Формирование универсальных учебных действий на уроках истории средствами технологии развития критического мышления
статья по истории на тему

Мосейкова Наталья Леонидовна

Сейчас, когда время требует от нас и наших детей все чаще интересных и нестандартных решений, чтобы не потеряться в этом мире, но найти своё место в жизни, критическое мышление помогает как никакое другое, критическое мышление, не в смысле критиковать, а в смысле среди множества решений выбрать наиболее оптимальные.

Что же такое «критическое мышление»?

Критическое мышление - это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.

           Главная цель технологии развития критического мышления –  развитие интеллектуальных    способностей   ученика,   позволяющих     ему      учиться самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moseykova_n.l._tehnologiya_kriticheskogo_myshleniya.docx33.61 КБ

Предварительный просмотр:

Мосейкова Наталья Леонидовна,

учитель истории и обществознания

МКОУ Советская СОШ

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории средствами технологии  развития критического мышления

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Современная действительность вызывает необходимость замены формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь».

Перед нами ставятся задачи:

  • научить получать знания (учить учиться)
  • научить работать и зарабатывать (учение для труда)
  • научить жить (учение для бытия)
  • научить жить вместе (учение для совместной жизни)

Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Мы - педагоги вынуждены  отказаться от традиционных технологий и перейти на системно - деятельностный подход, когда цель образования определяется как развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.  Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС)  определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

Сейчас, когда время требует от нас и наших детей все чаще интересных и нестандартных решений, чтобы не потеряться в этом мире, но найти своё место в жизни, критическое мышление помогает как никакое другое, критическое мышление, не в смысле критиковать, а в смысле среди множества решений выбрать наиболее оптимальные.

Что же такое «критическое мышление»?

Критическое мышление - это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.

           Главная цель технологии развития критического мышления –  развитие интеллектуальных    способностей   ученика,   позволяющих     ему      учиться самостоятельно.

В основе технологии развития  критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения  Л.С. Выготского      «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так,   как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы   поведения, которые он применял раньше к другим».

    Достоинства технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям: ориентирование на развитие ученика; использование современных методических   приемов,   развивающих интеллектуальные,   коммуникативные   и  познавательные  умения  учащихся        

Технология   помогает ученику   овладеть  способами работы с  информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать  вопросы, постановки и решения   проблем,  рефлексивного  письма, помогает  овладеть методами групповой работы, умением аргументировано вести дискуссию. Технология объединяет известные и новые методические приемы в определенной логике построения урока.

Структура этой технологии стройна и логична. Вызов, осмысление, рефлексия

Этап урока

Используемые приемы

Вызов

  • мозговой штурм
  • Прием «Поясните цитату»
  • Прием «Как вы объясните народную мудрость»
  • Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»
  • Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»
  • Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных
  • Прием «Верите ли вы, что…»
  • Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал»)
  • Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)

Осмысление

  • Прием инсерт (пометки на полях)
  • Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)
  • Прием «Сводная таблица»
  • Прием «Тонкие и толстые вопросы»
  • Прием «Мое мнение»
  • Прием «Мозговой штурм»

Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов: что?, где?, когда?)

Рефлексия

  • Рефлексивный экран вопросов
  • Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме
  • Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение»)
  • Что нового вы узнали на уроке
  • «Давайте пошушукаемся». Ключевая фраза: «Прошепчите соседу о том, как вы себя чувствуе
  • «Барометр настроения»
  • «Точка зрения»
  • «Неоконченное предложение»

Рассмотрим систематизацию приемов технологии по формированию определенных универсальных учебных действий (умений).

Познавательные УУД

Приемы ТРКМ

Логические универсальные действия

Кластер

Верные - неверные утверждения

Эссе

Общеучебные

Инсерт ( «»,«+»,«-»,«?»)

Чтение с остановками

Постановка и решение проблемы

Знали – Хотим узнать – Узнали

Толстые и тонкие вопросы

Знаково-символические

Кластер

Каждый прием, используемый в технологии развития критического мышления, многофункционален, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные в логике «вызов–осмысление–рефлексия» они  помогают овладеть умением учиться самостоятельно.

Кластеры - выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

Таблица тонких и толстых вопросов - может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

Знали – Хотим узнать – Узнали - таблица поможет собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их

Инсерт - во время чтения текста необходимо делать на полях пометки:

«∨» - уже знал                          «-» - думал по-другому

«+» - новое для меня               «?» - не понял, есть вопросы

Зигзаг - Ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим.

ТРКМ  позволяет добиваться таких образовательных результатов, как:

умение работать с информацией в разных областях знаний;

умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

умение решать проблемы;

способность самостоятельно заниматься своим обучением;

умение сотрудничать и работать в группе;

способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Критическое мышление, таким образом, - не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются   не    пассивными    слушателями,    а    постоянно    активно    ищут информацию, соотносят то,  что  они  усвоили  с  собственным  практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику  доказательств,   делать  выводы,  конструировать  новые  примеры  для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности. Поэтому,   работая   в   русле   критического   мышления,   уделяю    большое внимание    выработке    качеств,   необходимых   для   продуктивного   обмена мнениями:    терпимости,    умению    слушать    других,    ответственности  за собственную   точку   зрения.  

В процессе работы по данной технологии, мною апробирован алгоритм – отправные Этапы развития критического мышления:
1. Ученик должен обозначить, что какой продукт он желает получить, определить способы, средства и пути достижения цели.
2. Второе это отправной пункт  критического мышления. Наметить главные источники нахождения недостающей информации.
3. Знание того, как добраться от начальной до конечной точки маршрута, — движущая сила критического мышления. Здесь как раз и предполагается использование сформированных ранее интеллектуальных умений.
4. Достигнута ли поставленная цель? Точность при выполнении заданий является решающим фактором успеха. Имеет ли смысл принятое решение? Для чего?

   Данную  таблицу удобно использовать как конструктор урока.

1.Стадия вызова - Выясняю что учащиеся знают по теме, ученики задают вопросы на которые хотели бы получить ответы. Приёмы и методы разнообразные: рассказ -предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д.

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально – парами – группами.

2.Стадия осмысления (реализации). Непосредственный контакт с новой информацией. Важно сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией. Ученик читает текст, используя активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

3.Стадия рефлексии. Вносятся изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся соотносят  знания, полученные на стадии осмысления. Своеобразная творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ                                                                               РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Стадия (фаза)

Деятельность учителя. Задачи данной фазы

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы

Стадия вызова

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Составление списка известной информации, рассказ -
предположение по ключевым словам;
систематизация материала (графическая):
кластеры, таблицы;
верные и неверные утверждения;
перепутанные логические цепочки и т.д.

Стадия осмысления (реализации).

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Ученик читает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения:
маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);
– поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

 (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально - парами-группами.

Стадия рефлексии

Вернуть учащихся к первоначальным записям-
предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления

– Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
– возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
– ответы на поставленные вопросы;
– организация устных и письменных круглых столов;
– организация различных видов дискуссий;
– написание творческих работ:
пятистишия-синквейны, эссе ;
– исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведется индивидуально – в парах – группах

Что знаем

Что хотим узнать

Узнали

1.Открывались новые земли (Америка)

Христофор Колумб

2. Магеллан совершил кругосветное путешествие

В какие страны организовывали?

Чем закончились эти путешествия?

Что изменилось в мире до них и после?

Почему их называют «Великими»?

На этапе вызова использую  методический прием «Знаем. Хотим узнать.

Узнали». Для этого делю доску на 3 широкие колонки, озаглавленные соответственно: «Знаем», «Хотим узнать», «Узнали».  Затем называю тему и спрашиваю учащихся, что они об этом уже знают. Обсуждение продолжается, пока не выявятся  сведения, в справедливости которых учащиеся не сомневаются. Их мы заносим в колонку «Знаем». Спорные идеи и вопросы заносим в колонку «Хотим узнать». В конце урока учащиеся самостоятельно заполняют третью колонку «Узнали». В случае затруднения обсуждаем возникшие вопросы. Данный прием эффективен и для подведения итога урока, он позволяет осуществить рефлексию.

        Например: на уроке истории в 7 классе по теме «Великие географические открытия» используемая таблица после постановки цели урока выглядит следующим образом:

        Прием «ЗХУ» можно использовать  в любом классе в зависимости от темы урока.

На занятиях делаю акцент на овладение историческим материалом на уроке, а не дома (дома сильный учащийся может изучить дополнительный интересный материал, поработать с проблемным заданием, слабый - повторить изученное, выполнить индивидуальное задание).

                Основное внимание при обсуждении материала обращаю не на фактологическую сторону, а на его анализ, сравнение и осмысление, а также на обоснование своей точки зрения. Для этого использую задания, стимулирующие познавательный интерес. Очень нравится учащимся работать с историческими  анекдотами.

        Возникает вопрос: как часто можно использовать технологию развития критического мышления? Сами приемы можно и нужно использовать по мере необходимости для достижения конкретных целей. А вот общие идеи: приоритет мнения каждого ученика, важность каждого суждения,  опора новых знаний на имеющийся опыт – не могут существовать отдельно и использоваться от случая к случаю. Так же можно использовать практически все «старые приемы». Использование данной технологии позволяет активизировать деятельность учащихся на уроке. Они  задают больше вопросов, читают текст учебника, и не только учебника, более вдумчиво, лучше выделяют основные идеи.

Технология развития критического мышления обеспечивает:   формирование  культуры чтения,  включающей    в     себя   умение    ориентироваться    в   источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное,   сортировать   информацию   с   точки   зрения    ее   важности, “отсеивать” второстепенную,  критически  оценивать  новые  знания,  делать выводы   и    обобщения;    стимулирование     самостоятельной     поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Приемы и методы технологии развития критического мышления способствуют формированию универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, коммуникативных и особенно познавательных  учебных действий  школьников.

  Список литературы

.

  1. Заир С.И. – Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.:Просвещение, 2004.
  2. Загашев И.О., С.И.Заир – Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс «Дельта», 2003.
  3. Проект. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2010
  4. Кафедра Открытых Образовательных Технологий. -http://www.oot-kaf.ru/archives/175
  5. Сеть творческих учителей-  http://www.it-n.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания...

Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы средствами проектно-исследовательской деятельности

В работе представлен опый работы по данной проблеме, показаны формы, мотивирующие детей на изучение литературы....

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в рамках реализации ФГОС

Доклад о формировании УУД на уроках истории в рамках реализации  Федеральных Государственных образовательных стандартов.Дается токование, объяснение, что такое УУД, их функций  и формировани...

« Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в 5 классе».

Сформированность универсальных учебных  действий является также и залогом профилактики школных трудностей...

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания средствами технологии РКМ

В  работе изложен теоретический материал. В приложении даны конспекты уроков....

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в 5 классе

Одной из особенностей  УУД,  является их универсальность, которая проявляется в том, что они:     - носят надпредметный, метапредметн...

Статья по теме "Формирование универсальных учебных действий на уроках географии средствами технологии развития критического мышления "

Цель данной работы: описать приемы технологии развития критического мышления как средство формирования универсальных учебных действий на уроках.Объект исследования: процесс формирования универсальных ...