Программа развития познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 4-ом классе
методическая разработка на тему

 

Данный курс тренировочных упражнений разработан на учебном материале предмета и составляет систему занятий, которые формируют  приемы мыслительной деятельности, развивают познавательные процессы и творческий потенциал школьников, способности не только к приобретению знаний, но и к их эффективному применению на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon proekt_programmy_razvitiya.pdf960.04 КБ
Файл proekt_programmy_razvitiya.docx308.43 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Проект программы развития

познавательных универсальных учебных действий

у учащихся младших классов

на уроках окружающего мира

в 4-м классе

Автор работы: 

Ивлева Ирина Валерьевна, учитель начальных классов

ГБОУ СО ЦПМСС «Ресурс», Школа дистанционного образования,

 г. Екатеринбург

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время начальная школа находится на этапе  модернизации и обновления  содержания образования – достижение нового современного качества российского образования, утвержденного в Федеральных государственных образовательных стандартах.

Ключом к успешному развитию современного общества становится формирование самостоятельного, ответственного, думающего человека, способного  к сотрудничеству, созидательной деятельности; толерантности, терпимости к чужому мнению; умения вести диалог, искать и находить  содержательные компромиссы. И потому начальная школа  должна стать не «школой навыка», а первым опытом ребенка в образовании – местом пробы своих сил, пространством раскрытия личностного потенциала и школой взросления.

В системе развивающего обучения интегрированному курсу «Окружающий мир» отводится особое место. Он призван раскрыть перед детьми широкую целостную картину мира с ее внутренними взаимосвязями между различными  областями знаний – о природе, человеке, обществе в их историческом развитии. Эти знания содействуют широкому охвату мира, в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира  во времени и пространстве.

Изучение окружающего мира позволяет эффективно соединить обучение младших школьников с формированием у них универсальных учебных действий, развитием их познавательных способностей, используя специфику предмета, т.к. в процессе учебной деятельности большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: мышления, внимания, восприятия, воображения, памяти. 

В возрасте 10-12 лет происходят  серьезные изменения в психическом развитии детей: учебная деятельность стимулирует развитие как процессов непосредственного познания мира – ощущений и восприятия, так и сложных процессов внимания, мышления и речи. В то же время для дальнейшего обучения необходимо развитие определенных качеств внимания: устойчивости и объема, а что касается мышления, то к данному возрасту на первое место выступает словесно-логическое и абстрактно-логическое виды мышления – мышление понятиями, сменяя предметно-действенное и наглядно-образное.

Данный курс тренировочных упражнений разработан на учебном материале предмета и составляет систему занятий, которые формируют  приемы мыслительной деятельности, развивают познавательные процессы и творческий потенциал школьников, способности не только к приобретению знаний, но и к их эффективному применению на практике.

Цель: развитие познавательных способностей учащихся на уроках окружающего мира.

Задачи:

  1. Развитие мыслительной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умение выделять главное, делать выводы.
  2. Развитие зрительной и слуховой памяти, концентрации, объема и устойчивости внимания, зрительного и слухового восприятия.
  3. Развитие речи учащихся с использованием научных терминов.
  4. Формирование навыков применения полученных знаний и умений в практической деятельности.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Умения

Система упражнений

1

Как устроен организм человека

Открытие новых знаний

  1. Умение распределять, концентрировать и переключать внимание.
  2. Интеллектуальные умения:
  1. мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, умение выделять главное, делать выводы;
  2. умение решать проблемные ситуации.
  1. Владение научной терминологией.

  1. «Перепутанные линии» - «Человек» (Приложение 1)

 

  1. «Систематизация» (Приложение 3)

Выделить признаки, по которым человека можно отнести к царству животных: дыхание, размножение, питание, рост.

