Доклад "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках развития речи"
статья по русскому языку на тему

Майорова Надежда  Владимировна
  Развитие связной речи обучающихся – это раздел школьного курса, интерес к которому у специалистов не иссякает, а, напротив, только возрастает, что объясняется наличием ряда проблем у поколения сегодняшних школьников. 
Именно на уроках русского языка наряду с достижениями предметных результатов воспитывается положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека.  Уроки  развития речи призваны прежде всего развивать коммуникативные универсальные действия, так как учат выбирать адекватные средства для успешного решения речевых задач.
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрации МО «Аларский район»

МБОУ Алятская средняя общеобразовательная школа

Заседание РМО учителей русского языка и литературы

Доклад:  

«Формирование универсальных учебных действий обучающихся

на уроках развития речи»

Подготовила:

Майорова Н.В. -

учитель русского языка и  литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ Алятская СОШ

2013 г.

      Развитие связной речи обучающихся – это раздел школьного курса, интерес к которому у специалистов не иссякает, а, напротив, только возрастает, что объясняется наличием ряда проблем у поколения сегодняшних школьников.

     Бедность словаря, ограниченность и шаблонность используемых в речи конструкций, более широкое, чем ранее, применение однозначных слов – вот  далеко не полный перечень трудностей, с которыми сталкивается сейчас педагог, работая в школе с детьми разных возрастов. Кроме того, современный ритм жизни накладывает свои  отпечатки не только на речь, но и на мышление учеников. Готовые часы напролет проводить у мониторов своих компьютеров, они быстро устают и теряют интерес к учебным заданиям. Невероятно сконцентрированные в игре, они рассеянны и невнимательны на уроке, сосредотачиваются только на непродолжительное время. Выполняя ежедневно сотни тестовых заданий, они, как ни странно, имеют  серьёзные проблемы с памятью.

      Клиповость  мышления, снижение мотивации, отсутствие навыков логического анализа, узость кругозора – всё это в комплексе требует пересмотра требовании к содержанию и организации работы с учебной информацией.  Результаты наблюдений учителей заставляют бить тревогу, а новые проблемы ,возникающие в коммуникативной сфере обучающихся, требуют новых форм работы по преодолению этих проблем, а также пересмотра возможностей хорошо известных приёмов с целью адаптации их к изменившимся условиям.

   Именно на уроках русского языка наряду с достижениями предметных результатов воспитывается положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека.  Уроки  развития речи призваны прежде всего развивать коммуникативные универсальные действия, так как учат выбирать адекватные средства для успешного решения речевых задач.

   Современные  формы работы по развитию речи, которые должны войти в школьную практику сегодняшнего дня, имеют существенные отличия от прежних форм. Изменения должны коснуться объёма текстов в сторону уменьшения. Меньше не значит проще. Текст, предназначенный, например, для написания изложения, должен вызвать живой интерес обучающихся,  должен быть информационно насыщенным.

   Система работы по развитию речи сегодня должна быть направлена на совершенствование всех видов речевой деятельности, интеллектуальное и творческое развитие личности средствами языка формирование навыков проведения многоаспектного анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, активно  овладевать нормами литературного языка и навыками коммуникативного взаимодействия.

     При изучении русского языка как учебного курса пересказ, лежащий в основе изложения, находится в особо привилегированной позиции, поскольку используется не только  как метод обучения, но и как метод контроля. Сегодня изложение как метод контроля применяется на государственной итоговой аттестации за курс основной школы в 9 классе.

       Система работы, предлагаемая  современными авторами, определяется следующими позициями:

- текст, предназначенный для написания изложения, должен быть содержательным, интересным, личностно значимым, затрагивающим серьёзные проблемы, расширяющим кругозор обучающихся; при этом не следует использовать упрощённые или адаптированные тексты – только сталкиваясь со сложностями и преодолевая их, дети приобретают более  прочные навыки;

- наибольшего эффекта можно добиться, если сделать работу по подготовке к  изложению рассредоточенной во времени; результат определяется не количеством написанных изложений, их может быть совсем немного, а характером той предварительной работы, которую реально можно организовывать практически  на каждом уроке за считанные минуты;

- предварительная работа, подготавливающая обучающихся к написанию изложения, должна носить комплексный характер, упражнения, позволяющие сформировать умения, необходимые для написания изложения, объединяются в блоки, каждый из которых  выполняют свою функцию: развивает память, обогащает словарный запас и грамматический строй языка обучающихся, учит анализировать логику построения текста, самостоятельно составлять монологическое высказывание, видеть особенности стиля автора и выявить специфику, продиктованную типологической принадлежностью текста.

