения (специальные предметные).

Работа со специальными предметными, географическими умениями, предполагает владение учащимися общеучебных умений. В совокупности они формируют у учащихся умение учиться. Формирование универсальных учебных действий возможно на уроках географии при использовании современных различных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися и другими учителями.                                                                                                                                                              Учащиеся должны обладать навыками подбора текста для заданной темы и нахождения в тексте нужной информации.

Главная мысль при этом направлена:

  • на анализ и исправление текста;
  • на восстановление логики изложения;
  • на сочинение подобных заданий и приведение типичных примеров;
  • на составление плана-характеристики;
  • на оглавление текста и пересказ его по плану.

Для формирования умений участвовать в учебном диалоге учащимся нужно, прежде всего, отвечать требованиям речевого этикета и различать особенности диалогической и монологической речи. При описании объекта необходимо передавать его внешние характеристики, качества, признаки и уметь классифицировать, доказать разделение на группы, зоны с приведением убедительных примеров.

 На основе информации полученной из разных источников учащиеся должны уметь писать рефераты, доклады.

 ФГОС в примерной программе по географии включает такие универсальные учебные

действия учащихся:

  • постановка конкретных целей и задач;
  • выбор средств реализации цели;
  • применение на практике умений и навыков;
  • самостоятельная поисковая деятельность;
  • использовать на уроках технические средства и информационную технологию;
  • ставить на первом месте здоровый образ жизни, теперь и охранять природу;
  • быть социально значимым, оценивать собственные поступки и поступки других людей;
  • уметь участвовать в коллективном труде;
  • вести дискуссию;
  • принимать решение.

поставленную цель выполнения каждого задания на уроке.

Пример: урок в 7 классе на тему «Атланический океан».        

                                               

Цели:

Дать комплексную характеристику Атлантическому океану.

Формировать умения работать с источниками информации: текстом учебника, географической картой, статистическими данными.

Приемы и методы:

Объяснение учителя, задания для самостоятельной работы, практические задания, использование компьютера и интернета, использование  проектных

технологий.

Средствами формирования УУД является содержание, образовательные технологии деятельного типа и продуктивные задания. Основным условием я считаю правильно

            К сожалению, ученики часто не видят взаимосвязи между отдельными школьными предметами, а без нее невозможно понять суть многих явлений в природе и обществе. Для нас учителей важно, чтобы дети поняли, что знания, получаемые при изучении одной дисциплины, облегчают понимание процессов, изучаемых в других областях. Для решения данной проблемы в своей практике мы применяем интегрированные задания по своим предметам - географии и истории. При разработке интегрированных заданий необходима целенаправленная работа учителя, система продуманных дидактических приемов, которые бы способствовали возникновению связей сознании учеников.

Задания должны быть компетентно - ориентированными. Учитель при разработке задания, определяет какие аспекты ключевых компетентностей можно формировать при изучении интегрируемой темы, на каком предметном содержании учащимся можно предложить подобное задание. Для этого детально изучается тематическое планирование учебных курсов, чтобы выявить наиболее эффективные «точки соприкосновения».

Модель задания: заданная формулировка; источник информации; бланк для выполнения задания; инструмент проверки. Одним из примеров оценки уровня УУД учащихся на уроках географии и истории я предлагаю следующий материал.

Урок-путешествие. (Интерактивный урок).

Оборудование: интерактивная доска, проектор, ручка-карандаш, диск с материалом по теме и компьютер.

Тема. Северо-западная Россия. Санкт-Петербург

Цель:

  1. Ознакомить учащихся с историей, культурой, населением и хозяйством Северо- Западной России и Санкт-Петербурга, путем показа видеофильма.
  2. Выявить  уровень развития УУД и способности самостоятельно выбирать способы деятельности, необходимые для достижения цели.
  3. Воспитать у учащихся чувства патриотизма.

Опрос по домашней теме Центральная Россия. Игра «Журналист» (несколько учащихся рассказывают о городах Подмосковья). О хозяйстве, истории, населении, культурных и исторических достопримечательностях.

   Источником информации служат:

  1. Карта и дополнительная информация о городах;
  2. Картины и иллюстрации о Подмосковье;
  3. Книги и журналы о Москве.

Один из журналистов представляет план города и метро.

Учащиеся самостоятельно выбирают маршрут экскурсии по городу.

Первый маршрут - старая часть города.

Второй маршрут - новостройки (современная архитектура).

Учащиеся дома подготовили материал о населении и хозяйстве центрального района города. Все учащиеся за дополнение получают балл.

 Следующим этапом урока является объяснение новой темы.

 Учитель объясняет урок и показывает видеофильм «Санкт- Петербург и Пригороды».