  1. «Подбери по смыслу» (Приложение 3)

Вставить пропущенные слова:

  1. Опорно-двигательная система создает организму __________ и позволяет ему ___________.
  2. Органы пищеварения снабжают организм _______________.
  3. Органы дыхания обеспечивают организм___________ и выводят ____________.
  4. Органы кровообращения____________ одни вещества к клеткам тела, другие – из клеток.
  5. Нервная система _______________ всем организмом.
  6. Органы выделения выводят из организма __________________.
  7. Органы чувств помогают человеку_______________________.

Слова для справок: опору, двигаться, энергией, кислородом, углекислый газ, перевозят, управляет, отходы, ориентироваться.

  1. «Шифровальщики» (Приложение 1).

1 15 1 20 16 14 10 33 – наука о строении тела человека

4 10 4 10 6 15 1 – наука о сохранении здоровья

22 10 9 10 16 13 16 4 10 33 – наука о работе органов человека

«Науки о человеке»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

2

Кожа – «пограничник» организма.

Открытие новых знаний

  1. Умение распределять, концентрировать и переключать внимание. Увеличение объема зрительной и слуховой памяти.
  2. Интеллектуальные умения:
  1. мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, умение выделять главное, делать выводы;
  2. абстрактно-логическое и словесно-логическое мышление.
  1. Владение научной терминологией.

  1. «Снежный ком» (части тела человека) (Приложение 1).

  1. «Систематизация « (Приложение 3).

Подобрать нужное слово:

- Какие покровы защищают  тело животных: земноводных, птиц, пресмыкающихся.

Слова для справок: чешуя, перья, кожа.

  1. «Установи связь» (Приложение 3).

Рыбы       человек

Чешуя            ?

  1. «Подбери по смыслу» (Приложение 3).

Кожа защищает  тело от _________, __________, ______________.

  1. «Раздели на группы» (Приложение 3).

Выбрать смягчающие кожу вещества:

мыло, одеколон, детский крем, пудра, духи, керосин, сливочное масло, вазелин, машинное масло.

  1. Подобрать высказывания (первая помощь при повреждениях кожи), соединить стрелками:

Приложить что-нибудь холодное.

РАНА

УШИБ

ОЖОГ

Полить больное место большим количеством холодной воды, смазать маслом

Растирать рукой до тех пор, пока кожа не порозовеет.

Промыть чистой водой, смазать вокруг йодом, перевязать  бинтом.

ОБМОРАЖИВАНИЕ

3

Опорно-двигательная система.

Открытие новых знаний

  1. Умение распределять, концентрировать и переключать внимание. Увеличение объема зрительной и слуховой памяти.
  2. Интеллектуальные умения:
  1. мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, умение выделять главное, делать выводы;
  2. абстрактно-логическое и словесно-логическое мышление.
  1. Владение научной терминологией.

  1. «Внимание» (Приложение 1).
  2. «Шифровка» (Приложение 1).

ВПАОСКЕЛЕТМИТБРЛРВЧЕРЕПИАРОДОЖРЁБРАДОЛЬБЮИТМЧПОЗВОНОЧНИКПАРЖЭЛКЛЮЧИЦАВРПОЛДЛОПАТКИВАПРСЮЛ

  1. «Логические цепочки» (Приложение 3).

Расставить названия разных отделов  скелета в таком порядке, чтобы верхний опирался на нижний:

ЧЕРЕП

ГОЛЕНЬ

ПОЗВОНОЧНИК

СТОПА

БЕДРО

  1. Кроссворд «Скелет человека».
  1. Часть скелета, опора для ноги.
  2. Составная часть скелета.
  3. Отдел скелета, защищающий мозг.
  4. Часть скелета руки.
  5. Часть скелета ноги.
  6. Подвижное соединение костей.

 

 

 

 

 

6

   

 

 

 

 

 

 

 

3

4

5

 

1

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. «Найти лишнее слово» (Приложение 3).

Рёбра, бедро, мышцы, ключица, позвоночник.

  1. «Выбери фразы» (Приложение 3).

ЧЕРЕП

РЁБРА

ПОЗВОНОЧНИК

Защищает сердце и лёгкие

Защищает головной мозг

Создает опору всему скелету

7. «Слова – близнецы» (Приложение 3): положить лопатки в сарай, положить на обе лопатки, перелом таза, вылить воду из таза.

