Проектирование систем деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных ресурсов при формировании коммуникативных универсальных действий на уроках развития речи в 8 классе
статья по русскому языку (8 класс) на тему

Сегодня важно не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько сформировать у него универсальные способы действий. Именно об этом идёт речь в Стандартах второго поколения ФГОС. Универсальные способы действий помогут современному школьнику развиваться и самосовершенствоваться в постоянно меняющемся обществе. Акцент делается на системно-деятельностный подход, согласно которому знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности, когда учителем создаётся проблемная ситуация, обнаруживается противоречивость или недостаточность знаний и вместе с детьми определяется цель урока. Поэтому особое внимание в программе развития УУД уделяется коммуникативным универсальным учебным действиям. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается многогранной работой по развитию речи учащихся в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование систем деятельности педагога по обеспечению достижения новых

образовательных ресурсов при формировании коммуникативных универсальных действий

                  на уроках развития речи в 8 классе

        Не секрет, что современная школа значительно изменилась за последние десятилетия и сегодня стремительно продолжает меняться, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько сформировать у него универсальные способы действий. Именно об этом идёт речь в Стандартах второго поколения ФГОС. Универсальные способы действий помогут современному школьнику развиваться и самосовершенствоваться в постоянно меняющемся обществе. А для этого должен быть изменён способ обучения. В этом смысле я сделала попытку организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД, что означает способность ученика к саморазвитию, к самостоятельному усвоению новых знаний.

        Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся, творческой личности, личности, желающей и умеющей учиться.

Задачи:
• формирование всех видов УУД;
• развитие у детей способности к самосовершенствованию;
• реализация системно - деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта второго поколения;
• формирования опыта переноса и применения УУД в жизненных ситуациях.
      Ученику необходимо осваивать новые формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию. Соответственно, меняется и роль учителя - теперь он главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он создает условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями! Добиться этого можно только через специальную организацию учебно-воспитательного процесса.
      Акцент делается на системно-деятельностный подход, согласно которому знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности, когда учителем создаётся проблемная ситуация, обнаруживается противоречивость или недостаточность знаний и вместе с детьми определяется цель урока. Поэтому особое внимание в программе развития УУД уделяется коммуникативным универсальным учебным действиям.

Коммуникативные УУД обеспечивают:

  • социальную компетентность и учет позиции других людей;
  • умение слушать, принимать чужую точку зрения и вступать в    диалог,
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, сотрудничество;
  • способность договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, проявлять доброжелательное внимание к окружающим.

     

       Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается многогранной работой по развитию речи учащихся в школе. На уроке развития речи основное внимание уделено речевой деятельности учащихся, которая проявляется как в устной, так и в письменной формах. Цель такого урока - опираясь на полученные знания о языке, целенаправленно обогащать лексико-грамматический строй речи детей, учить их воспринимать (и понимать) чужую речь, а также строить собственные высказывания (тексты) в соответствии с нормами русского языка. Речь как деятельность по использованию языка в целях общения, познания, воздействия на других людей определяет содержание и структуру урока развития речи.

Кратко охарактеризую особенности речевых уроков. Специфика урока развития речи заложена уже в самом его названии: приоритет здесь отдаётся развитию языковой личности. Кроме того, она проявляется в целях, содержании, типологии уроков, а также в методах и приёмах обучения.

Основные цели урока развития речи:

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение нормам языка и их использованию в речи;
  • формирование коммуникативной компетенции и развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений;
  • обучение навыкам культуры речи и речевого общения;
  • развитие основных видов речевой деятельности: говорения, письма, слушания и чтения;
  • развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности (анализа и синтеза, абстракции и обобщения) средствами языка, используемыми в речи;
  • знакомство с основными речеведческими понятиями, как теоретической основой обучения языку и развития речи.

Структура урока развития речи диктуется целями и содержанием учебных задач и речевых ситуаций.