Во время показа:

  • учащиеся узнают историю основания города;
  • образно представляют архитектуру;
  • слушают торжественную музыку.

При проведении такого урока осуществляется межпредметная связь с историей.

                                                     РЕФЛЕКСИЯ:

  1. Что нового я сегодня узнал  на уроке?
  2. Что на меня произвело особое впечатление?
  3. То, чему я сегодня научился, мне пригодится,        продолжите фразу?

Практическая часть:  нанести на контурную карту С-Западную Россию.

Оцениваю учащихся «по шкале достижения» и делаю выводы.

При этом достигла цели:

-выявила уровень развития УУД и способности самостоятельно выбирать способы деятельности, необходимые для достижения цели.

Итак, главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.

Заключение

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, образованием универсальных учебных действий. Этими действиями учащиеся учатся учиться. Невозможно представить продолжительность образовательного процесса без усвоения знаний и формирования умений. Для успешного усвоения содержания всего предмета необходимо создать предпосылки к самообразованию и обеспечить формирование осознанности и критичности учебных действий.

Какие результаты ожидаем от такой плодотворной работы?

Ответ:

У учащихся:

Отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и нацеленность на формирование универсальных (межпредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

У учителя:

Системный подход к формированию умений у учащихся, не претендуя на всеохватность, но, позволяя выделить основные компоненты.

Метапредметное  сотрудничество учителей в развитии учащихся как познавательных, так и творческих интересов.

Кроме того, к  метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Формирование и развитие посредством географического знания, приводить к достижению метапредметных результатов освоения основной школьной программы, которая  выражается в развитии познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся:

  • гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических                                                                    
  • умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
  • готовности к осознанному выбору профессиональной дальнейшей траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее              
  • преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических
  • средств и информационных технологий;
  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми          
  • представлениями о здоровом образе жизни;
  • В правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школьной  программы по географии являются:

  • понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
  • представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
  • умение работать с разными источниками географической информации;
  • умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • картографическая грамотность;
  • владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
  • умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
  • умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  •  В адаптации к условиям проживания на определенной территории

            самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы        

            жизнедеятельности;

  • умения соблюдать меры безопасности в случае стихийных природных бедствий и техногенных катастроф.

Применяя такие УУД, мы должны избежать низких предметных знаний, делая упор только на развитие универсальных действий.

Также надо учесть такие недостатки, как резкое преобладание в работе учителя только одной учебной технологии.

 Вследствие чего развиваются УУД, а с другой стороны происходить притупление всех остальных.

Предупредить такие явления можно уделяя внимания на:

  • подбор задания для формирования определенных действий;
  • применение разнообразных технологий в зависимости от целей обучения.

Помимо осуществления целей такого проекта возникает проблема. Это использование

возможностей условий обеспечения и реализации новых стандартов на уроках географии с целью формирования у учащихся умения учиться.

Конечными результатами УУД учащихся является овладение географическими знаниями,  выработка умений и навыков и  применение  в жизненных ситуациях, а также умение мыслить географически.                                                                                                                          

                                           Литература:http://geo.metodist.ru                                                                                                                                          1.Ким Э.В., Крылов А.И., Панасенкова О.А., Королева Н.Ю. О формировании универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения.                                                            2.А.И. Крылов, Информационно-коммуникационная компетентность учителя географии как необходимое условие эффективной работы в современной школе.                                                         3.ФГОСТ.                                                                                                                                                                 4.Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли: Система заданий: пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.                             5.Камерилово, Г.С. География («Моя Россия»): учеб, для 8-го класса / Г.С. Камерилова, Л.И. Елховская, О.Л. Родыгина. - М.: Баласс, 2010.                                                                          6.Образовательная система «Школа 2100»: Сб. программ: Основная школа:Старшая школа / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейпа. - М.: Баласс, 2008.                                                                      7.Примерные программы по учебным предметам: География : 6-9-й классы. М. . Просвещение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках биологии.

Презентация о формировании универсальных учебных действий учащихся на уроках биологии....

«Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках географии в условиях введения ФГОС ООО»

       Объектом данной проектной работы является процесс формирования универсальных учебных действий у школьников на уроке географии....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА. Статья в монографии "АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ"

Внедрение в учебный процесс учебных ИР будет способствовать развитию коммуникативных умений учашихся. Сложность материала и его объем варьируются и должны соответствовать уровню развития школьников на...

Доклад "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках развития речи"

Развитие связной речи обучающихся – это раздел школьного курса, интерес к которому у специалистов не иссякает, а, напротив, только возрастает, что объясняется наличием ряда проблем у поколения ...

Средства формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках географии

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от ...