4

Пищеварительная система.

Открытие новых знаний

  1. Умение распределять, концентрировать и переключать внимание. Увеличение объема зрительной и слуховой памяти.
  2. Интеллектуальные умения:
  1. мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, умение выделять главное, делать выводы;
  2. абстрактно-логическое и словесно-логическое мышление.

3. Владение научной терминологией.

Витамин С

Витамин В

Витамин А

«Кодировка» (Приложение 1).  

  1. «Найти лишнее  слово» (Приложение 3)

желудок

глотка

язык

кишечник

ротовая
полость

зубы

печень

рёбра

рот

  1. «Установи связь» (Приложение 3).

Глаза – смотреть, зубы – ?

  1. «Логические цепочки» (Приложение 3).

Расставить слова по порядку: рот, желудок, пищевод, кишечник.

  1. «Перепутанные линии»

ВИШНЯ

ЛУК

ЛИМОН

СВЁКЛА

ПЕТРУШКА

МЁД

МОРКОВЬ

ОБЛЕПИХА

 

  1. «Дополни фразы» (Приложение 3).

Я откусил яблоко (чем?)___________. (Что?)_____________ смочили пищу  и начали переваривать. Затем я проглотил кусок, и он по ________ попал в _______. Переваренное яблоко переместилось в тонкие ________, откуда  углеводы и вода проникли в ___________. Она перенесла питательные вещества и воду всем клеткам.

5

Выделитель-ная система.

Открытие новых знаний

  1. Умение распределять, концентрировать и переключать внимание. Увеличение объема зрительной и слуховой памяти.
  2. Интеллектуа-льные умения:
  1. мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, умение выделять главное, делать выводы;
  2. абстрактно-логическое и словесно-логическое мышление.

3. Владение научной терминологией.

  1. «Снежный ком» (Приложение 2).
  2. «Раздели на группы» (Приложение 3).

позвоночник, желудок, рёбра, кишечник, череп, пищевод, рот.

  1. «Выбери фразы» (Приложение 3)

Заполнить таблицу  «Какие органы устраняют различные отходы?»

Органы

Ненужные вещества

Углекислый газ

Потовые железы кожи

Непереваренные остатки пищи

Органы выделения

  1. «Слова – близнецы» (Приложение 3).

Объясни выражения: распустились почки, пересадка почки

  1. «Выбери фразы» (Приложение 3).

Вставь пропущенные слова:

Выделительная система ______ кровь от отходов жизнедеятельности клеток и _________ избыток воды.

  1. «Закономерности» (Приложение 3)

7. «Шифровка» (Приложение 1).

АРОТПОЧКИЖЛДШНМОЧЕТОЧНИКИАВЫЧМОЧЕВОЙББПУЗЫРЬБ

6

Дыхательная система.

Открытие новых знаний

  1. Умение распределять, концентрировать и переключать внимание. Увеличение объема зрительной и слуховой памяти.
  2. Интеллектуа-льные умения:
  1. мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, умение выделять главное, делать выводы;
  2. абстрактно-логическое и словесно-логическое мышление.

3. Владение научной терминологией.

  1. «Перепутанные линии» (Приложение 1). «Дыхание».

  1. Кроссворд «Пищеварительная и выделительная системы»

.

 

 

 

1

 

 

 

8

  1. Орган пищеварения, помогающий глотать.
  2. Орган выделения.
  3. Орган пищеварения и вкуса.
  4. Они помогают измельчать пищу.
  5. Орган пищеварения.
  6. Орган пищеварения, напоминающий мешок.
  7. Она ничего не печет.
  8. Орган выделения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. «Раздели на группы» (Приложение 3).

 глотка, лёгкие, почки, желудок, мочеточник, пищевод, печень, мочевой пузырь, кишечник, язык, зубы.