       Систему работы по формированию коммуникативных УУД я выстраиваю, учитывая психолого-физиологические особенности детей, учитывая доступность и посильность учебного материала, его практическую направленность. При этом использую разнообразные виды письменных работ, среди которых предпочтение отдаю творческому списыванию, творческому диктанту, свободному диктанту, творческому изложению, творческому сочинению. Названные виды работ провожу в определённой системе, начиная с таких, которые требуют от учащихся меньшей самостоятельности. Рассмотрим компоненты данной системы работы более подробно.

Первой ступенькой в этой работе ещё с 5 класса является творческое списывание. Творческое списывание, прежде всего, должно быть осознанным. Осознанным оно может быть только в том случае, если учащиеся понимают содержание текста, умеют пересказывать его, объяснить правописание слов с уже изученными орфограммами. Творческое списывание обычно усложняю  заданиями, связанными с развитием речи. В ходе работы над текстом предлагаю детям подобрать  пропущенные слова, провести орфографический разбор, затем списать текст. Например: Наступила... зима. Выпал... снег. Он покрыл... землю, деревья, крыши домов (и т.д.).

Творческий диктант может быть проведён на уроках закрепления и на уроках проверки знаний учащихся. Творческий диктант с введением в него требуемых заданием орфограмм близок к творческому списыванию. При творческом диктанте учащиеся текст воспринимают на слух, после чего тут же, чтобы не отстать от класса, дети подбирают нужное слово для вставки. Например: Было (жаркое, знойное) лето. Иван шёл по (зелёному, пёстрому) лугу. Вдруг в (высокой, сочной) траве он увидел (маленьких, слабых) зайчат, (и т.д.) (Слова в скобках - дети подбирают сами).

Переходной ступенькой к изложению является свободный диктант. Он способствует развитию умения уловить ход мыслей автора, запомнить их последовательность и связь. Для свободного диктанта необходим сюжетный текст.

Как известно, урок развития речи является разновидностью уроков русского языка, где основным упражнением традиционно считается изложение и сочинение.

Специфика выборочного изложения состоит в том, что дети учатся выделять в тексте отдельные темы, вычленять материал, относящийся к той или иной теме, строить высказывание на основе собранного материала. Выборочные изложения является, на мой взгляд, связующим звеном между изложением и сочинением. Преимущества выборочного изложения можно сформировать следующим образом:

1.  учащимся предоставляется возможность сосредоточить внимание на той части текста, которая на данном этапе обучения наиболее интересна (описание природы, человека, обстановки);

2.  значительная  экономия  времени,  т.к.   воспроизводится  не   весь текст.

Выборочные изложения, используемые в системе других видов работ по развитию речи, помогают научить школьников собирать и систематизировать материал, способствуют закреплению умения определять объём и границы темы высказывания, раскрывать основную мысль.

Одной из важнейших задач являются следующие  задачи:

- пробудить у детей желание написать  увиденное, услышанное, прочитанное;

- научить без боязни делиться своими переживаниями и чувствами;

- развивать желание описывать красоту окружающей природы, среды, красоту человека;

- приобщать детей к миру прекрасного.

Ценность детского сочинения и состоит в том, насколько в нём нашли отражения его чувства, мысли, восприятие им описанного. Чтобы сочинение получилось ярким, необходимо добиваться связности текста, красочности в описании, правильного построения предложения. Подготовка к написанию сочинения начинается задолго до этого. Дети ведут специальную тетрадь по развитию речи. Учащиеся выписывают отрывки из стихов, работают с текстами на тему сочинения, наблюдают, собирают иллюстрации. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл. Это очень важно, чтобы до написания сочинения дети уже работали над отдельными словами, предложениями.

При обучении написанию сочинения особое внимание уделяю подготовительной работе, которая включает в себя следующие этапы:

1.   создание речевой ситуации.

