Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов при изучении темы «Местоимение» в 6 классе
материал по русскому языку (6 класс) на тему

Реализация системно-деятельностного подхода на современном уроке русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:


Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов

при изучении темы «Местоимение» в 6 классе

Пояснительная записка

   В современных пособиях, адресованных учителям, интересующимся инновационными направлениями развития новой школы, раскрываются ключевые положения Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения .В основе стандартов лежит системно - деятельностный подход, позволяющий выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся. Такой подход позволяет не только знать, но и уметь применять свои знания, разрешать жизненные проблемы на их основе .[1]

   Авторы пособий  и практикующие учителя  задаются вопросом, как сделать образование личностно значимым, помогающим ребёнку самоопределиться в жизни, и выделяют три главных теоретических положения:

       * основным в информационном обществе становится компетентностный подход к обучению, предполагающий формирование у ученика ключевых компетентностей, т.е. способностей решать возникающие жизненные проблемы, используя имеющиеся знания, умения и навыки;

        * в  информационно – образовательной среде в процессе обучения активно  действуют два практически равноправных субъекта - учитель и ученик;

        * каждый ученик получает возможность сам строить свою индивидуальную образовательную траекторию и двигаться по ней, достигая тех результатов, которые предписаны государственными стандартами общего образования.

   Программы, предлагаемые исследователями, направлены на создание условий для повышения образовательного и воспитательного потенциала образовательных учреждений, обеспечение формирования важнейшей компетенции личности - умения учиться, создание благоприятных условий для личностного и познавательного развития учащихся.

   Этого требует системно-деятельностный подход, который лежит в основе нового стандарта.

 Передо мной, как учителем, встают проблемы:

- Как учить в век информатизации человека будущего?

- Чему учить, чтобы знания, полученные на уроках, помогли ученику стать конкурентоспособной личностью?

    В поисках решения этих проблем многие современные педагоги обращаются к образовательной  технологии развития критического мышления.

    При всем многообразии определений критического мышления можно увидеть в них общий смысл, который отражает оценочные и рефлексивные свойства мышления.

Критическое мышление – это мышление открытое, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

Характерными, устойчивыми особенностями развитого критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, целостное рассмотрение ситуации, стремление к разносторонней осведомленности, поиск альтернатив, выбор точки зрения, позиции (а также ее изменение при наличии достаточных оснований), склонность к применению навыков критического мышления в жизни.

Базовая модель технологии критического мышления включает следующие стадии (этапы): вызов - осмысление содержания - размышление. Хотелось бы более подробно остановиться на характеристике этапов, а также рассмотреть приемы, используемые на каждой стадии.

Первая стадия – «Стадия вызов» позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по проблеме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме или проблеме, побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

На данной стадии использую следующие методические приёмы:

-корзина идей,

- рассказ-предположение по ключевым словам,

- систематизация материала (графическая):

-кластеры,

-таблицы,

-верные и неверные утверждения.

Прием «Корзина» идей, понятий, имен...

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока.

Прием “ Рассказ-предположение по “ключевым” словам”.

По ключевым словам нужно составить рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Повышают мотивацию к изучению материала задания «Верные–неверные утверждения». Предлагаем  ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к  этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Вот как приемы «Корзина идей» и «Составление кластера» работают на стадии вызова при изучении темы «Имя существительное» в 6 классе. В центре листа учащиеся записывают имя существительное, затем прошу ребят в течение 1-2 минут зафиксировать в тетрадке все, что им известно об имени существительном. После предлагаю в форме аукциона знаний назвать записанные сведения, факты, не повторяя ранее сказанного. Все фиксирую на доске. Таким образом, составляем список идей. Предлагаю ребятам скомпоновать идеи по категориям, т.е. систематизировать материал, оформив его в виде кластера.

Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков. В ходе работы приходим к составлению подобной схемы-кластера

Данные методические приемы позволяют учащимся, с одной стороны, увидеть собранную информацию в укрупненном виде, с другой стороны, структурирование высказанных идей выявит противоречия, непроясненные моменты, которые и определяют направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации.