  1. «Вставь фразу» (Приложение 3)

Благодаря органам дыхания из воздуха в кровь непрерывно попадает ________ и удаляется _______________.

  1. «Систематизация» (Приложение 3)

Найди в списке организмы, у которых состав поглощаемого и выделяемого воздуха отличается от нашего: зебра, жук, дождевой червь, мухомор, береза, ястреб.

7

Кровеносная система.

Открытие новых знаний

  1. Умение распределять, концентрировать и переключать внимание. Увеличение объема зрительной и слуховой памяти.
  2. Интеллектуа-льные умения:
  1. мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, умение выделять главное, делать выводы;
  2. абстрактно-логическое и словесно-логическое мышление.

3. Владение научной терминологией.

  1. «Кодировка» (Приложение 1).
  2. «Слова – близнецы» (Приложение 3).

Объясни фразы: здоровые легкие, легкие подушки.

  1. «Подбери по смыслу» (Приложение 3).

Съеденная человеком пища

- переносится кровью ко всем клеткам тела,

- удаляется органами выделения,

- используется для построения тела,

- попадает в гортань вместе  с воздухом.

  1. Найди слова - органы кровообращения.

Лёгкие

печень

вены

бронхи

желудок

артерии

трахеи

кишечник

сердце

сосуды

нос

глотка

  1. «Найди лишнее слово» (Приложение 3).
  1. Сердце, артерия, вена, сосуды, пульс, капилляры.
  1. Объясни фразеологизмы:
  1. Сердце кровью обливается, кровь портить, всю кровь выпить.
  1. «Шифровка» (Приложение 1)

АРИСЯСЕРДЦЕИТБОЛЬМЮОЖЫАРТЕРИИПООЛДАТСЛВВЕНЫОЛДЖНГОЫПВЕАКАПИЛЛЯРЫТСИМЯЧСАЕ

 

8

Нервная система.

Открытие новых знаний

  1. Умение распределять, концентрировать и переключать внимание. Увеличение объема зрительной и слуховой памяти.
  2. Интеллектуа-льные умения:
  1. мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, умение выделять главное, делать выводы;
  2. абстрактно-логическое и словесно-логическое мышление.

3. Владение научной терминологией.

  1. «Закономерности» (Приложение 3).
  2. «Анаграммы» (Приложение 3).

ХИБРОН, КЁЛИГЕ, КОЧПО, ДУКЕЖОЛ.

  1. «Разделить на группы» (Приложение 3).

Легкие, сердце, капилляры, трахея, бронхи, вены, артерии, носовая полость.

  1. «Слова – близнецы» (Приложение 3)

Объясни выражения: головной мозг, головной убор.

  1. Выберите те действия, которые совершаются под контролем больших полушарий головного мозга.

- отдергивание руки от горячего предмета,

- глотание пищи,

- сокращение сердца,

- произнесение слов,

- поворачивание головы на звук.

6. Вставь пропущенное слово: Нервная система _____________работой каждого органа и их слаженными действиями.

7. «Выбери фразы» (Приложение 3).

Сон необходим человеку. Выбрать условия, при которых сон будет более полноценным:

- В конце дня лучше: погулять или посмотреть боевик.

- Лучше ложиться спать: поздно, рано, в одно и то же время.

- Перед сном лучше: почитать или поесть.

- Постель должна быть: жёсткая, нежёсткая или мягкая.

- Спать лучше: при свете или в темноте.

- Сну не помешает: тихая музыка, любимая музыка или  полная тишина. 

9

Органы чувств.

Открытие новых знаний

  1. Умение распределять, концентрировать и переключать внимание. Увеличение объема зрительной и слуховой памяти.
  2. Интеллектуа-льные умения:
  1. мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, умение выделять главное, делать выводы;
  2. абстрактно-логическое и словесно-логическое мышление.

3. Владение научной терминологией.

  1. «Внимание» (Приложение 1).

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

р

в

о

3

е

4

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Кожа – орган….
  2. Нос – орган ….
  3. Язык – орган ….
  4. Ухо – орган ….
  5. Глаз – орган …..

2. Нарисуй человечку недостающие части лица – органы чувств и подпиши.

ГРОМКИЙ

КРАСНЫЙ

ВКУСНЫЙ

3.«Соедини линиями»ГЛАЗА

 УШИ

НЕПРИЯТНЫЙ

ТВЁРДЫЙ

СЛАДКИЙ

НОС

ЯЗЫК

ГОРЯЧИЙ

АРОМАТНЫЙ

ШИПЯЩИЙ

РУКА

СОЛЁНЫЙ

ШЕРШАВЫЙ

ТУХЛЫЙ

10

Обобщающий урок.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Упражнения на развитие концентрации и устойчивости внимания

«Кодировка»

По образцу проставить такие же знаки в предложенных карточках. Задание можно выполнять как на время, так и на верность исполнения.

Рисунок 1

1

+

2

3

4

5

6

9

8

7

1

8

2

6

9

8

4

8

7

9

3

6

5

2

1

4

5

6

9

7

Рисунок 2

«Шифровка»

Среди буквенного текста вставлены слова. Ученик должен найти и подчеркнуть эти слова.

ВПАОСКЕЛЕТМИТБРЛРВЧЕРЕПИАРОДОЖРЁБРАДОЛЬБЮИТМЧПОЗВОНОЧНИКПАРЖЭЛКЛЮЧИЦАВРПОЛДЛОПАТКИВАПРСЮЛРО

АРОТПОЧКИЖЛДШНМОЧЕТОЧНИКИАВЫЧМОЧЕВОЙББПУЗЫРЬБ

АРИСЯСЕРДЦЕИТБОЛЬМЮОЖЫАРТЕРИИПООЛДАТСЛВВЕНЫОЛДЖНГОЫПВЕАКАПИЛЛЯРЫТСИМЯЧСАЕСОСУДЫЖБИМСЯЧЫАВ

Рисунок 5

«Перепутанные линии»

Учитель предлагает лист с рядом перепутанных линий. Каждая из них начинается  слева и заканчивается справа. Задача учащихся  - проследить, в какой клетке заканчивается линия, и составить слово.

В

Ч

О

Л

Е

Н

Ы

А

Д

И

Е

К

Е

Х

            Рисунок 6                                                                              Рисунок 7

Вариантом является упражнение «Запутанные дорожки».

ЛУК

МЁД

Витамин С

МОРКОВЬ

ЛИМОН

СВЁКЛА

ВИШНЯ

ПЕТРУШКА

Витамин А

Витамин В

ОБЛЕПИХА

                               Рисунок 8

«Шифровальщики»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

1 15 1 20 16 14 10 33 – наука о строении тела человека

4 10 4 10 6 15 1 – наука о сохранении здоровья

22 10 9 10 16 13 16 4 10 33 – наука о работе органов человека

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Упражнения на развитие объема памяти

  1. «Кроссворды».

 

 

 

 

 

«Опорно-двигательная система»

  1. Часть скелета, опора для ноги.
  2. Составная часть скелета.
  3. Отдел скелета, защищающий мозг.
  4. Часть скелета руки.
  5. Часть скелета ноги.
  6. Подвижное соединение костей.

6

   

 

 

 

 

 

 

 

3

4

5

 

1

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Пищеварительная и выделительная системы»

  1. Орган пищеварения, помогающий глотать.
  2. Орган выделения.
  3. Орган пищеварения и вкуса.
  4. Они помогают измельчать пищу.
  5. Орган пищеварения.
  6. Орган пищеварения, напоминающий мешок.
  7. Она ничего не печет.
  8. Орган выделения.

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Органы чувств»

  1. Кожа – орган….
  2. Нос – орган ….
  3. Язык – орган ….
  4. Ухо – орган ….
  5. Глаз – орган …..

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

р

в

о

3

е

4

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Игра «Снежный ком».