Цель - создание мотива, обеспечение необходимого эмоционального настроя, пробуждение интереса к работе, организация наблюдения, обсуждение задач и условий ситуации;

2. предварительная подготовка.

Цель - создать базу для последующей работы. Подготовка, как правило, рассредоточена во времени, проводится на уроках не только русского языка, но и литературы. Организуется накопление необходимых знаний, впечатлений, ведется обучение использованию средств.

3.   написание сочинения.

       Сочинение является универсальным видом работы по развитию речи. При работе над сочинением речь развивается практически на всех уровнях: и на лексическом, и на грамматическом, и на уровне текста. Она совершенствуется, становится богаче, правильнее, выразительнее, образнее, чище, что помогает ученику стать успешным.

       Развивать речь школьников на уроках русского языка можно с помощью трех групп методов: имитационных (по образцу), коммуникативных и метода конструирования. Все три группы методов дополняют одна другую и создают базу для системы развития речи учащихся. Метод конструирования - синтетический метод. Он связан с первыми двумя. В системе обучения «по образцам» виды текста анализируются и моделируются, и впоследствии конструирование собственных текстов осуществляется по этим моделям. Конструирование связано и с коммуникативным методом, поскольку он обеспечивает мотивацию речи, ее действенность, определяет социальные и личностные функции. Такой вид работы, как сочинение, использует все перечисленные методы.

Пример: Предлагаю вам такой вариант начала сочинения (слайд).

В центре нашего города находится величайший памятник зодчества – Знаменский собор. Тяжелую судьбу он имеет. Не раз был сожжен, разрушен. Но снова и снова его восстанавливали, а он становился все прекраснее и неповторимее!

Теперь поработаем по карточкам (карточки трех уровней: репродуктивного уровня, продвинутого уровня и предложение своего варианта).

        Чтобы пробудить интерес к словесному творчеству, очень важно вызвать соответствующее эмоциональное состояние.

Домашнее задание. Конечным итогом нашей работы сегодня должно стать ваше сочинение-описание. Дорогие ребята, хочу сказать вам, что не бывает неправильных работ, все работы будут интересными, поскольку они уникальны, индивидуальны.

В немалой степени этому способствуют звуки природы, музыка, видео.

Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся, создает необходимые условия, связанные с внедрением сотрудничества в обучение.

Например: Учитель включает одну из композиций церковного хора. Демонстрирует слайд презентации.

Задание: запишите поток ассоциаций, возникающий у вас во время звучания музыки.  (Ученики записывают в тетради, а потом озвучивают свои варианты. Ребята   могут   дописывать   в    свои   тетради    то,   что   им   понравится,   а   учитель    воспроизводит   ответы    на  доске).

- О чем, на ваш взгляд, мы будем сегодня говорить на уроке?

Дети формулируют проблему, проявляя при этом личное отношение к предмету обсуждения.

       Групповая форма работы на уроке - самая результативная. Она имеет множество плюсов. Ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы.

      Пример: Мне нужны два помощника-лексикографа (ребятам дается задание найти в словаре лексическое значение слов собор, храм, церковь) (карточки).

Меняющийся состав групп обеспечивает гораздо более тесное общение одноклассников. Дети в общении раскрепощаются.

     Работа в парах. Ученики обсуждают тексты по вопросам, читают справку из словаря иностранных слов в рамке в конце упр. 324, затем представляют связный ответ по плану.

Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества – залог качественной работы.

      Музыка помогает творить. Подпитывает эмоции. Под эту же музыку во время проверки руководители групп читают получившиеся сочинения.

     На этапе рефлексии дети называют самые удивительные на их взгляд предложения, по достоинству оценивают понравившиеся работы товарищей, говорят о том, чего они сами достигли в ходе работы. Отвечают на вопрос: что делали в процессе работы, какой результат получили?

      Идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

     Для достижения желаемого результата необходимо строго соблюдать замечательное педагогическое правило: хочешь, чтобы дети чему-то очень захотели научиться, обеспечь им первый успех.