Вторая стадия технологии критического мышления – «Стадия осмысления содержания». Она позволяет получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями. На данной стадии идёт активная самостоятельная работа учащихся.

Здесь применяю такие приёмы:

- чтение текста методом ИНСЕРТ,

- чтение с остановками,

- таблицы вопросов,

- взаимоопрос.

Инсерт – это прием такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно. Маркировка текста производится с помощью специальных значков:

V  Я это знал.

+   Новое для меня.

―  Вызывает у меня сомнение.

?    Вопрос.

В ходе знакомства с материалами учебника или заранее подготовленного материала предлагаю учащимся по ходу чтения ставить на полях значки. Совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Учащиеся должны отразить свое представление об информации в целом.

После прочтения материала организую беседу по вопросам: что вы прочитали? какие знания подтвердились? какую информацию вы встретили? какие вопросы возникли? Затем предлагаю ребятам оформить индивидуальную таблицу, с тем, чтобы распределить полученную информацию по категориям, количество граф таблицы соответствует числу значков маркировки текста.

Для заполнения таблицы учащиеся снова возвращаются к тексту. Таким образом, обеспечиваю вдумчивое, внимательное чтение. Условные значки помогают читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в запоминании материала.

Прием ИНСЕРТ и таблица делают зримыми процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому». Важным этапом работы становится обсуждение записей, внесенных в таблицу.

«Чтение с остановками»

 «Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы:

-Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

-Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?

-Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

-Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?

«Толстые и тонкие вопросы»

Задание «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы, анализировать, интерпретировать текст. Например:

       Тонкие       вопросы

Толстые             вопросы

  Кто...?

  Что...?

  Когда...?

  Как звать...?

  Было ли...?

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете...?

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ...?

Согласны ли вы ...?

Верно ли ...?

   Многие приёмы, использованные на стадиях вызова и осмысления, логически переходят в стадию «Размышление». Эта стадия позволяет: осмыслить всю полученную информацию, присвоить новое знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу. Парная мозговая атака, возвращение к ключевым терминам, кластерам, создание синквейна, эссе, мини-сочинений – всё это даёт возможность учащимся самореализоваться в рамках изученной темы.

    Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по особым правилам. Схема составления синквейна выглядит следующим образом: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей, состоящее из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

   Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Включение в учебный процесс работы по технологии развития критического мышления и дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности.



Элементы технологической карты урока

Учебный  предмет:  русский  язык

Класс: 6

Учебник: Русский язык, 6 класс, Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., 2013.

Тема урока: «Местоимение как часть речи»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цели урока

деятельностные: создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развитие  мыслительных  операций  школьников,

развитие  навыков  самоконтроля, схематичного  мышления, развитие  навыков  адекватной  самооценки.

содержательные: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

 

Стадии  урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

 в деятельность.

2.Вызов

3. Осмысление содержания

4. Рефлексия

Проверка готовности рабочих мест к началу урока. На столах у ребят лежат. А теперь пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы!

  Направлена на вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, он весь,  как божия гроза

О ком говорит А.С.Пушкин? Если вы не читали поэму «Полтава» , вы не сможете ответить на этот вопрос. Обратите внимание на слова, которые превращают данное предложение в загадку. К какой части речи вы их отнесете?

На доске приготовлена таблица- кластер. Вы знаете об особенностях построения кластеров. И сейчас нам предстоит вспомнить, что мы уже знаем о данной части речи. И попытаемся ответить на вопрос: какова роль местоимений в речи.

Кластер  мы будем заполнять заполняется всей озвученной информацией, возникают планеты –спутники

Можно ли данный кластер считать рабочей опорой по теме?