Ученики по очереди называют слова на различные темы, предложенные учителем. Каждый должен повторить слова предшествующих учеников и добавить свое.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Упражнения на развитие наглядно-образного мышления

  1. «Закономерности».

Определить, какая фигурка должна быть в свободном квадрате.

?

?

Рисунок 1                                                                  Рисунок  2

Упражнения на развитие словесно-логического мышления

«Систематизация».

  1. Учитель называет слова. Ученики, услышав названия органов, например,  дыхания, хлопают один раз, а услышав названия органов пищеварения, хлопают два раза: лёгкие, кишечник, бронхи, трахеи, печень, желудок и т.д.
  2. Найди в списке организмы, у которых состав поглощаемого и выделяемого воздуха отличается от нашего: зебра, жук, дождевой червь, мухомор, береза, ястреб.
  1. Выделить признаки, по которым человека можно отнести к царству животных: дыхание, размножение, питание, рост.

«Раздели на группы».

Записанные или названные учителем слова делятся на тематические группы.

  1. Разделить на 2 группы: легкие, сердце, капилляры, трахея, бронхи, вены, артерии, носовая полость.
  2. Разделить на 3 группы: (органы пищеварения, выделения, дыхания) глотка, лёгкие, почки, желудок, мочеточник, пищевод, печень, мочевой пузырь, кишечник, язык, зубы.
  3. Разделить на 2 группы: позвоночник, желудок, рёбра, кишечник, череп, пищевод, рот.
  4. Выбрать смягчающие кожу вещества: мыло, одеколон, детский крем, пудра, духи, керосин, сливочное масло, вазелин, машинное масло.
  5. Соедините линиями органы чувств и слова – качества.

ГРОМКИЙ

КРАСНЫЙ

ВКУСНЫЙ

СЛАДКИЙ

ГЛАЗА

УШИ

ГОРЯЧИЙ

ТВЁРДЫЙ

НЕПРИЯТНЫЙ

ШИПЯЩИЙ

СОЛЁНЫЙ

ТУХЛЫЙ

АРОМАТНЫЙ

ШЕРШАВЫЙ

НОС

ЯЗЫК

РУКА

ВИЗГЛИВЫЙ

КРУГЛЫЙ

ПРОКИСШИЙ

«Найти лишнее слово».

  1. Найти лишнее: рёбра, бедро, мышцы, ключица, позвоночник.
  2. Найди лишнее слово: сердце, артерия, вена, сосуды, пульс, капилляры.
  3. Найти лишнее слово: позвоночник, скелет, осанка, рёбра.
  4. Найти лишнее слово:

желудок

глотка

язык

кишечник

ротовая
полость

зубы

печень

рёбра

рот

лёгкие

печень

вены

бронхи

желудок

артерии

трахеи

кишечник

сердце

сосуды

нос

глотка

 «Слова-близнецы».

  1. Объясни выражения: положить лопатки в сарай, положить на обе лопатки, перелом таза, вылить воду из таза.
  2. Объясни выражения: распустились почки, пересадка почки
  3. Объясни выражения: здоровые легкие, легкие подушки.
  4. Объясни выражения: сердце кровью обливается, кровь портить, всю кровь выпить.
  5. Объясни выражения: головной мозг, головной убор.

«Подбери по смыслу».

Это упражнение позволяет целенаправить поиск решения, активизировать мышление, создать определенный уровень абстрагирования, формировать способность оперировать смыслом.

  1. Вставить пропущенные слова:
  1. Опорно-двигательная система создает организму __________ и позволяет ему ___________.
  2. Органы пищеварения снабжают организм _______________.
  3. Органы дыхания обеспечивают организм___________ и выводят ____________.
  4. Органы кровообращения____________ одни вещества к клеткам тела, другие – из клеток.
  5. Нервная система _______________ всем организмом.
  6. Органы выделения выводят из организма __________________.
  7. Органы чувств помогают человеку_______________________.

Слова для справок: опору, двигаться, энергией, кислородом, углекислый газ, перевозят, управляет, отходы, ориентироваться.