       Организация связных высказываний в письменной форме – дело очень сложное и тонкое. Научить детей писать сочинение правильно и красиво – большой и кропотливый труд. Но для учителя именно сочинение позволяет в полной мере определить эффективность его методики, уровень формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

       Приведу пример своей работы, отражающей отдельные аспекты формирования коммуникативных учебных действий школьников.

     


Технологическая карта урока развития речи по теме: «Подготовка к сочинению-описанию  «ПАМЯТНИК  СЛОВУ»

ФИО (полностью)

Чуян      Буланова Елена Владимировна

Место работы

Мун      ГБОУ СОШ пос. Волжский Утёс Шигонского района

Должность

              Учитель

Предмет

              Русский язык

Класс

              8 класс

Базовый учебник

              Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова,  М., «Просвещение», 2009 г.

Задачи урока:

 - обучающие: собрать материал к сочинению-описанию памятника, обучить порядку работы над сочинением такого типа, провести работу по развитию речи: подбор синонимов, эпитетов, сравнений, эмоционально-экспрессивной лексики.

 - развивающие: познакомить со значением  слов  художественно-искусствоведческой терминологии;  обогащать словарный запас учащихся; развивать  умения анализировать текст, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание.

 - воспитательные: развивать познавательный интерес к языку через игровые моменты; способствовать развитию речи учащихся и развитию интереса к истории и культуре города Тольятти.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация

Актуальность использования средств ИКТ: использование ИКТ позволяет обеспечить наглядность на уроке, разнообразить деятельность учащихся

Тип урока: урок развития речи – описание памятника.

Формы работы учащихся: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Методы: словесно-репродуктивный, наглядный, частично - поисковый (анализ текста, включающий определение типа и стиля речи, выборочная работа с текстом).

Структура и ход  урока

Этапы урока

Использование ИКТ (презентация)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.  Оргмомент. Создать благоприятный психологический настрой на работу

Звонок колокольчика на урок

Здравствуйте, ребята!

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Ну что ж, давайте с вами вместе

 Возьмём и сочиним урок!?

Театр, как известно, начинается с вешалки. А с чего обычно начинается урок русского языка? С записи числа и темы урока.

Готовят школьные принадлежности. Включаются в деловой ритм урока.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

Слайд 1 – 3

Слайд 4

Слайд 5

А вот тему урока вы определите сами. Мне хочется начать урок  с  вопросов: «Ваше село находится в непосредственной близости с г. Тольятти. Вы, наверное, часто бываете там? Это красивый город? А чем он красив? Хорошо ли мы знаем памятники города Тольятти?»

Так о чём мы сегодня будем говорить? Сегодня мы проведём урок развития речи, на котором будем учиться описывать памятник. Запишите тему урока

А какие задачи нам надо решить на уроке, чтобы он достиг своей цели? 

- Ребята, как вы думаете, что объединяет эти памятники? Кому они посвящены?

- А вот каких памятников вы здесь не увидели?

Учащиеся отвечают: «Не узнаю», «Узнаю», «Могу рассказать».

Формулируют тему  и цели урока. Определяют характер деятельности.

Учащиеся отмечают, что нет памятников, связанных с искусством: литературой, музыкой и другими видами искусства.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

3.Целеполагание и мотивация.

 Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Слайд 6                               

Я предлагаю вам украсить наш город ещё одним памятником, а каким – попробуйте ответить после прослушивания  стихотворения  А.А. Ахматовой «Слово»:

Ржавеет золото и истлевает сталь.

Крошится мрамор – к смерти всё готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней – царственное слово.

Найдите ключевое слово этого стихотворения. О чём оно? – СЛОВО. Так вот сегодня я предлагаю вам создать  фантазийный памятник  Слову, и именно этим памятником украсить Тольятти.