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания старого к новому

 Источником новой информации становится учебник . Ребятам предлагается в группе использовать метод активного чтения, делая пометки на полях с использованием значков «v»- уже знал, «+» - новая информация, «?» - остались сомнения

 

Учитель возвращает ребят к первоначальным записям на доске и просит представителя от группы презентовать один из смысловых блоков, получившихся у них.

Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка  класса  к  работе.

Ученики вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу(делают предположения), систематизируют информацию до ее изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ.

Данные слова являются местоимениями.

Высказывают предположения и вспоминают материал. Возникают противоположные мнения и высказывается противоречивая информация:

- Местоимения не изменяются по родам( кто-то возражает);

- Местоимения в предложении выполняют функцию дополнения;

-Местоимения служат для обозначения только одушевленных предметов;

- Местоимения получают значение в зависимости от того, на какой предмет они указывают.

Нет, информация противоречива и не дает ответов на многие вопросы. Нам не хватает информации, необходимо обратиться к каким-либо источникам.

Ребята открывают учебник и , используя предложенные учителем активные методы чтения, делают пометки на полях

«v» - местоимение – это такие слова, которые обозначают лицо, а так же указывают на предметы, признаки, количества, не называя их конкретно

«+»  местоимения различаются не только по значению, но и по морфологическим признакам

«?» местоимения – самые часто употребляемые в речи слова

и ведут записи, исправляя и дополняя кластер, составленный ранее.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления

личностные - настрой на позитивное начало урока

коммуникативные и регулятивные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные – планирование урока

Познавательные – анализ объектов с целью выделения признаков

 

Регулятивные – расположение материала, полученного в ходе наблюдения, в схему, предложенную для анализа.

Познавательные – умение сопоставлять, выявлять сходства и различия.

Коммуникативные – полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения.

Личностные – умение применять сопоставительный анализ при работе

Регулятивные – выделение следствия из предложенной для чтения и осмысления информации

Познавательные – понимание и осмысление прочитанной информации.

Коммуникативные – умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли.

Личностные – осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи.

Познавательные – внесение дополнений в работы, их корректировка.

Коммуникативные – обогащение речи, работа над грамматической и лексической сочетаемостью слов

Регулятивные – контроль,оценка,коррекция.

Личностные – формирование критического мышления.

Регулятивные – понимание цели этого этапа работы.

Коммуникативные – умение сотрудничать.

Познавательные – умение использовать учебную задачу, используя алгоритм.

 


[1] Формирование УУД в основной школе. От действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителей./ Под ред. Асмолова А.Г., М «Просвещение», 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование системы деятельности педагога, по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся

Цель: Научить  различать понятия: добро и зло, формировать положительные, моральные качества  и этические представления у детей старшего дошкольного возраста....

«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов при изучении темы: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

 Новые федеральные государственные образовательные стандарты вводят в профессиональное поле школьного учителя такие принципиально новые для него понятия как «надпредметность», «интеграция ...

«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов при изучении темы: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

 Новые федеральные государственные образовательные стандарты вводят в профессиональное поле школьного учителя такие принципиально новые для него понятия как «надпредметность», «интеграция ...

«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов при изучении темы «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России (первые и вторые классы) перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Чт...

"Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов при изучении темы "Буквы ё-о после шипящих в корне"

Данная работа содержит технологическую карту урока русского языка по теме "Буквы ё-о после шипящих в корне" и средства формирования универсальных учебных действий школьников на каждом этапе урока, пос...

Проектирование систем деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных ресурсов при формировании коммуникативных универсальных действий на уроках развития речи в 8 классе

Сегодня важно не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько сформировать у него универсальные способы действий. Именно об этом идёт речь в Стандартах второго поколения ФГОС. ...

Использование приемов ЛСМ как способа достижения метапредметных образовательных результатов при изучении темы "ЛАЗЕРЫ"

При изучении темы "Лазеры" очень эффективно использовать педагогическую технологию логиго- смыслового моделирования, которая позволяет наглядно в виде схем разложить трудно усваемваемый мате...