  1. Подобрать нужное слово:

- Какие покровы защищают  тело животных: земноводных, птиц, пресмыкающихся.

Слова для справок: чешуя, перья, кожа.

  1. Вставить пропущенные слова:

Кожа защищает  тело от _________, __________, ______________.

  1. Дополнить фразы. Рассказ «Путешествие яблока»

Я откусил яблоко (чем?)___________. (Что?)_____________ смочили пищу  и начали переваривать. Затем я проглотил кусок, и он по ________ попал в _______. Переваренное яблоко переместилось в тонкие ________, откуда  углеводы и вода проникли в ___________. Она перенесла питательные вещества и воду всем клеткам.

  1. Вставь пропущенные слова:

Выделительная система ______ кровь от отходов жизнедеятельности клеток и _________ избыток воды.

  1. Вставь пропущенные слова: Благодаря органам дыхания из воздуха в кровь непрерывно попадает ________ и удаляется _______________. 
  2. Вставь пропущенное слово: Нервная система _____________работой каждого органа и их слаженными действиями.

«Выбери фразы».

  1. Подобрать высказывания (первая помощь при повреждениях кожи), соединить стрелками:

Промыть чистой водой, смазать вокруг йодом, перевязать  бинтом.

Растирать рукой до тех пор, пока кожа не порозовеет.

Полить больное место большим количеством холодной воды, смазать маслом

ОЖОГ

УШИБ

РАНА

ОБМОРАЖИВАНИЕ

Приложить что-нибудь холодное.

ГЛАЗА

РУКА

ЯЗЫК

НОС

УШИ

2. Соедини стрелками:

ЧЕРЕП

Защищает головной мозг

Защищает сердце и лёгкие

РЁБРА

Создает опору всему скелету

ПОЗВОНОЧНИК

3. Заполнить таблицу  «Какие органы устраняют различные отходы?»

Органы

Ненужные вещества

Углекислый газ

Потовые железы кожи

Непереваренные остатки пищи

Органы выделения

4. Выбери правильные утверждения:

Съеденная человеком пища

- переносится кровью ко всем клеткам тела,

- удаляется органами выделения,

- используется для построения тела,

- попадает в гортань вместе  с воздухом.

5. Выберите те действия, которые совершаются под контролем больших полушарий головного мозга.

- отдергивание руки от горячего предмета,

- глотание пищи,

- сокращение сердца,

- произнесение слов,

- поворачивание головы на звук.

6. Выбери фразы.

Сон необходим человеку. Выбрать условия, при которых сон будет более полноценным:

- В конце дня лучше: погулять или посмотреть боевик.

- Лучше ложиться спать: поздно, рано, в одно и то же время.

- Перед сном лучше: почитать или поесть.

- Постель должна быть: жёсткая, нежёсткая или мягкая.

- Спать лучше: при свете или в темноте.

- Сну не помешает: тихая музыка, любимая музыка или  полная тишина.

«Логические цепочки»

  1. Расставить названия разных отделов  скелета в таком порядке, чтобы верхний опирался на нижний:

БЕДРО

СТОПА

ПОЗВОНОЧНИК

ГОЛЕНЬ

ЧЕРЕП

  1. Расставить слова по порядку «путешествия» пищи:

рот, желудок, пищевод, кишечник.

«Объясни выражение»

Данное упражнение способствует развитию обобщения, анализа и классификации.

  1. Глаза на мокром месте.
  2. С глазу на глаз.
  3. Глаза разбежались.
  4. Строить глазки.
  5. Глаза слипаются.
  6. Куда глаза глядят.
  7. Острый глаз.

  1. Водить за нос.
  2. Повесить нос.
  3. Остаться с носом.
  4. Совать нос.
  5. Зарубить на носу.
  6. Клевать носом.
  7. Задирать нос.
  8. События на носу.

  1. Каменное сердце.
  2. Любить всем сердцем.
  3. Вырвать из сердца.
  4. Сердце в пятки ушло.
  5. Сердце кровью обливается.
  6. Сердечный человек.
  7. Сердце сжалось.