Учащиеся записывают тему урока – «Памятник Слову»

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

4. Повторение ранее изученного. Актуализация опорных знаний и умений.

- Вы уже знакомы со средствами выразительности языка, давайте определим, какой эпитет использовала Ахматова для характеристики слова?

(Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету. Эпитет представляет собой сравнение и чаще всего выражается именем прилагательным и причастием)

- Подберите свои эпитеты – прилагательные к образу – СЛОВО?

Вспоминают определение эпитета. Проводят словарную  работу с этими словами.

Подбирают эпитеты:

 - полные прилагательные: красивое, доброе, отзывчивое, великое, правдивое, свежее…  

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели;

5. Обобщение и углубление изученного. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Организация деятельности учащихся по созданию образа. коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей.

Поиск решения учебной задачи.

 

Слайд 7

Слайд 8   

Прежде чем создать памятник, его автор готовит проект. Но эта работа потребует от нас с вами знания специальной лексики. Запишите в тетрадь слова, которые могут вам пригодиться при описании вашего памятника.

               Орфографическая подготовка.

Памятник,  скульптор,  монумент,  зодчий,  мемориал,    грандиозный, постамент,  изящный, пьедестал, величественный, барельеф, воздвигнуть, горельеф,     запечатлеть, обелиск, увековечить, стела,      архитектурный ансамбль.

- Значение каких слов вам непонятно?

- Среди этих слов выберите синоним к слову «постамент» 

- Синоним к слову «скульптор»

- Синоним к слову «воздвигнуть»?

- И конечно, нам не обойтись без синонимов, с помощью которых мы говорим о красоте и монументальности памятника.

- Как называется эта часть памятника? (учитель показывает пьедестал)

- Что можно сказать о постаменте?

- Давайте подумаем, из каких материалов может быть выполнен памятник?

- Из чего складывается общая высота памятника?

Работа в тетрадях или специальных словариках (записывают слова, анализируют, обозначают орфограммы)

Отвечают на вопросы, сравнивают, делают выводы

Работа по обогащению словарного запаса учащихся

Ответы учащихся:

- Постамент в виде колонны, сверху на лицевой стороне постамента  вензель. -Вариантов много: мрамор, гранит, бронза, чугун, нержавеющая сталь, полимерные и синтетические материалы, дерево и т. д. и т. п.  

- Высота скульптуры + высота постамента

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: умение четко формулировать свои мысли, участвовать в диалоге

Физкультминутка

Слайд 9 

Здоровьесберегающие технологии.

6. Организация первичного контроля Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации

Слайд 10

 Слайд 11   

Слайд 12   

Ну что же, вы уже чувствуете себя специалистами в таком виде искусства как скульптура? Тогда продолжим. Давайте прочтём текст – описание монумента на Мамаевом кургане.

Комплексный анализ текста-образца.

В память о великой битве на Волге на Мамаевом кургане сооружен величественный памятник-монумент, состоящий из многих скульптурных и архитектурных ансамблей, последовательно поднимающихся по его склону.

На нижней площадке установлена высеченная из сплошной гранитной глыбы восьмиметровая фигура российского воина - «Стоять насмерть». Выше нее находится братская могила погибших здесь воинов. По сторонам широкой гранитной лестницы, соединяющей обе площадки, возведены высокие железобетонные стены. Вылепленные на них барельефы рассказывают о героических боях на кургане. За братской могилой расположена диорама, на полотне которой изображена одна из наиболее жестоких схваток на Мамаевом кургане.

На вершине кургана установлена 52-метровая скульптура женщины-матери с обнажённым мечом - символ нашей великой Родины. На склонах кургана разбит парк. Проект мемориальных сооружений на Мамаевом кургане разработан скульптором Е. Вучетичем и архитектором Г. Белопольским.

Вопросы   и  задания

1) Определите тип и стиль речи этого текста.  (преобладает описание с элементами повествования; художественный)

 2)  Выпишите из текста выражения, которые вы можете использовать при описании какого-либо памятника.

       

Карточка – для сильных учащихся

Расставить знаки препинания, составить схемы предложений.

    1.Когда идёшь по Фонтанке, Михайловский замок долго не виден.

    2. Простор Марсова поля и изящный ажур решётки Летнего сада, гладь Невы в зыбком свете белых ночей и строгий покой Стрелки Васильевского острова, чёткая графика Петропавловской крепости и парадные дворцовые фасады – всё в этом городе воспринимается сердцем и навеки остаётся в памяти.

    3.  У пристани перед домиком Петра Первого был раскинут ажурный шатёр, украшенный гирляндами цветов.

     4. Казанский собор – своеобразный памятник Отечественной войне 1812 года.

    5. При Петре I наводнения были очень часты, но они не пугали водолюбивого царя.    

   Теперь можно приступить к проекту нашего памятника Слову. Вам надо ответить на важные вопросы,  которые  возникают в процессе описания любого памятника. Работу проведём в группах.

  Демонстрируются  поочерёдно конверты с вопросами и вариантами  ответов:

  • “Как будет выглядеть памятник?”   (раскрытая азбука, планета Земля,  два человека-собеседника, кисть руки с пером…)

Эта группа учащихся получает задание – с помощью прилагательных описать вид памятника.

  •  «Какую надпись сделать на памятнике?»  

(«Вначале было слово…», «Где не погибло слово, там дело ещё не погибло», «Слово – полководец человеческой силы», «Слово - языка основа»).

«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести» (Шефнер)

Эта группа учащихся получает задание – Какие мысли и чувства стремились выразить авторы памятника? скульптору удалось выразить (что?) свое восхищение его подвижническим трудом во имя науки.

-памятник  выражает (что?) любовь и память потомков о тех, кто трудился во имя Отчизны.

-скульптор сумел передать (что?) душевное состояние ученого.

  •  «Где установить памятник?»

 (перед  входом в ТГУ, возле входа в городскую библиотеку, в парке)

Эта группа учащихся получает задание - Какое впечатление произвёл на вас этот памятник?

  • «В какой день провести открытие памятника?»

(1 сентября  – День Знаний.  25 мая –  День славянской письменности.  

6 июня – День рождения Пушкина А.С.)

Эта группа учащихся получает задание – Какие традиции могут установиться возле этого памятника?

 - Обратите внимание на выбранные вами варианты. Они позволили нам создать замечательный и неповторимый образ  Памятника  Слову на уроке.

- Запишите план описания памятника (он поможет при написании сочинения дома слабым ученикам)

1. Имеет ли памятник название?

2. В память о каких событиях, кому он поставлен?

3. Где и когда он сооружён?

4. Кто авторы этого памятника? Что вы о них знаете?

5. Общая характеристика памятника. Что он собой представляет?

6. Детали (части) памятника. Их роль в раскрытии замысла скульптора. Что они выражают, символизируют?

7. Какие мысли и чувства стремились выразить авторы памятника?

8. Какое впечатление произвёл на вас этот памятник? Чем он нам дорог?

- Возможно, он у вас будет выглядеть так, а может, по-другому. В любом случае, если вы сумеете доказать, что ваша скульптура имеет культурную ценность и послужит украшением нашего города, то, наверное, ею заинтересуются.  

Читают и осмысливают художественный текст, отвечают на вопросы, выписывают необходимые  им материалы

Дифференцированная работа

Самостоятельная работа в группе, затем защита группового проекта (представляют связный ответ по плану, отвечают на вопросы).

Дифференцированный подход.

Запись учащимися плана сочинения – описания памятника. Вспоминают особенности построения текста – описания памятника.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: умение эмоционально реагировать на прочитанное. Умение организовывать совместную деятельность при чтении и анализе текста, высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других

Коммуникативные УУД:

1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

2. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.

