Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в рамках реализации ФГОС
статья по истории (5 класс) по теме

Коннова Наталья Борисовна

Доклад о формировании УУД на уроках истории в рамках реализации  Федеральных Государственных образовательных стандартов.Дается токование, объяснение, что такое УУД, их функций  и формирования на уроках в процессе преподавания истории. Рассказывается о программе  развития УУД, программе формирования общеучебных  умений и навыков.  А также о целях, задачах программы, описания  ее места и роли  в реализации требований стандарта. В качестве примера приводится личный опыт педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в рамках реализации ФГОС

                                                                                                                                   Н.Б. Коннова

УУД – способность к саморазвитию, самосовершенствованию, путем сознательного  и активного присвоения нового социального опыта выжить духовно, сохранение  и становление духовного облика. Функции УУД:

 1).Обеспечение  возможности обучающегося самостоятельно  осуществлять деятельность учения.

2).Ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства. Установка: моя ценность для достижения цели.

3).Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования направлена на: – реализацию требований стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, системно-деятельностного подхода, развивающего потенциала основного общего образования; повышение эффективности освоения обучающимися основной образователь-ной программы основного общего образования, усвоения знаний и учебных действий;

– расширение возможностей ориентации в различных предметных областях, научном и социальном проектировании, профессиональной ориентации, строении и осуществлении учебной деятельности;

– формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой

проблемы.       Программа обеспечивает:

– развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию  – формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных  УУД

– формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;

– повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирование компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

– формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, национальные образовательные программы и т.д.);

– овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;

– формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) и сети Интернет.

 Цели и задачи программы, описание её места

и роли в реализации требований стандарта.

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения

учиться становятся сегодня всё более востребованными. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В Образовательной системе «Школа 2100» накоплен опыт формирования универсальных учебных действий, который и положен в

основу этой программы.

Цель программы формирования универсальных учебных действий – обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий в рамках Образовательной системы «Школа 2100».

Задачи, которые решает программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся:

1) показать связь личностных результатов и универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, используемых технологий и форм работы;

2) определить перечень личностных и метапредметных результатов образования;

3) охарактеризовать систему типовых заданий для формирования

личностных результатов и универсальных учебных действий, опыта

переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях;

4) предложить систему типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий;

5) формирование умений и навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности;

6) формирование ИКТ – компетентности учащихся.

3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «История».

Взаимосвязь результатов освоения предмета «История» можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение Личностные Результаты указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с линиями развития –средствами предмета, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения  учиться становятся сегодня всё более востребованными.    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В Образовательной системе «Школа 2100»  уже накоплен педагогами разных учебных дисциплин, в том числе историками,  опыт формирования универсальных учебных действий, который и положен в основу данной программы.

Задачи, которые решает программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках истории и обществознания направлена на то, чтобы ученик, овладев универсальными учебными действиями  сумел реализовать требования стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы,  основного общего образования,  требования системно-деятельностного подхода, развивающего потенциала основного общего образования; а также  повышение эффективности освоения обучающимися основной образователь-ной программы основного общего образования,  качественное усвоения знаний  и учебных действий, а также их практическую направленность и применение в жизненных ситуациях.

      На уроках истории  дается широкий простор для формирования УУД. Это и работа со схемами, таблицами, диаграммами, работа с документами, персоналиями,  понятийным аппаратом. Это всевозможные дидактические игры, которые и позволяют не только формировать, но и развивать коммуникативные, регулятивные, познавательные  УУД. (Презентация  прилагается). Самое главное  -это обеспечить возможность обучающего самостоятельно осуществлять деятельность учения.  Нужно научить детей ставить цели, самостоятельно искать и использовать необходимые средства. И, в первую очередь, речь должна идти на установку мотивационной ценности для достижения цели. Решение всех поставленных задач должно проходить через УУД. Ученик должен научиться самостоятельно обрабатывать любую информацию, работать с источниками, документами и материалами, уметь извлекать информацию из текста, использовать разные виды  чтения, анализировать, (схемы, таблицы, диаграммы) проводить анализ, обобщение, группировать и классифицировать факты и явления ( революции, восстания, войны). Выявлять аналогии, (контурная карта, иллюстрации) причинно-следственные связи, выделять общие закономерности, например  национально-освободительной борьбы, реформации  и т.д.

Таким образом, формирование УУД –это приоритетное направление  в  результатах освоения учебного  предмета  «история».

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа  с. Новополеводино

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в рамках реализации ФГОС

                                                         Конновой Н.Б., учителя

                                                              истории и обществознания

                                                                        МБОУ  СОШ  с. Новополеводино

Балаково 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер-класса "Формирование универсальных учебных действий при обучении математике как средство реализации ФГОС ООО"

Мастер-класс по теме "Формирование универсальных учебных действий при обучении математике как средство реализации ФГОС ООО" был проведен с учителями математики в рамках районного семинара. Ц...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в рамках ФГОС

Для успешного обучения у школьников должны быть сформированы четыре вида УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные....

Статья "Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС ООО"

В статье с презентацией рассказывается о формах и методах формирования УУД на уроках музыки. Из опыта работы....

Формирование универсальных учебных действий на уроках химии в рамках требований ФГОС

Работа даёт понимание о современных вопросах педагогики, которые стоят перед школой и в том числе перед учителем химии. Описывает те универсальные учебные действия которые можно развивать на уроках хи...

Методическая разработка по теме: "Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках физики в рамках реализации ФГОС"

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствован...