Формирование универсальных учебных действий на уроке по развитию речи.Стили речи. Художественный стиль
план-конспект урока по русскому языку по теме

Урок русского языка по теме «Стили речи. Художественный стиль» разработан для учащихся 4 класса, обучающихся по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Урок построен в соответствии с требованиями  ФГОС. Деятельность учителя на уроке направлена на формирование универсальных учебных действий учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий на уроке по развитию речи.Стили речи. Художественный стиль

Перед уроком ученики заполняют «Зеркало эмоций» (наборное полотно с именами и фамилиями учеников, где, используя цветовую символику по Люшеру, дети с помощью цветной карточки показывают свой эмоциональный статус, вкладывая ее в кармашек со своим именем. Учитель отслеживает цветовую гамму, делает выводы). Значение цвета:

1. Синий – покой, удовлетворение, гармония.

2. Зеленый – желание самоутвердиться.

3. Красный – заинтересованность во всем, активность, желание добиться успеха.

4. Желтый – тяга к новизне, эмоциональность, стремление к творчеству.

5. Серый – желание оградиться.

6. Фиолетовый – отсутствие внутренней гармонии.

7. Коричневый – беспокойство, дискомфорт.

8. Черный – отказ от всего.

I. Оргмомент

Число в тетради не записывается, т.к. на уроке предполагается выполнение несколько иного вида работы.

II. Введение в тему

 - Тема сегодняшнего нашего урока - «Стили речи. Художественный стиль». На предыдущем уроке мы уже начали говорить о стилях речи, поэтому кое-какая информация вам известна. Что именно вам известно о стилях речи?

(Ученикам известно, что стилей 5, как они называются и где употребляются)

Учащиеся называют стили, учитель прикрепляет к доске табличку с названием. Проговаривается также и сфера их употребления.

- Каждый текст русского языка относится к одному из пяти стилей. Значит, в этих текстах есть набор каких-то общих признаков, которые и позволяют распределять тексты по стилям. Мы с вами попробуем выявить эти признаки.

III. Формулирование задач на урок

На доске написано: План исследования стилей

Также на доске на магниты прикреплены белые листы (А4 формата, разрезанные пополам).

- Давайте попробуем выяснить, каким образом и за счет чего тексты относят к каким-то конкретным стилям речи. Перед вами несколько текстов, определите их стиль и подумайте, чем они отличаются друг от друга.

 (на парте тексты художественного, научного и официально-делового стиля, все они пронумерованы1)

( дети высказывают предположения, учитель записывает все их на белых листах, затем убирает лишнее, повторяющееся, не относящееся к теме). В итоге должно остаться только три основных признака: 1. Цель создания текстов худ. стиля

                                                        2. Языковые особенности (языковые средства стиля)

                                                        3. Сфера употребления

 - Таким образом, что необходимо знать, чтобы отнести текст к какому-либо стилю?

( ученики формулируют следующее: чтобы узнать, к какому стилю относится текст, надо решить три задачи: определить, для чего он создан, какие языковые особенности в нем присутствуют и где этот текст употребляется)

 - Но на сегодняшнем уроке мы будем говорить не о стилях вообще, а только о художественном стиле. Сформулируйте задачи на урок относительно сегодняшней темы (задачи: определить, для чего о создан художественный стиль, какие языковые особенности в нем присутствуют в нем  и где этот стиль употребляется).

 - Какая из этих задач нами  уже решена?

(сфера употребления. Она убирается с доски, остаются только две задачи. Они еще раз озвучиваются. Ученики нацеливаются на то, что они в процессе дальнейшей работы должны сами заметить, когда каждая из задач будет решена)

IV Решение первой задачи (цель создания текстов худ. стиля)

 - Посмотрите еще раз на тексты. Как вам кажется, какой из этих текстов проще всего проиллюстрировать? Почему?

(учитель читает текст худ. стиля вслух, затем дети делятся на три группы, получают листы А3 формата и фигуры для аппликации. Под музыку они начинают прикреплять фигуры на лист, иллюстрируя текст. Работу можно выполнять у доски или на партах. Затем смотрят на работы друг друга)

 - Смотрите, у нас получились настоящие картины. А какой глагол чаще всего употребляют, когда говорят о художнике, создающем картины: пишет или рисует? (пишет) А о писателе, также создающем произведение? (тоже «пишет» ). А разве нельзя сказать, что художник рисует? Но оказывается, что и писатель тоже рисует, только не кистью, а словом. Получается, что художник и  писатель выполняют одинаковые функции.

 - А с какой целью художник создает свои картины?

( чтобы передать красоту мира, показать свои чувства, вызвать ответную реакцию у зрителей)

 - Ну а если у художников и писателей одинаковые функции, то для чего писатели создают свои произведения?

 (то же самое)

Затем учитель снова возвращается к задачам урока и просит детей посмотреть, не решена ли какая-нибудь из поставленных на урок задач. Ученики отвечают, что решена первая задача)

V Решение второй задачи

 - Мы с вами выяснили, что тексты худ. стиля создаются, чтобы воздействовать на читателя, вызывать у него эмоции, нам осталось узнать, с помощью каких языковых средств (слов, выражений) автор вызывает у читателя эти эмоции. Т.е. нам необходимо решить задачу №2.

(далее идет работа с худ. текстом .Дети работают в парах)

 -  Вспомните, не так давно мы изучали часть речи, которая выполняет в тексте очень важную функцию – придает ему особую выразительность и большую образность. Как называется эта часть речи?

(прилагательное)

 - А как называются прилагательные в художественных текстах?

(эпитеты)

 - Да, эпитет – это одно из средств худ. выразительности. Подчеркните в тексте все эпитеты вместе со словом, к которому они относятся.

(далее следует анализ эпитетов и выделяются 4 смысловые группы. Учитель записывает их на доске:

 1. Указывают на место ( лесная полянка, озерная лилия)

2. Указывают на характер героев произведения (гордый цветок, беззаботные бабочки, скромная и застенчивая лилия).

3. Описывают внешность (прекрасный цветок, пестрые бабочки, кудрявые березки)

4. Указывают на время действия (на солнечной светлой полянке, среди сочной травы). Эпитеты помогают понять, что время действия – лето. Учитель предлагает убрать эпитеты и перефразирует предложение: Летом на поляне вырос цветок. Беседа о том, что смысл не изменился, а выразительность пропала.

- Теперь найдите в тексте слова, выражения, которые говорят и неживых предметах как о живых. (Он не позволял другим цветам расти рядом, бабочки замирали от восторга, Лилия была скромная и застенчивая и,казалось, не понимала, насколько она хороша в этой своей простоте и была только счастлива, если какая-нибудь стрекоза садилась на её лепестки)

 - Это средство худ. выразительности называется олицетворение. А какова его роль, на ваш взгляд?

(все вокруг наполнено жизнью)

 - Теперь найдите в тексте еще какие-либо языковые средства, без которых этот текст был бы менее выразительным.

( ученики находят сравнения)

 - Мы с вами нашли в этом тексте худ. стиля три средства худ. выразительности: эпитеты, олицетворение, сравнение. На самом деле их намного больше, но всех их объединяет нечто общее – все они придают тексту выразительность, тем самым вызывают у читателей определенные эмоции, рисуют очень подробные образы.

 - А в текстах других стилей, например, в тех, что лежат у вас на партах, можно встретить такие языковые средства?

(нет)

 - Можно ли сказать, что и вторая задача решена?

(можно, мы узнали о языковых особенностях, характерных только для худ. стиля)

VI Закрепление

Плетение «Паутинки». (Ситуация условно письменной речи)

 - Сейчас мы постараемся применить полученные знания на практике. И заодно посмотрим, как еще может выглядеть худ. текст .

(учащиеся встают вкруг. Они должны придумать по одному предложению, с использованием изученных средств худ. выразительности. Важное условие: предложения должны быть связаны по смыслу, СХВ должны чередоваться. Тема устного сочинения -  «На море».  Дети берут нитку (клубок ниток), по очереди произносят предложение , наматывают на палец нитку, потом передают другому, тот в свою очередь говорит предложение, наматывает нитку и т.д. Получается паутинка. Все предложения учитель за детьми записывает, потом читает получившийся текст. Учитель может сказать, что мы связали из предложений паутинку, у нас получилась словесная вязь, если кто-то сейчас отпусти ниточку, то весь узор нарушится. так и в текстах, каждое предложение, каждое слово имеет значение, особенно в текстах худ. стиля, где словами автор создает картины, узоры, что-то такое, что вызывает у читателя конкретные образы)

VII Рефлексия

Лист самооценки

Мое отношение к информации  урок (поставьте знак V

 в соответствующую колонку

Да

Не очень

Нет

1. Мне было интересно на уроке

2. Меня заинтересовала тема урока

3. Информация этого урока является для меня нужной

4. Информация этого урока является для меня полезной

5. Мне все было понятно на уроке

6. Я  усвоил, что такое художественный стиль

В процессе работы я... (поставьте знак V напротив ответа, соответствующего вашему мнению)

1. Сам старался определять цели и задачи урока

2. Ждал, когда другие сформулируют задачи урока

3. Задавал вопросы, спрашивал разъяснения

4. Ждал, когда ответят мои одноклассники, предпочитал

   слушать других

5. Внимательно слушал одноклассников, не перебивал

6. Принимал активное участие в ходе урока

7. Анализировал, делал выводы

Д/з Сочинить текст художественного стиля на тему «В весеннем лесу» (8-10 предложений)

После звонка дети снова показывают свое настроение и психологическое состояние с помощью цветовых карточек.

1Тексты для анализа

Текст №1

19 апреля в павильоне торгового центра «Агат» состоится выставка-продажа цветов. На выставке будет представлен широкий ассортимент продукции. Здесь вы сможете приобрести популярные и  редкие сорта цветов, горшки, удобрения и литературу по уходу. Запланировано проведение мастер-классов по декоративному оформлению цветов.

Текст №2

Цветок – это укороченный побег, несущий видоизмененные листья, которые превратились в чашелистики, лепестки, тычинки и пестики. Цветок может располагаться и на главном побеге и на боковых. Все части цветка прикрепляются к цветоложу – верхушечной расширенной части цветоножки. Цветоножка может быть значительно укороченной или отсутствовать вовсе, такой цветок называют сидячим. Цветоложе может быть различного размера и формы: удлиненной, плоской, выпуклой, вогнутой и др.

Текст №3

На зелёной и светлой полянке среди сочной травы вырос прекрасный, но гордый цветок. Он не позволял другим цветам расти рядом и насекомым дотрагиваться до него. Кудрявые берёзки, росшие неподалеку, шептались между собой о его красоте. Беззаботные пёстрые бабочки, словно лёгкие парашютики, опускались на другие цветки и издали замирали от восторга.  А неподалёку в прозрачном, словно зеркало, лесном озере плавали утки. Они, конечно, слышали о красоте цветка, но не спешили на него посмотреть. Ведь утки были уверены, что нет прекраснее их озёрной лилии. Лилия была скромная и застенчивая и,казалось, не понимала, насколько она хороша в этой своей простоте и была только счастлива, если какая-нибудь стрекоза садилась на её лепестки. А утки думали о гордом цветке: «Ну кому нужна такая красота, если от неё никакого толку?»

 

Самоанализ урока

Урок русского языка по теме «Стили речи. Художественный стиль» проводился в 4 классе, обучающемся по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Урок построен в соответствии с требованиями новых ФГОС. Деятельность учителя была направлена на формирование универсальных учебных действий учащихся.

Тип урока – изучение нового материала с опорой на ранее полученные знания.

Цели урока:

  • формирование умений находить стилевые особенности текста, совершенствовать навыки анализа текста
  • активизация самостоятельной деятельности учащихся, развитие устной диалоговой и монологической речи, формирование аналитических навыков и образного мышления
  • создание мотивации к обучению через разнообразие использованных приемов, воспитание культуры умственного труда и коммуникативного общения

Структура урока:

I Оргмомент

II Формулирование задач на урок

III Решение задач

IV Закрепление нового материала

V Рефлексия

VI Домашнее задание

Перед уроком в рамках индивидуально-личностного аспекта был осуществлен психологический подход к учащимся (выявление психологического статуса через «Зеркало эмоций»). В последнее время очень много говорится об индивидуальном подходе к каждому ученику. Для реализации этой задачи учитель чаще всего использует разноуровневые задания. На мой взгляд, в качестве личностного подхода к ученику начальной школы необходим именно психологический подход. Ведь ребенок может не захотеть получать, усваивать знания в силу различных психологических причин. Подобное цветовое тестирование ( по Люшеру) позволяет учителю отследить эмоциональное состояние каждого ребенка и выработать необходимую стратегию. Учителю следует обратить внимание на учеников, выбравших серый, коричневый, фиолетовый и черный цвета. Они обозначают дискомфорт, дисгармонию, желание оградиться от всего. Напротив, зеленый, желтый, красный и синий цвета обозначают тягу к новизне, эмоциональность, активность, желание самоутвердиться.

Формулирование задач на урок шло через эвристическую беседу, в процессе которой дети выдвигали версии, гипотезы. Так называемый «мозговой штурм» должен был активизировать работу учащихся на уроке. Этот прием был использован  еще и с учетом гендерного подхода. Известно, что мальчики включаются в работу позже, чем девочки примерно на 10 минут. Такое деятельное начало обеспечивает их более быстрое включение в процесс обучения. Результатом фронтальной работы явилось самостоятельное формулирование учениками задач на урок и составление плана действий. Этим у учеников вырабатываются регулятивные УУД, включающие в себя определение целей и задач, выдвижение версий, планирование своих действий.

Следующий этап  урока – решение поставленных задач – был реализован через сопоставление словесного искусства с изобразительным. Подобная интеграция способствовала развитию аналитических навыков учащихся, учила проводить параллели между смежными видами искусства, извлекать необходимую информациюиз сопоставлений, сравнений, устанавливать причинно-следственные связи, так как этот этап был ориентирован на формирование познавательных УДД. 

Кроме того, известно, что из четырех видов памяти – моторной, образной (слуховой, зрительной, осязательной), словесно-логической и эмоциональной – учитель, особенно на уроках русского языка, чаще всего использует моторную, то есть механическую память. Но не менее важны образная и эмоциональная память, которые на длительное время сохраняют способ подачи материала на уроке. Для включения этих видов памяти нужно внести в урок элемент занимательности. Это также было учтено на уроке, и элемент занимательности в форме аппликации был внесен.

Этап закрепления полученных знаний. Традиционный вариант закрепления данной темы – написание творческой работы. Однако формирование компетенций требует нового подхода, опять же эмоционально окрашенного. Использование ситуации условно-письменной речи, когда дети устно составляют текст на заданную тему, а учитель записывает за ними, позволяет развивать устную монологическую речь, коммуникативные навыки. Плетение «паутинки» придает работе занимательность, положительно воздействует на детей, тем самым позволяет достигнуть наилучших результатов на завершающем этапе урока.

Работа учащихся на уроке осуществлялась  в трех рабочих зонах: на местах в парах,  в группах у доски и коллективно в центре в круге. Такая организация урока позволила осуществить смену вида деятельности, заменив при этом традиционную физкультминутку. Смена вида деятельности – это лучший способ избежать усталости, переутомления детей на уроке, причем, в отличие от физминутки, он  не прерывает течения урока и не отвлекает их от темы.

Выбранные формы работы – в парах, в группах, коллективно – были направлены в том числе и на формирование коммуникативных навыков (умение понимать других, сотрудничать)

Рефлексия – немаловажный этап урока, ориентированный на личностные результаты. Через самоанализ у учеников формируются нравственно-оценочные умения.

Выставление оценок по данной теме предполагается после написания учащимися дома творческой работы с использованием новых знаний по теме.

Таким образом, на данном уроке были учтены все требования, предъявляемые новыми ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема : "Формирование универсальных учебных действий на уроках физики,как условие развития познавательной самостоятельности"

Итоговая работа "Формирование универсальных учебных действий на уроках физики,как условие развития познавательной самостоятельности" по программе "Исследовательски ориентированная деятельность - услов...

Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности

Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...

Доклад "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках развития речи"

Развитие связной речи обучающихся – это раздел школьного курса, интерес к которому у специалистов не иссякает, а, напротив, только возрастает, что объясняется наличием ряда проблем у поколения ...

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории средствами технологии развития критического мышления

Сейчас, когда время требует от нас и наших детей все чаще интересных и нестандартных решений, чтобы не потеряться в этом мире, но найти своё место в жизни, критическое мышление помогает как никакое др...

Технология развития критического мышления как средство формирования универсальных учебных действий на уроках математики

Статья содержит теоретические основы технолгии развития критического мышления. Показаны приемы ТРКМ, используемые учителем  как средство формирования УУД на уроках математики....

Статья по теме "Формирование универсальных учебных действий на уроках географии средствами технологии развития критического мышления "

Цель данной работы: описать приемы технологии развития критического мышления как средство формирования универсальных учебных действий на уроках.Объект исследования: процесс формирования универсальных ...