  Каждый из блоков работает на формирование познавательного интереса, мотива достижения и коммуникативных навыков. Однако каждому из блоков соответствует определённый характер заданий.

     Первый блок объединяет задания, направленные на произвольное построение речевого высказывания, близкого к оригиналу. В целом все приёмы и варианты заданий ,составляющие первый блок, направлены на формирование у обучающихся умения сосредотачивать и удерживать внимание в процессе знакомства с текстом и на этапе подготовительной работы над изложением, а также развития возможностей памяти. В плане решения познавательных задач первый блок важен тем, что предоставляет детям возможность ориентировки на разнообразие способов решения задач, а поскольку каждый человек имеет особенности восприятия и памяти, то поиск индивидуально подходящих, органичных способов концентрации внимания и запоминания сведений становится личностно значимым. Запоминание предлагаемых для работы обучающихся сведений возможно только в том случае, если было осуществлено осознанное, смысловое чтение, структурирование информации, приложено определённое волевое усилие. Иначе говоря, блок обеспечивает комплексное формирование познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

   Каждый из перечисленных далее приёмов  различается организацией работы обучающихся и педагога, а также  положением в логической цепочке заданий. Первый из приемов, разученный диктант, требует максимально точного и полного воспроизведения оригинального авторского варианта, понимания особенностей содержания, построения и языкового оформления текста. Эффективность приема зависит не от величины и сложности предлагаемых для работы текстов, а от  частоты его применения: лучше предлагать небольшие фрагменты (например, четверостишия) каждый урок, чем крупные фрагменты, но через длительные, в несколько дней или даже недель, интервалы времени. Приемы «Кто больше?», «Реставрация», «Найди ошибку», «Будь внимателен» требуют сосредоточения внимания, концентрации и запоминания как отдельных слов, так и текста целиком в строго определенной или произвольной последовательности частей. Восстановленный диктант, приемы «Не пропусти», «Самый внимательный» учат оптимально выбирать  слова или выражения, которые впоследствии становятся опорами при восстановлении текста, а свободный диктант и прием «Снежный ком» дают возможность, не выходя за границы содержания текста, привлекать фантазию.

   Во втором   блоке  объединены  задания, рассчитанные  на обогащение  словарного  запаса и грамматического  строя  языка  учащихся. Целью данного блока заданий является перевод лексики      из разряда пассивной в разряд активной. В эту группу входит большое количество популярных игровых приемов («Словарик», «Собери слово»,  «Сетка слов», «Ассоциации»), которые наравне с  приемами « Кроссвордный диктант», «Лингвистическое лото», «Выбираем», «Переводчики», «Замена» обогащают учеников знаниями понятий из самых различных сфер жизни, учат давать толкование понятий из самых различных сфер жизни, учат давать толкование понятий, группировать слова по тематическому принципу, осуществлять смысловое чтение.

Задания, обучающие  пониманию логики построения текста, представлены  в  третьем блоке. Серия  заданий предполагает формирование  целого  ряда  познавательных  умений: осуществление  анализа, классификации  информации,  установление  причинно-следственных  связей, структурирования  сведений  (приемы  «Составляем  определение», «Выделяем существенные  признаки», «Ищем  общее», «Ищем различия», «Узкое-широкое», «Один  лишний»). Часть таких заданий носит игровой и соревновательный характер.

    Другая подборка заданий ориентирована на формирование умения составлять к тексту вопросы различных видов (приёмы «Шапка вопросов», «Ромашка вопросов», «Цепочка вопросов», «Цветная шляпа»).

   Построение текста, логика следования частей осмысливается обучающимися при выполнении заданий на составление плана, кластера, таблиц (прием «Инсерт»), определение микротем текста, построение сообщения по алгоритму.

Часть заданий предполагает восстановление, добавление недостающих частей или составление текста из разрозненных абзацев в соответствии с общей логикой (приёмы «начни с главного», «Три в одном», «Текст наоборот»,   «Без начала, без конца», «Мостик», «Прогноз», «Мозаика»).