  1. Острый язык.
  2. Длинный язык.
  3. Прикусить язык.
  4. Держать язык за зубами.
  5. Находить общий язык.
  6. Проглотить язык.
  7. Типун тебе на язык.

Упражнения на развитие абстрактно-логического мышления

  1. «Установи связь».

  1. Установить закономерность:

Рыбы       человек

Чешуя            ?

  1. Установить закономерность:

Глаза – смотреть, зубы –

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Рефлексивно – диагностические тесты

Тема: «Опорно-двигательная, пищеварительная и дыхательная системы» (к урокам 1-6)

1. Что нужно делать, если ты поранил кожу? Вставь нужные слова:

Надо ________________ рану, ________________ вокруг неё йодом или зелёнкой, чтобы убить микробов, и ___________________ пораненное место.

2. Иногда кожа становится  слишком сухой. При этом она может потрескаться. Подчеркни смягчающие  кожу вещества: мыло, одеколон, детский крем, пудра, духи, керосин, сливочное масло, вазелин, машинное масло.

3. Соедини стрелками названия отдельных костей и частей скелета с их задачами:

Череп

Защищает сердце и лёгкие

Создаёт опору всему организму

Защищает головной мозг

Рёбра

Позвоночник

4. Найди и зачеркни неправильные фразы.

Съеденная  человеком пища:

  1. Вся проходит через органы пищеварения и выходит наружу,
  2. Переваривается в желудке и кишках,
  3. Разрушается в органах пищеварения  для получения энергии,
  4. Разрушается во всех клетках тела для получения энергии,
  5. Используется для построения тела.

5. Соедини стрелками:

Органы пищеварения                    глотка                  лёгкие              почки

Органы выделения                     желудок              мочеточник        пищевод

Органы  дыхания              язык              зубы            печень             кишечник  

 

6. Реши кроссворд (слова пиши сверху вниз): получи в рамке слово.

  

 

 

 

5

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

2

3

 

 

 

4

 

1

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Защита головного мозга.  
  2. Опорная система организма.
  3. Орган пищеварения, напоминающий мешок.
  4. Орган обоняния.
  5. Подвижное соединение костей.
  6. Мускульная трубка, проталкивающая пищу в желудок.  
  7. Орган осязания.          
    Тема: «Организм человека» (к урокам 1-9)

ЛИТЕРАТУРА

  1. Агеева С.И. Обучение с увлечением. – М.: ВО «Совэкспорткнига», 1991. – 64 с.
  2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Издательство «Ось-89», 2001. – 272 с.
  3. Вахрушев и др. Человек и природа. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс», 2003. – 176 с.
  4. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики //Начальная школа. – 1993. - №8. – с. 29-36.
  5. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Просвещение, 1994. – 320 с.
  6. Лисицын М.К. Формирование у школьников общеучебных умений и навыков: учебное пособие. – Курган: Изд-во Курганского педагогического института, 1994. – 82 с.
  7. Неупокоева Н.М. Психокоррекционная работа с неуспевающими учащимися начальной школы. – Курган, 1994. – 18 с.
  8. Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. – М.: Просвещение, 1997. – 208 с.
  9. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера , 2004. – 240 с.
  10. Окружающий мир. Учебник – тетрадь для 4-го класса /Авт. коллектив: А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан. – М.: «Баласс», 2003. – 64 с.
  11. Плешаков А.А. Природоведение: Учебник для 4-го класса. – М.: Просвещение, 2004. – 180 с.
  12. Степанова О.А., Рыдзе О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе. – М.:ТЦ Сфера, 2003. – 96 с.
  13. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с.
  14. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 1988. – 175 с.
  15. Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления  детей. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. – 240 с.
  16. Уроки в начальной школе. Пособие для учителя. – М.:  школа, 2004. – 176 с.
  17. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль: «Академия развития», 1996. – 240 с.