3. Работать в группе, стремиться к координации действий в сотрудничестве.

4. Слушать и слышать друг друга.

7. Подведение итогов урока. 

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

-Что изучили сегодня на уроке? Сделайте вывод.

 

Оценить отдельных учащихся

- Александр Грин советовал и взрослым, и детям: «Мечтайте. Это сделает вас счастливым…». Сегодня мы с вами мечтаем о Памятнике Слову в городе Тольятти. Давайте позвоним в колокольчики, чтобы наше коллективное желание сбылось!

Формулируют выводы Задают вопросы по теме урока.

Ученики звонят в колокольчики или Звучание колокольного звона.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

8. Информация о домашнем задании Создать ситуацию выбора, основанную на определению своего уровня овладения материалом.

Слайд 13   

Нам осталось сочинить только домашнее задание.

  1. Написать сочинение-описание на тему: «Описание памятника Слову»

            или

  1. Написать репортаж на тему: «Открытие памятника Слову».

Оформляют в дневниках запись домашнего задания. Опора на «Памятку» в учебнике «Как совершенствовать написанное» (стр. 222-223)

Личностные: способность применять полученные знания в различных  жизненных ситуациях

9. Рефлексия Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной  деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Слайд 14   

Слайд 15   

Оцените свою работу:

- все понятно по теме  “Описание памятника”,                                             легко справлюсь с заданием                               !

- остались вопросы, на которые я не знаю ответа, поэтому испытываю некоторое затруднение                  ?

Благодарю за сотрудничество!

Учащиеся поднимают карточки, обосновывают своё мнение

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.


Список литературы

1. Закон РФ « Об образовании» от 10.07.1992  №3266-1 (в ред. От 27.12.2009 №374-Ф3).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.- М., 2010.

3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / Под ред. А.Г.Асмолова.- М.,2010.

4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова.- М, 2011.

5. Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова Русский язык 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2009.

6. Учебник под редакцией Ладыженской Т.А. Русский язык. 6 класс. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А., Л.А.Тростенцова и др.) М; Просвещение, 2008

7. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М., 2009.

8. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие.- М., 2010.

9. Современные образовательные технологии / Под ред. Н.В. Бордовской.- М., 2011.

10.Ткаченко И. С. Методика использования электронной презентации на уроке, 2008

Информационные ресурсы

  1.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.:Просвещение, 2010.
  3. http://www.proshkolu.ru/user/Tanya7/folder/41710/
  4. http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/02/17/urok-v-8-klasse-po-temeopisanie-pamyatnika
  5. http://izlov.ru/docs/100/index-16187.html
  6. http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/08/14/prezentatsiya-k-uroku-russkogo-yazyka-v-8-klasse-podgotovka
  7. http://www.myshared.ru/slide/726779/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов при изучении темы: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

 Новые федеральные государственные образовательные стандарты вводят в профессиональное поле школьного учителя такие принципиально новые для него понятия как «надпредметность», «интеграция ...

«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов при изучении темы: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

 Новые федеральные государственные образовательные стандарты вводят в профессиональное поле школьного учителя такие принципиально новые для него понятия как «надпредметность», «интеграция ...

«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов при изучении темы «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России (первые и вторые классы) перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Чт...

"Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов при изучении темы "Буквы ё-о после шипящих в корне"

Данная работа содержит технологическую карту урока русского языка по теме "Буквы ё-о после шипящих в корне" и средства формирования универсальных учебных действий школьников на каждом этапе урока, пос...

Формирование коммуникативных универсальных действий на уроках физики

  Развитие российского общества выдвигает новые требования к личности обучающегося современной средней школы, в первую очередь, с позиции его успешной социализации, которая в значительной ...

Мастер класс на тему: Формирование коммуникативных, универсальных действий на уроках физической

Материал содержит методику и принципы обучения на уроке физической культуры..  Правильность и рациональность построения педагогического процесса...