  Действия, осуществляемые обучающимися в рамках выполнения заданий блока, требуют учета инструкций учителя, определённых алгоритмов решения учебной задачи и пошагового контроля  правильности выполнения задания. Таким образом, в основе заданий блока – комплексное решение, в первую очередь, познавательных и регулятивных задач.

  В четвертом блоке – задания коммуникативного характера, обучающие детей самостоятельно составлять связное монологическое высказывание.  Приёмы и задания, представленные в блоке, способствуют стимулированию фантазии обучающихся, адекватному использованию речевых средств для решения таких коммуникативных задач, как передача информации с различной степенью полноты и детализированности.

    Соединяя с заранее заданной или произвольной последовательности отдельные слова, фразы и целые абзацы (приемы «Бусы», «Как ни  крути», творческий диктант), школьники учатся осуществлять переходя из одной части текста к другой. Приёмы «Испорченный телефон», «Кто короче», диктант с заменой формируют навыки сжатия и расширения текста ,синонимичной замены конструкций. Творчество и фантазию учеников позволяют раскрыть приёмы «Если бы…», «Меняем финал» и диктант с продолжением.

     Пятый блок заданий позволяет научиться анализировать стилистические особенности текста. Задания выстраиваются таким образом, чтобы  обучающиеся, начав с  определения стиля текста и аргументирования своей позиции (прием «Определяем стиль»), перешли к постепенному выбору уместного для конкретной ситуации функционального стиля  (прием «Выбираем стиль»), к видению последствий неправильного выбора стилистических единиц (прием «Исправляем стиль»).  Приемы «Нарушаем  стиль» и  «Меняем стиль» позволяет познакомиться с вариантами  нестандартного стилистического оформления текста, а также многообразием возможностей передачи одного и того же содержания при помощи текстов, относящихся к разным стилям. И завершает цепочку заданий упражнение на создание собственного текста с заранее заданными стилистическими параметрами  (прием «Снежный ком»).

   Задания, связанные с анализом коммуникативной ситуации и отбором адекватного типа речи,  объединены в последнем, шестом блоке. Особенности типов текстов рассматриваются через анализ структуры и языкового оформления текстов-описаний, повествований и рассуждений.

    В центре внимания в этом случае находится работа по  формированию умения выдвигать и грамотно формулировать гипотезу, обосновывать её состоятельность, приводить доказательства в поддержку личностной позиции – строить рассуждение, учитывая наличие иного мнения строить диалогическое и монологическое устное и письменное высказывание.

    Доступность и наглядность анализа достигается за счет применения графического оформления результатов:  составления  сюжетных таблиц, схем, сценариев, комиксов. Отдельная  группа приемов позволяет потренироваться в самостоятельном составлении текстов разных типов.

       Поскольку один и тот же прием может работать на выполнение нескольких задач одновременно, поэтому педагог может применять  одни и те же приемы  с различными целями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Универсальные учебные действия – формирование и развитие на уроке

Универсальные учебные действия –  формирование и развитие на уроке....

Учебная презентация к уроку развития речи в 5 классе "Такие разные письма"

Учебная презентация "Такие разные письма" содержит иллюстративный и текстовый материал для вариативного использования на уроках развития речи, риторики в 5 классе. С помощью данного материала можно вы...

Программа развития познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 4-ом классе

Данный курс тренировочных упражнений разработан на учебном материале предмета и составляет систему занятий, которые формируют  приемы мыслительной деятельности, развивают познавательные про...

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НА УРОКЕ

Итоговый практико-значимый проект«УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НА УРОКЕ»по курсу инвариантного академического учебного модуля«Образование и общество. Актуальные пробл...

Формирование универсальных учебных действий на уроке по развитию речи.Стили речи. Художественный стиль

Урок русского языка по теме «Стили речи. Художественный стиль» разработан для учащихся 4 класса, обучающихся по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Урок построен в соответствии с тре...

Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности

Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...

Проектирование систем деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных ресурсов при формировании коммуникативных универсальных действий на уроках развития речи в 8 классе

Сегодня важно не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько сформировать у него универсальные способы действий. Именно об этом идёт речь в Стандартах второго поколения ФГОС. ...